Перевод: Малики Ибрагимовой 5 страница

- Что случилось? – спросил ибн Макфа.

- Я пошёл к нему и присел рядом. Когда все разошлись, он начал разговор, указывая на людей, совершавших ритуальное обхождение вокруг Каабы: «Если вопрос о религии и вере таков, как утверждают они, то естественно это верно, имея веру в Бога и загробную жизнь, они пошли по истинной дороге. Вы же не достигнете счастья, и вас ждёт гибель. Но если вопрос о религии таков, как утверждаете вы, (то есть Бог и загробная жизнь не существуют), что совсем не так, в этом случае вы равны с мусульманами. Мусульмане не подвергают себя опасности, веря в Бога, потому что, если представить то, что утверждаете вы – материалисты, т. е. что Бога и загробной жизни нет, что со смертью всё кончается, что не будет Суда и ответа за совершённые деяния, то они умрут так же, как и вы, не потерпев урон.

«Да помилует тебя Господь! – воскликнул я, пытаясь защититься. - А что мы утверждаем? Наши убеждения и убеждения мусульман почти равны».

«Как ваши утверждения могут быть равны, когда они верят в Господа и Создателя небес, в загробную жизнь, в наказание и вознаграждение за деяния, а вы говорите, что небо представляет собой пустоту без Создателя?!»

Увидев, что имам начал разговор о существовании Бога я воспользовался удобным случаем и высказал свои мысли: «Если их убеждения верны, то почему же Бог не покажет Себя своим созданиям, почему открыто не призовёт их к вере, чтобы два Его творения не имели по этому вопросу разногласий? Почему Он скрывает Себя, а нам посылает только Пророков? Снисхождение самого Бога повлияло бы на людей больше, и они бы все поверили в Его существование».

«Горе тебе! – ответил имам, - Как возможно, чтобы Тот, Кто показывает своё могущество в существовании твоём, может быть скрытым от тебя? Твоё создание из ничего, зрелость после детства, мощь и сила после младенческой беспомощности, и опять немощь после мощи. Твоя болезнь после здоровья, и здоровье после болезни, довольство после гнева, и гнев после довольства, радость после печали, и печаль после радости, дружба после вражды, и вражда после дружбы, стойкость после слабости, и слабость после стойкости, твоё желание после отвращения, и отвращение после желания, надежда после отчаяния, и отчаяние после надежды, твоя осведомлённость после незнания и забвение того, что было в твоей памяти.

И так он перечислял признаки божественного могущества, которые существуют во мне, и я не в силах был отрицать их. Он так всё описывал, что, мне показалось, вот-вот сам Господь предстанет между мной и Абу Абдуллой».[453]

