Православные таинства и формы таинств у инославных

Каков взгляд Православной Церкви на "таинства" Католической церкви

Протоиерей Андрей Филлипс, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 20.04.2010

Православные таинства и формы таинств у инославных - student2.ru

ОТ РЕДАКЦИИ: 17 апреля мы опубликовали краткий комментарий доктора богословия протоиерея Владислава Свешникова «Протоиерей Владислав Свешников: «Я не знаю, являются ли католики еретиками»», который вызвал бурную дискуссию среди читателей. Очевидно, вопрос об отношении к католикам, активизировавшиеся контакты с Ватиканом очень волнуют верующий народ. И вот буквально на следующий день мы получили по почте перевод статьи известного православного пастыря протоиерея Андрея Филлипса, посвященную как раз этой проблеме. Хотя статья была опубликована сравнительно давно - 18 декабря минувшего года - ее актуальность, на наш взгляд не утрачена. Поэтому мы предлагаем ее вниманию наших читателей.

Вступление: спор

В интервью журналу "Der Spiegel", опубликованном 15 декабря, его высокопреосвященство архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев), если можно верить изданию, выразил свое личное мнение о "действенности" "таинств" Католической церкви. Это заявление возмутило многих представителей некоторых поместных Православных Церквей и сильно расстроило многих православных, перешедших в православие из католицизма. Эти личные взгляды его высокопреосвященства ни в коей мере не совпадают со взглядами кого-либо из епископата и духовенства Русской Православной Церкви Заграницей.

Хотя эти комментарии архиепископа Илариона причинили немалый вред, мы здесь не будем повторять слова, сказанные о нем многими православными после этого интервью, а предпочтем сохранять уважительный тон. Зло всегда можно привести к добру. Итак, мы воспользуемся возможностью объяснить, каково понимание Православной Церковью "таинств" Католической церкви.

Православные таинства и формы таинств у инославных

Выражаясь простыми словами, Православная Церковь учит, что вне Церкви не существует Таинств. Если решать вопрос с позиции строгой определенности (в переводе с греческого - "акривия"), любой католик или протестант, желающий быть принятым в Церковь, должен креститься, так как Православная Церковь считает его некрещенным. Такая практика и сегодня существует на горе Афон, в Греции, на Кипре и в других частях православного мира, особенно в Сербии. Это не "повторное крещение", которое строго запрещает Никейский Символ Веры. Потому что повторное крещение подразумевает, что над человеком уже совершено таинство Крещения в Православной Церкви, а это совершенно противоречит нашей вере.

Однако существует также менее буквальный подход к этому вопросу - с позиции понимания, милосердия, пастырского снисхождения (в переводе с греческого - "икономия"). Согласно этому подходу, любой католик и протестант не должны восприниматься как незнающие Христа, Сына Божия. В этом отличие отношения к ним Церкви по сравнению с отношением Церкви к иудеям, мусульманам, индуистам, буддистам и язычникам. Последние, возможно, могут признавать Бога-Отца, но только искаженно, например, как неопределенную "Божественную силу", однако, они точно не признают Христа как Сына Божия, второе Лицо Пресвятой Троицы. Конечно, они не могут признать и третьего Лица Пресвятой Троицы - Святого Духа, исходящего от Отца. Таким образом, из-за духовной ущербности и духовного искажения их таинства являются не более чем формами таинств.

Поэтому, руководствуясь позицией снисхождения, большинство православных принимают католиков и протестантов в Церковь не через крещение, как это делают с иноверными и язычниками. Но это не потому, что Церковь учит, будто вне Церкви существуют таинства, а потому, что у католиков и протестантов есть формы таинств. Верно, что все католики (и протестанты) "крестятся" во Имя Пресвятой Троицы.

Верно также, что их форма таинства Крещения, унаследованная ими у Православной Церкви, от которой они отпали во II тысячелетии, тоже ущербна. Такое крещение напоминает православное крещение, совершаемое в экстренных случаях, например, над больным новорожденным младенцем в роддоме. Другими словами, оно совершается без тройного погружения. Тем не менее, большая часть католиков (и протестантов) верят, что благодаря этой форме таинства на них нисходит Благодать Божия и они вступают в церковь. И хотя Православная Церковь не разделяет эту веру, все же было бы жестоко и немилосердно отрицать их искренность. Ведь они не виноваты, что на протяжении тысячи лет их держали в неведении и вводили в заблуждение. Поэтому, православные обычно относятся к ним со снисхождением, милосердием. Православные верят, что то, чего лишены формы таинств у инославных, восполняется Благодатью, получаемой ими вступлением в Церковь и участием в ее таинствах.

По отношению к католикам снисхождение заходит еще дальше. Так как у католиков помимо крещения существуют и другие формы таинств (которые они считают настоящими таинствами), то возможно, применяя крайнее снисхождение, принимать католиков в православие только через покаяние с последующим за ним причащением. Следовательно, таким же образом, теоретически, можно принять в православие и католических священников: без Крещения, миропомазания и рукоположения. Некоторые православные применяют пастырское снисхождение также к коптам и армянам, которые официально являются монофизитами. Другие православные думают, что последних можно принимать только через миропомазание или через крещение и миропомазание.

С протестантами (включая и англикан) дело обстоит иначе. Так как большая часть протестантов признают лишь одно таинство - Крещение, то пастырское снисхождение православных по отношению к ним распространяется только на их форму таинства Крещения. Но верно, что представители высокой англиканской церкви, составляющие меньшинство, признают помимо крещения еще несколько таинств, или даже все семь таинств. Однако поскольку англиканство в целом не признает других таинств, кроме крещения, православные тоже не признают остальные формы таинств англикан (хотя, в 1930-е годы, находясь под большим политическим давлением, несколько представителей Румынской Церкви признали их на "экуменической конференции).

Наши рекомендации