Д-р халид 'абдуллах аль-мазкур

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир господину нашему Мухаммаду,
его роду и всем его сподвижникам!

Это исследование – "Женщина на пути Призыва" – состоит из предисловия и пяти разделов, в которых всесторонне характеризуется совершенство личности мусульманской женщины и ее участие в деле призыва к Аллаху (да'уа); ее совместный с мужчиной вклад в формирование и сохранение здорового общества; руководящая роль женщины в создании мусульманского семейного очага; надлежащий стиль одежды и украшений мусульманской женщины, а также манеры ее поведения. Все эти вопросы рассмотрены автором со ссылками на Коран, сунну и высказывания праведных предшественников, взгляды законоведов (фукаха) и ученых, что повышает научную и религиозную ценность книги.

Права женщины являются изначальными, дарованными ей Аллахом, а не данными по чьей-либо милости или одолжению. Эти права даны всем верующим женщинам во всех мусульманских странах независимо от их национальности или цвета кожи, от уровня благосостояния и соблюдения демократических свобод и прав человека в стране их проживания. С точки зрения этих прав женщина, живущая в лачуге, равна женщине, живущей в небоскребе. Ведь невозможно сравнивать устройство жизни, установленное человеком, и Божественный порядок, установленный Господом небес и земли во имя благополучия всего человечества. Божественный порядок представляет собой великий дар Аллаха, который возвеличил женщину и ее достоинство, окружил ее всяческой заботой, безопасностью и спокойствием, чтобы она могла выполнять свою великую роль в воспитании поколений и строительстве государства. Изо дня в день Ислам преподносит нам доказательства своего величия и своего безграничного уважения к женщине, стремления к возвышению ее достоинства повсюду и во все времена.

Женщина, идущая путем Призыва, одержала победу во многих сферах и смогла возродить свою исламскую лич-ность, которая была на грани распада, осознала свою роль в воспитании праведного молодого поколения, индивида, семьи и общества, тем самым дав отпор попыткам разрушить институт семьи, что было одной из важнейших целей сионистов, крестоносцев, марксистов и всех иных разрушительных сил.

Мусульманка осознала необходимость воспитания общества на основе праведных примеров, корни которых берут начало в религии, нравственности и соблюдении ее устоев во взаимоотношениях между людьми, в воспитанности и сдержанности в личном и общественном поведении.

Автор поведал и о великой совместной роли мужчины и женщины в создании семьи, показав, что Ислам обязал обоих супругов трудиться во имя ее создания и сохранения, установил нормы, направленные на ее защиту, указал истинный путь к нравственным устоям и просвещению, милости и благочестию, чтобы дети росли в вере Господней с первого мгновения своей жизни. Ислам возложил на родителей эту ответственность, и это один из столпов сплоченности мусульманского общества, как сказал тот, над кем прибудет благословение Аллаха и его приветствие: "Всякий пастырь, взявший под свою ответственность паству и обманувший ее, будет в Огне" (Ахмад). А вот изречение праведного халифа 'Умара ибн Аль-Хаттаба: "Право сына по отношению к отцу его – дабы научил тот его Книге (Аллаха), плаванью и стрельбе, и дабы кормил его только благой пищей (т.е. заработанной честным путем)".

Вот что сказал д-р Абдуль-Уахид Уафи о глубине супружеских уз и силе их в Исламе: "На самом деле устои семейной жизни как таковые не являются делом рук отдельных личностей, и они не подвластны в своем развитии желаниям руководителей и законодателей, а устанавливаются в соответствии с неизменными законами Вселенной, которые люди не в состоянии изменить или уничтожить.

В действительности, семейный уклад какой-либо нации тесным образом связан с ее убеждениями и традициями, ее нравственными нормами и историей. Этим, по-видимому, и объясняется стойкость мусульманской семьи перед бурными веяньями Запада, которые пытаются представить брак как не более чем разновидность договорных взаимоотношений, подобный прочим гражданским договорам, лишенный религиозной и идеологической основы, защищающей его от бурь времени и всяческих напастей" (1).

Мусульманская проповедница должна раскрывать попытки "освободить" женщину от нравственно-религиозных ценностей, живо откликаться на обман и козни врагов, опровергать их ложные утверждения. Это – опасная тенденция (подобное "освобождение" – ред.), а также один из факторов, способных разрушить и расшатать саму природу женщины. Да отплатит Аллах брату нашему Мустафе Мухаммаду Ат-Таххану добром за эту замечательную книгу и да примет Он ее и поместит на его весы, Аллахумма, амин.