Трактат Муфаззала о единобожии

Трактат Муфаззала был написан со слов имама Садыка (да будет мир с ним!) и заключает в себе уникальные сведения о создании человека, мира, доказательства о существовании Всевышнего Бога, о Его мудрости и могуществе. Этот ценный трактат был переведен и издан выдающимся ученым Маджлиси, при содействии других ученых. Изучение этого трактата необходимо для тех, кто проявляет интерес к вопросам единобожия, размышляет над божественными знамениями и для любого может оказаться полезным. Сейид ибн Тавус в книге «Кашф аль Мухаджа» советует своему сыну прочесть этот трактат,[454] а также пишет: «Я бы посоветовал всякому отправляющемуся в путь путешественнику иметь при себе трактат Муфаззала».[455] Итак, вкратце ознакомим вас с содержанием этого трактата и приведем перевод нескольких эпизодов. Муфаззал во вступительной части этого трактата пишет: «Однажды во время заката я сидел в мечети Пророка и размышлял о величии Пророка и о тех достоинствах и превосходствах, которыми Аллах одарил его. Вдруг вошел Ибн Аби Аль Авджа, один из атеистов того времени, и сел неподалеку от меня, так, что я мог слышать его слова. В это время к нему подошел один из его друзей и расположился рядом с ним, и они принялись беседовать о Пророке. По ходу диалога речь зашла о Создателе Вселенной и пришли к тому, что мир не имеет Творца, который все устроил по мудрости, и что все существующее возникло в природе само по себе без Создателя, и так было всегда и так будет. Когда я услышал эти речи не смог сдержать свое возмущение и сказал: «Богохульник! Ты стал безбожником и отрицаешь своего Творца, который создал тебя в наилучшем виде и, проведя по различным этапам развития, сделал тебя совершенным. Если ты поразмыслишь о том, как ты сотворен и прислушаешься к голосу своей души, несомненно, обнаружишь в себе признаки существования Всевышнего Творца, Его мудрость, знание». Ибн Аби Аль Авджа ответил: «Послушай, человек, если ты один из религиозных знатоков, то я поговорю с тобой, и если ты убедишь нас, мы за тобой последуем, но если ты не знаток, то говорить с тобой бесполезно. Если ты один из приверженцев Джа’фара ибн Мухаммад Садыка, то он с нами не спорит, выслушивает наши речи, но никогда не оскорбляет и всегда отвечает достойно. Он спокоен, снисходителен, мудр, любезен, никогда не выходит из себя и им никогда не овладевает гнев и не уклоняется от ответа. Он выслушивает наши убеждения и аргументы и, когда мы высказываем свое мнение, думаем, что они произвели на него впечатление, но он коротким ответом перечеркивает все наши доводы. И всего несколькими фразами представляет нам свои убедительные доказательства, на которые нам уже нечего ответить. А теперь, если ты его сподвижник, то говори с нами подобно ему». Я печальный вышел из мечети, и размышлял над тем, чему подвергается Ислам и мусульмане в результате их сомнений в существовании Бога. Я пошел к имаму и он, увидев меня, спросил: «Что с тобой?»

Я пересказал ему слова тех атеистов. Он сказал: «Я поведаю тебе о мудрости Создателя в сотворении мира, животных, насекомых, хищников, птиц, о человеке, о съедобных и несъедобных растениях, о деревьях плодовых и неплодовых, чтобы жаждущие получили из этого назидание и познания верующих углубились, а поражены были атеисты и неверующие. Завтра на заре приходи ко мне».

Это очень обрадовало меня, и ночь показалась мне длинной в ожидании утра.

Лекция первая

На рассвете я поспешил к имаму и, спросив разрешения, вошел в дом. Пройдя в следующее помещение, был приглашен имамом в его комнату, где мы с ним уединились. Я сел. Имам сказал:

- Что, Муфаззал, долгой показалась тебе ночь в ожидании нашей встречи?

- Да, мой предводитель!

И имам начал: «О, Муфаззал, Господь был всегда, и ничего не было прежде Него и Он вечен. Его вечность абсолютна. Только Он достоин всех похвал и поклонений за ту высокую степень науки и ту высочайшую вершину величия, которые были пожалованы нам, людям. И создал Он человека как высшее существо среди всех созданий доказательством Своей мудрости».

Муфаззал рассказывает, что попросил разрешение записывать все слова имама. Он согласился и продолжил: «Муфаззал! Те, кто сомневаются в существовании Создателя вселенной, не ведают о чудесах творений этого мира и неспособны постичь мудрость Всевышнего Бога в созданиях морей, равнин и гор. Поэтому по причине невежества они избрали путь отрицания и начали упрямствовать и отрицать роль Создателя всего сущего и Его мудрость. И для них все, что происходит, случается самопроизвольно, без расчета и мудрости. Однако Всевышний несравним с тем, что они представляют и Аллах лишит их Своей милости, поскольку они отвернулись от ясной истины и уклонились от верного пути.

