Миссия церкви и средства ее достижения
23/04/01
что необходимо, чтобы работать с православными?
1. относиться к нему как к брату во Христе.
2. У нас с РПЦ много общего по богословию.
Символ веры наш совпадает с православным.
Теология – схожа.
Сотериология – вера в то, что человек соучаствует с Богом в спасении.
Эсхатология – отличается.
Экклезиология – учение, в котором есть самая разница. В ней коренятся все основные расхождения АСД и РПЦ.
3. Не стесняться брать их книги для чтения.
Þ Мы должны изучать духовное наследие православных.
Þ Мы должны сотрудничать с лидерами других церквей.
4. прежде всего, говори о том, что у вас общего.
Если человек (священник) не обращен (такое бывает часто), то вам будет трудновато.
5. лучше чаще слушать. Самый лучший способ общения – задавать вопросы.
6. Не пытайтесь разрушить их религиозное основание, но привносите что-либо к их вере. Добавить то, чего у них нет, а не убавлять то, что у них есть.
7. Лучше использовать в дискуссиях фразы Иисуса Христа, а не в общем «Так говорит Библия».
Разные группы православных верующих и общение с ними.
1. пассивное большинство – люди, которые не знают, во что они верят.[1] Как этот праздник реально влияет на мою жизнь сегодня?Наша цель донести смысл праздника! Праздновать те праздники, которые есть в Библии. Главное приучить их думать над смыслом – что она делает и почему.
2. Фанаты, агрессивные – готовы на все, только чтобы вас унизить. Эти люди не воспринимают ничего. Важно им объяснить, что они отвергают единоначалие церкви. Ведь руководство церкви не призывает к насилию и гонениям сектантов. Показать им, что они не ведут себя как православные. Объяснить им разницу между сектантами и инославными. У них каждый священник сам по себе. Доходы у него только от продажи свечей. Епархия ничего не дает.
Православное учение об инославных. Документы Архиерейского синода.
Основные принципы отношения РПЦ к инославию (статьи 4.5; 4.8; 4.9; 4.10)
Различия между сектами и различными конфессиями.
Инославные – вера в Троицу и Иисуса Христа. Сектанты – искажают эти доктрины, основополагающие.
3. искренне верующие христиане. Эти люди не будут на вас бросаться, будут молиться с вами, ездить на рыбалку. Они православные потому, что они убеждены. С ними, чтобы говорить необходимо быть самому нормальным адвентистом. Будьте готовы к тому, что они вам дадут свои книги. Они не обращаются проповедями. Они долго шли к своей вере, а следовательно, будут долго идти, чтобы выйти из нее.
Епископ – представитель Христа. Священник – пресвитер местной общины, почти слуга епископа. Следовательно, епископу все, а священнику – ничего.
Секта.
Секта – учение части общества, противоречащей учению большинства. Это понимание до революции.
Когда РПЦ попала заграницу, она начала иначе понимать что есть секта.
Когда говорят о сектанстве, сразу говори о том, что в США, Англии РПЦ тоже секта.
Православный храм.
Для РПЦ храм имеет огромное значение. Храм – сосредоточие мистического, место соединения небесного и человеческого. Каждый верующий и церковь – это храм. У них нет противопоставления между человеком и местом. Для них – это гармония. У них как к человеку – благоговение, так и к месту – благоговение.
Господь освящает место через тех людей, которые пришли туда.
Между епископами и священниками существует большая пропасть.
Архитектурная форма храма.
Сама литургия и храм – видимое выражение веры. Вера церкви запечатлена в видимые формы. Храм воспринимается как начало, которое должно господствовать в жизни.
Храм может иметь форму:
Þ корабль – церковь ковчег спасения.
Þ Круг – ротонда, вечность церкви Христовой.
Þ Крест – страдания Господни даровали церкви спасение.
Þ Самая распространенная форма – крест совмещенный с алтарем.
Þ Восьмиугольник – Вифлеемская звезда ведет мир к спасению, знамение рождения Иисуса.
