Золотой ключ» — глубокое руководство по Шести йогам Наропы 2 страница
Когда говорят о разделении Шести йог на три части, то имеют в виду следующую структуру: 1) основание, состоящее из йоги внутреннего огня; 2) главные практики, включающие в себя йоги иллюзорного тела и ясного света; и 3) дополнительные упражнения, к которым относятся йоги переноса ума и переселения сознания. В этом случае йога бардо входит в йогу иллюзорного тела. Такой подход использует, в частности, Цонкапа.
А вот Марпа-лоцава, похоже, в основном использовал четверичную разбивку: 1) внутренний огонь; 2) кармамудра, или сексуальные йоги; 3) иллюзорное тело и 4) ясный свет. Здесь три из шести йог, то есть йога переноса ума, метод переселения сознания и йога бардо, лишены статуса самостоятельных учений, по-видимому, из-за того, что они низведены до положения вспомогательных практик.
Ещё Цонкапа цитирует йогина Миларепу, использующего несколько отличную шестеричную классификацию:
Традиция Марпы с Южных гор состоит из шести наставлений, это: 1) йоги зарождения; 2) внутренний огонь; 3) йоги кармамудры; 4) введение в сущность воззрения на абсолютную природу бытия; 5) ясный свет пути и 6) иллюзорная природа вместе с йогой сновидений. Это сердечная сущность учения Марны. Нет более высоких указаний для введения ученика в сущность традиции тайной устной передачи (карнатантры). Нет наставлений драгоценнее, чем эта сердцевина мысли великого йогина, как нет учений практичнее этого.
Цонкапа, хоть и упоминает десятеричную структуру системы, но сам этот список не приводит. Впрочем, его можно найти в комментарии Нгулчу Дхармабхадры (1722-1851), озаглавленном «Украшение "Книги трёх воззрений"» (тиб. Na ro chos drug gi zin bris yid ches dgongs rgyan). Нгулчу перечисляет йоги следующим образом:
Ещё существует десятеричный способ структурирования системы: 1) йоги стадии зарождения, 2) воззрение на шуньяту, 3) внутренний огонь, 4) йоги кармамудры, 5) иллюзорное тело, 6) ясный свет, 7) йога сновидений, 8) йоги бардо, 9) перенос ума и 10) переселение сознания.
Если сравнить этот список из десяти пунктов с перечнем из шести, предложенных Пагмо Друпой и Цонкапой, то хорошо видно, что все десять легко укладываются в шесть.
Кроме того, Нгулчу приводит тот способ, которым Пагмо Друпа перечисляет Шесть йог и который Цонкапа взял за основу структуры своей «Книги трёх воззрений», а затем приводит другую формулировку. Этот интересный вариант Нгулчу использует для того, чтобы объяснить, почему Цонкапа выбрал такой заголовок для своего трактата. Вот что он пишет:
Цонкапа также говорит об иной шестеричной структуре: 1) внутренний огонь и 2) йога кармамудры, взятые из «Хеваджра-тантры», 3) иллюзорное тело и 4) ясный свет, взятые из «Гухьясамаджа-тантры» и, наконец, 5) перенос ума и 6) переселение сознания, взятые из «Шри Чатухпитха-тантры...». Эти три пары методов произошли из столь авторитетных первоисточников, что Цонкапа свой текст так и озаглавил — «Книга трёх воззрений».
Эти три индийские системы тантр постоянно упоминаются в цонкапинском трактате, ибо они содержат сущность Шести йог. Обратите внимание на то что доктрина бардо отдельно не упоминается, поскольку она входит здесь в йогу иллюзорного тела; наоборот, йога кармамудры возведена в ранг одной из Шести йог.
Как утверждает Нгулчу Дхармабхадра в вышеприведённой цитате и неоднократно указывает Цонкапа в своём трактате, Шесть йог Наропы были составлены из элементов главных тантр, в те времена широко распространённых в Северной Индии. В заключительных строфах «Книги трёх воззрений» об этом говорится так:
Несравненный Будда Шакьямуни, владыка мудрецов,
Проповедал святую Дхарму на благо всех живых.
Высшим из его учений стала ануттарайогатантра.
Состоящая из материнских и отцовских тантр.
Из материнских тантр Хеваджры и Чакрасамвары
Произошло учение о внутреннем огне, чандали,
Метод управления тонкими энергиями
И разжигания вместерождённой мудрости.
