Iii. представление о человеке

  ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
3.1. Какова цель сотворения человека? Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения [1]. «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…” (св. Максим Исповедник) Бог создал человека для исполнения закона.
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? Да [2] Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 23:2) Нет Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6-8).
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? Да Нет
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? Да Да
3.5. Что есть грех? Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди (3). Разрыв общения с Богом через противление Его воле. Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? Да Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр. 7:48). Нет
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? Да Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (4). «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» (5). Нет
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей? Да Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом. Нет
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей? Да Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. Нет
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха? Да Человеку необходим Спаситель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:22,23) Нет
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла? Да Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» (6). Нет Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом «Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49). «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28. 68).[7].
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог? Да Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю. Нет Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 96)[8].
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом? Да Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему [9]. Нет Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной [10].
3.14. Сколько жен может иметь мужчина? Одну До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую [11].
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену? Нет Да. «Ударяйте их» (4. 38) [12]

IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК

  ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
4.1. Дает ли Бог Свое Откровение человеку? Да Да
4.2. Общается ли Бог в Откровении с человеком непосредственно или только через созданных Им посредников? Бог раскрывает Себя и общается с человеком в Откровении непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Аллах раскрывается человеку только через ангела. Единственным исключением является Муса (Моисей), с которым Аллах говорил лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел Аллаха и не общался с Аллахом.
4.3. Что является вершиной и полнотой Божественного Откровения? Вочеловечивание Самого Бога: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 16:17). Явление Мухаммеду ангела Джибрила, который в пещере несколько раз схватывал и сжимал его, заставляя его напрягаться до предела [1], вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!» [2].
4.4. Должен ли человек стремиться искать познания Самого Бога? Да Люди созданы «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). Нет Человек может искать лишь исполнения шариата (араб. правильный путь) – предписаний закона Аллаха.
4.5. Может ли человек соединиться с Богом? Да Бог открывает каждому человеку возможность познать Себя вплоть до того, чтобы люди стали «причастниками Божественного естества» (2Пет. 1:4), соединились с Ним. Познавая Бога, человек соединяется с Ним чрез дар нетварной благодати Святого Духа – дар обожения. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). Человек – храм Святого Духа. Нет Аллах не может соединиться с человеком, обитать в человеческой душе, уме и сердце. Это подтверждает и суфийская практика.
4.6. Может ли Господь Сам лично раскрыть Себя каждому человеку? Да Благодатью Святого Духа каждому верующему: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:5). Нет Аллах не раскрывается каждому человеку.
4.7. Может ли Господь лично общаться с каждым человеком? Да Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и церковных таинствах. «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор. 1:9). Нет Аллах не желает общаться с человеком. Даже Мухаммед лично не общался с Ним.
4.8. В каких отношениях находится Бог с человеком? В отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати. «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7).   Аллах – господин, а человек – раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб (19.88-93).
4.9. Что Бог требует от человека? Исполнения евангельских заповедей любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10:27). Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов. Исполнение предписаний шариата – закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добавляется джихад.
4.10 Требует ли Бог исповедания веры? Да «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32) «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин. 4:15). «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9). Да Требуется произнесение шахады: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха».