Они в своем заблуждении, неведении и рассеянности, подобны слепым, вошедшим в великолепный дворец, в котором разостланы красивые ковры, расставлены разнообразные яства и напитки, приготовлены одежды… и все, в чем может нуждаться человек. И любая вещь соразмерена и находится на своем месте, но те слепцы, слоняясь по зданию и по комнатам, не видят ни здания, ни того, что в нем приготовлено, и иногда натыкаясь на вещи, которые (соответственно своему назначению) находятся на своих местах, но в которых они не видят необходимости и, не зная, что для чего и почему стоит здесь, приходят в ярость и ругают обстановку и того, кто все устроил. И те, которые отрицают прелесть, красоту и совершенство божественной мудрости в устройстве бытия, подобны, той группе слепцов, поскольку разум отрицающих неспособен постичь смысла и пользы всего. Так и бродят они по этому миру в недоумении и невежестве и не понимают правильности устройства прочности строения и красоты создания всех вещей в этом дворце. И когда видят что-то и не знают его назначение и разум их не постигает мудрости этого, тогда начинают злословить в его адрес, отрицать, приписывая ему ошибочность и неразумность».

Имам в продолжении своей первой лекции разъяснил подробности устройства человека, мудрость в Его создании и божественные милости, заключенные в нём. Но мы ограничимся вышесказанным и приведем фрагмент из его следующих трех лекций.

Лекция вторая

«О, Муфаззал! Поразмысли о мудрости Бога и Его могуществе, глядя на хищных, диких животных, которым даны острые зубы, крепкие сильные когти, большие пасти, что соответствует их образу жизни… Также, плотоядные хищные птицы имеют удобные для охоты клюв и когти. Если бы Аллах дал травоядным когти, то вышло бы так, что Он дал им то, в чем они не нуждаются, ибо не охотятся они и не едят мясо. И если бы хищникам дан был яд, то, в чем они не нуждаются, тогда Он не дал бы им их оружие, с помощью которого они охотятся, то есть зубы и когти. Разве не видишь, что Всевышний одарил эти два класса животных тем, что соответствует их образу жизни и сохранению их вида. А сейчас (мысленно) взгляни на детенышей четвероногих, которые сразу же после рождения (удивительным образом) узнают свою мать и не нуждаются в воспитании и обучении, в которых нуждается дитя человека. Поскольку матери человека даны способность и умение для его воспитания, чего лишены самки животных. По этой причине Всевышний только что родившимся детенышам четвероногих дал такие силы, чтобы они без помощи могли самостоятельно передвигаться, что способствует их воспитанию и возрастанию без опеки. Даже птенцы большинства птиц, таких как домашних кур, куропаток, фазанов, в тот же самый час как вылупятся из яйца, ходят и клюют зернышки. Но для птенцов голубей и подобным им, которые слабее цыплят, до того, как научатся летать, еда «готовится» в зобах их матерей и перекладывается им в клювы. Поэтому птицы такого вида не имеют много птенцов, чтобы суметь их вырастить и сохранить. Итак, теперь мы знаем, что каждый вид этих животных и птиц, по мудрости Бога инстинктивно осведомлены о присущих им потребностях.

Лекция третья

Звук это есть колебание, которое возникает от столкновения частиц воздуха и воздух передаёт это колебание нашему слуху. И люди целый день и часть ночи разговаривают и если эти звуки речи останутся в воздухе, то мир бы переполнился ими, и жизнь для людей стала бы невыносимой. Тогда для воздуха потребовалось бы больше обновления, чем для бумаги, потому что слова и речи, которые произносятся намного обильнее тех, которые пишутся (на бумаге)

Мудрый Создатель сделал воздух подобно такой тончайшей невидимой бумаге, которая сохраняет в себе звуки и слова, потом же их следы исчезают, освобождая и очищая место другим вновь появившимся звукам. Эта удивительная бумага не портится и не гниет.