Шейх Мухаммад 'Абдуллах Аль-Хатиб Каир, 1.11.1997 г.

Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир благороднейшему
из посланников Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам!

Я ознакомился с вашей ценной книгой, названной "Женщина на пути Призыва", и пришел к выводу, что она отражает фактическое состояние проповеднической деятельности во всех ее направлениях и ту активную роль, которую играет в ней женщина. В книге рассматриваются актуальные проблемы современности, которые часто становятся предметом споров, приводятся различные текстуальные доказательства и направляющие, разъясняющие их умозаключения.

Эта книга отличается нейтральным, далеким от перегибов как в ту, так и в другую сторону подходом к этим насущным проблемам современной женщины в целом и, в частности, женщины, занимающейся проповеднической деятельностью.

Возможно, ваша работа на посту Генерального секретаря Союза студенческих организаций и ваше участие в многочисленных конференциях, встречах и других мероприятиях, в особенности в странах Европы и Америки, а также понимание проблем, с которыми сталкиваются мусульманские меньшинства в этих странах, и стремление сохранить поколения проживающих в этих странах мусульман, – все это, по-видимому, и послужило главным побудительным мотивом для написания этой ценной книги.

Книга отличается богатством доводов, глубиной анализа и изобилием примеров из жизни женщин времен Пророка и его сподвижников, а также наших современниц.

Книга позволяет получить ясное представление о роли женщины-проповедницы в воспитании детей, в семье и обществе в целом.

Но в каждом обществе существуют свои традиции, нормы и обычаи, которые могут противоречить шариату или же, напротив, служить ему опорой и основой и защищать его (исходя из основополагающего законодательного принципа "сад-ду-з-зараи'" (2), которым нельзя пренебрегать).

Да вознаградит вас Аллах за эту книгу и да извлечет из нее пользу читатель. Это достойный вклад в библиотеку книг о мусульманской женщине-проповеднице, о том, что может помочь ей в исполнении ее проповеднических обязанностей, как это угодно Аллаху.

И, наконец, хвала Аллаху, Господу миров!

Д-р Халид 'Абдуллах Аль-Мазкур, преподаватель факультета шариата и исламских исследований Кувейтского университета, председатель Высшего консультативного комитета по выполнению норм исламского шариата.

Кувейт, 19.10.1997 г.

1 - Ануар Аль-Джунди. Учительница Ислама.

2 - Сад-ду-з-зараи' – в буквальном смысле "устранение средств". Это один из основных законодательных принципов, суть которого заключается в том, что любая вещь, действие, которые могут привести к харам (запретному), также являются харам (запретными). – Прим. ред.

"…Ласковей с прозрачными сосудами!"

(образно о женщинах)(1)

Вспомним этот благородный хадис, в котором Посланник Аллаха – самый великий из людей – требует от мусульман милосердного отношения к женщине и уподобляет ее хрупкому, прозрачному сосуду, источающему превосходный тонкий аромат.

Мы и сегодня призываем мусульман к проявлению доброты и ласки по отношению к женщинам, своим сестрам. Мы не знаем ни одного серьезного довода в пользу настойчивого стремления мужчин к подавлению и заточению женщины, а также их склонности рассматривать ее как некий отброс. Женщина не является ни врагом, ни соперником мужчины, – ведь Аллах, Славен Он и Велик, говорит: "Вы одни от других…" (Сура 3, аят 195)

И не возврат ли это к временам невежества (джахилийя)?

Или же это одно из проявлений отсталости, причем как в мужчинах, так и в женщинах?

Или же причина кроется в незнании большинством законодательных текстов (шариата), которые требуют облегчать, а не чинить препятствия. В особенности это касается текстов достоверной (сахих) сунны Пророка, ведь тексты Корана общеизвестны, а сунна появилась в поздних книгах и разбросана по страницам многочисленных сборников достоверных хадисов, муснадов и т.д. (2)

Ислам освободил женщину и оказал ей уважение, однако те, кто мнимо проявляет рвение во имя религии, возвращают ее в эпоху невежества, провозглашая: "Да помилует Аллах те дни, когда женщина выходила лишь трижды: из чрева матери – на свет Божий, из дома отца – к мужу, из дома мужа – в могилу".(3)

