Дорнах, 24 декабря 1917 г. 2 страница

Сегодня человек смотрит на историю так, что более ранее он считает причиной более позднего; если мы хотим рассмотреть события 1914, 1915, 1916, 1917 годов, мы, якобы, должны просто вернуться к 1913, 1912, 1911 годам и так далее. Историческое становление рассматривается как чисто природное становление, когда последствия вызывает нечто, находящееся по соседству, граничащее; последнее и считают причиной. Из такого образа мыслей строится то баснословие, которое сегодня как «историю» вспрыскивают нашей молодежи к её несчастью.

Истинное христианство, честное, искреннее рассмотрение Рождественской и Пасхальной Мистерий представляет собой решительный протест против представленной естествознанием в карикатурном виде мировой истории. Христианство увязывает мировые тайны с кругооборотом года. Всегда надо помнить о начальной констелляции первого года с 24 на 25 декабря, то есть о явлении Солнца из созвездия Девы; в связи с чем, это время каждый год празднуется как Рождество. Из этих соображений христианское мировоззрение установило праздник Рождества. Затем оно установило праздник Пасхи, причём для этого принимаются следующие небесные констелляции; вы знаете - воскресение после первого полнолуния, наступившего после начала весны - вот день, установленный для праздника Пасхи, хотя сегодня материалисты оспаривают это установление.()

Тот, кто честно и искренне хочет связать смысл годового кругооборота с Мистерией Голгофы, рассматривает часть года от Рождества до Пасхи как образ тридцатитрёхлетней жизни Христа. Перед Мистерией Голгофы, к которой я причисляю и Рождественскую Мистерию, маги-волхвы указывали на небо, если они хотели иметь дело с какими-либо тайнами, также и относительно развития человечества. Они указывали на констелляции. В том, как одна звезда стояла по отношению к другой, они усматривали, что должно произойти на Земле. Но в тот момент, когда они посмотрели, что происходит на Земле в соответствие с таким признаком, как положение Солнца в Деве с 24 на 25 декабря, они сказали: эту звездную констелляцию надо рассматривать непосредственно, в человеческих поступках на самой Земле.

Но есть ли в человеческих поступках звездные констелляции? Мои дорогие друзья: умение читать - вот что тут требуется: суметь прочесть смысл, используя чудесное руководство по чтению, которое дано в ежегодных Мистериях христианства. Эти годовые Мистерии были построены на основе всех без исключения других годовых мистерий всех народов, живущих на Земле. Имеется в виду, что время от Рождества до Пасхи составляет тридцать три года. Это надо понять, на это следует обратить внимание. Тридцать три года, как считают, должно пройти между Рождеством и Пасхой.

Что из этого следует? Из этого следует, что праздник Рождества, который мы справляем в этом году, относится только к той Пасхе, которая наступит через тридцать три года, а та Пасха, которую мы празднуем в этом году (1917) относится к Рождеству 1884года. В 1884 году человечество праздновало то Рождество, которое относится к Пасхе этого 1917 года. А то Рождество, которое мы празднуем в этом году, не связано с Пасхой следующего 1918 года, оно относится к той Пасхе, которая наступить через тридцать три года. Как считают, период в тридцать три года составляет время одного человеческого поколения. Время одного человеческого поколения должно пройти между взаимно принадлежащими Рождеством и Пасхой. Это является руководством для чтения в соответствие с новой астрологией, той астрологией, которая направляет взор на те звезды, что сияют в самом историческом развитии человечества.

Как это можно выполнить? Это может быть выполнено посредством того, что человек использует Рождество, чтобы осознать: событие, происходящее примерно в это время, - о таких вещах, конечно, следует говорить лишь приблизительно, - имеет обратную историческую связь такого рода, что свой день рождения происходящее теперь событие имеет тридцать три года тому назад, и что оно само опять-таки является днем рождения для того, что разовьётся в течение следующих тридцати трёх лет.

В отдельной, личной жизни, в индивидуальном бытии господствует наша карма. Тут каждый несет ответственность за себя сам; однако тут каждому приходится принимать то, что заложено в его карме. Тут он должен ожидать того, что как безусловная связь - в кармическом смысле, - устанавливается между предшествовавшим и последующим.