Освоив это как основу, переходим к практике
Иллюзорного тела и ясного света,
Взятых из «Гухьясамаджа-тантры»,
А также к методам пере носа ума
И переселения сознания в другую обитель,
Почерпнутым из «Шри Чатухпитха-тантры».
Опираясь на эти первоисточники как на основу,
Возникла эта традиция, восходящая к махасиддхам
Тилопе и Народа, Просиявшая как «Шесть йог Наропы».
Бесчисленные практикующие в нашей Стране Снегов
Возрадовались этому великому празднику ваджраяны —
Обретению долгожданного и драгоценного наследия устной традиции.
В другом разделе своего трактата лама Цонкапа рассуждает о различных источниках происхождения Шести йог. Например, он предполагает, что Марпа-лоцава почерпнул некоторые материалы для доктрин иллюзорного тела и ясного света от другого своего индийского Гуру Джнянагарбхи, с которым он изучал «Гухьясамаджа-тантру». Гухьясамаджа — это именно тот первоисточник, из которого система Шести йог Наропы унаследовала доктрины иллюзорного тела и ясного света. Цонкапа утверждает следующее:
Наставления по йоге внутреннего огня пришли к нам через Тилопу, который объяснял, что это была передача махасиддхи Кришначарьи, также известного тибетцам под именем Лобпон Ачарьяпа. Эти ранее существующие устные традиции используются здесь в качестве основы, которая затем дополняется и проясняется в ссылках на работу «Сампута-тилака» (санскр. Samputatilaka), а также на текст Кришначарьи «Васанта-тилака» (санскр. Vasantatilakä).
Доктрины иллюзорного тела и ясного света взяты из устной традиции Гухьясамаджи в передаче индийского махасиддхи Джнянагарбхи, которую Марпа получил непосредственно от него. Таким образом, эти две йоги основаны на «Гухьясамаджа-тантре». Традиция Марпы — передача его устных наставлений по Гухьясамадже — используется здесь в качестве основы, которая дополняется ссылками на Гухьясамаджу из «Цикла арьев», то есть Отца — Арьи Нагарджуны и Сына — Арьядевы.
Практики переноса ума и переселения сознания в новую обитель основаны на «Четырёхтронной тантре». Кроме того, они связаны со многими другими тантрическими традициями, включая «Самггута-тантру», «Ваджрадака-тантру» и т. п.
Таким образом оказывается, что наследие шести йог имеет свои корни в самых различных первоисточниках буддийской тантры Индии.
Ещё одна линия передачи Шести йог, известная как Шесть йог Нигумы, пришла в Тибет через Нигуму, ученицу Наропы, которая среди прочего получила от него и эту передачу. Эту самостоятельную линию передачи принёс в Тибет не сам Марпа-лоцава, а один из его современников по имени Кьюнпо Ньенчжор (р. 1086)1. Главное отличие между двумя передачами, похоже, состоит лишь в том, что в системе Нигумы на месте йоги переселения сознания находится йога сновидений.
В своих «Заметках о "Книге трёх воззрений"» Дже Шераб Гьяцо упоминает это различие:
Первоначально йога сновидений не выделялась среди других практик Шести йог Наропы, а йога переселения сознания не была включена в Шесть йог Нигумы. Похоже, именно это различие послужило причиной передачи этих двух традиций — Наропы и Нигумы — как отдельных систем. Во всём остальном они очень похожи.
Кроме того, в тех же «Заметках о "Книге трёх воззрений"» Дже Шераб Гьяцо указывает:
Каждая из Шести йог является полноценной практикой стадии завершения, а все вместе они представляют собой законченный метод созерцания и реализации дзогрима.
Речь идёт о том, что систему Наропы можно практиковать как единый и целостный подход к йогам стадии завершения, и тогда вся шестёрка, практикуемая как единый метод, являет собой сущность всех практик стадии завершения. С другой стороны, любую йогу из шести можно выбрать в качестве основной персональной практики; в этом случае она включает в себя все йоги стадии завершения и является вратами к каждой из них. В наши дни первый подход является более распространённым, хотя из жизнеописания йогинов прошедших столетий видно, что так было далеко не всегда.