4.11. Заповедует ли Бог любовь к Себе? Да Любовь к Богу – первая и наибольшая заповедь (Мф. 22:38). «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 21:14). Нет Совершенная вера выражается в любви к шариату – закону Аллаха, а не Аллаху. Высшие чувства к Аллаху – рабская покорность и повиновение.
4.12. Заповедует ли Бог любовь ко всякому человеку? Да Бог заповедует нелицеприятную, совершенную любовь человека к человеку. Различие между врагом и ближним уничтожено Христом: «Любите врагов ваших» (Лук. 6:35). «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Лук. 6. 32. 33). Нет Возможна любовь только к единоверцу, но и здесь установлена ненависть (например, в случае мести или ряда его проступков, нарушающих шариат).
4.13. Заповедует ли Бог молитву? Да, по возможности непрестанную. Да, пятикратную (араб. cалят).
4.14. Является ли молитва ритуалом, для которого необходимы внешние условия? Нет Заповедана молитва от чистого и искреннего сердца, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, со смирением и усердием, на всяком месте (Тим. 2. 8) и во всякое время (Еф. 6:18). Заповедано раскрытие своих стремлений Богу: «С благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филипп.4. 6). Да Молитва является ритуалом закона (араб. шариата). Существует время запретное для молитвы, необходимо, чтобы рядом не прошла женщина, собака, нужны определенное место, позы, одежда, требуется порядок действий и слов. Так, например, во время восхваления Аллаха большие пальцы должны касаться мочек ушей, ступни должны быть параллельны друг другу, а расстояние между ними должно быть в четыре пальца.
4.15 Обязательно ли молиться на иностранном языке? Нет Для Бога нет языковых барьеров, человек может молиться на любом языке. Да Обязательная молитва для мусульманина состоит из восхвалений Аллаха и аятов Корана на арабском языке.
4.16. Существует ли разделение на обязательную и необязательную молитву? Нет Да Присутствует отчетливое разделение обязательной ежедневной пятикратной молитвы (араб. салат, тур. намаз) и необязательной молитвы. Салат в основном состоит из произнесения аятов Корана, прославления Аллаха одновременно с принятием различных поз. Необязательная молитва (дуа) – молитва от сердца о своих нуждах, но без нее можно войти в рай.
4.17. Заповедует ли Бог пост для духовной борьбы с грехом и дьяволом? Да Христианский пост – часть духовного подвига борьбы с грехом и дьяволом. Падшие духи «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Нет Пост (араб. саум) установлен лишь для награды в будущей жизни.
4.18. Заповедует ли Бог войну с иноверцами? Нет Заповедана духовная борьба с дьяволом и падшими духами – врагами человеческой души. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). [6] Да Определен джихад как «священная война» с иноверцами. «Когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с неверными и лицемерами. Будь жесток к ним!» (9.73).
4.19. Допустимо ли мученичество за веру? Да Да
4.20. В чем состоит мученичество? Мученик (исповедник, свидетель Христа) – христианин, добровольном перенесший гонения за Христа вплоть до лишения жизни от руки гонителей. Мученик (араб. шахид – погибший со свидетельством веры) – мусульманин, погибший во время джихада, на войне с иноверцами.
4.21. Присутствует ли почитание природных явлений и паломничество к ним? Нет Запрещено почитать явления природы. Да Присутствует поклонение метеориту (черному камню, араб. хаджар аль-асвад ) в Каабе. Мусульмане целуют его или касаются рукой (обряд такбиль). Поклонение – часть хаджа (араб. паломничество), паломничества в Мекку. Хадж – один из пяти столпов ислама [3].
4.22. Существуют ли ритуалы (внешние механические действия) чрез которые достигается спасение? Нет Отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека. Да Например, семикратный бег между холмами Сафа и Марва во время хаджа, бросание камней в столбы с целью побивания шайтана, жертвоприношения животных и пр [4].
4.23. Существуют ли таинства, в которых Бог особенно близко общается с человеком? Да Установлены священнодействия в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа. Нет Отвергается благодатное общение Бога и человека.
4.24. Обещает ли Господь человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни? Да Да
4.25. Какое вознаграждение ожидает человека в раю? В Царствии Божием (в раю) христиан ожидает духовное блаженство. В Царствии небесном «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30). «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). В Царствии Божием христиан ожидает полнота Богопознания и уподобления Богу: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2). «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3). Мусульман ожидают плотские удовольствия. Они будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями. (56. 15-22)[5]. Совершенного познания Аллаха достигнуто не будет.
4.26. Признает ли религия священную книгу? Да, Библию. Да, Коран.
4.27. Какова природа священной книги? Написана пророками и апостолами по вдохновению Святого Духа. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16) В ней присутствует как Божественная, так и человеческая воля. Христиане верят в Бога, а не в текст. Библия не является Богом. Исконный смысл Библии может быть передан на всех языках мира. Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран – проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на арабском языке – это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке
4.28. Как религия оценивает другую? Признает всецело ложным учением. Называет христиан «людьми Писания», частично исказившими истину Аллаха.