И этот самый воздух, если глубоко поразмыслить о его пользе, станет тебе достаточным уроком, так как он есть причина жизни организма. Посредством него, при его поступлении во внутрь тела, поддерживается жизнь и при выходе, происходит очищение организма. И он же передает звуки на большие расстояния и приносит нашему обонянию запахи. Ведь ты видишь, что с той стороны, откуда дует ветер, приносится больше запахов и доносится больше звуков. Воздух перемещает холод и тепло, которые влияют на явления природы….

Поразмысли о мудрости Всезнающего Бога, проявляющейся сотворением различных видов деревьев. Так устроено, что дерево раз в году «умирает» и тепло жизни в нём остывает, и в нём зарождаются и готовятся вещества нужные для будущего образования плодов, и с новой весной они опять оживают, и жизнь в них вновь приходит в движение. Они преподносят тебе свои плоды, каждое в своё время, словно гостю, пред которым каждую минуту выставляют изысканные сладости и вкусную пищу.

Если вдумаешься, то заметишь, как деревья, протягивая свои ветви-руки, предлагают тебе разнообразные дары. И сады выставляют перед тобой свои благоухающие букеты цветов: нарциссов, жасмина, базилика… Возьми что желаешь! Если ты размышляющий человек, почему же не стараешься узнать этого щедрого, гостеприимного Хозяина?!

Почему не осознаешь, какими разнообразными милостями одарен, и не благодаришь своего благодетеля. Ведь вся эта пища, фрукты, растения, разнообразные и разноцветные цветы в садах, степях, горах приготовлены для тебя, а ты, отрицая Его благодать и не покоряясь Его воле, вместо признательности неблагодарен и, несмотря на эти милости, грешишь и восстаёшь (против Него)?!

Возьми для себя уроком то, как проявляется мощь Щедрого Бога, принимающего покаяния, в создании граната. Как на всех холмиках белой мякоти тесно друг к другу расположены гранатные зерна, как будто их собрали и слепили руками. И эти скопления зёрен разделены на части и каждая покрыта оболочкой. И эта оболочка настолько нежна и тонка, что заставляет изумляться умы. А сверху эти скопления его гроздей обёрнуты более прочной коркой. И мудрость его создания такова, что если бы гранат состоял из одних только зёрен, то они не имели бы возможности получать питательные вещества. Значит, белая мякоть расположена в среде зёрен так, что они рассажены по её поверхности и посредством неё каждое зернышко получает своё питание. Те оболочки существуют для защиты нежных зёрен от порчи. А крепкая корка, покрывающая гранат снаружи, сохраняет сочность и свежесть плода, прикрывая его от холода, зноя и других неблагоприятных воздействий. И то, что я рассказал тебе о мудрости посредством создания граната - всего лишь малая её толика.

Лекция четвёртая

А теперь я поведаю тебе о стихиях и бедствиях.

Некоторые глупцы, приводя доводом стихийные явления, отрицают Бога, Его созидательность, Его мудрость, Его предопределение над всем. И их возникновение считают нарушением в порядке вселенной. Например, холера, чума и другие эпидемии, град, нашествие саранчи, которые уничтожают посевы и фрукты. В ответ этим невеждам скажем, что если не было бы Мудрого Создателя мира, то стихий и бедствий случалось бы больше. Например, если бы нарушился порядок космической и земной системы, то звёзды осыпались бы на землю, или землю бы сплошь покрыла вода, или мы больше не увидели бы восхода солнца, или же пересохли бы реки и источники и воду невозможно было бы найти, или прекратились бы перемещения воздушных масс, что привело бы к безветрию, или же совсем всё разрушилось бы, или вода залила бы всю сушу, потопив всё живое. Все те бедствия типа нашествие саранчи, эпидемий не настолько продолжительны и постоянны, чтобы уничтожить всех и сделать жизнь невыносимой, а возникают периодически и быстро исчезают.