Устройство храма:
Купол (греч. скупос – чаша; лат. – купа/купула) – чаша. Символизирует небо. Изображает твердь перевернутую.
Þ Один купол – Христос.
Þ Два купола – божественная и человеческая природа Иисуса Христа.
Þ Три купола – Троица.
Þ Пять куполов – Христос и 4 евангелиста.
Þ 7 куполов – 7 таинств или соборов.
Þ 9 куполов – 9 чинов ангелов.
Þ 13 куполов – Христос и 12 апостолов.
Колокол = кол-о-кол. Помещаются в башнях – звонницах. Впервые колокола появились в 8 веке, но закрепились на Востоке только в 12 веке. То православие, которые мы имеем сегодня, оно сформировалось в 10 веке. До этого, колокол был принадлежностью католиков. Католические колокола меньше. На Руси раскачивается язык, а у католиков – сам колокол.
Несколько видов звона:
Þ благовест – один удар через паузы, для созыва на богослужения.
Þ Перезвон – на праздники.
Þ Трезвон – бьют в 3 колокола.
Что такое часовня.
Маленькая церковь без алтаря. Раньше строили на дорогах.
Цель ее для молитвы. Не служат литургию.
Строят храмы на восток. Мень считает, что христиане взяли такую практику у ессеев.
Храм состоит из 3-х частей: притвор, храм и алтарь. По принципу ветхозаветного храма.
Алтарь – altus – высокий; ara – жертвенник (лат.). Символизирует собою царство небесное. В нем находится 4 основных предмета.
Престол (перед царскими вратами) на нем свершают таинство причастия. Символика меняется в процессе. Престол символизирует Гологфу. Имеет форму куба. Высота около 1 метра. Имеет две одежды. Нижняя одежда – символизирует собой плащаницу Христа. Верхняя одежда – одетый для красы. На престоле располагаются 5 предметов:
Þ Антиминс – вместо престола. Без него храм – ничего не значит. Он представляет собой платок, на нем изображено положение Христа во гробе. В него вшиты частицы мощей. Литургия совершается на мощах. Христиане первого века служили в катакомбах на могилах святых. Отсюда и пошла такая практика.
Þ Дарохранительница – для хранения святых даров: сосуд с вином и хлеб. Имеет форму гроба.
Þ Дароносица – в чем он носит дары домой, если нужно.
Þ Напрестольное Евангелие – которым благословляется народ.
Þ Напрестольный крест – им благословляется народ в конце.
Жертвенник.
На нем находится:
Þ Дискас – блюдо.
Þ Копие – нож.
Þ Потир – чаша.
Þ Звездица.
Þ Покрова.
Þ Лжица.
Þ Губка.
Жертвенник необходим для проскомидии (приготовления).
Семисвечник – находится за престолом. Символизирует 7 таинств.
Справа находится ризница, в которой находятся одежды священства и книги.
И сзади находится горнее место. Иногда стоит здесь трон епископа или произносит священник призыв во время богослужения.
Иконостас.
Перегородка между алтарем и храмом.
Нижний ряд иконостаса – местный иконостас. Над царскими вратами должно находиться: тайная вечеря, голубь. На вратах – 4 евангелиста. Иногда добавляются иконы матери благовещения. Справа от иконостаса должна висеть икона Иисуса Христа. Слева от царских ворот – икона Божьей матери. Справа от иконы Христа – храмовая икона.
Малые врата (дьяконские врата) – на них изображаются: архангел Михаил и Гавриил, Стефан и Филипп, Моисей и Аарон.
Второй ряд – праздничный ряд. Это иконы двунадесятых праздников. Иконы не вытянуты вверх, ибо носят повествовательное значение.
Третий ряд – деисис (моление). Здесь изображены иконы апостолов Христа, а в середине – икона Иисуса Вседержителя. Все изображения людей в поклоне, ибо молятся Христу.
Четвертый ряд – пророческий. Изображены иконы пророков, а в центре – Божья матерь.
Пятый ряд – праотеческий. Иконы Авраама, и других отцов, но в середине икона Троицы.
Венчает иконостас – распятие.
