Тема II. Суть веры в писания
Священные тексты свидетельствуют о том, что вера в Писания охватывает ряд убеждений, которые человек обязан разделять для того, чтобы выполнять требования этого важного столпа мусульманской веры.
1. Необходимо твердо верить в то, что все они были ниспосланы Великим и Могучим Аллахом и являются словами Аллаха, а не кого-нибудь из творений. Следует иметь твердую убежденность и в том, что Аллах действительно произнес эти слова, как пожелал и как Ему было угодно. Всевышний сказал: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя.&Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат и Инджил, которые прежде были руководством для людей. Он также ниспослал Различение (Коран). Воистину, тем, кто не верует в знамения Аллаха, уготованы тяжкие мучения, ведь Аллах – Могущественный, Способный на возмездие» (Аль Имран, 2-4).
Великий и Могучий Аллах поведал о том, что Таурат, Инджил и Коран были ниспосланы от Него, и это указывает на то, что Господь произнес их. Эти писания изошли от Него, а не от кого-нибудь иного. Вот почему в конце этого отрывка Аллах пригрозил ужасными мучениями каждому, кто откажется уверовать в Его знамения.
Говоря о Таурате, Всевышний сказал: «Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет» (аль-Маида, 44).
Из этого следует, что Аллах ниспослал Таурат, который содержит верное руководство и свет от Него. В другом кораническом отрывке, повествующем об иудеях, разъясняется, что Таурат – это Слово Аллаха: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, если некоторые из них слышали Слово Аллаха и сознательно исказили его после того, как поняли его смысл?» (аль-Бакъара, 75).
Ас-Судди, Ибн Зейд и целая группа комментаторов отмечали, что Словом Аллаха, которое они исказили после того, как поняли его смысл, был Таурат.
Говоря об Инджиле, Всевышний сказал: «Пусть люди Инджила судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем» (аль-Маида, 47). Здесь речь идет о повелениях и запретах, которые тоже были словами Аллаха.
Говоря же о Священном Коране, Аллах сказал: «Алиф. Лам. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (Худ, 1).
Обращаясь к Своему посланнику, e, Господь также сказал: «Воистину, ты получаешь Коран от Мудрого, Знающего» (ан-Намль, 6);
«Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа» (ан-Нахль, 102);
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» (ат-Тауба, 6).
Им было приказано слушать Коран, который был ниспослан посланнику Аллаха, e. Этот Коран и является Словом Аллаха, которое Он произнес в действительности.
2. Необходимо верить в то, что все писания призывали к поклонению одному Аллаху и приносили с собой добро, верное руководство, свет и яркое сияние. Всевышний сказал: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху» (Аль Имран, 79).
В этом аяте разъясняется, что ни один человек, получивший от Аллаха Писание, власть и пророчество, не станет приказывать людям поклоняться ему вместо Аллаха. Объясняется же это тем, что все Священные Писания проповедовали искреннее поклонение одному Аллаху.
Разъясняя то, что небесные Писания содержали истину и верное руководство, Всевышний сказал: «Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Таурат и Инджил,&которые прежде были руководством для людей» (Аль Имран, 3-4);
«Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной» (аль-Бакъара, 213);
«Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет» (аль-Маида, 44);
«Мы даровали ему Инджил, в котором было верное руководство и свет» (аль-Маида, 46);
«В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакъара, 185).
Эти и многие другие аяты свидетельствуют о том, что Писания Аллаха содержали верное руководство и свет от Всевышнего Господа.
3. Необходимо верить в то, что Писания Аллаха подтверждают друг друга, и между ними нет разногласий или противоречий. Всевышний сказал о Коране: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними)» (аль-Маида, 48).
Говоря об Инджиле, Аллах сказал: «Мы даровали ему Инджил, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате» (аль-Маида, 46).
Мусульманин обязан верить в это и быть убежденным в том, что писания Аллаха избавлены от любых недостатков и противоречий. Это – одно из важнейших отличий писаний Аллаха от книг, написанных творениями, и Слова Аллаха от речей творений. Книги творений содержат недостатки, изъяны и противоречия, и поэтому Всевышний сказал, описывая Коран: «Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (ан-Ниса, 82).
4. Вера в каждое из упомянутых Великим и Могучим Аллахом писаний в отдельности, признание их правдивости и всего того, что сообщили о них Аллах и Его посланник. К этим писаниям относятся:
а) Таурат (Тора) – писание Аллаха, ниспосланное пророку Мусе. Всевышний сказал: «Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе Писание в качестве наглядного наставления для людей»
(аль-Касас, 43).
А в длинном хадисе о заступничестве, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса бин Малика, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Люди придут к Ибрахиму, и он скажет: «Я не тот, кто вам нужен». Он назовет грех, который совершил, и добавит: «Ступайте лучше к Мусе – к рабу, которому Аллах даровал Таурат и с которым Он вел беседу».[122]
Господь ниспослал Мусе Таурат, записанный на скрижалях, о чем говорится в Коране: «Мы написали для него на скрижалях назидание о всякой вещи и разъяснение всего сущего»(аль-А’раф, 145).
Ибн ‘Аббас сказал: «Речь идет о скрижалях с Тауратом». А в хадисе о споре между Адамом и Мусой, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Тогда Адам ответил ему: «О Муса, Аллах избрал тебя и почтил тем, что заговорил с тобой, и написал для тебя Таурат Своей Рукой…». Его передали аль-Бухари и Муслим через многочисленные цепочки рассказчиков.[123]
Таурат – величайшее из писаний сынов Исраила, в котором подробно разъясняются их шариат и религиозные предписания, которые были ниспосланы Мусе. Ею руководствовались пророки из числа сынов Исраила, которые приходили после Мусы, о чем нам поведал Всевышний: «Мы ниспослали Таурат, в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем» (аль-Маида, 44).