Разве не видишь, что мир от этих великих несчастий, которые могут уничтожить всех мирян, охраняем и лишь иногда эти беды и стихии касаются их, чтобы наказывать, и скоро вновь устраняемы. И возникновение этих стихий становится назиданием для людей, а устранение – милостью.

Безбожники говорят об этих бедах так: «Если мир имеет милостивого Творца, то почему эти беды обрушиваются на нас?!»

Они полагают, что жизнь должна быть спокойной без всяких бед и потрясений. Если бы было так, то в людях настолько бы разрослись грехи и зло, что не стало бы для людей милости ни в этом мире, ни в ином.

Таким образом, ты видишь, некоторые, живя в неге и холе и воспитываясь в безопасности и достатке, приходят к такому злу и неверию, словно забывают, что они простые смертные и создания Великого Господа и забывают, что они уязвимы и могут подвергнуться страданию и горю. Им и в голову не приходит оказать милость слабым, протянуть руку помощи нищему, посочувствовать попавшему в беду, проявить сострадание к несчастному и беспомощному.

Но если человека постигнет беда или охватят тяготы бед и боль, тогда многие из них, прибывавших в забвении и беспечности, приходят в себя и раскаиваются в совершенных грехах, пороках и испытывают отвращение к содеянному.

Те, кто недоволен бедствиями, происходящими в мире, подобны детям, которые отказываются от лекарств. И когда им не разрешают есть сладкое, которое вредно для них, это вызывает их недовольство. Они не любят учиться и любят постоянно играть и бездельничать и желают есть ту еду и пить те напитки, которые им нравятся. Они не осознают, что игры и безделье могут очень навредить их жизни и вере. А вкусная и вредная еда может подвергнуть их болезни. Приобретение же знаний и воспитание дадут большие результаты, а пить горькое лекарство принесёт исцеление.

И как часто вслед за несчастьями следует спокойствие, а после горечи – сладость…»[456]

Связь с миром сокровенного

Несомненно, наши пречистые имамы (да будет мир с ними!), являющиеся истинными наместниками Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) и наследниками его божественных знаний, были наделены особенностями, которые Господь даровал Пророкам и святым. Одна из этих особенностей – связь с Господом Миров, другая – с миром сокровенного и обладание тайными знаниями, которые недоступны умам и воображениям. Подобно откровению, ниспосланному Пророкам, это знание истинно, с той лишь разницей, что наместники Пророка – имамы не были Пророками и не принесли новой религии, а только распространяли и сохранили религию Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его семейство!) и были руководителями исламской уммы. Как сказал Пророк Ислама Повелителю правоверных: «Ты по отношению ко мне, как Харун по отношению к Мусе, но с той лишь разницей, что после меня не будет пророка».

В исламских источниках содержится так много преданий, рассказывающих, что каждый имам обладал сокровенными знаниями, и любой осведомлённый мусульманин, не преследующий корыстных целей, не сомневается, что эти личности обладают глубокими знаниями и всякий раз, когда есть необходимость для наставления на путь истины их приверженцев, открывают частицу из своих знаний о сокровенном.

Итак, обратим ваше внимание на некоторые примеры этих знаний, которыми обладал имам Садык:

* После мученической смерти Зейда ибн Али, Яхья, старший сын Зейда, тайно отправился в Иран, и спустя некоторое время, собрав группу людей на востоке страны, восстал против омеядского халифа и, мужественно сражаясь, погиб. Его тело, как и тело его отца, было вывешено на всеобщее обозрение и оставалось так, пока не восстал Абу Муслим. После чего тело мученика было спущено и с почётом предано земле. В те дни, когда Яхья направлялся в сторону Хорасана, он встретился с одним из сторонников пророческой семьи по имени Мутаваккиль ибн Харун, который возвращался из хаджа и, проезжая через Медину, виделся с имамом. Мутаваккиль рассказывает: «Я встретил Яхью и поздоровался с ним. Он спросил меня, откуда я еду.

- Из хаджа, - ответил я.