Но как обстоит дело с историческими связями? С историческими связями дело обстоит так, что относительно нашего современного общечеловеческого цикла мы не можем понять, не можем постичь и правильно ощутить событие, происходящее сегодня, в 1917 году, который является годом Пасхи этого события, если мы не обернемся назад к тому времени, которое было годом Рождества этого события, то есть пока мы не обернёмся к рассмотрению 1884 года. Для 1914 года надо заглянуть в год 1881. Импульс, вброшенный поколением в поток исторического становления, поколением, перед этим воздействовавшим на историю, продолжает жить в течение тридцати трех лет; затем наступает его Пасха, затем наступает его воскресение. Когда закладывалось семя к тем Пасхам, которые человечество имеет в годы после 1914года? За тридцать три года до этого.

Взаимосвязи, образующиеся в интервалах от одного тридцатитрёхлетия к другому - вот то, что вносит понимание в стремящийся вперед поток исторического становления. Должно придти время, когда человек в священное время, берущее начало с Рождества, с 24 на 25 декабря задумается вот над чем: то, что ты, - то есть он, - делаешь теперь, будет продолжаться и восстанет, станет внешним деянием, - деянием не в личном, но в историческом смысле, - лишь через тридцать три года. Я пойму то, что сейчас происходит, если обращу свой взгляд назад, - я пойму даже то, что происходит сейчас как чисто внешние события, - если обращусь назад на то время, которое должно исполниться в соответствие с правилом тридцатитрёхлетнего цикла.

Когда в начале восьмидесятых годов было поднято восстание магометанского пророка, Махди, закончившееся тем, что английское господство распространилось в Египте, когда в то же самое время с французской стороны Индонезия, вследствие войны с Китаем должна была подчиниться европейцам, когда состоялась конференция в Конго, когда состоялись иные события того же рода, - изучайте всё, что теперь в 1917 года обрело тридцатитрёхлетнее завершение! - тогда были заложены причины того, что происходит сейчас. Тогда люди должны были спросить себя: какие перспективы к Пасхе, которая наступит через тридцать три года, обещает Рождество этого года? – Ведь события в историческом становлении возникают через тридцать три года, они восстают из гроба в преображенном виде благодаря той власти, которая связана с самым священным и спасительным, с тем, что человечество обрело благодаря Мистерии Голгофы.

Однако не следует сентиментально забалтывать Мистерию Голгофы. Мистерия Голгофы хочет стать понятой посредством высших сил мудрости, доступных человеку. Мистерия Голгофы хочет, чтобы её ощутили посредством самого глубочайшего из всего, что может человек пробудить в своей душе, ища в основах своей души то, что зажгла в нём мудрость, если он не только говорит о любви, но если эта любовь воспламеняется в нём благодаря связи его души с тем, что волит и правит как Мировая Душа, что струиться на повороте времен, когда он усваивает смысл и значение тайны становления. Ибо, как когда-то звездное небо говорило с древними магами-волхвами, как спрашивали они его, если хотели совершить что-либо, для социального становления людей, так и тот, кто желает что-либо совершить для социального становления людей в настоящее время, должен взирать на те звезды, которые всходят и заходят в историческом становлении. И как может быть рассчитано время оборота небесного тела вокруг Солнца, так, благодаря истинной исторической мудрости человека может быть рассчитано время исторического события. Это время оборота, этот период составляет время от Рождества до Пасхи, отстоящей от него на тридцать три года. Так духи кругооборота времен регулируют то, в чём живёт и ткёт человеческая душа, в чём она реализуется не только как чисто личное существо, но где она является существом, вплетённым в историческое становление.

Если мы в это время погружаемся в Рождественскую Мистерию, то наилучшим образом мы это сделаем тогда, когда знакомимся с тайнами, которые именно в наше время должны быть раскрыты, чтобы тем самым обогатить поток христианской традиции, берущий начало от Мистерии Голгофы и от того, что выражается в Мистерии Голгофы. Христос сказал, обращаясь к человечеству: «И вот Я с вами по все дни до скончания земных времен». Те, кто сегодня называют себя Его учениками, часто говорят о том, что откровения из духовного мира случались лишь во времена самого Христа Иисуса, но затем эти откровения прекратились, и сегодня это прямо-таки преступно - утверждать, что и по сей день чудесным образом из духовного мира приходят спиритуальные откровения. Так во многих отношениях то, что называется официальным христианством, проявляют стремление воспрепятствовать христианскому развитию.

