Благодатью Святого Духа и смирением христианина сокрушается вся сила Сатаны.

Итак, выходя за стены храма в мир, приготовьтесь к борьбе с тремя главными врагами христианина: миром, плотью и диаволом.

Мир ополчается против нас своими искушениями: богатством и суетной славой, общением с людьми, чуждыми Духу Христову, политическими страстями и материальными заботами, страхами стать жертвой преступления и военными угрозами, пропагандой разврата и многими другими.

Плоть наша восстаёт на нас чревоугодием и блудной похотью, стремлением к телесному комфорту и наслаждениям, болезнями и ленью, всячески стремясь доказать своё превосходство над духом, заставляя человека все силы души употреблять на удовлетворение плотских потребностей.

Диавол же, используя все средства своих соратников мира и плоти, атакует нас помыслами, соблазнами и искушениями, используя для этого все органы чувств человека: зрение – поражая его видами чужого богатства, похотливыми фильмами и изображениями; слух – услаждая его льстивыми речами, отупляющей сознание музыкой и растлевающим душу сквернословием; обоняние – изысками кулинарных и косметических запахов; вкус – приучая его к сластолюбию и алкоголю; осязание – всей гаммой плотских ощущений: от удобной одежды до блудных прикосновений.

Главный же объект диавольких нападений – наш несовершенный, омраченный безбожием человеческий разум.

Диавол поражает его помыслами гордыни, возбуждает в нём уводящие от реальной жизни мечтания, приучает его полагаться не на Всеведущего и Всемогущего Бога, но на свои слабые силы, подталкивает к самокопанию и бесплодной пытливости в вещах второстепенных, уводит с пути познания Бога в дебри оккультных еретических учений.

Сознание человека, не просвещённого Истиной Евангелия, не преображенное Благодатью Святого Духа, становится союзником диавола в деле погубления человеческой души.

Поэтому очень важно, чтобы христианин учился реализовывать знания, получаемые через чтение Священного Писания и духовных книг, через проповеди священников, знания, подкрепленные собственным опытом молитвенного общения с Богом, в свою повседневную жизнь в миру.

Нужно учиться видеть окружающий мир глазами ученика Христова, соотносить свои мысли и поступки с Божьими Заповедями, в своих взаимоотношениях с близкими и чужими людьми руководствоваться главной Запоредью Любви, учащей нас не делать другим того, чего мы бы не хотели, чтобы делали нам.

Апостол Павел, в Послании к жителям Коринфа пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.»

И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, радуется же о истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (Кор. 13:1-9,13)

Из этих слов Апостола видно, что, не имея Любви, невозможно спасти душу и достичь Небесного Царства.

Однако сама по себе Любовь не вселяется в душу человека, если он сам не прилагает усилий для приобретения Её.

Свойства Любви, перечисленные Апостолом, то есть: долготерпение, милосердие, отсутствие гордости и зависти и прочие, они же есть и путь обретения Любви.

Если мы в общении с другими людьми приучаем себя проявлять терпение, милосердие, побеждаем в себе зависть и раздражение, то мы идём этим путём, и Любовь постепенно наполняет наше сердце, одновременно вытесняя из него всё нечистое и укрепляя в добродетельной жизни.

Поэтому мир для христианина есть не досадное препятствие на пути к совершенству души, но место и средство обретения этого совершенства.

Посмотрите на спортсменов – сколько времени и сил тратят они на изнурительные тренировки в спортивном зале, чтобы на краткий миг, стоя на пьедестале почёта, получить мимолётную человеческую славу.

Во сколько же раз усердней должны мы, христиане, трудиться над совершенствованием своей души, чтобы получить от Господа вечную славу в Царствии Его.

И если спортсмены специально создают и усиливают себе трудности на тренировках, отрабатывая преодолением этих трудностей своё мастерство, то нам нет нужды искусственно усиливать свои искушения, мир в достаточной мере доставляет их нам.

Нужно лишь, уповая на Бога и призывая Его Всесильную помощь, всеми силами стараться преодолевать встающие перед нами искушения в соответствии с Его Божественными Заповедями.

Каждый день, каждый час, а то и каждую минуту перед нами возникают ситуации, в которых мы можем проявить как лучшие христианские качества, так и слабость своей греховной природы.

Проснулись утром; Ангел-Хранитель шепчет: «встань на молитву», а разнеженная плоть в рабстве у лени, и диавол успокаивает помыслом: «да полежи ещё, да успеешь ты помолиться, а не успеешь – ничего страшного, Бог милостив – простит».