Он расспросил о здоровье своих близких, родных и имама. Я рассказал ему всё, что знал и о том, что они огорчены смертью его отца.

- Мой дядя Мухаммад ибн Али (имам Бакир) предсказывал ему о его смерти, – сказал он и спросил: – а виделся ли ты с Джа’фаром ибн Мухаммадом?

- Да, – ответил я.

- Он ничего не сказал обо мне?

- Сказал.

- Что?

- Я не могу говорить тебе то, что слышал от его светлости.

- Разве меня напугаешь смертью? Говори, что слышал.

- Его светлость сказал, что вы погибните и подобно вашему отцу, ваше тело так же будет висеть…

После беседы Яхья передал мне лист из сборника молитв имама Саджада и попросил отдать его родственникам в Медине и сказал: «Клянусь Богом! Если бы ты не рассказал мне о том, как окончится моя жизнь, я не послал бы этот лист своей семье, но я уверен, что слова имама истинны. И эту истину он унаследовал от отцов своих».[457]

Не прошло много времени, как предсказания имама исполнились».

* Сифван ибн Яхья повествует: «Джа’фар ибн Мухаммад ибн Аш’ас спросил меня:

- Знаешь, почему мы примкнули к имаму, тогда как ничего не знали о шиизме?

- И почему же? – спросил я.

- Однажды халиф Мансур Даваники попросил моего отца представить ему понятливого, находчивого человека для выполнения важного поручения. Отец представил ему своего дядю. Мансур, вызвав его к себе, дал деньги и сказал: «Поезжай в Медину, найди Абдуллу ибн Хасана ибн аль Хасана, кое-кого из его семьи и Джа’фара ибн Мухаммада. Скажи им, что ты приехал из Хорасана и привёз им деньги от шиитов и заплати каждому понемногу с таким условием, чтобы они при получении денег расписались собственноручно и лист тот пусть будет у тебя».

- Дядя моего отца поехал в Медину и, спустя некоторое время, вернулся. Он пришел к Мансуру, а среди собравшихся был и мой отец. Мансур спросил, выполнил ли он его поручение.

- Я встретился со всеми и, вручив им деньги, взял с них расписки, кроме Джа’фара ибн Мухаммад, которого я нашел в мечети Пророка, застав читающим молитву. Я стал ждать, пока он завершит свой намаз. Когда он закончил, повернулся ко мне и сказал: «Побойся Всевышнего! И не обманывай семейство Пророка. Передай Мансуру, чтобы тоже побоялся Господа и не обманывал семейство Пророка!» Я спросил, что он имеет в виду.

«Сядь поближе, - пригласил он, и рассказал всё о нашем с вами плане, будто сам присутствовал при нашем разговоре».[458]

* Абу Басир рассказывает: «Я находился у имама Садыка, и речь зашла о Му’ли ибн Хунайсе. Имам сказал:

- О, Абу Басир! То, что я поведаю тебе о Му’ли ибн Хунайсе, держи в тайне.

- Да, да, обязательно, - уверил его я.

- Му’ли достигнет достойного звания мученика тогда, когда к этому приложит руку Давуд ибн Али.

- Что сделает Давуд?

- Он потребует его к себе и, отрубив ему голову, вывесит его тело на всеобщее обозрение. Это случится в будущем году.

На следующий год Давуд ибн Али стал правителем Медины и, вызвав Му’ли ибн Хунайса, потребовал выдать ему приверженцев имама Садыка. Му’ли отказался сделать подобное. Правитель с угрозой сказал:

- Если ты не назовёшь их, я убью тебя!

- Ты меня пугаешь смертью? Клянусь Богом! Если бы они были спрятаны под моей ногой, я не двинул бы ее и не выдал бы их тебе! Если ты убьёшь меня, то этим только осчастливишь, но сделаешь несчастным лишь себя! – мужественно изрёк Му’ли.