В писании Аллаха также сообщается о том, что иудеи исказили Таурат, о чем мы подробно поговорим в следующей теме, если на то будет воля Аллаха.
б) Инджил (Евангелие) – писание, которое Аллах ниспослал пророку Исе, сыну Марьям. Всевышний сказал: «Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате. Мы даровали ему Инджил, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Таурате. Он был верным руководством и назиданием для богобоязненных» (аль-Маида, 46).
Из этого аята видно, что Инджил был ниспослан в подтверждение истинности Таурата и не противоречил ему.
Некоторые богословы отмечали, что «Инджил отличался от Таурата лишь несколькими предписаниями, относительно которых сыны Исраила разошлись во мнениях, и поэтому Аллах сообщил, что Мессия сказал им: «…чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено» (Аль Имран, 50).[124]
Всевышний Аллах поведал в Священном Коране о том, что Таурат и Инджил содержали благую весть о пришествии нашего Пророка Мухаммада: «…которые последуют за Посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) Пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле» (аль-А’раф, 157).
Однако Инджил, как и Таурат, был искажен, о чем пойдет речь в следующей теме, если так будет угодно Аллаху.
в) Забур (Псалтирь) – писание, ниспосланное Аллахом пророку Дауду. Всевышний сказал: «Дауду же Мы даровали Забур» (ан-Ниса, 163).
Катада в толковании этого аята сказал: «Нам говорили, что он представлял собой молитвы, которым Аллах научил Дауда, а также восхваления и прославления Великого и Могучего Аллаха, но не содержал позволений и запретов, обязательных предписаний и ограничений».
г) Свитки Ибрахима и Мусы (Сухуф) дважды упоминаются в писании Аллаха. Первое упоминание о них встречается в суре «ан-Наджм»: «Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы&и Ибрахима, который выполнил повеления Аллаха полностью?&Ни одна душа не понесет чужого бремени.&Человек получит только то, к чему он стремился» (ан-Наджм, 36-39).
Во второй раз они упоминаются в суре «аль-’Аля»: «Преуспел тот, кто очистился,&поминал имя своего Господа и совершал намаз.&Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни,&хотя Последняя жизнь – лучше и дольше.&Воистину, это записано в первых свитках –&свитках Ибрахима и Мусы» (аль-’Аля, 14-19).
Великий и Могучий Аллах сообщил нам лишь о некоторых из откровений, ниспосланных пророкам Ибрахиму и Мусе и вошедших в их свитки. А лучше всего об этом известно Аллаху.
д) Великий Коран – писание Аллаха, ниспосланное нашему Пророку Мухаммаду для того, чтобы оно подтвердило истинность предыдущих писаний и засвидетельствовало их. Это писание было ниспослано последним и является самым славным и самым совершенным из них. Оно отменило все предыдущие писания и обратило свой призыв ко всем людям и джиннам – двум весомым и обремененным родам. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе писание с истиной в подтверждение прежних писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них» (аль-Маида, 48).
Это значит, что Коран свидетельствует о предыдущих писаниях и выносит окончательное постановление относительно их.
Всевышний также сказал: «Скажи: «Чье свидетельство является самым важным?» Скажи: «Аллах – Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (аль-Ан’ам, 19);
«Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (аль-Фуркан, 1).
У Священного Корана есть много названий, самыми распространенными среди которых являются Коран, Различение (Фуркан), Писание (Китаб), Ниспослание (Танзил), Напоминание (Зикр).
Мусульмане обязаны верить во все, что говорится в священных текстах об этих писаниях, их названиях и причинах ниспослания содержащихся в них откровений. Они должны верить во все, что Аллах и Его посланник, e, поведали об этих писаниях и их последователях.
5. Необходимо иметь полную убежденность в том, что все писания и свитки, ниспосланные предыдущим посланникам, были аннулированы Священным Кораном. Поэтому ни людям, ни джиннам, будь то последователи предыдущих писаний или нет, после ниспослания Корана не разрешается поклоняться Аллаху, не руководствуясь его предписаниями, или же искать решение в каком-либо ином своде законов. В Коране и Сунне имеется множество свидетельств в пользу этого.
Всевышний сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры» (аль-Фуркан, 1);
«О люди писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное писание.&Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (аль-Маида, 15-16).
Всевышний также приказал Своему пророку, e, судить людей писания на основании законов Корана: «Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (аль-Маида, 48);
«Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (аль-Маида, 49).
Свидетельством же из Сунны является хадис Джабира бин Абдуллаха о том, что Умар бин аль-Хаттаб принес Пророку, e, листок, который он отнял у одного из людей писания. Когда же он прочел его Пророку, e, тот разгневался и сказал: «Неужели вы изумлены этим?! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, Ибн аль-Хаттаб, я принес вам светлое и чистое писание! Не спрашивайте их ни о чем, а не то они скажут вам правду, которую вы можете счесть ложью, или солгут вам, а вы поверите этому. Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, если бы Муса был жив, ему бы не оставалось ничего, кроме как последовать за мной». Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар, аль-Бейхаки и другие.[125] Принимая во внимание все его версии, его можно назвать хорошим.
Это – обобщенное изложение тех убеждений относительно писаний Аллаха, которые обязан иметь каждый мусульманин. Об убеждениях относительно Корана мы поговорим отдельно, если на то будет воля Всевышнего Аллаха.