И вот, пока мы выбираем кого из них послушаться, время проходит, пора бежать на работу или учёбу, и мы выскакиваем из дома не помолившись, недовольные сами собой, потеряв данную Богом возможность испросить себе на весь грядущий день Его благословение.

Мы выходим из дома, нас толкает спешащий прохожий и мы кричим ему вслед: «Смотреть надо, куда идёшь, кретин!», и опять, вместо награды за терпение, получаем осуждение за грех гнева и злословия.

В транспорте, на работе, в семье перед нами постоянно возникают ситуации, когда мы можем либо заработать, либо потерять главное сокровище христианина – Благодать Святого Духа.

И от нас, от нашей собранности или расслабленности зависит, заработаем мы Её или же потеряем.

Итак, для того, чтобы наша жизнь в миру не разрушала наше единение с Богом, но способствовала его укреплению, необходимо научиться постоянно поддерживать свою душу в состоянии духовной активности.

Для того, чтобы помочь христианину, находясь в миру, совершать дело своего Спасения, Церковь подаёт ему свои средства, созданные на основании всего двухтысячелетнего опыта практической духовной жизни.

Главные из этих средств – молитва и пост.

МОЛИТВА В МИРУ

Молитвенное общение христианина с Богом можно условно разделить на несколько видов.

Это: молитва церковная, молитва каноническая, молитва «творческая», когда христианин своими словами «беседует» с Богом, и «непрестанная» или «умная» молитва.

Все эти виды молитвенного общения с Богом в равной степени важны и необходимы христианину для полноценной духовной жизни.

Участие в общей церковной молитве не только обогащает христианина Благодатью, но и активно способствует духовному единению всех вместе молящихся в одно неразрывное духовное целое – Церковь Христову, объединённую Божественной Любовью семью, во главе которой Сам Отец Небесный – Господь Бог.

Молитва каноническая, помимо того, что она наикратчайшим путём соединяет молящуюся душу с Богом, есть ещё и важнейшая школа, приучающая нас правильно формулировать свои мысли и чувства, направить их в нужное русло, избежать многословия и пустопорожних излияний.

Молитва творческая необходима для выражения сугубо индивидуальных переживаний и потребностей, она рождается из личной практики духовной жизни христианина и совершенствуется по мере совершенствования его души и обретения молитвенного опыта.

Молитва непрестанная или «умная» есть постоянное неразрывное общение души с Богом, совершаемое посредством непрестанного обращения ума и сердца к Богу с краткими молитвенными призываниями, из которых наиболее действенным является «Иисусова молитва», названная так, потому что призываемое в ней имя Господа Иисуса Христа уже само имеет огромную Благодатную Силу, которая и подаётся усердно творящим эту молитву.

Вот эта молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»

Мы уже говорили о том, что каждый грамотный православный христианин должен иметь «Православный молитвослов» – сборник молитв, благословленный Церковью для всеобщего употребления.

Молитвословы бывают краткие и полные.

В некоторые издания «Православного молитвослова» входит также «Псалтирь» и краткий словарь церковно славянских слов.

Лучше всего сразу приобрести себе наиболее полное издание молитвослова, но, в принципе, для начинающих на первых порах достаточно и краткого.

После того, как вы приобрели молитвослов, сядьте и, не торопясь, внимательно прочитайте утренние и вечерние молитвы просто как текст, стараясь понять смысл читаемого, непонятные церковнославянские слова посмотрите в словаре или отметьте карандашом, чтобы затем спросить их значение у священника или у более опытных христиан.

Возможно, вам удастся приобрести «Толковый молитвослов», в котором церковнославянские тексты молитв дублируются, для лучшего их понимания, русским переводом.

Словом, перед началом чтения, канонических молитв вам необходимо разобраться с их смыслом, чтобы читаемое вами во время молитвы не было «попугайской тарабарщиной», но было бы осмысленным обращением к Богу.

После того, как вы в основном разберетесь со смыслом молитвенных текстов, можно приступать и непосредственно к молитве.

Организуйте у себя дома «Божницу», молитвенный уголок, где у вас будут стоять иконы, лампадка или подсвечник, где у вас будет лежать молитвослов, храниться святая вода – словом, как бы маленький домашний храм Бога Вышнего.

По древней православной традиции, «Божница» устраивалась в «красном углу», то есть в восточном углу комнаты.

В наше время, в связи с особенностями планировки современных квартир, ориентация строго на восток не всегда может быть соблюдена.

Поэтому можно устроить «Божницу» там, где вам удобно будет молиться, где иконы – там и «красный угол».

Если есть возможность, желательно сделать угловую полочку, на которой будут стоять иконы и на которой будет стоять лампадка.