В своём трактате «Источник всех реализаций: чёткий оттиск глубокого пути Шести йог Наропы» Гьялва Энсапа подводит итог вышесказанному:
Вот каким образом йогин, подобный драгоценности, следующий глубоким наставлениям Шести йог Наропы, вступает на совершенный и безошибочный путь достижения Пробуждения за одну быстротечную жизнь, достигая цели даже в эту эпоху всеобщего упадка и разложения.
ШЕСТЬ ЙОГ, ТРИ СОСТОЯНИЯ БАРДО И ДЕВЯТЬ СЛИЯНИЙ
Во вступительном разделе «Книги трёх воззрений» ламы Цонкапы говорится:
Предание гласит, что когда Джецун Миларепа давал передачу устных наставлений для достижения освобождения в бардо, он произнёс: «Сначала обрети основу...» Выражение «передача устных наставлений для достижения освобождения в бардо» — это синоним Шести йог Наропы.
Другими словами, во времена Миларепы (род. 1040) Шесть йог Наропы были известны также под названием «система бардо тран-дол» (тиб. Bаr do 'phrang sgrol) которое таки переводится: «устная передача для достижения освобождения в бардо».
Думаю, большинство читателей знакомы с тибетским термином «бардо», который буквально переводится как «промежуток», а в данном конкретном случае означает посмертное состояние. На английском языке существует несколько переводов трактата «Бардо Тойдол» (тиб. Ваr do thos sgrol) — дословно «Освобождение в бардо через слушанье», — вышедших под заголовком «Тибетская Книга мёртвых», что привело к появлению термина «бардо» в качестве первого (и, надеюсь, не последнего) тибетского слова, проложившего дорожку в Оксфордский словарь и словарь Вебстера.
Традиция Шести йог обладает уникальной особенностью, которая состоит в том, что в ней подробно описываются три состояния бардо, а также методы применения тантрической медитации в каждом из них. Вот эти три состояния: бардо жизни, или бардо наяву, — состояние бодрствования между рождением и смертью; бардо сна и сновидений состояние между засыпанием и пробуждением от сна; и бардо между смертью и новым рождением. Только в третьем из этих случаев термин бардо означает то же самое, что и в «Тибетской Книге мёртвых».
Традиция Шести йог учит, как нужно применять тантрическую технику в каждом из этих трёх состояний бардо. Этот процесс известен как «йога трёх слияний в трёх ситуациях». Другими словами, три слияния следует использовать в каждом из этих трёх состояний бардо, что в сумме даёт девять «слияний». Так как с помощью Шести йог можно практиковать во всех трёх состояниях бардо — наяву, во сне/сновидениях и после смерти, — традиция получила название «Устная передача для достижения освобождения в бардо».
Чтобы понять, что подразумевается под «девятью слияниями», нужно иметь базовые знания по концепции буддизма махаяны, которая носит название «трикайя», то есть, три кайи. Речь идёт о Трёх телах будды, которые называются дхармакайя, самбхогакайя и нирманакайя.
Доктрина трикайи, или Трёх тел будды, является основополагающей для всех систем ануттарайогатантры. На тибетском языке по этому вопросу исписаны целые тома. Идея состоит в том, что в момент Пробуждения ум практикующего преобразуется в дхармакайю, речь преобразуется в самбхогакайю, а тело проявляется как нирманакайя. Дхармакайю могут воспринимать только другие будды, самбхогакайю могут воспринимать арьи, то есть достигшие высокой реализации, а нирманакайю могут воспринимать обычные существа. Поэтому говорится, что дхармакайя выполняет только собственные желания реализовавшего её, а вот самбхогакайя и нирманакайя удовлетворяют нужды живых существ всего мира. Иногда самбхогакайю и нирманакайю объединяют под общим названием рупакая, или «тело формы»; в этом случае остаются две кайи: дхармакайя, актуальная лишь для самого реализовавшего её практика, и рупакайя, служащая для удовлетворения потребностей других живых существ.
