Наступает на них или справляет на
них свои ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Поистине, любому из вас лучше будет усесться на горящие угли и оставаться в таком положении до тех пор, пока огонь не прожжет его одежду и не доберется до кожи, чем присесть на какую-нибудь могилу![215]
Некоторые же люди наступают на могилы, и ты сам можешь увидеть подобное, когда кто-нибудь занимается похоронами своего покойника и, не задумываясь, топчет соседние могилы, даже не сняв обуви, что свидетельствует о неуважении к другим покойным, в то время как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, придавший этому большое значение, сказал:
- Поистине, мне легче наступить на горящие угли, меч или шило, чем наступить обутым на могилу мусульманина![216]
Что же тогда можно сказать о людях, которые захватывают участки кладбищенской земли для строительства магазинов или жилых домов?!
Что же касается отправления на кладбищах своих естественных потребностей, то подобное совершают только совершенно безнравственные люди, забегающие на кладбища или перелезающие через кладбищенские заборы в случае возникновения у них желания облегчиться, но не думающие о том, что неприятные запахи и нечистоты будут доставлять мучения покойным! Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, указал на то, что такие люди рассуждают следующим образом: "Мне все равно, где справить свою нужду: посреди кладбища или посреди рынка"[217] - а это означает, что удовлетворение человеком его естественных потребностей на кладбище столь же мерзко и непристойно как обнажение им своих срамных частей и отправление нужды на глазах у собравшихся на рынке людей.
То же самое относится и к тем, кто намеренно сваливает на кладбищах (особенно на заброшенных кладбищах с разрушенными заборами) всякий мусор и отбросы.
Если же говорить о правилах, которых следует придерживаться при посещении кладбищ, то одно из них состоит в том, что если человек захочет пройти между могилами, то ему необходимо будет снять свою обувь.
ПОСТУПКИ ТЕХ, КТО НЕ УКРЫВАЕТСЯ
ОТ СОБСТВЕННОЙ МОЧИ.
К числу достоинств шариата относится то, что он заключает в себе все, способствующее улучшению положения человека, например, установление шариата, касающееся необходимости освобождения от всего нечистого. Именно поэтому было узаконено подмывание, а люди получили разъяснения относительно того, каким образом им следует поддерживать необходимую чистоту. Несмотря на это, некоторые несерьезно относятся к вопросу, связанному с удалением нечистот, что приводит к загрязнению тела или одежды человека и делает молитву, совершаемую им в таком состоянии, недействительной.
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сообщил, что это приводит еще и к тому, что покойного начинают подвергать мучениям в его могиле.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
- Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходивший мимо одной из стен[218] Медины, услышал голоса двух людей, подвергавшихся мучениям в своих могилах, и, услышав их, он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: "Они подвергаются мучениям и подвергаются им только за тяжкие грехи" - а немного погодя, он продолжил: "Да, один из них не укрывался от собственной мочи, а другой занимался распространением сплетен..."[219]
Более того, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
-В большинстве случаев люди подвергаются мучениям в могилах из-за мочи.
(Этот хадис приводит имам Ахмад, 2/326).
Не укрывается от собственной мочи тот, кто спешит при мочеиспускании, не дожидаясь того момента, когда он полностью закончит мочиться, или же мочится в таком месте или таким образом, что это приводит к попаданию мочи на него самого, или не подмывается, или не очищается каким-либо иным способом или же делает это недостаточно тщательно. Однако в наше время попытки уподобиться неверным зашли уже так далеко, что в некоторых общественных туалетах писсуары закрепляются на стенах и оставляются открытыми, а люди справляют там свою нужду на глазах у всех безо всякого стыда, после чего натягивают на себя одежду, не совершив никакого очищения. Таким образом, это оказывается связанным сразу с двумя запретными и мерзкими делами: с обнажением своих срамных частей перед людьми и тем, что человек не очищается от своей мочи.
ПОПЫТКИ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К РАЗГОВОРУ ЛЮДЕЙ,