Проповедь для чтения НЕЛЦУ

Текст: Иеремия 23, 16-29

16. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.

17. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда».

18. Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?

19. Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых.

20. Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это.

21. Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.

22. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.

23. Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?

24. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.

25. Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».

26. Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?

27. Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?

28. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.

29. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?

(Иеремия 23:16-29)

Дорогие сестры и братья,

Итак, мы услышали суровое слово. Слово справедливого суда. Слово Бтожье как огонь, как молот, который может разрушить даже скалу и таким образом с человеческой жизнью не могло бы быть много проблем.

От такого слова собственно хотелось бы увернуться, так как совсем уж не хочется его слушать.

Всегда имеются такие люди, которые затем так и делают, которые полагают, слово из Библии во многих позициях больше не актуально. Так как такие размышления ссылаются на то, что словам уже много тысячелетий. Ситуация уже изменилась. Сегодня мы люди живем по другому, мы думаем по-другому, мы решаем по-другому, чем люди тогда. И тогда некоторые слова просто упрятываются, иначе истолковываются, скромно „забываются“. Затем поступают в соответствии с намерениями: „Не может быть то, что не может быть“.

Но когда мы рассмотрим слово Иеремии, тогда все такие мысли будут изобличены как ложь. Слово Божье – вечное слово. Слово Божье не связано во времени и пространстве. И таким образом также и слово, которое мы слышим от Иеремии говорящего, не только слово, которое удерживается в тогдашнем своем времени, и сегодня более не действительное. Нет, слово Божье действительно, оно действительно вчера и сегодня и также в вечности.

И если мы поддадимся первому импульсу, чтобы не хотеть слушать такое суровое слово Божье, чтобы увернуться, тогда мы не другие, чем люди тогда времен Иеремии. И это показывает то, что слово Божье действительно, ведь потому что мы люди не стали другими. Это может быть, что мы заботимся. Этого никто не хотел бы отрицать. Но мы не изменились: мы будем лучше утверждаться в наших мыслях и делах. Критику мы лучше не будем слушать. Мы будем охотно верить, что все хорошо и что все будет лучше. Так как мешают люди, которые все видят не так оптимистично. Да, Бог хочет оптимистов для этого мира. Но оптимизм, которого хочет бог, которого он хочет от нас, должен произрастать из почвы реальности.

А реальность следующая: мы люди не стали другими. Слово Божье в устах Иеремии действительно также и для нас.

Итак, слово Божбе направляется сначала против лжепророков. Пророки, которые во имя Бога полагают, что все будет оставаться по-старому. Пророки, которые утверждали в делах царя, а затем, и власть имущих, и говорили: вы делаете все это просто замечательно. Именно так, все правильно. Как вы это обдумали, так и должно быть. Бог для этого дает вам свое благословение. Фальшивые пророки поступают так из собственного корыстного интереса: „Я имею свой достаток, я буду хорошо и богато оплачен моим царем. У меня намного больше, чем у бедняги здесь в обществе. И я уважаем, я почитаем. Не только царь охотно слушает меня, но даже много других людей, потому что добрая весть у себя и плохая весть над другими, всегда замечательное успокоительное“.

Царь сам, по сути, просто глупый. Он попадается на удочку к такому советчику. Он так делает, потому что ведь человеческая природа, такая как есть: лучше оставить все так. В особенности тогда, когда у меня вся полнота власти. Зачем мне нарушать этот? Зачем мне спрашивать о том, правильно ли я или не правильно поступаю? Зачем я должен выслушивать критику, когда у меня так много людей, которые заглядывают мне в рот?

Если я это себе правильно думаю, тогда цари сегодняшнего времени, пожалуй, не так уж далеко от подобных мыслей и поступков. Если я допускаю такое себе в своей голове, тогда здесь у вождей и власть имущих не так уж и много что изменилось. Если я это себе правильно думаю, тогда мы найдем такие отношения не только в масштабах государства, но часто также в руководителях других организаций, да даже иногда в руководящих органах нашей общины.