Но, так как не во всех квартирах, с учётом уже стоящей мебели это реально, вы можете выделить для «Божницы» отдельную полку в шкафу или серванте.

Вообще же, по православной традиции, иконы должны стоять, а не висеть, подобно картинам.

Если же вы живёте в сильно стеснённых жилищных условиях, или возможны конфликты с близкими, не разделяющими ваши религиозные взгляды, вы можете приобрести «складень» (складывающуюся двойную или тройную икону), который будете ставить перед собой на время молитвы, а затем убирать.

На время молитвы обычно христиане зажигают перед иконами лампаду (как знак нашей горячей любви ко Господу) или купленную в церкви свечу (некоторые христиане держат перед иконами «неугасимую», то есть днём и ночью постоянно горящую лампаду).

Молитва – это дело глубоко личное, потому и совершать её нужно так, чтобы, по возможности, никто и ничто не отвлекало вас от общения с Богом.

Встаньте поутру минут на 15—20 раньше, чем обычно, умойтесь, чтобы как следует проснуться, затем уединитесь перед иконами и откройте молитвослов.

В самом начале, перед утренними молитвами, вы прочтете: Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произнеси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным…

Согласно этим указаниям, следует начинать чтение как утренних, так и вечерних молитв.

Читать молитвы по молитвослову следует негромко вслух, или «про себя», внимательно следя за правильным ударением в словах, а главное – чтобы каждое произносимое вами слово и выражение были осмыслены и прочувствованы вами.

Святые отцы говорят: «Лучше пять слов умом – чем сто языком».

Некоторые считают главным – прочитать всё правило «от сих до сих», пусть даже чисто «механически».

Это неправильно. Богу «отмечаловка» не нужна.

Только молитва, понятая умом и прочувствованная сердцем, доходит до Бога и приятна Ему, и только такая молитва приносит нам Благодать Святого Духа.

Поэтому поначалу выберите себе из утренних и вечерних молитв несколько наиболее понятных и близких вам по выражению молитвенных чувств и читайте только их.

Затем, по мере приобретения вами молитвенного опыта и привыкания к церковнославянскому языку, вы будете расширять своё молитвенное правило до полного его объёма.

В случае «крайней занятости», вместо утренних и вечерних молитв, преподобный Серафим Саровский благословлял читать, так и названное по его имени, «Серафимово правило»: 3 раза – «Отче наш…», 3 раза «Богородице Дево, радуйся!.», и 1 раз – «Верую…».

Но надо быть честным перед Богом и не оправдывать свою лень «крайней занятостью», когда этой занятости в действительности нет.

Помните, что ваша молитва – это не вынужденный оброк Богу, а живительная пища для вашей души, и нужна она именно вам.

По мере приобретения молитвенного опыта, когда у вас появится желание увеличить ваше молитвенное правило, вы можете, взяв на это благословение духовника, присоединить к утреннему или вечернему правилу чтение псалмов из «Псалтири», канонов или акафистов и обязательно (на это не требуется особого благословения) одной или нескольких глав из Евангелия.

Кроме чтения канонических молитв, вы можете обращаться к Богу и со своей «творческой» молитвой, то есть своими словами рассказывать Ему о ваших проблемах и нуждах и просить необходимой вам помощи.

Однако, обращаясь к Богу с «творческой» молитвой, помните, что Он, ещё прежде вашего прошения, знает все ваши беды и потребности и подаёт вам всё потребное для спасения вашей души, сообразно вашему настоящему духовному состоянию, и потому не забывайте, в конце «творческой» молитвы добавлять: «но не моя, а Твоя, да будет. Господи, воля», или: «имиже веси судьбами спаси мя, Владыко Человеколюбче».

Относительно непрестанной «умной» молитвы существует большое количество святоотеческой литературы, на основе «Иисусовой» молитвы существует целое направление духовного подвига.

Для начинающих свою молитвенную жизнь, можно порекомендовать совершение непрестанной молитвы следующим образом: везде, где бы вы не находились: в дороге, на работе, дома, если ваш ум не занят какой-либо необходимой трудовой деятельностью, произносите «про себя» слова «Иисусовой» молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя грешного».

Причём произносить эту молитву нужно не механически, а внимательно и неторопливо, делая акцент на слове «помилуй», ибо в это ёмкое слово вмещается и «прости мои грехи», и «укрепи в добродетели», и «защити от всякого зла», и «даруй мне Твою Милость».

Если вы приучите себя к постоянному совершению «Иисусовой» молитвы, то эта молитва будет вам защитой от нечистых помыслов, оградит вас от многих искушений, стяжает вам спасительную Благодать Святого Духа.