В практике махаяны уровня Сутры упор делается на совершенствование ума, речи, или коммуникативного принципа, и тела до того момента, пока они не перерастут в эти три кайи. В тантрическом же буддизме берётся нечто из будущего пробуждённого состояния трикайи, вносится в нашу нынешнюю обычную ситуацию и сливается с ней. Вот почему сутрическую махаяну порой называют «колесницей основы, или причины», то есть путём, следуя которым йогин созерцает основания Пробуждения и постепенно врастает в него, а эзотерический тантрический путь — «колесницей плода, или результата», потому что на этом пути йогин проецирует нечто из результирующего состояния Пробуждения в свой привычный опыт. Другими словами, идея, лежащая в основе «трёх слияний», состоит в том, что в определённых случаях мы можем вычленить некий элемент из комплекса «тело-ум» и потока восприятия соответствующего уровня и использовать его в качестве действующей модели, подобия (тиб. rjes mthun) одной из трёх кай, или пробуждённых измерений, придавая искусственной силе йогического созерцания естественную мощь оригинала этой модели.
Концепция слияния с тремя кайями впервые упоминается в практике стадии зарождения, в которой йогин визуализирует себя в виде тантрического божества, пребывающего в центре мандалы. На этой стадии он созерцает процесс, известный как «принятие трикайи в качестве пути» (тиб. sku gsum lam 'khyer), который состоит из трёх ступеней созерцания. Сначала мир и его обитатели растворяются в теле йогина, после чего грубые энергии покидают его тело, совсем как в момент смерти, пока не возникает ум ясного света. Эта визуализация называется «принятие смерти в качестве дхармакайи»; затем йогин восстаёт из ясного света в форме чистой энергии; это практика принятия переживания бардо в качестве самбхогакайи. Наконец, йогин превращается в йидама — владыку мандалы. Такая визуализация есть процесс принятия нового рождения в качестве нирманакайи. Серьёзные практикующие выполняют эту медитацию стадии зарождения ежедневно, а в системе Шести йог так подготавливают почву для созерцания «трёх слияний» стадии завершения.
Как объясняет Цонкапа, в йогах стадии завершения применение этого принципа распространяется на три различных обстоятельства нашей жизни, давая возможность созерцать слияние с тремя кайями наяву, слияние с тремя кайями во сне и слияние с тремя кайями после смерти. Другими словами, три слияния выполняются в каждом из трёх состояний бардо. Основанием для такого применения слияний служит идея о том, что жизненный процесс уже сам по себе есть метафора Трёх тел будды, а значит, мы можем использовать это подобие, занимаясь йогой слияний во время каждого из трёх состояний бардо.
Чтобы лучше понять вышесказанное, стоит взглянуть на то, каким образом различные тибетские комментаторы преподносят Шесть йог Наропы.
В «Книге трёх воззрений» Цонкапа утверждает, что Шесть йог на самом деле можно разбить на три, то есть: 1) отправная точка пути, которой является йога внутреннего огня, 2) основные вехи пути, куда входят йоги иллюзорного тела и ясного света и 3) вспомогательные ответвления, то есть йоги переноса: йога переноса ума и метод переселения сознания. Сравнивая эту классификацию с той, которую предлагает Гьялва Энсапа, группируя Шесть йог в два раздела на основе их предназначения, можно увидеть нечто, имеющее отношение к «слияниям». Вот эти два раздела: 1) йоги, предназначенные для втягивания жизненных энергий в центральный канал и 2) йоги, применяющиеся после того, как энергии были втянуты в центральный канал. Первые категории, содержащие йогу внутреннего огня, у Цонкапы и Гьялвы Энсапы совпадают. Последние две части цонкапинской разбивки и одна — Энсапы содержат оставшиеся пять йог системы Наропы.
Почему же в контексте «трёх слияний» йогу внутреннего огня называют «отправной точкой» пути, а йоги иллюзорного тела и ясного света — «основными вехами», то есть собственно путём? Да потому что посредством йоги внутреннего огня йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Эти энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света, — совсем как во время умирания. Другими словами, именно с помощью йоги внутреннего огня в непрерывном потоке нашего осознанного восприятия можно породить ум ясного света. Этот ясный свет сливается с дхармакайей. Затем применяется техника иллюзорного тела для осуществления слияния с самбхогакайей и нирманакайей. Вот почему внутренний огонь есть основа всех трёх слияний, а йоги ясного света и иллюзорного тела представляют собой метод выполнения слияний как таковой.
Одно из самых замечательных и лаконичных описаний этого процесса трёх слияний находится в трактате Гьялвы Энсапы «Источник всех реализаций: чёткий оттиск глубокого пути Шести йог Наропы», опубликованном в главе 4 настоящего издания.
