Как Дакуки вышел вперед в качестве имама

Этим речам нет конца, скорей беги!

Вот пришло [время] намаза, Дакуки, пройди вперед!

2085О единственный, проведи же утреннюю молитву,

дабы украсилось тобой время!

О имам ясноглазый, в молитве

нужен предводитель со зрячими глазами.

В шариате не одобряется, о повелитель,

выдвигать вперед на место имама слепого.

Хоть бы он и был хафизом, смышленым и факихом 73,

все же зрячий лучше, даже если он глуп.

Слепой не воздержится от нечистоты,

глаза бывают основой воздержания и предосторожности.

2090Он же, проходя, не видит нечистоты;

да не будут глаза слепы ни у одного верующего!

Слепой внешне — во внешней скверне,

слепой же внутри — в сквернах тайных.

Эта внешняя скверна смывается водой,

а та внутренняя скверна увеличивается.

Кроме как слезами глаз нельзя ее ничем отмыть,

если скверны внутренние стали очевидны.

Если скверным назвал неверного Господь,

то эта скверна у него не снаружи.

2095Внешне неверный не замаран ею,

эта скверна — на нравственности и вере.

Это [внешняя] скверна, запах от нее на двадцать шагов,

а та [внутренняя] скверна, запах от нее — от Рея до Сирии!

Запах ее даже до небес доходит,

ударяет в нос Солнцу и Ризвану 74.

То, что я говорю, — по мере твоего понимания;

умер я от тоски по правильному пониманию!

Понимание — вода, а существо тела — кувшин;

если кувшин разбился, вода из него выльется.

2100У этого кувшина есть пять отверстий глубоких 75,

не останется в нем ни воды, ни снега.

Приказ «Потупляйте ваши очи!» 76

ты тоже слышал, что же не ставил правильно копыта?

Через рот твой речь похищает понимание,

Как Дакуки вышел вперед в качестве имама - student2.ru уши, словно песок, твое понимание впитывают.

73 Факих — знаток мусульманской юриспруденции (фикх), законовед.

74 Ризван (Ридван) — предводитель ангелов, охраняющих врата рая.

75 Кувшин с пятью отверстиями (или трубками) — часто встречающаяся у Руми метафора, обозначающая тело человека и пять его телесных чувств.

76 «Скажи верующим, пускай они потупляют свои очи…» [Коран, 24: 30 (30)].

Также и другие твои отверстия

выводят из тебя сокровенную воду понимания.

Если ты из моря выльешь воду,

не возместив ее, то море превратится в пустыню.

2105Поздно уже, если же нет, то расскажу я обстоятельства введения возмещений и замен.

Эти замещения и замены к морю откуда являются после трат?

Сто тысяч живых существ из него вкушают,

облака также снаружи из него похищают.

И вновь море притягивает возмещение этому,

откуда? Знают [это] обладатели правильного пути.

Начали мы много рассказов в спешке,

остались они без заключений в этой книге.

2110О Сияние Истины, Хусам ад-дин благородный,

подобного тебе царя не породили ни небо, ни [четыре] элемента.

Ты редко входил в сердце и душу,

о ты, чьего прихода сердце и душа устыдятся!

Сколько я ни восхвалял людей былых времен,

целью моей в их [восхвалении] был ты, по необходимости.

Свой дом молитва узнает,

ты же возноси хвалу на имя любого, кого захочешь.

Ради утаивания восхваления от неуместного [человека]

Истинный установил такие рассказы и притчи.

2115Хоть это восхваление и стыдится (т. е. недостойно) тебя,

но ведь принимает Господь усердие малоимущего.

Истинный примет даже осколок, извинит его,

ведь из двух глаз слепого хватит и двух капель [слез].

Птицы и рыбы знают такую аллегорию,

которой восхвалил я кратко обладателя доброго имени,

Дабы поменьше его обдували вздохи завистников,

дабы они поменьше впивались зубами в выдумки о нем.

И откуда же возьмет завистник выдумки о нем?

Разве заснет попугай в жилище мыши?

2120Та выдумка о нем происходит из-за обмана,

это волосок его [= завистника] брови, а не полумесяц 77!

Хвалу я тебе произнесу за пределами пяти [чувств] и семи [небес],

запиши же нынче: Дакуки прошел вперед.

Наши рекомендации