V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ

  ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
5.1. Кем себя считал? Иисус Христос считал Себя воплотившимся Богом, Богочеловеком – совершенным Богом и совершенным человеком, Сыном Божьим по естеству, Второй ипостасью Святой Троицы – Словом Бога. «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Ап. 1. 17.18) «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап. 21. 6). «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш (Ин 8:54)». «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9). «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). «Сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин. 8:25). Мухаммед считал себя одним из пророков, простым смертным.
5.2. Время его рождения. Как Бог существует вечно, как человек воплотился, став Основателем и Началом нашей системы летоисчисления. Конец 6 в. от Рождества Христова.
5.3. Явил ли свою святость людям? Да «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». (1Петр.2:22-24) Нет Считал себя грешным человеком.
5.4. Явил ли окружающим свое смирение? Да «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Флп.2:7-8) Нет Фактически обожествлял себя. Например, «благословлял» своих последователей слюной, соплями, потом, кровью, мочой и другими выделениями. Это подтверждается достоверными хадисами и авторитетными мусульманскими богословами! [1]
5.5. Явил ли Свою любовь людям? Да, явил Свою любовь вплоть до добровольных страданий и смерти. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:17.18). «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». (1Ин. 4:10). Нет Некоторые добрые поступки не идут ни в какое сравнение с совершёнными злодеяниями.
5.6. Имел ли семью, жен и наложниц? Нет Да Число жен точно не определено – от 11 до 25. При этом имел множество наложниц. На своей любимой жене Айше Мухаммед женился, когда ей было шесть лет, а ему пятьдесят.
5.7. Допускал ли обогащение нечестным путем и богатство для себя? Нет На Земле жил Странником: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23,24) Да В том числе и нажитое путем грабительских набегов на караваны, выкупа за захваченных пленных, работорговли и пыток людей, спрятавших деньги.  
5.8. Допускал ли ложь? Нет «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). Считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8:44). Да Отдавая приказы убивать, одобрял убийство с помощью лжи. Например, убийство Кааба бин аль-Ашрафа или убийство Абу Рафиа Абдуллаха бин Абу-ль-Хукайка.
5.9. Как относился к врагам? Учил о любви к врагам и прощению ненавидящих и обижающих. Даже в момент страданий на кресте, молился за своих убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Применял месть вплоть до физического уничтожения. Например, убивал поэтов, писавших о нем сатирические стихи, приказал убить двух женщин, певших о нем смешные песни.
5.10. Применял ли насилие для распространения религии? Нет Пытавшемуся защищать Его с помощью силы сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Да Вел непрестанные религиозные войны, насильно обращая в свою веру. Совершил девятнадцать военных походов. Имел восемь мечей, четыре копья, четыре кольчуги, четыре лука. Считал, что можно нападать на спящих иноверцев, даже если при этом пострадают их женщины и дети.
5.11. Творил ли чудеса? А. Воскрешал ли мертвых? Б. Исцелял ли слепых, прокаженных, немых, глухих и бесноватых? В. Проницал ли мысли и деяния людей? Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей. Да Да Да Нет Нет Нет
5.12. Умер ли естественной смертью? Нет Был распят на кресте вместе с разбойниками. «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» (Марк. 15:27. 28). Да
5.13. Оставил ли учеников и последователей? Да В том числе 11 апостолов в полной растерянности. Да Вооруженную общину.
5.14. Предсказал ли свою смерть и обещал ли снова явиться своим ученикам после смерти? Да «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф. 17:22). «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». (Мф. 26:32). Нет
5.15. Явился ли после смерти и вознесся ли на небо? Да Явился самим одиннадцати апостолам, сказав: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лук. 24:51). Нет
5.16. Что оставил ученикам после своей смерти? Самого Себя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Призыв к дальнейшим войнам, имущество, власть, захваченных в плен людей и территории.
5.17. Существует ли гробница? Да В xраме Гроба Господня, в Иерусалиме. Да В Медине.
5.18. Лежит ли в гробнице тело основателя религии? Нет Гробница пуста. «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам» (Лук. 24:4-6). Да

Примечания к таблице I

[1]. 1. Бог сотворил ангелов прежде творения грубого материально-телесного мира. К ним также приложимо понятие «дух», ибо они сотворены по Образу Божьему. Однако такое название для них всегда условно, ибо образ и первообраз не совпадают в сущности, ангел, как и человеческая душа, созданная после творения ангелов, не Бог, а ограниченное существо. «Священное Писание и святые Отцы постоянно называют их бесплотными и невещественными, но так называют их только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу – единому Духу. Един Бог – вполне Дух, – учит св. Игнатий Брянчанинов об ангелах. – …Отвергнув понятие о подчинении ангелов пространству, должно или вовсе отвергнуть их существование, или признать их беспредельными, т.е. приписать им вездесущие Божеское. Только две неопределенные величины – ничто и бесконечное – не подчиняются никакой форме; всякая, напротив того, определенная величина, как бы ни была велика или мала, непременно имеет форму, по самой определенности своей. Согласившись, что ангелы ограничены, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т.е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и духовном видении духов). «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Глава III (17). Об Ангелах). «Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», – учит митр. Макарий (Булгаков) (Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку. Отдел I. О Боге в Самом Себе § 19).