Умение управлять тонкими энергиями и втягивать их в центральный канал абсолютно необходимо для созерцания процесса трёх слияний в трёх состояниях. Этот контроль над энергиями обретается с помощью йоги внутреннего огня в качестве основания. Согласно Цонкапе, нужно разжечь внутренний жар, обитающий в пупочной чакре, втянуть энергии в центральный канал и расплавить тонкие капли жизненной энергии, текущие по каналам и чакрам. Эти «расплавленные капли», на которые опираются тонкие энергии комплекса «тело-ум», затем стекаются внутрь сердечной чакры, где образуют основу тонкого тела. Энергии изо всех остальных частей тела стягиваются в эту небывалую «обитель тонкого ума», из которой должно в первый раз возникнуть осознанное переживание ума ясного света.
Через всю «Книгу трёх воззрений» рефреном звучит тема процесса угасания, речь в которой идёт о том, что энергии покидают каждый из грубых элементов, с которым они были связаны. Всё начинается с того, что энергии Земли растворяются в энергиях Воды, и это сопровождается внутренним видением водного миража в пустыне. Энергии Воды растворяются в Огне с видением дыма. Эти стадии растворения продолжаются до тех пор, пока все грубые энергии не угаснут.
Затем тонкие капли-бинду входят в сердечную чакру. Сначала там собираются белые мужские бинду, порождая видение белизны и состояние сознания возникновения. Потом в сердце поднимаются красные женские бинду; приходит внутреннее видение заполняющей всё красноты, и йогин переживает сознание увеличения (красного сияния). После этого белые и красные бинду соединяются, порождая внутреннее переживание кромешной темноты — видение близкого достижения, преддверия ясного света, и наступает обморок, потеря сознания. Оттуда йогин пробуждается в четвёртое состояние — сознание изначального ясного света. Эти четыре видения ещё называются «четырьмя видами пустоты (шуньятами)», или «четырьмя шуньятами».
Согласно учению ануттарайогатантры мы естественным образом испытываем эти угасания в трёх состояниях бардо— в повседневном бодрственном сознании, во сне и в момент смерти. «Процесс угасания», который естественно, пусть и частично, переживается при каждом засыпании, а потом неизбежно и уже в полной мере разворачивается во время смерти, можно осознанно вызывать наяву посредством применения тантрической йоги. Тот, кто овладел мастерством созерцания растворений в медитации, сможет с легкостью применить те же методы во сне и в сновидениях, а также в смертный час.
В цонкапинской разбивке системы Наропы натри части способность осознанно работать с этим процессом угасания — а следовательно, умение сознательно порождать тантрическое блаженство — вырабатывается с помощью йоги внутреннего огня, которая называется «краеугольным камнем» всей системы. Основные практики — йоги иллюзорного тела и ясного света — задействуют процесс угасания, чтобы сначала проявить иллюзорное тело, а затем растворить его в ясном свете. Йогин применяет технику растворений для обретения «нечистого», а потом и «чистого», иллюзорного тела и достижения сознания «косвенного» и «прямого» ясного света. Так осуществляется Пробуждение, которое в тантрической традиции известно как юганаддха, или «великое единство».
На сегодняшний день одним из самых популярных практических учебников по системе Шести йог, используемых гелугпинскими ламами, является трактат «Источник сиддхи высшего блаженства: руководство к шести глубоким йогам Наропы» (тиб. Zab lam na ro ì chos drug gi khrìd yig bde chen dngos grub 'byung nas), который сочинил Нагцанг Тулку (середина XIX века). Нагцанг делит практики на две стадии: 1) созерцание йоги внутреннего огня с целью породить четыре восторга и 2) основанное на этой реализации созерцание «девяти слияний». Другими словами, практикующего сперва обучают, как применять йогу внутреннего огня с целью породить переживание четырёх восторгов блаженства; эти четыре восторга возникают за счет угасания изначальных энергий, втягивания жизненных энергий в центральный канал и таяния тонких бинду. Когда йогин достигает мастерства в этой технике, он получает наставления по практике «девяти слияний».