Однако то, что ещё сохранилось как священная символика, - а наиболее священная символика говорит из Рождественской Мистерии, - само по себе является живым протестом против того притеснения истинного христианства, какое часто осуществляется посредством официального христианства.

Антропософски ориентированная духовная наука хочет свидетельствовать, - помимо иных своих устремлений, - о значении Мистерии Голгофы и о значении Рождественской Мистерии. В её задачу входит свидетельствовать о том, что придает смысл Земле, что придает значение человеческой жизни. И если рождественское древо в новое время, - а ведь оно появилось едва ли раньше, чем несколько веков тому назад, - стало символом Рождества, рождественского праздника, то стоящий сегодня под таким рождественским древом, рождественской ёлкой, мог бы спросить себя: а веришь ли ты ещё в то, что написано о рождественском древе? История свидетельствует о написанном: «И воплотишася от Духа Святаго и Марии Девы…». Ты всё ещё веришь в это? Чтобы познать, что это является истиной, необходимо спиритуальное познание. Ни одно естественнонаучное исследование не даст ответа на вопрос о Рождении от Девы и Воскресении. И то, и другое может стать понятным только в той сфере, где рождение не выступает в той форме, как оно выступает в чувственном мире, где смерть не правит так, как правит она в чувственном мире. Как Христос Иисус прошел через смерть так, что смерть оказалась майей, а воскресение - истиной, - что является содержанием Пасхальной Мистерии, - так же прошел Христос Иисус через рождение, так, что это рождение оказалось майей, а истиной стало преображение сущности внутри духовного мира. Ибо в духовном мире нет ни смерти, ни рождения, но, как мы знаем, только преображение, только метаморфоза.

Только когда человечество будет склонно заглядывать в тот мир, где рождение и смерть в их чувственном смысле теряют смысл, праздник Рождества и праздник Пасхи обретут своё достойное содержание. Тогда, и только тогда, наше сердце, наша душа наполнятся тем тёплым тоном, благодаря которому мы снова сможем найти доступ к тем, к кому мы должны найти доступ, - к детям, - чтобы уже в самом раннем детстве рассказать им о Младенце, лежащем в яслях, о магах-волхвах из стран Востока, о тех дарах, - мудрости, добродетели и бессмертия, которые они принесли Ему. Мы должны уметь говорить детям об этом. Ведь то, что мы говорим сегодня о Рождественской Мистерии маленькому ребенку, станет в нём пасхальным праздником, восстанет вновь после того, как ребенок продолжит дальнейший тридцатитрёхлетний путь.

В историческом становлении человечества ответственность распределяется так, что предшествующее поколение может внести в Рождественский импульс тот вклад, который последующее поколение получает как Пасхальный импульс. Пусть же будет осознано, что одно поколение должно смотреть на последующее поколение, думая при этом так: Рождественской звездой я учу тебя растить в своей душе то, что родилось в ней и что воскреснет и восстанет через тридцать три года под Пасхальной звездой. Если я знаю о такой связи между этим и следующими поколениями, то я Тем самым могу достичь, - это может сказать себе каждый, - в любой работе некоего импульса, выходящего за пределы повседневности. Ведь время между Рождеством и Пасхой длится не только те недели, которые отделяют Рождество от Пасхи; в действительности оно длится тридцать три года, столь же долго, как оборот импульса, который я погрузил в душу ребенка как Рождественский импульс.

Такие вещи - это не просто теоретическое, выспренное знание. Такие вещи обретают цену только тогда, когда они становятся практическими делами, когда наша душа оказывается убежденной ими, то есть не может действовать иначе, чем в их свете. Но тогда душа проникается любовью к тем существам, по отношению к которым ей приходится действовать в этом свете. Тогда любовь связывается с мировым теплом и не имеет ничего общего с той сентиментальной любовью, которая сегодня у всех на устах, и которая привела к величайшему импульсу ненависти среди человечества в нашу катастрофическую эпоху.