[2]. Шейх уль Ислам Ибн Таймия сказал: «Простое упоминание о чем-то вместе с Аллахом не означает, что это становится Его атрибутом. Определенные созданные вещи могут быть упомянуты вместе с Аллахом, и их атрибуты не становятся божественными атрибутами, согласно мнению ученых – подобно фразам «Дом Аллаха», «Верблюдица Аллаха», «рабы Аллаха». То же самое относится к фразе «дух Аллаха», согласно мнению ранних поколений и их имамов и их последователям. Но если, что то является Его атрибутом и не является атрибутом которым обладает кто-нибудь еще, например Знание Аллаха, Рука Аллаха, Речь Аллаха, то это является из Его атрибутов» («Джаваб аль Сахих», 4:414). Таким образом, следуя Ибн Таймии, знание, рука, речь – могут быть атрибутами Аллаха, хотя, например, рука антропоморфный атрибут. Между тем, дух не может быть атрибутом Аллаха. Этот принцип применен к толкованию всех аятов, где встречается слово «дух» или «дух Аллаха». Этот принцип ведет к антропоморфизму. В одной из своих фетв ибн Таймийя пишет: «То, что в Коране и Сунне приведено как ясный довод, и если на этом мы находим и праведных предков значит, это есть истина. Если даже из этого будет следовать, что Аллах имеет все атрибуты физической телесности, нет никаких проблем, ибо истина есть истина» («Аль фатаваи» том 5 стр. 192). По словам Ибн Батуты, Ибн Таймия говорил: «Аллах спускается на нижнее небо подобно тому, как я спускаюсь с минбара». Сказав это ибн Таймийя сошёл с минбара. («Ад дурар аль камина» ибн Хаджар Аскалални. Том 1 стр. 154, «Рахила» ибн Батута стр. 95).

[3]. Православное догматическое богословие выделяет четырнадцать основополагающих Божественных атрибутов: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, высочайшую премудрость, высочайшую свободу, совершеннейшую святость, бесконечную благость, бесконечное правосудие. Среди этих атрибутов нет антропоморфных.

Некоторых мусульман смущает известная библейская фраза: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… (Бытие 1:26). См. подробнее здесь.

[4]. Мусульманское вероучение считает, что атрибуты Аллаха неповторимы, изначальны и вечны, Аллах свободен от всех недостатков, присущих творениям. Этих атрибутов 14. Шесть атрибутов относятся к проявлению сущности Аллаха– Сыфат-и Затиййа. Восемь атрибутов – к проявлениям доказательств сущности Аллаха – Сыфат-и Субутиййа. К первым шести относятся необходимость существования, предвечность, бесконечность, единственность, неподражаемость и неизменность. Ко вторым восьми отнесены жизнь, знания, зрение, слух, воля, мощь, слово, способность создавать. Зрение и слух Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Но зрение и слух – атрибуты тварного мира. Атрибуты слуха и зрения, как бы мы их не понимали, сами по себе не могут быть вечными, нетварными, лишенными недостатков. Сравнения же с пауком прямо свидетельствует против их несозданности. Сотни зверей в этом мире могут разглядеть паука ночью даже на самом темном камне. Данные сравнительной офтальмологии говорят о том, что, в отличие от человека, который видит лучше при более ярком освещении, уже для собак нет никакой зависимости от яркости или затененности. Ночное видение кошки превосходит ночное видение собаки. Ее глаз способен видеть, когда уровень освещения в шесть раз ниже лимита человеческого глаза. Но сова и летучая мышь видят еще сильнее. Их ночное видение намного превосходит человеческое и они ночью ловят насекомых. Причем, зрение летучей мыши совсем не такое как зрение у животных и человека. Летучая мышь видит не оптически, глазами, а с помощью ультразвуковой локации, что позволяет ей заметить ночью самое мельчайшее насекомое. К тому же и сам человек может наблюдать паука в темную ночь на темном камне с помощью прибора ночного видения, а с помощью иных приборов может уже видеть и слышать, что происходит за кирпичными стенами. Что же касается слуха, то верхний предел человеческого слуха равен 20 000 Гц, обычной мыши 90 000 Гц, летучей мыши 120 000 Гц.

Если о христианском Боге можно сказать, что Он видит и слышит, то только в аллегорическом и символическом смысле того слова. Издревле христианство учило, что часть знания о Своем Духовном Бытии Бог передал посредством символов, чтобы людям было легче постичь живое отношение к ним Божества, ибо «нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XI. О том, что говорится о Боге телесным образом). Но в своем учении Церковь всегда категорически утверждала, что это знание было лишь приспособлено к человеческой немощи, чтобы человек лучше понял Божественные действия, а не отражало Бога как Он есть. Это выразилось в анафеме всех антропоморфных представлений о Боге. В первую неделю великого поста, мы слышим следующие слова Церкви: «учащим что Бог не Дух, но плоть – анафема».