Выяснилось, в конечном итоге, кто был прав. Проповедь Иеремии, которая назначила падение пророкам царя и, в конце концов, царю, осталась правой. К сожалению.

Касается ли это нас? Вполне. Я думаю, мы замечаем это. Мы чувствуем это. И так я хочу еще раз вызвать из памяти слово Мартина Лютера. Он сказал однажды: „Которые только во Христа верят, такие все пророки, потому что у них основное, что должны иметь пророки… Потому что мы все можем сказать, что принадлежит к блаженству, к Божьей славе и к христианской жизни“. (WA 14,29)

Мы пророки сегодняшнего времени, если мы верим во Христа и следуем за ним, так сказал Лютер. Христос сам то, что нам нужно, чтобы вести себя правильно, как пророки, чтобы правильно передавать дальше слово Божье. Мы можем, потому что Христос сам путь, правда и жизнь. В Иисусе все-таки Бог поставил перед глазами пример, как может сладиться общность между собой и с Богом. Она может сладиться только там, где мы остаёмся с правдой и любовью.

Правда, что это? Это Христос. Он - правда. И Иисус оберегал от того, чтобы говорит в глаза другим людям то, говорить им только то, что они хотят услышать. Поэтому его слова так засвидетельствованы и такие исцеляющие, потому что они могли приводить в порядок людей. Они коснулись людей, потому что они ощутили: здесь кто-то хочет для меня лучшего и поэтому он говорит со мной. Иисус все-таки не так уж и много проводил споров с фарисеями, чтобы их усмирить. Он это сделал, чтобы они осознали правду, которая находится в Божьем слове: любовь к людям.

Итак, мы должны тоже оберегаться от того, чтобы распространять неправду. И это начинается уже здесь, где мы искажаем в устах слова, чтобы сказать дальше то, что ни так говориться, где мы говорим в рифму с другими то, что тот другой, пожалуй, сказал бы. Но это тоже неправда: упущение части правды. Где мы из-за фальшивого уважения не можем друг другу сказать еще раз серьезное слово, тогда в конечном итоге от правды остается только след. И где нет правды, там нет также любви. И где нет любви, там нет Бога.

Слово Божье ни тогда, ни сегодня не позволяет себе само сводиться лишь к милому, утверждающему слову. Евангелия действительно значит: добрая весть. Но добрая весть всегда лишь та, которая приближает меня к цели, которую бог предусмотрел: жизнь. К слову божьему принадлежит также и слово суда: но не в том смысле, что оно отбрасывает, но, что оно приводит людей к порядку. Также и слово суда – это слово любви. Критика должна воздействовать на нас, и мы можем меняться.

Это зависит от того как мы себя для этого поставим. Готовы ли мы также сами к тому, чтобы еще один раз услышать о том, что в нашей жизни происходит неправильно? Готовы ли мы к тому чтобы услышать, что мы не достаточно решительно доверяем Господу? Готовы ли мы к тому, чтобы услышать, что мы решительно недостаточно помогаем друг другу? Готовы ли мы к тому, чтобы услышать, что мы всегда запутываемся во лжи и неправде? Готовы ли мы к тому, чтобы услышать, что нам также всегда не достает любви? И готовы ли мы к тому, чтобы работать с Божьей помощью для нас?

Если это так, тогда мы тоже имеем право, сами быть пророками, как говорит Лютер: а именно, передавать дальше это слово о Христе. И тогда можем мы слушать и говорить: бог любит нас, поэтому он уводит со всех ваших злых путей, уводит от ваших злых умыслов и безбожных поступков. Это Евангелие, потому что оно приводит нас в порядок.

Дорогая община, мы помилованная община.

Помилованная, потому что Христос нас любит. И поэтому Он не отказывает нам в Его Слове, которое ведет нас к вечной жизни.

Помилованная, потому что он нас всегда призывает своим словом к обращению и любви и правде. Оно может нас иногда сурово упрекать. Но будем мы умными и мудрыми: услышим и позволим себя вести. Это только для нашего блага!

Аминь.

Ральф Хаска

Перевод Сергея Коржановского, Киев

Наши рекомендации