Уильям баркли под зловещим наблюдением (лк. 14:1-6

)

   В Евангелии отмечены семь случаев исцеления больных; Иисусом в субботу. В Евангелии от Луки мы уже рассмотрели исцеление тещи Петра-Симона (4,38), сухорукого (6,6), и женщины, которая не могла выпрямиться в течение восемнадцати лет (13,13). Кроме того, Иоанн приводит историю исцеления парализованного у купальни Вифезда (Иоан. 5,9) и слепорожденного (Ин. 9:14). Марк приводит еще одно исцеление одержимого бесами в синагоге в Капернауме (Мк. 1:21).
   Можно бы подумать, что такой список чудесных исцелений должен был бы вызвать любовь к Иисусу; но трагичность в том, что каждое счастливое исцеление, свершенное Иисусом в субботу, лишь все больше; укрепляло уверенность законников и фарисеев, что они имеют дело с опасным и сомнительным человеком,: деятельность которого нужно пресечь любой ценой. Чтобы понять происшедшее с Иисусом, надобно помнить, что правоверные иудеи того времени считали Его нарушителем закона: Он исцелял в субботу, следовательно, Он работал в субботу, и, тем самым, нарушил закон.
   И вот один фарисей в субботу пригласил Иисуса на обед. В законе содержалась масса мелких правил, регулировавших эти субботние обеды. Само собой разумеется, что готовить пищу в субботу запрещалось: это значило работать. Всю пищу нужно было приготовить в пятницу, и если ее нужно было подавать в горячем виде, ее следовало хранить так, чтобы ее не пришлось подогревать заново! И вот, были оставлены нормы относительно пищи, которую нужно было хранить до субботы: ее нельзя класть или ставить «в масло, навоз, соль, мел или песок, будь то влажные или сухие; нельзя класть или ставить во влажные солому, меха или овощи, но в сухие можно. Разрешалось заворачивать ее в одежду, в перья попугая или в льняную бечеву, и ставить ее между фруктами». Именно соблюдение таких правил фарисеи и законники считали важным аспектом религии. Нет ничего удивительного в том, что они не могли понять Иисуса.
   Возможно, фарисеи специально доставили больного водянкой в дом, чтобы узнать, что же сделает Иисус. Они наблюдали за Ним; слово наблюдали в оригинале означает «заинтересованность и зловещее наблюдение». Иисус находился под тщательным и испытывающим наблюдением.
   И все же, не колеблясь, Иисус исцелил больного. Он отлично знал, что они думали, и он процитировал им их же закон и привел пример из их же жизненной практики. Открытые колодцы были в Палестине обычным явлением и не один раз являлись причиной несчастных случаев (ср. Исх. 21,33). Закон и практика вполне допускали спасение упавшего в них животное. Резко и насмешливо спрашивает Иисус, если можно помочь в субботу животному, то почему нельзя оказывать помощь человеку.
   Из этого отрывка мы узнаем кое-что об Иисусе и Его противниках.
    1. В нем показано, с какой выдержанностью Иисус воспринимал жизнь. Нет ничего более невыносимого и мучительного, чем находиться под постоянным недоброжелательным наблюдением. Люди в такой ситуации чаще всего теряют над собой контроль, ибо их нервы не выдерживают. Они становятся раздражительными, и хотя есть грехи куда серьезнее раздражительности, но ни один грех не причиняет больше боли и страданий. Но даже в тех обстоятельствах, которые сломили бы дух большинства людей, Иисус остался спокойным. Когда мы живем со Христом, Он может вознаградить нас тем же.
    2. Надобно заметить, что Иисус никогда не отказывался от приглашений гостеприимных. До самого конца Он горел желанием встречаться с людьми. Надежда изменить людей или привлечь их к Себе, может быть, была слабой, но Он никогда не упускал даже малейшей возможности. Он не отказался бы даже от приглашения Своего противника. Ведь невозможно обратить врагов в друзей, если мы отказываемся встречаться и поговорить с ними.
    3. Самым поразительным в законниках и фарисеях надо считать полное отсутствие у них здравого смысла: они готовы на все, чтобы сформулировать и исполнять свои несущественные нормы и правила, но они все-таки считали греховным облегчить страдания больного в субботу.
   Если верующему была бы позволена всего одна просьба, он мудро решил бы просить здравого смысла. Часто в общине мир нарушается из-за мелочей. Именно они часто «разделяют людей и нарушают заповедь любить друг друга. На эти мелочи разумный человек при здравом уме не обратил бы внимания. Можно нагромоздить столько мелочей, что из-за них не будет видно света. Лишь когда мы отдадим приоритет важным проблемам, все вещи встанут на свои места, на первое место — любовь.