Те, у кого эта «любовь» слишком долго была на устах, не имеют права и дальше говорить об этой любви, обратившейся в ненависть; их долг – спросить себя: что же мы с нашими разговорами о любви, с нашими рождественскими речами о любви упустили, так что они стали посевом ненависти? – Но и человечеству надо задать вопрос: что должны мы искать в духовных мирах, чтобы снова смочь обрести потерянное: любовь, ту любовь, которая, согревая, правит и живёт во всех мирах; любовь становится реальной только тогда, когда она вытекает из живого понимания бытия. Любить существо, значит понимать это существо. Любить - не значит наполнять сердце эгоистическим теплом, которое так и бьёт ключом из уст сентиментальных риторов; любить – значит уметь смотреть с пониманием на то существо, по отношению к которому ты действуешь. Понимать его вплоть до его самой внутренней сути, понимать не только интеллектом, но и всем своим существом, всей сущностью своего человеческого бытия.

Пусть же такая любовь, чьим источником является спиритуальное внутреннее понимание, обретет место среди человечества, пусть такая любовь станет желанной, пусть будет проявлена воля, чтобы заботиться о такой любви - вот что мог бы сказать себе в наше время тот человек, который хочет последовать за магами-волхвами из стран Востока к яслям Вифлеема. Он мог бы сказать: как маги-волхвы из стран Востока искали понимания, чтобы найти путь, путь любви к яслям в Вифлееме, так и я хочу найти путь, который откроет мне доступ к свету, благодаря которому будут совершаться истинные деяния человеческой любви.

Маги-волхвы из восточных стран перестали считать внешние звездные констелляции решающими, но поднесли в рождественскую ночь знание об этих звездных констелляциях, жертвенный смысл этих звёздных констелляций и связь бессмертия с этими звездными констелляциями Младенцу-Христу. Так пусть же и новое человечество принесёт то, что оно сможет извлечь из глубочайших импульсов всей своей души в дар Тому, ради Которого Рождественский праздник стал символическим выражением года! Пусть же человечество, сознавая всё это, празднует Рождество с достоинством, празднует Рождество честно и искренне. Пусть в этом празднике будет заложено не отрицание, а знание о том Существе, ради Которого мы зажигаем огни на рождественской ёлке.

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ

Дорнах, 24 декабря 1917 г.

Исполнено глубокого значения то, что христианский календарь устанавливает праздник Адама и Евы на 24 декабря, а праздник Рождества Христа Иисуса – в ночь с 24 на 25 декабря. Тем самым непосредственно объединяются, сдвигаются вместе христианские представления о начале мира – то есть о начале нашего земного бытия, - и величайшее земное событие, которое придаёт смысл земному развитию. Оба праздника так близко сдвигаются друг с другом, чтобы тем самым указать на тот перелом, который, благодаря Мистерии Голгофы наступил по всем параметрам, касающимся отношений человека с духовным Космосом. Всё то, что предшествовало Мистерии Голгофы, хотя и важно для познания этой Мистерии как таковой, но для непосредственного христианского сознания, для принятия соответствующих волевых импульсов, существенной роли не играет, и на первых порах может быть оставлено без внимания.

Величайший перелом в эволюции земного бытия - как мы знаем, - наступил благодаря Мистерии Голгофы. Для души, понимающей эту Мистерию, такое понимание открывает смысл земной эволюции. Можно сказать так: глядя на то, каких форм по отношению к мировой мудрости, импульсировавшей человека как такового, придерживались древние до вступления Христа в эволюцию земного человечества, а затем, сравнивая эти, господствующие в дохристианские времена отношения с тем, как относилось к импульсировавшей человеческие поступки мировой мудрости христианское сознание, получаешь, - будучи в состоянии развивать при этом соответствующие мысли, - глубокое, исполненное смысла впечатление.