И хотя Ислам снял тяжкое бремя с ее плеч и открыл перед ней все пути: трудовой деятельности, проповеди и джихада во имя Аллаха, – однако находятся люди, которые ссылаются на один слабый (да'иф) хадис, приписываемый Фатиме, да будет доволен ею Аллах: "Женщина не видит никого, и ее не видит никто", и что Пророк подтвердил это, прижав свою дочь к груди и сказав: "Потомство друг от друга".(4)

В приглашениях на свадьбу стараются не указывать имени невесты. Одно лишь написание имени женщины считают постыдным. При этом те, кто проявляет так называемое рвение к Исламу, забывают, что в Коране упоминаются имена женщин, в хадисах рассказывается о доме Пророка и упоминаются имена матерей правоверных, и что методы документального подтверждения (или опровержения) достоверности источников, которыми по праву гордятся мусульмане, основаны на сохранении последовательности имен людей (в т.ч. женщин), передававших хадисы, и собирании всех сведений о них.

Если произойдет какое-либо преступление, говорят "ищите женщину"! Или же ссылаются на высказывание, ложно приписываемое халифу ‘Али: "Поистине, женщина вся (есть) зло, и зло – то, что в ней, – неизбежно!" Неужто ‘Али, облагородит Аллах его лик, и впрямь говорил эти слова, будучи женат на дочери Посланника Аллаха, одной из лучших женщин в мире?

И хотя она чтима и уважаема в Исламе, и сам Пророк Ислама отвел ей то место, которого она заслуживает, испрашивая у нее совета и давая ей советы, однако находятся такие, кто ссылается на вымышленные хадисы (мауду'), такие как "Спрашивайте их мнения и делайте наоборот" или "Покорность женщине – раскаяние". Согласуются ли эти пустые высказывания с истинным шариатом?

Хотя Ислам и провозгласил поиск знания обязанностью каждого мусульманина и мусульманки, а Пророк с похвалой отозвался о женах своих мединских сподвижников (ансаров), которым их природная стыдливость не помешала углубиться в изучение основ веры, однако нашлись такие, кто готов ссылаться на вымышленный хадис, гласящий: "Не давайте им жить в комнатах и не учите их письму".

Коран осудил обычай погребения заживо девочек (5), поставив его в один ряд с самыми ужасными событиями, которыми будет отмечен Великий Судный День. Всевышний сказал:"Когда солнце будет скручено, и когда звезды облетят, когда горы сдвинутся с мест, и когда десять месяцев беременные верблюдицы будут без присмотра, и когда животные соберутся, и когда моря перельются, и когда души соединятся, и когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита…" (Сура 81, аяты 1–9)

Так сказано в Коране, но находятся те, кто утверждает, будто бы Пророк Аллаха сказал: "Лучший тесть – могила" (6) или же: "Погребение девочек – из достойных похвалы поступков". Эти хадисы являются ложными (мауду').

Разве совместимо такое отношение к женщине с той любовью, которую проявлял Пророк Аллаха по отношению к своим дочерям? Ведь всякий раз, встречая свою дочь Фатиму, он обязательно целовал ее и усаживал возле себя. И, наконец, совместимо ли оно с любовью Пророка к своим женам? В свете благословенного пробуждения исламской сознательности некоторые писатели и проповедники начали призывать к более строгому отношению к женщине. Эта строгость все более возрастала по мере того, как другие выступали за то, чтобы вернуть женщину в храм Ислама, возведенный Пророком Аллаха.

Так, один достопочтенный автор сказал, отвечая тем, кто отстаивал законность открытия лица женщины: "Прежде, чем касаться вопроса о хиджабе, вы должны собрать в своих руках такую силу и власть, чтобы пресечь всякое зло, которое может последовать за этим, так что если и нашлась бы в обществе пара глаз, уставившихся на женщину, вышедшую из дома с открытым лицом, то нашлось бы и семь десятков рук, которые потянулись бы к этим глазам, чтобы вырвать их из орбит". (7)

Насколько же далек этот фанатический вызов от того, как поступил Пророк Аллаха, увидев, как его двоюродный брат Аль-Фадль ибн Аль-’Аббас всякий раз смотрит на красавицу Аль-Хаса'мию, – он всего лишь отвернул лицо Фадля в другую сторону.

Одна достопочтенная писательница отметила: "Аль-Хайсами привел в своей книге (Маджма' аз-зауа'ид) ряд слабых (да'иф) хадисов, которые, однако, подкрепляют друг друга, смысл которых сводится к тому, что только по-жилые женщины, а не молодые, молились вместе с Посланником Аллаха"(8).

