Монах, который нашел волшебную драгоценность
В некоторых странах трудно найти человека, который по-настоящему страдал бы от бедности. Зато есть те, кто страдает от богатства. Это похоже на парадокс.
Именно об этом рассказывается в следующей истории. Во времена Будды одному из его монахов посчастливилось стать хозяином «волшебной драгоценности»[27]. Монах жил простой жизнью и существовал на подаяние. К чему ему эта драгоценность? Лучше отдать ее бедняку. Но вокруг столько бедняков! Кого выбрать? Не зная, что делать, он пришел к Будде и попросил совета. «У меня есть волшебная драгоценность, но мне самому она не нужна. Хочу отдать ее бедняку, но я растерян: не могу решить, кому ее стоит отдать».
«Очень хорошо, отдай ее королю Саджа, – ответил Будда. – Беднее человека не найти».
Между тем король был невероятно богат. Монах без колебаний отправился во дворец, был представлен правителю и вручил свой подарок. Король принял монаха и спросил, зачем он пришел, есть ли у него какая-то просьба. Монах ответил, что нет. Он просто хотел отдать эту драгоценность самому бедному, и Будда указал на монарха как на беднейшего человека в королевстве. Удивление короля не поддается описанию. Он купается в богатстве, и при этом кто-то считает его нищим! Это высказывание Будды звучало на редкость странно! Король пошел к Будде за разумным объяснением.
«К тебе пришел монах и попросил указать на самого бедного, чтобы отдать ему волшебную драгоценность. Хотя в этой стране нет никого богаче и могущественнее меня, ты посоветовал отдать драгоценность мне. Почему?»
«Король Саджа, ты и вправду самый богатый и могущественный человек в королевстве, – ответил Будда. – Но твоя жадность так велика, что тебе всегда мало твоих богатств. Ты все время боишься, что они исчезнут, и постоянно хочешь получить больше. Твой ум безостановочно терзает жажда богатства – именно она делает тебя нищим. Вот почему я сказал монаху отдать драгоценность тебе».
Сколько бы мы ни имели – мало или много, – только настрой ума делает нас богатыми или бедными. Если мы удовлетворены тем, что есть, то будем счастливыми. А если нет, то будем чувствовать себя обездоленными несмотря на все наши богатства.
Тайбэй, 15 апреля 1986
Разные традиции
Будда родился в Индии 2913 лет назад[28]. Он достиг Просветления в Бодхгае и впервые учил Дхарме в Оленьем парке неподалеку от Бенареса. Буддизм – это древняя традиция, которая сперва распространилась в Индии, потом – в Китае, Тибете, Монголии и во многих других странах Азии. Учение Христа не такое древнее, поскольку сейчас 1987 год по христианскому календарю. Другие религии, например ислам, возникли еще позже. Цель почти всех этих традиций – помогать существам, используя разные подходы и методы. Они хороши постольку поскольку выполняют эту задачу. Насколько полезно существование такого разнообразия? Когда мы голодны, можно пойти в ресторан. Однако в ресторане готовят не одно блюдо, ведь оно может не всем понравиться. Там предлагают разнообразное меню. Также и в духовной сфере вкусы людей различаются, поэтому нужны разные учения.
Мадрид, осень 1987
Буддизм и Запад
Буддизм распространился на Западе по трем причинам:
• некоторые, услышав о Тибете и тибетцах, прониклись симпатией и отправились в Индию, где встретились с буддийскими мастерами. Заметив, какую пользу приносит Учение, они пригласили многих лам и тулку на Запад;
• подходящую почву подготовили ценности, общие для христианства и буддизма: преданность (Богу или Трем драгоценностям), любовь и сочувствие к существам, уважение культурных традиций и так далее;
• европейцы в основном хорошо образованы, у них развиты умственные способности. Им легко понять глубину буддийского Учения.
Мадрид, осень 1987
Получая поучения
Чтобы получить Дхарму, нам нужно быть «хорошим сосудом». Для этого необходимо избегать трех недостатков.
Если мы присутствуем на Учении, слушая его, но не слыша, мы подобны перевернутому сосуду. Можно лить воду сколько угодно – внутрь ничего не попадет. Поэтому поучения нужно слушать очень внимательно.
Однако просто слушать недостаточно – нужно еще запомнить сказанное. Если этого не происходит, мы подобны дырявому сосуду. Вода попадает в него, но сразу же уходит.
Наконец, необходимо, чтобы сосуд был чистым; другими словами, чтобы к Учению не примешивались наши мешающие эмоции. Например, если в тот момент, когда мы получаем Дхарму, наш ум беспокоят желание, гнев или запутанность, говорится, что это подобно яду, подмешанному в хорошую пищу. Сейчас отравленная еда может казаться вкусной, но рано или поздно она принесет вред. Так и сила мешающих эмоций может испортить пользу от получения Дхармы.
Слушать поучения с правильным настроем – значит быть внимательным, следовать за объяснениями и принимать их с доверием и радостью, не забывая, что они рассказывают о том, как достичь Пробуждения и принести пользу существам. Ваджраяна требует особого отношения. Она подразумевает превращение нечистого в чистое. Получая поучения этой колесницы, следует думать, что мы находимся не в обычном месте, а в Чистой стране, такой как Сфера блаженства, а лама, дающий поучения, – не обычный человек, а Йидам, Будда или Бодхисаттва. В тех, кто пришел получать поучения, следует видеть богов и богинь. Слово мастера нужно воспринимать как единство звука и пустоты, наделенное 60 качествами речи Будды.
Кагью Линг, май 1980