ТРАКТАТ ЛАМЫ ЦОНКАПЫ «КНИГА ТРЁХ ВОЗЗРЕНИЙ»
Традиция Шести йог давно уже стала одним из главных предметов тибетской комментаторской литературы — количество трактатов на эту тему исчисляется тысячами. За прошедшие столетия чуть ли не каждый монастырь считал своим долгом иметь свою трактовку этой системы, иной раз и не одну. Думаю, главным образом это делалось для того, чтобы иметь собственное руководство к тому, как Шесть йог могут сочетаться с теми теоретическими и практическими подходами, которые составляли основу и неповторимую индивидуальную особенность их традиции. До разрушительного китайского вторжения в Тибет и последовавшего за ним уничтожения тибетской духовной культуры там было свыше пяти тысяч монастырей. Большинство из этих комментариев были утеряны в период жестоких гонений, и, однако, несколько сотен из них удалось спасти и сохранить до наших дней.
В течение многих столетий сочинение Цонкапы Великого «Книга трёх воззрений» считалось единственным в своём роде. Текст занимает особое место в тибетской тантрической литературе ещё и потому, что сам он, в свою очередь, послужил основой для сотен толкований. Его глубокий анализ многомерного подхода и скрытого смысла, заключённых в Шести йогах, заложил фундамент для работ сотен позднейших тантрических писателей, открывающих новые горизонты в практике и философии этой системы. В особенности работа Цонкапы ценится за комплексный подход к Шести йогам, который состоит в подаче каждой темы в свете общей картины тантрического буддизма, в прослеживании каждой из йогических практик к ее истокам в первоначальной Тантре, изложенной самим Буддой, а также в представлении каждой части системы в контексте целого.
Трактат Цонкапы особо превозносят за стиль способ изложения первой из Шести йог, то есть йоги внутреннего огня. Как сказал Его Святейшество нынешний Далай-лама во время публичных чтений и бесед, посвящённых этому тексту, в Дхарамсале в 1991 году: «Тибетцы почтительно называют эту работу туммо гъи гьялпо, или "царь трактатов по йоге внутреннего огня"». Редкий тибетский трактат удостаивался такого глубокого уважения.
Написать свой комментарий к Шести йогам Цонкапу попросил не кто иной, как Миванг Драгпа Гьялцен, высший иерарх школы пагмо друпа кагью, а также его младший брат Сонам Гьялцен. В этот период тибетской истории, предшествующий появлению далай-лам, Тибет находился под управлением пагмо друпа кагью, и даже царская семья формально принадлежала к этой школе. Братья Гьялцен были влиятельными покровителями Цонкапы; это они финансировали возведение им монастыря Ганден возле Лхасы, а также оплатили учреждение Монлам Ченмо — великого лхасского праздника молитвы, которому позже предстояло стать ежегодным общенародным торжеством. В колофоне Цонкапа так высказывается об их роли в появлении своей работы на свет:
Этот трактат о глубоком пути Шести йог Наропы, озаглавленный «Книга трёх воззрений», был написан в ответ на неоднократные просьбы благородных господ Миванга Дракпы Гьялцена и Чодже Сонама Гьялцена. Им требовалось сочинение, которое прояснило бы ключевые вопросы йоги внутреннего огня, а также кратко описывало общие, особые и исключительные методы и различия между ними.
Уж если кто и должен был прояснить эти вопросы, так это именно Цонкапа. Совсем еще юным хувараком он проходил обучение в сорока пяти различных монастырях, относящихся более чем к дюжине разных школ, и, конечно же, получил полное представление обо всём спектре вариаций системы Шести йог Наропы, хорошо узнал, кто, где и как практикует их по обителям, скитам и пещерам. Самые обширные и глубокие наставления он получил в те традиции, которые передавались в школах пагмо друпа кагью, дрикунг кагью и шалу. Кроме того, он получил и множество других линий передачи, восходящих к Марпе-лоцаве, который принёс Шесть йог в Тибет и поэтому сам был готов привнести знание этих традиций в своё изложение предмета.
На протяжении всей своей книги Цонкапа свободно цитирует ранних мастеров, причём большинство этих цитат взято из тибетских переводов ранних индийских работ, будь то оригинальная тантра или авторитетный индийский трактат. Такова характерная черта всех его ста основополагающих сочинений. Если он и цитирует тибетского ламу, то это, как правило, один из ранних наставников линии передачи, живших в тот период, когда традиция была перенесена из Индии в Тибет.