[5]. «Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха есть лик преславный и достохвальный. «Вечен лишь лик Господа твоего, преславного, достохвального» (55:27). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха две величественные щедрые руки. «А Его руки распростёрты [в щедрости], – дарует Он, сколько пожелает» (5:64). «Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся земля окажется в руке Его в день воскресения, а небеса будут скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают к Нему в сотоварищи!» (39:39). Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха два глаза. «И по откровению Нашему воздвигни ковчег пред очами Нашими…» (11:37). Пророк сказал: «У Него – покрывало из света. Если бы Он приоткрыл его, то прелесть лика Его сожгла бы всё, что объемлет Его взор». Приверженцы Сунны единодушны в том, что у Аллаха два глаза, что подкрепляется высказыванием Пророка о Лжемессии: «Он одноглазый, а, поистине, Господь ваш – неодноглазый»» (Вероубеждения приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины. Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин)..

[6]. Слово или речь как атрибут Аллаха не имеет ничего общего с Божественной Ипостасью Слова в христианстве. Слово или речь Аллаха не вносится в Божественное бытие как ипостась. Слово или речь Аллаха – это и есть сам Коран, который становится атрибутом Аллаха. «Коран – несотворенная речь Божья. И да не трудны для тебя будут слова эти: “она несотворена”, – ведь речь Божья принадлежит Богу, а в Нем нет ничего тварного. Остерегайся вступать в спор с теми, кто толкует о ее сотворенности или утверждает, что она была произнесена во времени, или кто рассуждает об этих вопросах так: “Не знаю, сотворена ли она или несотворена”. Нет, Коран – речь Божья, и она несотворена» (Имам Ахмед бен Ханбал. Акыда) Отсюда – Коран вечен. Напомним, что христианская Библия не вечна. Вечен Сам Бог как Слово.

[7] Аллах является источником добра и зла одновременно, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу.

[8] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 19 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г.

[9] Аль-Хадис аль-Кудсийа. 30 / Хадисы пророка. Перевод и комм. И. В. Пороховой. 2000г.

[10] Ахмад бен Ханбал. Акида.

[11] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. М., 2000.- С. 159.

[12] Мухаммед ибн Сулейман ат-Тамими. Там же. – С. 93.

Примечания к таблице II

[1]. Если считать Иблиса ангелом, то ангелы созданы из огня: «И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, – он возгордился и оказался неверным. Он сказал: «О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своими руками? Возгордился ли ты или оказался из высших?» Он сказал: «Я лучше него: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».(38. 73-77). В тоже время про Иблиса несколько раз сказано в хадисах: «Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт». Это может говорить о его природе как джина.

[2]. Вера в перо, которым писал Аллах на скрижали – часть мусульманского вероубеждения. Она внесена в вероисповедные документы. «Мы верим в аль-Лаух (Скрижаль) и аль-Калам (Перо) и во все, что написано. … Перо высохло, написав все, что будет иметь существование до Судного Дня» («Акыда ат-тахавийя» (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави)).

[3]. Об этом говорят хадисы. Например, в хадисе, который приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, Термези и Ибн Маджа со слов Абдаллы бен Масуда утверждается, что вначале человек творится как зародыш, а затем посылается ангел, «дабы вдохнуть в зародыш дух». Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Хузайфы бин Усайда: «По истечении сорока двух ночей (со времени утверждения) семени (во чреве матери) Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему форму и наделяет его слухом, зрением, кожей, плотью и костями».

Примечания к таблице III

[1] По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», – учит св. Максим Исповедник.

Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов (Иаков. 1:17), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей»(св. Максим Исповедник). Дар обожения — дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, – учит св. Марк Эфесский, – Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует божественная благодать».

Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась»(св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» (2Пет. 1:4). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5).

На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» (1Кор. 2:14).

[2] Человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воли человека. «Выражение: по образу – указывает на способность ума и свободы», – говорит св. Иоанн Дамаскин. Бог есть Существо высочайше разумное и человек, как образ Его, обладает разумом. Бог есть Существо высочайше свободное и человек, как образ Его, обладает свободной волей.

Человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя. «Выражение: по подобию – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», – говорит св. Иоанн Дамаскин.

Христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.

(3) 6 Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души.

(4) Преподобный Григорий Синаит . Творения. М., 1999. С. 25.

(5) Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 332.

(6) Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. СТСЛ, 1995. – С. 151.

