Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия). ТЕМА 4.2 «Великий Пост как «духовная весна»

ЦИКЛ БЕСЕД «ВЕЛИКИЙ ПОСТ»

ТЕМА 4.2 «Великий Пост как «духовная весна». Молитва св. Ефрема Сирина»

ВОПРОСЫ: 1. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное Воскресенье. 2. Торжество Православия. 3. Молитва прп. Ефрема Сирина: почему ей уделяется столь большое место в богослужениях Великого Поста? 4. Суть этой молитвы и значение в духовной жизни.

1. ВОСПОМИНАНИЕ АДАМОВА ИЗГНАНИЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.Последняя неделя (5-я) перед Великим Постом. В этот воскресный день Церковь символично ставит нас перед воротами Рая – мы уподобляемся изгнанным Адаму и Еве. Через личное покаяние мы можем почувствовать потерю Богообщения и Рая.

«Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче» (Стихира Посту)

Прежде, чем начать путь, нам нужно предстоять Богу с чистым сердцем и совестью, простить и попросить прощения у ближних (ср. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»(Мф. 5:23–24)

2. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. Первая неделя Великого Поста. Вспоминается ересь иконоборчества (VII – IX вв.). В чем же состоит Торжество Православия?

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)

___________

3. МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА. Читается во время Поста кроме субботних и воскресных дней. После каждого из трех прошений – земной поклон. Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (Далее – «Боже, очисти мя, грешнаго» - 12 раз с поклонами, и еще раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце)

«Эта молитва проникает в сердце, как никакая другая, вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее. Излилась она из сердца совершенно очищенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такое таинственное действие на сердце… Вещи имеют свой запах, свойственный им. Если в сосуд влить вещество благовонное, потом вымыть, надолго останется аромат; и напротив, если влить чего-либо зловонного, то зловонный дух останется надолго. Так бывает и в человеческой душе… оставляют свой дух и след все пороки, которыми грешит человек… Знаем по житейскому опыту, что мы можем уже при кратком знакомстве, иногда при первой же встрече, уловить, какого духа человек» (свт. Лука Войно-Ясенецкий). Что такое – «дух»?

В этой молитве – осознанная просьба избавить от основных пороков, мешающих жить: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15)

1.Зло не самобытно, и существует оно лишь как недостаток, оскудение, извращение добра, оно паразитирует на месте добродетелей, симметрично существуют вместо них.

Прошение об избавлении от всего порочного(очистить сосуд от духовных болезней) Прошение о даровании важнейших добродетелей (наполнить ими сосуд)
1. ПРАЗДНОСТЬ Она - корень грехов; бывает 1) бытовой, телесно-душевной 2) духовной. Пассивность, растрата духовных сил, цинизм, избегание страданий, состояние незанятости, движение «вниз»; изломанность ценностей, невозможность видеть вещи целиком как они есть. Греч.: «многоделание», «многозаботливость» (т.е. отсутствие духовной работы - это тоже праздность). В молитве до XVII в. перевод – «небрежение» (своим внутренним миром). Теряется время, данное Богом для спасения 1. ЦЕЛОМУДРИЕ Касается не только телесной сферы, но и духа; целостность, иерархия и гармония ценностей, чистота, цельность и единство сердца и помыслов). Грех разбивает человека на части, осколки: на уме одно, на сердце другое, на языке – третье. Это состояние нецельное, нецеломудренное, лукавое. Без целомудрия внутри – борьба и напряжение, беспокойство, разлад в душе и в окружающей жизни, духовная шизофрения.
2. УНЫНИЕ Взаимосвязано с праздностью; пессимизм, отсутствие радости, отрицание смысла жизни. Христианство, наоборот, это путь бодрости, силы воли и характера: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23) Дух уныния может увести с пути за Христом. Источники уныния – болезни (свои и близких), смерть, несчастья, потери, саможаление, пресыщенность житейскими удовольствиями – имеет много общего с гордостью и самолюбием. «Скука унынию внука, а лени дочь» (прп. Амвросий Оптинский) 2. СМИРЕННОМУДРИЕ Плод целомудрия, черты - смирение, принятие вещей такими, какие они есть, умение видеть во всех событиях Божие величие, доброту и любовь. Противоположно гордости. Смиренный - нищий духом, помнящий о своих недостатках. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29) «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5)
3. ЛЮБОНАЧАЛИЕ Любовь к власти; если душа не направлена к Богу, она станет эгоцентричной, все другие станут средствами для удовлетворения желаний и удовольствия; извращается отношение к людям. Это стремление первенствовать, властвовать над другими, занимать первое место. «Все мне должны, я имею право требовать, а другие от меня – нет». Иначе – властолюбие. «Кто хочет быть первым, да будет последним, да будет всем слуга» (Мк. 9:35) В молитве до XVII в. здесь встречается перевод – «сребролюбие» (богатство как власть) 3. ТЕРПЕНИЕ Качество Бога - «долготерпелив и многомилостив». Бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу, нераздражительность, принятие всего. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19) «С великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте» (Иак. 1:2-4)
4. ПРАЗДНОСЛОВИЕ «От избытка сердца говорят уста. За всякое праздное слово дадут они ответ в день Суда (Мф. 12: 34, 36) «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3) «Кто не согрешает в слове, тот… совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2) Человек часто не замечает своего празднословия. «Чтобы научиться хорошо и непогрешительно говорить, прежде надо выучиться молчать» (Схим. Зосима) 4. ЛЮБОВЬ «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13:35) «Тогда соблазнятся многие, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга, и, по причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:10, 12)

2. Из первых прошений следует заключительное прошение, «вывод» - просим «видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего». Недостаточно видеть свои прегрешения, эта добродетель может обратиться в гордость. Если целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда главный враг - гордость - уничтожается, мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего».

Дух осуждения - от гордости, от того, что многие считают себя выше и лучше других.

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? (Мф. 7:3-5). «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10). «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» (Рим. 2:3)

«Где твои обвинители? Никто не осудил тебя. ...И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши» (Ин. 8:4-11)

ВЫВОДЫ:_______

______________________

ЗАДАНИЕ: Произносить молитву с большей осознанностью и вникать в ее духовный смысл.

Наши рекомендации