НЕОБХОДИМОСТЬ СМИРЕНИЯ (Лк. 14:7-11)

   Иисус на обычном примере изложил гостям вечную истину. Если какой-то незначительный гость приходил раньше других на пир и занимал самое почетное место, а потом приходил более важный человек, и хозяин предлагал первому освободить место для вновь пришедшего, создавалась крайне неприятная ситуация. Если же, напротив, человек умышленно садился на нижнее место, а потом хозяин приглашал его занять более почетное место, его скромность придавала ему еще больше чести.
   Скромность всегда была отличительной чертой великих людей. Так, например, когда английский писатель Томас Харди уже был столь известен, что любая газета или журнал были готовы уплатить большие деньги, чтобы напечатать его произведения, он всегда посылал свои стихотворения, прикладывая конверт с адресом и маркой на тот случай, если редактор откажется принять их. Даже в своем величии он был достаточно скромен, чтобы допускать, что его труды могут быть отклонены.
   Об одном великом и широко популярном человеке говорили, что он никогда не входил первым в зал, а обычно говорил: «Пожалуйста, сперва вы, я за вами». Однажды, когда он выходил на сцену, в зале громко зааплодировали; тогда он остановился, пропустил вперед шедшего за ним человека, стал в сторону и тоже аплодировал: он и подумать не мог, что аплодисменты предназначались ему, а полагал, что они предназначены другому. Лишь мелкий человек полон чувства собственного величия.
   Но как же остаться скромным? Что нужно для этого?
    1. Во-первых, нельзя забывать факты. Сколько бы мы ни знали, наши знания малы в сравнении с суммой знаний всего человечества. Если мы даже добились многого, в конечном счете, это очень мало. Какую бы важность мы ни приписывали себе, когда умрем или уйдем со службы, жизнь и труд пойдут дальше своей чередой.
    2. Во-вторых, надо все сравнивать с совершенным. Лишь слушая специалиста сознаем мы, сколь скромны наши собственные знания. Многие городошники забрасывают свои биты после очередного чемпионата. Многие, послушав исполнение великого музыканта, отказываются выступать. Многие современники Рихарда Вагнера, отказывались писать оперы, считая непревзойденным достигнутое Вагнером единство музыки, драмы и эпического текста. Многие проповедники приходили в отчаяние от сознания собственной незначительности, послушав, как говорит о Боге настоящий святой. И если мы сопоставим свою жизнь с благой жизнью Господа и если мы сравним наше недостоинство с сиянием Его непорочной чистоты, наша гордыня умрет, и самодовольно исчезнет.

БЕСКОРЫСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ (Лк. 14:12-14)

   На этот отрывок следует обратить внимание, потому что здесь Иисус обращается с требованием проверить мотивы нашей щедрости.
    1. Человек может давать из чувства долга или обязанности. Ведь часто мы даем Богу и людям так, как платим налоги.
    2. Другие же дают из-за личного расчета. Сознательно или несознательно они смотрят на свои даяния как на капиталовложение. Они рассматривают свой дар как вклад, который Бог внесет как приход на правую сторону книги жизни.
   В сокровищницу положил он грош,
   Смиренно он глаза вознес,
   Считая, что недельный взнос
   Для вечной жизни в раю залог.
   Такой дар не имеет ничего общего с щедростью и милосердием, а является проявлением рассудочного эгоизма.
    3. Иные дают из чувства превосходства. Такой дар может быть страшной вещью. Он может оскорбить получившего дар больше, чем резкий отказ, потому что дающий смотрит сверху вниз на того, кому он дает. Он может даже самодовольно давать ему поучение. Лучше вообще не давать, нежели давать единственно для удовлетворения собственного тщеславия и своего чувства власти над людьми. Раввины говорили, что лучший дар — анонимный, когда дающий не знает, кому предназначен дар, а принимающий не знает, от кого он его получает.
    4. Иные же дают потому, что не могут не давать. Это и есть единственно правильный дар. Закон Царствия Божия гласит: человек, дающий с целью получить вознаграждение, не получит его; но человек, дающий без всякой мысли о вознаграждении, будет достойно вознагражден. Искренним является лишь дар, происходящий от неудержимого порыва любви. Один писатель цинично определил благодарность как «приятный запах еще не распустившихся цветов». Точно так же можно определить и некоторые формы даров. Бог же дает, потому что Он возлюбил мир; и мы должны давать так же.

Вопросы:

Наши рекомендации