Этот пример показывает, как в своем настойчивом стремлении к тому, чтобы отдалить молодую женщину от мечети, эти люди готовы ссылаться на слабые (да'иф) хадисы, забывая о достоверных (сахих) хадисах, содержащихся в собраниях Бухари и Муслима, которые подтверждают посещение мечети молодыми женщинами.

В одном исламском журнале был опубликован следующий вопрос, с которым обратился один из читателей: "Мы – группа студентов-мусульман, обучающихся в одной из европейских стран, – стремимся по мере возможности следовать в своей жизни нормам шариата. Один из нас женился, и его жена одевается в соответствии с шариатом, но она ощущает одиночество и отчужденность, поскольку нет других женщин, которые одевались бы так и говорили по-арабски. Вопрос такой: в каких пределах допустимо общение между женой нашего друга (в сопровождении ее мужа) и студентами-мусульманами, которые тут учатся?"

Честолюбивый наставник ответил на этот вопрос следующим образом: "Какие-либо отношения (между мужчинами и женщинами) в Исламе в принципе запрещены на основании высказывания Пророка: «Остерегайтесь вхождения мужчин к женщинам»".

Очевидно, что данная ссылка неверна, ибо в этом хадисе подразумевается, что запрещено заходить к женщине, когда она одна, оставаться с ней наедине. Ясно также, насколько этот ответ далек от фикха Ибн Каййима, да смилостивится над ним Аллах, который сказал: "Факих (знаток фикха) должен совмещать должное (уаджиб) с реальным (уакъи)" (9).

Это – с одной стороны…

А с другой стороны… Существует и противоположная точка зрения, направленная на упразднение различий между мужчиной и женщиной. Она – человек, и он – человек, и оба они рождены мужчиной и женщиной, так почему же они должны отличаться друг от друга?

Думающие так люди забывают, что по своей природе, данной им Аллахом с рождения, они различны, даже в строении тела; и великая мудрость, заключенная в этом различии, состоит в том, что у каждого из них своя миссия в этой жизни, соответствующая его природе и способностям. Материнство со всеми его особенностями, благами и трудностями – это суть миссии женщины. Именно поэтому она пребывает в доме больше времени, чем мужчина.

И если природное различие состоит именно в этом, то не следует забывать о нем при организации обучения женщин и их работы. Это как раз и доказала современная наука и ее передовые умы.

Мы видели и тех, кто доходит до того, что совершенно необоснованно отвергает истинные и ясные тексты, как это сделала одна известная писательница в лекции, с которой она выступила в Катаре, в отношении следующего хадиса: "Не добьются успеха люди, вверившие свое дело женщине", – который является достоверным (сахих) хадисом, включенным в собрание Бухари, принятым всеми мусульманами и ни разу не оспоренным на протяжении веков.

Мы видели также и тех, кто хочет наложить запрет на то, что дозволено Аллахом каждому мужчине. Речь идет о его праве брать в жены более чем одну женщину, если ему это необходимо и у него есть соответствующая возможность, и если он уверен, что сможет соблюдать справедливость по отношению к каждой из жен. Тем самым они опровергают и нарушают то, что:

1) установлено Священным Кораном и сунной Пророка, первыми четырьмя халифами и сподвижниками Посланника Аллаха; а также

2) нашло свое подтверждение в делах всех предшествующих поколений мусульман (ас-саляф ас-салих), живших в лучшие века этой общины, и всех последующих поколений, живших в разных странах и в разные эпохи и принадлежавших к различным мазхабам (школам исламского фикха), – вплоть до наших дней.

Мы также видели и тех, кто призывает к уравниванию дочери и сына в правах наследования, тем самым отрицая принцип двойной доли наследства для потомка мужского пола и открыто идя вразрез с Книгой Всевышнего Аллаха и сунной Его Посланника, а также с иджма' уммы (единогласным мнением всей общины мусульман) (10), нашедшим выражение в теории и практике мусульманского права на протяжении четырнадцати веков, а также с тем, что традиционно известно среди различных слоев населения (простых людей и ученых) как элементарное (дарура)(11) в Исламе.

Мы видели и тех, кто не знает (или делает вид, что не знает) достоверных (сахих) и ясных хадисов, пытаясь объявить дозволенным то, что было запрещено законом Аллаха, тем самым оправдывая сложившуюся практику или же решения правителей, которые хотят запретить дозволенное (халяль) и разрешить недозволенное (харам). Так они молчат по поводу разработанного людьми закона, разрешающего прелюбодеяние, и в то же время отрицают многоженство.