Достаточно вспомнить хотя бы один образ, повод для воспоминания о котором дает наступающий праздник, девизом которого являются слова: «И воплотишася отДуха Святаго и Марии Девы..», - достаточно вспомнить восходящий к древности образ девственной Паллады Афины, Богини мудрости в Древней Греции, дочери самого Зевса, Богини, которую считали Богиней разума. Зевс-Громовержец, владыка света молний, блистающего света, света, работающего в земном бытии, создаёт разум как девственную Палладу-Афину, хранительницу человеческой мудрости до Мистерии Голгофы.

Поэтический образ девственной Паллады Афины имеет глубинный смысл. Как Богиня мудрости она сохраняет девственность. Что это означает в высшем смысле? Что имели в виду руководители греческих мистерий, говоря о девственной Палладе-Афине? Они имели в виду ту мудрость, посредством которой человек действует в мировой истории, исторических мировых связях. В четвёртом культурном периоде, периоде греческого культурного развития эта мудрость появилась, родившись не из самого мира, но из зеркального отражения этого мира. Поймём это правильно: зеркальное отражение мира, Майя. В предшествовавшие более ранние эпохи священнослужители мистерий не интерпретировали мудрость как именно девственную силу, ибо эта человеческая мудрость в первой, второй и третьей послеанлантической эпохе всегда оплодотворялась силой древнего атавистического ясновидения. Только в четвертую послеатлантическую эпоху возникла возможность кое-что познавать из простого созерцания того, что побуждалось не силами, основанными на древнем ясновидении, силами аффектов, страстей, всего того, что подобно огню тлеет в человеческом существе, но из созерцания девственного, зеркального отражения мира, созерцания, не оплодотворённого атавистическим ясновидением. От Майи происходила та мудрость, которую имели в виду, если имели дело с её представительницей: Палладой Афиной.

Паллада Афина - это тоже некая Майя, некая Мария; но Паллада Афина есть та Майя, которая, исходя из себя самой, позволяет мудрости раскрыться перед человеком. Крупный шаг вперёд состоял в том, что эта самая Майя, эта самая Мария была оплодотворена Космосом и породила новую мудрость. Паллада Афина была представительницей мудрости. Импульс Христа есть сын Майи, Марии, девственной представительницы мудрости и космически-божественной, космически-разумной Мировой силы. Вот почему для древней мудрости, чьей представительницей была Паллада Афина, было свойственно классифицировать и постигать мир минерального царства, вплоть до растительного, но она не умела постигать самого человека, понимать самого человека в его личности.

Если же люди в те прежние времена хотели постичь своё личностное начало, они могли это делать в мистериях; однако в мистериях им было необходимо обрести атавистическое ясновидение. Тем, что подразумевалось как Паллада Афина, как девственная представительница мудрости, было положено начало постижения земного мира. Но только благодаря наступлению Мистерии Голгофы, только благодаря связи между божественной разумной силой любви и силой Майи, - зеркального отражения мира, - на арену человеческого развития выступил Человекобог (Menschengott), такой Бог, достигнуть Которого можно было не только в случае ухода с физического плана; нет, это Бог, Существо Которого можно было найти на самом физическом плане. Прогресс, достигнутый в развитии человечества благодаря Рождественской Мистерии, предстаёт перед человеческой душой при сопоставлении истинной легенды о Палладе Афине со всем тем, что в истинном образе может быть постигнуто относительно природы девственной Майи, из которой для земной эволюции произошёл импульс Христа.

В связи с теми воззрениями на человеческие свершения, с теми требованиями к волевым импульсам человека, которые были описаны нами с целью, понять Рождественскую Мистерию, в наше столь серьёзное время надлежит, - именно в наше время это крайне необходимо, - выработать точку зрения относительно тридцатитрёхлетних промежутков времени; речь об этом шла вчера. Подобно тому, как древние пытались разгадать звезды, и по констелляциям определять свои намерения на Земле, человек должен осознать, что ему предстоит вступить в эпоху, когда земное человечество ожидают лишь бедствия, нужда и несчастья, если оно не решится прочесть констелляции временны’х звёзд в ходе становления человечества. Всё то, чем так гордиться материалистическая эпоха, не приводит в будущем земном бытии ни к чему, кроме того, что происходит в наше катастрофическое время. Человечество должно обрести мужество в качестве торжественного рождественского обещания дать в собственной душе обет: обратить взор на спиритуальные истины, вторгающиеся в наше время. Наше время должно найти мужество, пренебрегая малодушием, прямо взглянуть на то, что есть. Нашему человечеству необходимо усвоить новое чувство истины, если оно желает идти по следам Того, в честь Кого оно хочет праздновать Рождество, Кого нельзя понять, не постигнув слов: «Я есмь путь, истина и жизнь».

