Священномученик николай житов

Память 12 / 25 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых

Родился в 1888 году в селе Пыжово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика.

Окончив духовное училище, он с 1905 года служил псаломщиком в Воскресенском храме в родном селе.

В 1915 году был рукоположен во диакона к Георгиевскому храму в городе Зарайске.

В 1917 году переведен в кладбищенскую церковь в Зарайске.

В 1920 году был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Пыжово.

В 1930 году был переведен в Николаевскую церковь в селе Апонитищи, был награжден наперсным крестом.

В 1931 году был переведен в Казанский храм в селе Слемские Борки Луховицкого района.

В 1934 году вновь назначен служить в Николаевскую церковь в селе Апонитищи.

В 1936 году был возведен в сан протоиерея.

4 сентября 1937 года был арестован. В НКВД были вызваны свидетели – председатель колхоза и некая супружеская пара, к которой, бывало, заходил отец Николай; в ответ на предложение следователя рассказать о священнике они рассказали о нем все, что знали. О том, что он вырос в бедной крестьянской среде и во время гонений лишился последнего имущества, но это не смутило священника, так как отец Николай ко всякому труду был привычен. В первую очередь он был добросовестным пастырем, но не гнушался и никакой крестьянской работой, зарабатывая себе зачастую на жизнь тем, что вставлял стекла в домах крестьян и делал им кадки. Пока

священномученик николай житов - student2.ru
Протоиерей Николай Житов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год. Фотография с сайта fond.ru

свидетели рассказывали о священнике, следователь что-то писал на листе и, когда те закончили, подал им подписать протокол допроса. И настолько были велики – у одних доверие, а у других страх перед НКВД, что они, не прося его зачитать и не читая сами, расписались под тем, что написал следователь о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника.

5 сентября следователь, допрашивая отца Николая, сказал:

– Следствию известно, что вы среди населения вели контрреволюционную работу. Признаете вы это?

– Нет, я это отрицаю, так как никакой контрреволюционной работы не вел.

– Следствию также известно, что вы среди населения клеветали на советскую печать. Признаете вы это?

– Нет, я это отрицаю, – ответил священник.

Поскольку у следователя было достаточно подписанных лжесвидетельств, он не слишком домогался признаний от священника в его антигосударственной деятельности и уже 8 сентября составил обвинительное заключение и передал его на решение тройки.

22 сентября тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "активную к/р агитацию, клевету против соввласти, высказывания тернастроений против коммунистов".

Был расстрелян 25 сентября[104] 1937 года, погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

5 июля 1957 года реабилитирован по 1937 году репрессий.

26 декабря 2003 года по представлению Московской епархии постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Литература

  • Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
  • Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938, М.: "Зачатьевский монастырь," 1997, 187.
  • Бутовский полигон. 1937-1938гг. Книга памяти жертв политических репрессий, вып. 3, М.: "Альзо," 1999, 85.

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
    • http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/nm1/?...tk*
  • Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 2, Тверь, 2005, 191-193:

http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe...872

священномученик николай житов - student2.ru События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе также в Свято-Успенском соборе, где всенощное бдение служил о.Андрей Трофимов, полиелей возглавлял о.Сергий Лукин (сослужили о.Евгений Кузнецов и о.Николай Ларионов). Из хоров на службе пел только верхний, да боковой. Воспитанники хора будущих регентов присутствовали, но не пели, а лишь время от времени читали на службе (в том числе, канон). Из нового отмечу появление в храме объявления о том, что 26 сентября ожидается прибытие в город частицы мощей святителя Иоанна, епископа Шанхайского, архиепископа Сан-Франциского, которые прибудут в 11.00 в храм Новомучеников, где пробудут три дня.

Евангелие (от Марка): 1По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

9Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

10Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.

12После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

13И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

14Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Служба воскресного дня была совмещена со службой отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В конце о возможном архиерейском служении ничего сказано не было.

Литургия.

В сам день я был на службе в Свято-Успенском соборе на поздней литургии, где службу совершал о.Сергий Лукин в сослужении о.Николая Ларионова и о.Андрея Трофимова. Владыки не было…. Пел один верхний хор…

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из второго послания апостола Павла к Коринфянам: 1Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

5Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.

6Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.

7И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

8Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы

отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.

9Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 10Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 11при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

12Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

13И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете, 14так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

15И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, 16и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.

17Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то "да, да", то "нет, нет"?

18Верен Бог, что слово наше к вам не было то "да", то "нет".

19Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был "да" и

"нет"; но в Нем было "да",- 20ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.

21Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, 24не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2.

1Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

5Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью,- чтобы не сказать много,- и всех вас.

6Для такого довольно сего наказания от многих, 7так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.

8И потому прошу вас оказать ему любовь.

9Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

10А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, 11чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

Евангелие (от Матфея): 1Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14ибо много званых, а мало избранных.

15Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.

16И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; 17итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

18Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?

19покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.

20И говорит им: чье это изображение и надпись?

21Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

22Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Господь снова обличает фарисеев в их отступлении от Бога, говоря эту притчу. Царь сделавший брачный пир для своего сына – здесь Господь имеет в виду Отца и Себя, а званные – еврейский народ, на который Бог призрел изначально, избрав его. К нему-то и должен был прийти Мессия. Но народ этот прилепился к земле и непрестанно отступал от Бога, начиная со дня, когда евреи роптали на Моисея, что он «привел их, уморить в пустыне», а также дня, когда стоило Моисею отлучиться, как евреи потребовали сделать им божка, а когда Аарон, испугавшийся их, сделал им золотого тельца, начали воздавать ему поклонение, вплоть до времени пришествия Христа. И когда Бог призывал народ этот к возвращению на путь верности Ему, то приходящих слуг, то есть, пророков, народ этот изгонял и убивал. И когда пришел сам Господь, то есть, когда приблизилось Царство небесное, когда пришло время сбываться пророчеству о спасении, то иудеям слово Христа снова мешало, ведь Он обличал их тайные и явные дела, без искоренения которых вход в Царство невозможен. Потому кто-то отверг предложение присоединиться к пиру и идти по пути в грядущее Царство, предпочтя идти своим обычным путем, дескать, я и без вас хорошо живу, а кто-то в ожесточении воздвиг гонения на Призывающего их и позднее – на Его учеников. В соответствии с притчей, Господь оставил званных, поскольку они сами лишили себя приготовленного от начала пира, обратившись к другим людям, которые не были изначально званными. И многие были призваны, насладившись пиром и войдя в селения Славы Божией. Сии овцы, «яже не суть от двора сего», наполнили место пира. В число этих призванных после отрешения званных изначально вошли и мы. Но как бы нам, призываемым, не отвергнуть также призыв прийти и насладиться пиром, о котором апостол пишет: «глаз того не видел и ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его….». Но мало прийти на призыв, войти в чисмло верных Божиих. Предосит еще путь очищения, подготовки к будущему пиру, как званный на пир готовится, одевая свою лучшую одежду, так и званный на пир Христов стремится очиститься от всего, что отлучает его от Бога. Если же он не сделает это, то рискует остаться вне пира в местах страданий, приготовленных не ему, но врагам его. Увы, человек склонен ко греху, так что Господь сам сказал, что самому человеку это дело очищения не осилить. Но Господь ради этого и пришел и пострадал, дабы дать нам пути очищения. Более того, сам Бог очищает и освящает человека, надо только позволить Ему делать это, не впадая в самовольство, уклоняясь от подготовки к пиру к своим волам, полям и прочему, служащему для человека оправданием. Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, одежды же не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя (светилен утрени первых трех дней Страстной седмицы)!

И чтения недели перед Воздвижением. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 7Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: 8сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Евангелие (от Иоанна): 1Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.

2Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

3Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

4Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

5Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

6Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

8Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

9Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

10Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

11Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.

12Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Беседа Христа с праведным Никодимом, позднее совершившим погребение Его, а в этот момент – тайным учеником, из страха перед соплеменниками пришедшим к Нему ночью. Господь говорит ему о крещении, о действии Духа Божия, а также говорит о своих будущих страданиях, в двух словах разъясняя суть своего пришествия. «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму…», а потому иудейские вожди ополчились на Христа. Но Господь претерпел все ради спасения человечества…

И чтения отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

И Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

После заамвонной молитвы состоялось славление, причем тропарь, кондак и величание праздника полностью пел хор, а о.Сергий после каждения унес икону праздника в алтарь..

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с праздником, а затем говорил проповедь на тему нынешнего рядового Евангельского повествования. Господь говорит притчу о царе, понятную для современников. Для иудея при приглашении на пир существовал целый ряд отговорок, по которым он мог отказаться от приглашения. И гости, приглашаемые царем, отказываются, но при этом еще и прибегают к насилию над слугами, которые передавали им приглашение.На Востоке принято приглашать человека дважды, но здесь, разумеется, описывается особый случай. Совершенно ясно, что под царем, устраивающим пир для сына, Господь имеет в виду Отца, а Сыном именует Себя. Слуги, передающие приглашение к званным – это пророки, которых посылал Бог, вразумляя народ еврейский, непрестанно отступающий от Него. Бог некогда призвал народ этот и приготовил спасение, в первую очередь, для него, призывая в Царство на будущий пир Благодати. Но народ еврейский постоянно роптал на Бога, отступал от Него, а когда Господь пришел Сам и объявил, что Царство это приблизилось и настоло время сбываться словам пророков о спасении, то все стали отказываться, поскольку мелочные дела их были злы. Хуже того, к будущему Царству надо было готовиться, но призыв к подготовке для них был нестерпим, так как содержал обличение дел их и призыв отказаться от многого, что для них составляло смысл жизни. Хоть многие из приведенных отговорок, по словам, о.Сергия, входили в перечень тех, которыми иудей мог воспользоваться, но эти званные вдобавок, прибегли к насилию, которое в притче представлено особенно нелепым (и в этом обличение иудеев). Потому Бог, как предупреждает притча, отвращается от неблагодарного и непокорного народа и обращается к тем, кто откликнутся на призыв. Но и прийти на такой пир, даже организованный «для народа», просто так никто не мог, ибо человек должен был одет в особую, праздничную одежду, омыт, что особенно актуально для иудеев. И в этом параллель с духовной жизнью, ибо ничто нечистое в царство Божие не войдет. Господь же, призвав на пир, дал и средства, дабы ими омыться и очиститься – Таинства Церкви. Но все ли приступают к нему, не дерзают ли многие избегать их, говоря, что дескать, они и так чистые, у них «Бог в душе»? А в последний день всякий даст ответ по одежде, которую заработал своей духовной жизнью – очищена ли она в Таинствах, либо загрязнена нераскаянным грехом. И тогда каждый получит то, что заработал…

Напоследок о.Сергий сказал расписание служб, заметив, что накануне и в сам праздник Воздвижения креста Господня в храме будет служить правящий архиерей. Также он призвал помочь украсить храм к празднику, для чего нужно много цветов. Помимо этого, он повторил написанное в объявлении о том, что в город приезжает частица мощей святителя Иоанна, епископа Шанхайского, архиепископа Сан-Францисского. Икона с частицей мощей путешествует по России не первый год и теперь он прибывает в наш город 26 сентября в 11.00 в храм Новомучеников, где будет до 29 сентября… Напоследок он сказал о начавшей работу при соборе воскресной школе для взрослых – занятия проходят по субботам в 16.00

Наши рекомендации