Мы видели также тех, кто издал правовое заключение (фатуа), позволяющее надевать парик, хотя Пророк сказал, что "он проклял соединившую и попросившую соединить (свои волосы с волосами другой)" (Бухари, Муслим). Посланник Аллаха назвал это соединение волос "фальшью", т.е. обманом истины, и указал на то, что так поступают иудеи.

Таковы и те, кто издал фатуа о том, что ношение короткой одежды, которая оставляет открытыми локти, голень и волосы, т.е. открытой и просвечивающей, подобной той, что привнесена в исламское общество чужой культурой, – это не более чем мелкий грех, который можно искупить молитвой и тому подобным.

Тот, кто высказывает подобные взгляды, не ведает слов Пророка о том, что "полуодетые" (12) женщины будут гореть в Адском огне, и что они не попадут в Рай и не почувствуют его благоухания (Муслим). "Полуодетые" – это те, кто не выполняет требований шариата по отношению к одежде, т.е. одевается в просвечивающую и облегающую одежду или же не прикрывает тех частей тела, которые следует прикрывать. Если бы такой поступок считался мелким грехом, он не заслуживал бы Адского пламени, и не сказал бы Пророк, что им не только не дано попасть в Рай, но даже не дано почувствовать его аромата.

Даже согласившись с тем, что ношение подобной одежды есть незначительный проступок (сагъа'ир), я все же не думаю, что те, кто так считает, не ведают о том, что неоднократное повторение незначительного проступка превращает его в тяжкий грех (каба'ир), как установлено знатоками шариата (‘уляма), по мнению которых "не бывает малого греха с неоднократным повторением, и нет тяжкого греха с просьбой о прощении".

Между двумя крайностями

Справедливости ради следует отметить, что крайность тех, кто излишне склонен подражать Западу, – это в значительной степени реакция на действия тех, кто излишне подражает Востоку. Одна крайность неизбежно порождает другую. Аллах не велел нам слепо следовать Западу или Востоку, быть пленниками старины или новизны, но Он повелел, чтобы мы устремляли свои страсти по тому правильному пути и к той истинной религии, с которой пришел к нам Мухаммад.(13)

Поэтому необходимо было найти такую позицию, которая отражала бы "умеренность" Ислама, которая отрицает как всякую чрезмерность и произвол, так и ущербность, т.е. позицию, отраженную в словах Аллаха Всевышнего:"…Чтоб вы не преступали должного баланса; а потому вес устанавливайте справедливо, не уменьшая (чаши) равновесья". (Сура 55, аяты 8–9)

1 -У Бухари: "Осторожно, Анджаша, не сломай (прозрачные) сосуды!" – Прим. ред.

2 - Юсуф Аль-Кардауи. Предисловие к книге Абдуль-Халима Мухаммада Абу Шакка "Освобождение женщины во времена Миссии".– С. 20.

3 - Мухаммад Аль-Газали. Предисловие к книге "Освобождение женщины во времена Миссии". – С. 5.

4 - Там же.

5 - Имеется в виду обычай погребения заживо новорожденных девочек, бытовавший в доисламской Аравии и осужденный Исламом. – Прим. ред.

6 - Слово "могила" в арабском языке – мужского рода, а в хадисе под термином хатан в принципе подразумевается всякий родственник мужского пола со стороны жены – тесть, брат жены. – Прим. ред.

7 - Освобождение женщины во времена Миссии, 1: 34.

8 - Освобождение женщины во времена Миссии, 1: 36.

9 - Освобождение женщины во времена Миссии, 1: 37

10 - Иджма' – это решение, принятое на основе единогласия мнений. Иджма' также является одним из основополагающих принципов законодательного процесса в Исламе. Его суть заключается в том, что если мусульманские ученые в определенный век пришли к единогласному решению по какой-либо конкретной проблеме, в таком случае это решение обретает силу закона, который не оспаривается. Одним из ярких доказательств этого принципа является хадис: "Моя умма не сходится на заблуждении". – Прим. ред.

11 - Буквально: "необходимое". – Прим. ред.

12 - Буквально: "одетые-голые". – Прим. ред.

13 - Юсуф Аль-Кардауи. Предисловие к книге "Освобождение женщины во времена Миссии".– С. 14–16.

Наши рекомендации