А это означает, что в столь серьёзное время недостаточно благодушных речей по поводу мирового праздника, которые в это время несомненно звучат на многочисленных кафедрах; это означает, что в столь серьёзное время надо хотя бы по возможности усвоить мысль о том, насколько бессознательным является наше время. Ибо Величайшему, что хочет войти в вас, можно послужить лишь в том случае, если люди в собственной душе разовьют сознательную силу. Надо обдумать следующее: конечно, Мистерия Голгофы влилась в человеческую эволюцию ещё в начале нашего летоисчисления: но разве не прошла бы она бесследно мимо, если бы люди того времени не имели в собственных душах созидательной силы, чтобы охватить её, выразить её в понятиях и представлениях, чтобы вообще говорить о ней? С внешней точки зрения в захолустной провинции Римской Империи родилась та Личность, о Которой повествуют Евангелия. Люди того времени обладали созидательной силой, чтобы постичь то, что жило в этой Личности. Если великие Божественные силы объединяются с человеческим бытием, людям надо суметь претворить волю в созидательную силу. Поэтому вчера следовало поставить вопрос: насколько это 19 столетие, - эти высокомерные 19 и 20 столетия, - были в состоянии развить созидательную силу для понимания того, что уже в течение столетий признавалось человечеством как содержание идеи спасения? (Имеются в виду приведенные в прошлой лекции 1 мнения, высказанные отдельными выдающимися мыслителями того времени о христианстве - примеч. перев.).

Добавим ещё несколько голосов, - мы могли бы привести сотни, даже тысячи примеров, - голосов из 19 века, пытавшихся говорить об Иисусе Христе. Как я сказал, мне хотелось привести лучших, наиболее глубоко мыслящих людей, чтобы показать, чем были одержимы их души. Моя задача не в том, чтобы ответить на вопрос: какое влияние оказывали люди, чьи высказывания об Иисусе Христе я только что приводил вам? - нет, моя задача - показать, как время действовало на самых лучших. Ведь эти идеи завладевали сердцами наиболее честных людей. Другие, хотя и говорили о Христе Иисусе, однако даже в ощущении своём не приблизились к импульсу истины. Прибавим ещё несколько примеров.

В то время, когда, начиная с 19 века развивали духовно- свободные идеи, был некто, с болезненным глубокомыслием пытавшийся всей душой проникнуться этими новыми идеями; это был Карл Гутцков (). Своё сочинение «Сомневающийся Вали» он наполняет идеями, которые он развивал в отношении Христа Иисуса: «Иисус был иудеем. Он и не думал об основании новой религии. У Него нет и речи ни о возвышении, ни о расширении иудаизма… То, что проповедовал Иисус, не было каким-то отдельным, новым учением… Что же после этого оставалось в устах Иисуса? Некая мораль, которая имела облагораживающую силу, но никогда не стремилась выйти за пределы чистого иудаизма. Мораль Иисуса всегда тесно связана с традицией церемониального закона: её характерное отличие лишь в том, что она для внешнего ритуала требует соответствующего внутреннего умонастроения. Иисус учил: «Возлюби ближнего своего как самого себя!» Так учил ещё Моисей; но Основателю новой религии следовало бы сказать: «Возлюби ближнего своего больше, чем самого себя!». - Так Карл Гутцлав «исправляет» Христа Иисуса! «Отсюда следует, что Иисус представляет собой явление чисто историческое, не имеющее отношения ни к религии, ни к философии».