Итак, для того, чтобы во всей полноте иметь молитвенное общение с Богом, необходимо: посещая храм, участвовать в общей церковной молитве, совершать по «Молитвослову» утреннее и вечернее молитвенно правило, своими словами обращаться к Богу в «творческой» молитве и приучать свою душу к непрестанному общению с Богом посредством «умной» «Иисусовой» молитвы.

Кроме молитвы, и в помощь ей, христианин обязан соблюдать установленные Церковью Посты.

ПОСТ

Вопрос: Что такое Пост и зачем он нужен?

Ответ: Пост – это воздержание, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром, пост – это жертва благодарения Богу за ту великую Искупительную Крестную Жертву, которую принёс за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Вспомните состояние души после обильной сытной пищи, когда по всему телу разливается лень и расслабление, голова тяжелеет, сознание притупляется, когда в душе зарождаются похотливые животные инстинкты – где уж тут придти в голову мыслям о Боге, о покаянии или о молитве!

Пресыщенная плоть становится полным хозяином человека и открывает двери множеству нечистых страстей.

Пост же – это сокрушительное оружие против рабства воинствующей на нас плоти, это дарованная Богом возможность освобождения духовного существа человека через утеснение телесного.

О посте, как об одном из средств спасения души, свидетельствует нам Священное Писание.

Когда за грехи жителей города Ниневии Господь осудил этот город на уничтожение, подобно Содому и Гоморре, и послал известить им об этом пророка Иону, то царь Ниневии: «…встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: чтобы ни люди, ни скот… ничего не ели… и воды не пили,… и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего… может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл» (Иона. 3:6-10).

На этом примере можно видеть что пост, как выражение покаяния и сокрушения о грехах, отводит от кающегося гнев Божий.

Но не только выражением покаяния и примирительной жертвой за грехи является пост.

Вот что говорит о свойствах поста преподобный Иоанн Лествичник: «Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение» (Лествица. Слово 14. Ст. 33).

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что пост – это одно из важнейших духовных средств в деле спасения души.

Причём суть поста не в том, чтобы только не есть определённых видов пищи.

Если вы не едите мясного, но просиживаете часами у телевизора – это не пост, если вы во время поста ходите по театрам, концертам и прочим развлекательным заведениям, – это не пост, если вы тратите время на посещение и приём гостей, активно «общаетесь» по телефону, зачитываетесь художественной литературой – это тоже не пост.

Если вы сами, воздерживаясь от скоромной(мясо-молочной) пищи и развлечений, осуждаете других за их «нерадивую» жизнь, то это тем более – не пост.

Пост – это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост – это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа.

Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия.

Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу.

Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа.

Посты бывают однодневныеи многодневные.

Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок(период между праздниками Рождества и Крещения), Пасхальной и «сплошных» седмиц(недель).

Кроме того, однодневными постами являются: Крещенский сочельник (18 января), Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября по н.с. и Воздвижение Креста Господня – 27 сентября.

Многодневные посты: Великий Пост перед Пасхой, Петровский Пост, Успенский Пост и Рождественский.

Посты различаются по степени строгости: строгий пост – разрешается для вкушения только растительная пища (овощи, фрукты); менее строгий пост – разрешается растительное масло, в воскресные и праздничные дни – рыба.

Многие начинающие ужасаются: «Как? Не есть мясного? Да откуда же тогда будут силы работать, вообще что-то делать?»

Хочется им напомнить, что самые большие и сильные животные на земле: слон, бык, буйвол являются травоядными и мяса не едят вообще.

Также и человек, в период поста, не только не теряет физической силы и работоспособности, но, за счёт очищения организма от шлаков и избытка белков, ощущает значительное облегчение во всём теле, как умственная так и физическая активность его заметно увеличиваются.

Ранее мы уже говорили о том, что Бог не заповедал человеку творить ничего, что было бы ему не полезно.

В наше время многие врачи отмечают положительное воздействие поста на организм человека, а некоторые даже признают систему православных постов за оптимальный режим питания.

Для беременных, старых или больных Устав предусматривает некоторые ослабления строгости поста.

Нужно также знать, что Устав освобождает от поста людей, находящихся в пути и вынужденных питаться той пищей, которую они могут получить в дороге (к ним также можно отнести людей, находящихся в больницах, тюрьмах или вынужденных обедать на работе и не имеющих возможности приносить с собой постную пищу).

Всем же остальным необходимо соблюдать посты в соответствии с Уставом и благословением духовника.

Наши рекомендации