[7] Учение о предопределении не носит аллегорического характера. «Обязательным в сунне (таким, что если кто-нибудь не принимает, не практикует и не верует в это, то не считается суннитом) является вера в предопределение всего, и доброго и злого, и вера в хадисы о предопределении. Эти хадисы должны просто приниматься на веру без вопросов “почему” или “как”» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Акыда).

Предопределение Аллаха фактически отнимает у людей волю и свободу выбора: «Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. И все они есть по Его воле, желанию, решению, установлению и предопределению» (Имам ан-Насафи. Акыда).
Учение о предопределении – неотъемлемая часть ислама. Это учение нельзя путать с учением о предвидении Божьем, принятом в христианстве. Всесвятой Бог предвидит свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться, зная их наперед. Такое предвидение допущено Богом, поскольку Он Сам сотворил человека по Своему Образу и ожидает от человека свободного произволения в осуществлении Своей воли. Здесь исключен момент принуждения, насилия, предопределения человеческой воли со стороны Бога, Который позволяет свершиться свободному выбору человека, чтобы дать ему свою оценку в вечности

[8] Такое утверждение связано с теорией предопределения. «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра и повиновения, а рабы его сами себе желают зла и неповиновения и поступают так, как хотят, утверждает этим, что желание рабов сильнее Аллаха. Какая клевета на Аллаха страшнее?» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Табакат 1, 25. Ибн Аби Йала). С точки зрения ислама, Аллах творит человеческие поступки (как и поступки всех созданий, а создания их лишь себе присваивают: «Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Коран 37. 96). Это учение – не аллегория: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены людьми» (§ 86. Акыда ат-тахавийя (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави).

С точки зрения христианства, всемогущество Бога простирается гораздо дальше, чем подавление воли и исполнения за них их действий людей. Как могущий все и ничем не ограниченный, Он может не навязывать творениям Свою волю, ждет от них свободных действий. Христианство считает, что свобода воли у человека свидетельствует о том, что Бог не определяется своими творениями, существует вне них. Могущество Бога не в том, чтобы подавлять волю ограниченных созданий, а в том, чтобы предоставить им возможность прийти к Нему добровольно, по собственному желанию. Всемогущество Бога проявляется именно в даре свободы человеку.

[9] Важно заметить, что, следуя Православию, женщины не должны принимать священный сан в церковной иерархии. Однако сам сан не является преимуществом «мужчины над женщиной», а лишь формой служения лаикам (мирянам), которые также и женщины. Принадлежность к церковной иерархии не свидетельствует о большем духовном достоинстве и больших возможностях для спасения. О таком достоинстве свидетельствует лишь принадлежность к монашеству, позволяющему всецело сосредоточиться на спасении души и Богопознании. Монашество равно открыто мужчинам и женщинам. О таком достоинстве свидетельствует и личная святость христианина.

[10] Женщина в исламе утрачивает свое духовное равенство, она не равна с мужчиной в религии. Об этом говорит много хадисов: «Женщины спросили: “О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?” Он сказал: “Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии”» («Сахих» Бухари). В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что во время проповеди, посвященной солнечному затмению, Мухаммед сказал: «Я увидел Огонь, и большинство его обитателей – женщины». В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Мухаммед сказал: «О женщины, раздавайте пожертвования, ибо я видел, что вы составите большинство обитателей Огня». В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Имрана бин Хусайна о том, что Мухаммед сказал: «Поистине, женщины составят меньшую часть обитателей рая». Все сказанное не противоречит тому, что у каждого мужчины в раю будет больше одной жены, так как женщины, которые составят большинство тех, кто попадет в ад, – люди, потомки Адама, а многочисленные жены обитателей рая будут черноокими гуриями. Следуя Корану и хадисам, мужчинам в раю будет предоставлена вся полнота удовлетворения низших сексуальных потребностей с гуриями.

[11] Хадис со слов Умм Саламы, говорит, что Мухаммед, женившись на ней, провел с ней три ночи и сказал: «Я никогда не обижу тебя. Если хочешь, я проведу с тобой семь ночей, то в этом случае я должен буду провести по семь ночей с каждой из своих жен». Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Посланник Аллаха собирался в поездку, он бросал жребий между своими женами и брал с собой ту, на которую выпадал жребий».

[12] Призыв к применению физической силы по отношению к женщине в Коране не является простой рекомендацией. Это воля Аллаха, переданная Джибрилом. Эта воля носит императивный и повелительный характер. «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их» (4. 38).