Вот ещё одно, даже более характерное высказывание, поскольку исходит оно от науки о душе, психологии нашего времени. Это резюме по содержанию сочинения «Иисус. Уроки сравнительной психопатологии» Эмиля Рамусена (). Содержание можно резюмировать следующим образом:

«Ни апостолы, ни синоптические Евангелия не признают Иисуса за Бога. Он Сам считал Себя предсказанным «Сыном человеческим» и полагал, не выдавая Себя за Мессию, исполнить особенно важную для него часть пророчеств. Назаретянин сам принадлежал к категории пророков. Религиозные герои, провозвестники, - они же и пророки, - представляют собой отклонения от нормального расового типа. Ибо их внутренние переживания, их опыт по своему уровню и форме можно сравнить с симптомами эпилепсии. Эти «божии мужи» выявляют картину болезни, которую психиатр мог бы с точностью диагностировать как психическое заболевание типа эпилепсии; появление стигматов, зрительные иллюзии и галлюцинации, приступы буйного помешательства, эйфория, упадок духа (абсенс), ступор, помрачение сознания или активизация подсознания, дефекты речи, делирий, депрессия, внезапные изменения настроения, чрезмерная религиозность, стремление пострадать за других, реформировать мир, мания величия, навязчивые представления, бредовое измышление родословных, склонность к бродяжничеству, отклонения от нормы в половой жизни, будь то излишества, или аскеза. Ряд выдающихся религиозных провидцев древности и современности, как Иезекииль, ап. Павел, Моххамед, Сёрен Киркегард и так далее, демонстрируют нам примеры снова подтверждающие типичные свойства, такие как страшные угрозы и проклятия, разнообразные завуалированные виды чувства ужаса, пароксизмы ярости, воображаемые страдания человечества, аскеза, мысли о воскресении и прочее.

Все это симптомы, наблюдаемые у древних и новых пророков, обнаруживаются также и у Иисуса. У него беспримерное переживание страха, он впадает в ярость, изгоняя торговцев из храма, страдает галлюцинациями, в его противоречивом характере обнаруживаются чрезмерный эгоцентризм, анормальная жизнь чувств, мания пострадать за человечество и смочь искупить его. Посредством своего насилия, нестабильности и возрастающего умаления своего духа, который больше не принимает и не перерабатывает новых представлений, он предоставляет новое подтверждение своего избранного родства с типом пророка, который во все времена и во всех климатических зонах остаётся тем же самым. Его этика, исходящая из того, чтобы ненавидеть семью, жить подаянием в единственно истинной вере, не была принята человечеством. – Если под гением понимается создатель нового, то Иисус, как утверждают научные исследования, является подражателем, как в содержании, так и в форме своего учения. Его обещание, предсказание, которое принесло ему победу над миром, а именно, его второе пришествие, в целом не состоялось. Иисус был человеком, достойным глубокого сожаления, который в своей трагической, величественной судьбе заслуживает нашего внутреннего сочувствия».

Такие голоса можно умножить в сотни и тысячи раз, то, что они приведены в таком виде, ещё не самое существенное. Существенным является совсем другое, а именно то, что люди, которые говорят так, говорят действительно правильно в смысле современной науки, и что с точки зрения современной науки нельзя сказать ничего иного, оставаясь искренним и честным; и что надо бы поставить перед собой вопрос: имеет ли человек достаточно мужества и желания к волеизъявлению показать этой науке её настоящее лицо, её отражение, которое может быть показано только посредством духовной науки? Те трусливые компромиссы, которые всё снова и снова повседневно заключаются между материалистической наукой и религиозными традициями, есть нечто нечестное, они являются прегрешением против того, что дает людям повод праздновать Рождественскую Мистерию или Пасхальную Мистерию. Вот в чём тут дело.

В современности существует некое «или-или». Или познание спиритуальной жизни, или дальнейший ход той жизни, которая привела к событиям 1914-1917гг и так далее. То, что лежит тут в основе, каждый должен поднять в своём сердце как познание Христа, должен дать подняться воле к стремлению, импульсу к мужеству не искать блага в частных компромиссах, но идти той дорогой, которой следует идти: дорогой, которая должна быть указана посредством познания спиритуальной жизни человечества. Соединить конкретные импульсы с чем-то таким, как Рожественская Мистерия – вот что должно быть связано с этой волей.

Наши рекомендации