И Давуд предал его мученической смерти, так, как и предсказал имам».[459]

Садир Сирафи повествует: «Кое-что из имущества имама Садыка находилось у меня. Когда я возвращал их ему, удержал с них один динар, чтобы убедиться в том, что говорят о нём шииты. Имам сказал:

- О, Садир, ты совершил преступление, но ты не желал поссориться с нами.

- Но что случилось? - спросил я.

- Ты не всё вернул, желая испытать меня.

- Вы правы, я хотел убедиться в истинности слов ваших последователей.

- Разве не ведаешь, что мы осведомлены обо всём необходимом?! Мы хранители пророческих знаний и их наука воплотилась в нашей науке».[460]

Ученики имама

Как уже было сказано, правители династий Омейядов и Аббасидов всегда держали имамов под контролем, даже запрещая людям встречаться с ними. Но ввиду того, что в последние времена правления Омейядов и в начале правления Аббасидов, эти кланы были ослаблены междоусобными стычками, последователи имама, используя эту возможность, встречались с имамом Бакиром и имамом Садыком (да будет мир с ними!), дабы получить от них знания, и извлечь пользу из их науки. Стремление получить знание из столь обильного источника подвигало жаждущих к тому, что они, не только в удобных случаях, но и в тягчайших обстоятельствах, любыми путями прорывались к имаму. Каждый из них получал знания от них соответственно своим умственным способностям и потребностям.

В школе имама Садыка воспитывалось большое число учеников, которые, овладев знаниями и различными науками в сфере Ислама, передавали их другим.

Шейх Туси в книге «Риджал» приводит имена четырёх тысяч его учеников, некоторые из которых были передатчиками хадисов, а некоторые стали крупными учеными.

Мы, высоко оценивая их положение, в благодарность за их труды в распространении науки, передаваемой потомкам, вкратце ознакомим с тремя из них.

Химран ибн А’ян Шибани

Большинство правоверных из семьи А’яна были особыми приверженцами имамов и последователями семьи Пророка. Химран и его брат Зураре были выдающимися личностями в шиитском обществе и одними из знаменитых ученых и законоведов своей эпохи. Они считались величайшими сподвижниками имама Бакира и имама Садыка.

Имам Садык говорил: «Химран ибн А’ян - праведный человек. Клянусь Аллахом, он никогда не отступится от своей религии».

А также говорил: «Химрану уготован рай!»[461]

Зураре рассказывает: «Молодым юношей, я приехал в Медину. В процессе совершения хаджа, я достиг места Мина и, придя к шатру имама Бакира, поздоровался. Имам ответил на моё приветствие, и я сел напротив него. Имам спросил:

- Ты один из сыновей А’яна?

- Да, я Зураре, сын А’яна, – ответил я.

- Я тебя узнал по сходству (с отцом). Присутствует ли твой брат в хадже?

- Нет, но он передал вам приветствие.

- Он один из истинных верующих, которые никогда не отступают от своей религии. Когда увидишь его, передай моё приветствие».[462]

Химран повествует: «Я спросил у имама Бакира, являюсь ли я истинным последователем его светлости.

- Да! Клянусь Всевышним, ты и в этой жизни и в следующей наш истинный последователь, - сказал имам».[463]

Асбат ибн Салим рассказывает: «Муса ибн Джа’фар изволил сказать: «В день Великого Суда послышится возглас: «Где ж хавариюны – истинные приверженцы Пророка Божьего – Мухаммада, которые не нарушили свой договор и покинули мир бренный, верными ему?» Поднимутся Салман, Абу Зарр и Микдад.