Достоверный хадис из сборника Муслима под номером 3506 (http://www.iium.edu.my/deed/hadith/muslim/009_smt.html) повествует о том, как сподвижники Мухаммеда решили развеселить его: «…Омар нашел «пророка», сидящего грустным и тихим с его женами вокруг него. Омар решил сказать кое-что, чтобы рассмешить «пророка», и сказал: «Посланник Аллаха, жаль, что ты не видел дочь Хариджи (речь о его жене), когда она просила у меня дополнительных денег, я встал и ударил ее по шее». Посланник Аллаха засмеялся и сказал: «Вот они – вокруг меня, как видишь, просят дополнительных денег». Абу Бакр тогда встал, подошел к Айше и ударил ее по шее, и Омар сделал то же самое с Хафсой…».

В другом же хадисе, из сборников Абу Дауда и Ибн Маджа, Мухаммед говорит, что после смерти во время суда «мужчину не будут спрашивать о том, почему он бил свою жену».

Омар сообщил, что Пророк сказал: «Мужчину не следует спрашивать, почему он бьет свою жену». (Сунан Абу Дауд, 11.2142)

Также можно сравнить заповедь Христа «…кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует» (Мф. 19:8-10) с рекомендуемой Мухаммедом проституцией (Сахих Бухари 7.62.52, 8.3246, 3250, 3253. Sheikh al-Khudary. Nur al-Yaqin), правда называлась она по другому – «временный брак»: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдаллаха, сказавшего: «Как-то, ещё молодыми, мы были с пророком. Мы сказали: посланник Аллаха, что нам, кастрировать себя? Пророк запретил нам это и разрешил нам брать в жёны женщин за вознаграждение на время». Сказав это, Абдаллах процитировал: Не запрещайте благ, разрешённых Аллахом» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432).

Мы не пытаемся утверждать, что все мусульмане бьют своих жён, грубы с ними или посещают публичные дома, мы лишь указываем на то, что исламское вероучение оправдывает это.

Примечания к таблице IV

[1] См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 3. (3).

[2] См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 3. (3).

[3] Чёрный камень – мусульманская святыня, вмонтированная в северную стену Каабы. Представляет собой метеорит 30 см в диаметре в серебряной оправе. Поклонение черному камню имело место в языческой Аравии задолго до ислама.

[4] Мусульманский хадж включает в себя обход вокруг Каабы, вход в мечеть босыми, с правой ноги через Врата мира, такбиль (поклонение черному камню), семикратный бег между холмами Сафа и Марва, шествие к священному колодцу Замзам, из которого дважды берут воду: сначала её пьют, а затем обливают тело с головы до ног, стояние у горы Арафат (вукуф), путь в долину Мина, где надо бросить семь камней, подобранных в Муздалифе, в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий сатану, жертвоприношение Курбан-байрам, обривание головы, сбритие бороды, при этом сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в долине Мина, затем новые жертвоприношения, новый визит в долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба.

[5] Достоверные хадисы говорят, что в раю у каждого мусульманина будет 72 гурии. В каком бы возрасте он ни умер, когда он будет допущен в рай, он обернётся тридцатилетним и никогда не станет старше (хадис Тирмзи). «Гурия-это красивейшая молодая женщина с прозрачным телом. Её костный мозг просвечивает, как прожилки внутри жемчужин и рубинов, она напоминает красное вино в белом бокале, её цвет белый, и она свободна от обыденных физических изъянов повседневной женщины: от менструаций, менопаузы, необходимости мочиться и облегчать кишечник, от деторождения и связанной с ним скверны, гурия-девушка нежного возраста, у неё пышные груди, они округлы и не отвисают» (хадис Тирмзи). При этом уже сейчас мусульманский мужчина принадлежит своей жене не всецело: в хадисе, переданном Тирмизи и Хакимом, сказано: «в то время, когда жена на земле обижает мужа, его гурия в раю говорит, обращаясь к ней: «пусть Аллах умертвит тебя, муж возле тебя лишь временно, вскоре он будет разлучен с тобой и придет к нам». «Мужчина в раю получит потенцию, равную потенциии сотни мужчин» (хадис Тирмзи).

[6] Агрессивность ислама вытекает из его вероучения, это не просто зло, которое творят нечестивые люди, это религиозная норма ислама, которая проходит через всю его историю, с момента основания до наших дней.

Тем не менее, приходится слышать от мусульман упрёки христианам в крестовых походах. Считаем необходимым пояснить, что крестовые походы – это часть истории католицизма, а не православных стран, которые сами пострадали от этого. Нигде в Евангелии не говорится об агрессии к иноверцам, это противоречит христианству. Подробнее: «Стереотипы представлений о крестовых походах».