Есть несколько вариантов трактовки названия цонкапинского трактата, то есть «Книги трёх воззрений». Один из них приводится в работе Дже Шераба Гьяцо «Заметки о "Книге трёх воззрений"», который цитирует ту строфу из заключительного раздела цонкапинского текста, где сам Цонкапа рассуждает о базовых принципах, которые он положил в основу своего сочинения:
Книга даёт ясные знания всех методов созерцания, которые входят в этот путь,
Ясное критическое понимание принципов, лежащих в основе медитаций,
И опору на те авторитетные тантры (и комментарии к ним), откуда появились Шесть йог, —
Вот три качества, на которых основано это руководство.
Дже Шераб Гьяцо делает вывод: «Похоже, это и есть те самые три воззрения, которые Цонкапа вынес в заголовок своего труда». Другими словами, раз трактат обладает этими качествами, то его можно считать втройне надёжным источником уверенности и вдохновения. Нечто похожее в 1973 году говорил на своих публичных чтениях цонкапинского текста в Дхарамсале Кьябдже Тричжанг Ринпоче, покойный младший наставник Далай-ламы.
Второе объяснение заглавия текста даёт Нгулчу Дхармабхадра в своём уже цитировавшемся ранее труде «Украшение "Книги трёх воззрений"». Нгулчу связывает цонкапинскую разбивку Шести йог Наропы на три части — 1) отправную точку, 2) основной путь и 3) вспомогательные ответвления — с тремя индийскими первоисточниками, из которых взяты все Шесть йог. В своём комментарии он трижды упоминает их в различном контексте. Его прочтение основывается на тех словах, которыми Цонкапа характеризует первоисточники своего трактата в эпилоге. Суть в том, что содержимое первой из трёх частей — то есть «внутренний жар, основание...» — проистекает из обеих полученных Тилопой передач Кришначарьи, известных как «Васанта-тилака» и «Сампута-тилака», и представляет собой сущность учений «Хеваджра-тантры» и «Чакрасамвара-тантры» о чандали, или внутреннем огне. Вторая часть, то есть основной путь системы, в которую входят доктрины иллюзорного тела и ясного света, представляет собой сущность «Гухьясамаджа-тантры» в трактовке линии передачи Нагарджуны, известной как «Цикл Арья» и изложенной в работе Нагарджуны «Пять стадий» (санскр. Parcakrama). Что касается третьей части, то нужно вспомнить, что в своём первом путешествии в Индию Марпа-лоцава сделал трёхлетнюю остановку в Непале, во время которой он изучал «Четырёхтронную тантру», или «Шри Чатухпитха-тантру», послужившую источником третьей из цонкапинских категорий. Это «вспомогательные ответвления» — методы переноса ума и переселения сознания. Как пишет Нгулчу: «Поскольку в основе каждого из трёх разделов системы Шести йог лежит столь надёжный источник формирования воззрения, а всего их три, Цонкапа и озаглавил свой трактат по этой системе "Книга трёх воззрений"».
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ЦОНКАПИНСКОГО ТРАКТАТА
Шесть йог Наропы принадлежат к четвёртому, высшему классу буддийских тантр, известному как ануттарайогатантра, а в рамках этого класса — ко второй и последней стадии практики, которая называется «стадия завершения». Таким образом, выходит, что эти наставления предназначены тем, кто уже закончил начальное тантрическое образование и, согласно классическому определению, «завершил предварительные практики».
Трактат Цонкапы «Книга трёх воззрений» начинается с представления двух главных разделов, из которых он состоит. В первом из них описываются предварительные практики и перечисляются условия, необходимые для вступления в традицию Шести йог Наропы, а также излагаются общие принципы прохождения по путям стадий зарождения и завершения. Во втором рассматриваются методы Шесть йог как таковые.
Общемахаянские предварительные практики
Цонкапа подразделяет предварительные методы, которыми необходимо овладеть, чтобы подготовить свой ум к практике Шести йог на два класса: «обычные» и «особые» предварительные практики, разъясняя, что первые относятся к философским и медитативным традициям, унаследованным ещё от сутраяны, или «публичной проповеди» учений Будды. Сюда входят общемахаянские методы: созерцание непостоянства, обдумывание драгоценности человеческого рождения, четыре размышления, постижение кармического закона, созерцание любви и сострадания, зарождение бодхичитты и тому подобное. В своём комментарии Цонкапа не вдаётся в подробности этих практик, ибо они, по его словам, «представлены во множестве работ на эту тему». Скорее всего, он имеет в виду свой фундаментальный труд «Ламрим ченмо», то есть «Большое описание этапов Пути».