Затем позовут близких и истинных друзей каждого имама и встанут определённые люди, и когда очередь дойдёт до последователей пятого и шестого имамов, то встанут Абдулла ибн Шарик Амери, Зураре ибн А’ян, Барид ибн Муавия, Мухаммад ибн Муслим, Абу Басир Муради, Абдулла ибн Аби Я’фур, Амир ибн Абдулла, Хаджр ибн Заиде и Химран ибн А’ян».[464]

Юнус ибн Я’куб говорил, что Химран глубоко осведомлён в области теологии.[465]

Хишам ибн Салим рассказывает следующую историю: «Мы с друзьями собрались в доме имама Садыка. Через некоторое время в дом вошёл некий сириец… Имам спросил:

- Тебе что-нибудь нужно?

- Я слышал, что ты ведаешь обо всём на свете. Я пришёл поговорить с тобой, – ответил мужчина.

- О чём?

- О Коране.

Имам представил ему Химрана, чтобы он провел дискуссию вместе с ним.

- Я пришёл поговорить с тобой, а не с ним! – возразил сириец.

- Если ты одержишь победу над ним, то считай, что победил и меня, - успокоил его имам.

Сириец начал задавать вопросы Химрану. Чтобы он ни спрашивал, получал исчерпывающие ответы, и дискуссия продолжалась, пока сириец не устал.

- Ну, каков был Химран? – спросил имам.

- Он - великий знаток, он ответил на все мои вопросы! – восхищенно сказал сириец».[466]

Абдулла ибн Аби Я’фур

Один из истинных последователей имама, достигший высокой степени в познании Бога, Пророка и имамов. Он настолько был предан имаму, что беспрекословно повиновался ему.

Однажды он обратился к имаму Садыку со словами: «Если Вы разломите гранат и скажите, что одна его половина недозволена, а другая – дозволена, для меня будет дозволенным и недозволенным то, на что вы указали». «Да помилует тебя Аллах!» - произнёс имам дважды.[467]

Абдулла тяжело заболел. Его болезнь временами усиливалась, и для облегчения ему прописали вино. Он пришел к имаму и рассказал о своей болезни, о лечении и объяснил, что когда он принимает вино, ему становится легче. Имам сказал на это: «Вино является – запрещенным. Никогда не пей его. Это сатана желает, чтобы ты в виде лекарства пил вино. Если ты воспротивишься ему, он отчается и отступится от тебя».

Ибн Аби Я’фур вернулся в Куфу. Его болезнь усилилась и близкие принесли для него вино.

«Клянусь Богом! Я не выпью ни капли».

Несколько дней он провёл в тяжких мучениях, но Всевышний Аллах навсегда исцелил его.[468]

Когда Ибн Аби Я’фур ушёл из жизни, имам Садык написал Муфаззалу ибн Умару письмо следующего содержания: «О, Муфаззал! Хочу наставить тебя, как когда-то наставил Аби Я’фура, да благословит его Аллах! Он покинул этот мир, сдержав своё обязательство пред Богом, Его Посланником и своим имамом. Он ушёл из жизни и Аллах Своей милостью простил его грехи и да будет приветствие его душе. В наше время не было никого покорней пред Богом, Пророком и своим имамом, кроме него. Он был таким, пока Господь не взял его душу, даровав ему рай…»[469]

Муфаззал ибн Умар Джу’фи

Один из выдающихся сподвижников имама Садыка. Он был его близким другом и большим законоведом в шариате.[470] Будучи приближенным к имаму, он был управляющим некоторых дел его светлости.[471]

Однажды группа шиитов прибыла в Медину. Они попросили имама представить им такого человека, к которому бы могли обращаться по религиозным и правовым вопросам. Его светлость сказал, чтобы с вопросами они обращались к нему самому. Они настаивали, чтобы имам назначил кого-нибудь. Имам сказал: «Я назначаю для этого Муфаззала. То, что он скажет, принимайте, ибо говорит он только правду…»[472]

Имам Садык дал ему несколько уроков по единобожию и этот сборник известен под названием «Таухид Муфаззала». Ранее мы приводили уроки из этого трактата, и они свидетельствуют о том, какую благосклонность имел имам по отношению к Муфаззалу.

Наши рекомендации