Примечания к таблице V

[1] Абу Муса сказал: «Пророк попросил чашу с водой, омыл в ней руки, лицо, прополоскал рот и выплюнул воду в чашу, а затем сказал нам обоим (мне и Билалу): Пейте из чаши и омойте этой водой ваши лица и грудь.»Сахих Бухари, книга 4, хадис 187, рассказал Абу Джуайфа *

«Махмуд бен Ар-Раби был тем, на чьё лицо пророк выплёвывал воду из своего рта. Урва рассказал, что всякий раз, когда пророк совершал омовение, его последователи дрались за оставшуюся (после омовения) воду.» Сахих Бухари, книга 4, хадис 188, передал ибн Шихаб

«Клянусь Аллахом, всякий раз, когда посланник Аллаха плевал, его плевок попадал в руки одного из его сподвижников, который растирал (этим плевком) своё лицо и тело. Если он приказывал им, они выполняли его приказы немедленно. Если он совершал омовение, они дрались за оставшуюся (после омовения) воду.»Сахих Бухари, том 3, книга 50, хадис 891, рассказали Аль-Мисвар бин Маарама и Марван

[*] Этот же самый хадис на русском языке опубликован здесь. Полностью перевод этого хадиса на английский под номером 187 приводится, например, здесь.

На этом сайте, который хорош еще и тем, что содержит и оригинал на арабском, и перевод на английский, и цепочку передатчиков, он разбит на два хадиса – интересующая нас часть под номером 188, а не 187.

Полный перевод этого хадиса такой:

Передан Абу Джухайфой:

«Однажды посланник Аллаха вышел к нам в полдень, и ему принесли воду для омовения. После этого люди стали брать оставшуюся после его омовения воду и обтираться ею (как благодатью). А затем пророк совершил по два раката молитвы зухр и аср, в то время перед ним была палка с острым наконечником, воткнутая в землю. Абу Муса сказал: Пророк попросил чашу с водой, омыл в ней обе руки и лицо, а затем выплюнул воду в чашу и сказал нам обоим (Абу Мусе и Билялю) «Пейте из чаши и омойте этой водой свои лица и грудь»».

Поскольку очень часто по одному событию существует несколько хадисов одного и того же собирателя, принято их группировать вместе. Так что предшествующий или последующий хадис может описывать тот же самый случай, но иметь различия в несущественных деталях.
Вот как раз такой случай:

рассказал Абу Джуайфа «Махмуд бен Ар-Раби был тем, на чьё лицо пророк выплёвывал воду из своего рта. Урва рассказал, что всякий раз, когда пророк совершал омовение, его последователи дрались за оставшуюся (после омовения) воду.»

Сахих Бухари, книга 4, хадис 188

Это сокращенный перевод, хадис полностью можно прочитать здесь (но уже под номером 190).
Более того, схожий хадис есть и в сборнике Сахих Муслима, книга 5, под номером 503.

«Клянусь Аллахом, всякий раз, когда посланник Аллаха плевал, его плевок попадал в руки одного из его сподвижников, который растирал (этим плевком) своё лицо и тело. Если он приказывал им, они выполняли его приказы немедленно. Если он совершал омовение, они дрались за оставшуюся (после омовения) воду.

«Сахих Бухари, книга 50, хадис 891, рассказали Аль-Мисвар бин Маарама и Марван

Этот хадис приводится также на английском языке здесь и также здесь.

Уважаемые мусульмане, уважаемые читатели таблицы!

В наш адрес иногда приходят письма от возмущённых мусульман. Авторы таких писем в большинстве случаев стремятся указать, что исламское вероучение не соответствует представленному в таблице, а представляет собой нечто принципиально иное. Они утверждают, что есть некий «настоящий ислам», а все изложенные представления неверны. Они не приводят серьезных аргументов, не апеллируют к первоисточникам. Напротив, они стремятся выдать свои представления о Боге за основу исламского вероучения.

Авторам подобных писем мы напоминаем, что исламское вероучение противоречиво и в его рамках невозможно адекватно выразить представления о Боге. Человеку изначально присущи представления о Боге как о возвышенном, всецело духовном, любящем, сострадательном, нравственно совершенном Существе, источнике Добра и Благости, и именно такие представления содержатся в христианстве.

Мы понимаем, что каждый человек стремится к таким возвышенным представлениям о своем Творце и отвергает противоположные. Не наша вина в том, что подобные представления не явлены в исламском вероучении. Авторы таблицы не несут ответственности за исламские представления о Боге и моральные нормы. Мы призываем лишь сравнить их с христианскими.

Наши рекомендации