Таким образом, иконостас изображает всю историю спасения.
Иконостас находится на возвышенной части храма, которая называется солея. Амвон – это место, откуда священник проповедует и причащает.
Аналогион – ящички, на которых лежат иконы, и откуда читают.
Свеча – символ молитвы. До 5 века, христиане не могли использовать свечи, поскольку они отражали символ язычества.
Все подсвечники круглые, а только канун имеет квадратную форму, и ставят свечи за упокой.
Архимандрит Михаил (Митюгин) «Русская православная церковность».
Крис Фельми «Введение в православное богословие».
Олег Давыденков «Лекции по догматическому православию».
24/04/01
Привет, Юрчик. Как дела? (Макс)
Православная литургия
Литургическое богословие – богословие, которое непосредственно занимается вопросами богослужения.
Слово литургия – греч. leitoj ergon = общественное дело.
Вейсман определяет это слово как повинность.
«Евхаристия» архимандрита Киприана (Керн).
Христианство приняло этот термин из язычества для обозначения своего богослужения и евхаристия в частности.
Молитвенное исповедание веры и богослужебное ее переживание.
Месяцеслов/Святцы.
Список святых и праздников, составленных в виде календаря.
Требник – описание таинств и их совершения (руководство для служителя).
Тропарь – праздничный библейский день или песнопение, которое раскрывает смысл праздника.
Православный календарь делится на подвижные и неподвижные праздники.
Пасха постоянно двигается.
Неподвижные праздники описаны в месяцеслове, и они идут после поста.
Триодь содержит подвижные праздники.
Часослов – молитвы по часам.
Евхаристия для православных – это таинство таинств. Это центр.
Виды литургии:
1. литургия Иоанна Златоуста. Она совершается еженедельно и постоянно.
2. Василия Великого. Совершается только 10 раз в году: на вечери Богоявления и Рождества, на 1 января, и во все воскресные дни великого поста, кроме вербного воскресения (вайи baion – пальмовая ветвь).[2]
3. Прежде освященных даров. Григорий Двоеслов (Диалог) был известен своими беседами, поучениями.
Время составления чина литургии.
Реально, эти литургии не связаны с теми, именем которых они названы. Датируются литургии 8-9 веками.
Вещество литургии.
Хлеб – печется кислым, но не пресным.
Они считают, что artoj обозначает «кислый хлеб». Печется в виде небольших булочек – просфор (греч. приношение). Почему так называется? Потому что люди раньше сами пекли и приносили хлеб для того, чтобы священник помолился о них.
Литургия служится на 5 просфорах.
Вино– красное виноградное, в Румынии – белое, так как оно считается более элитным. В вино добавляется вода, сравнивая с тем, что из бока Христа потекла вода и кровь. Но это позднее толкование. Раньше, в воду добавляли чуть-чуть вина. Иустин говорил так: «… потом вносят хлеб и воду со смешением…»
Литургия делится на 3 части.
Она не служится наполовину.
1 часть. Проскомидия. proskomidh означает принесение. Но означает приготовление всех присутствующих для вечери, даров.
Þ Входные молитвы – особые молитвы священника прежде, чем он войдет в алтарь.
Þ Облачение. Священник входит через дьяконские врата в алтарь. Идет в ризницу и там он облачается. Дьякон помогает облачаться. В процессе, он произносит слова Писания, которые относятся к тому символу, который он одевает.
Þ Священник омывает руки. Дьякон и священник при этом читают Пс.25:6-10.
Þ Дьякон снимает покровы с престола и готовит все необходимое для действия.
Þ Священник и дьякон преклоняются пред жертвенником и произносят молитвы «Господи, помилуй!».
Þ Берет копие и начинает резать просфору. Одна из просфор – агнчая - содержит печать IC| XP| NI| KA. Он режет ее таким образом, чтобы получился куб. Все это делается с особым благоговением. После этого, он кладет этот куб на дискас, печатью вниз, и дьякон обращается к священнику: Пожри владыко! Что означает: Режь владыка. Он режет на 4 части до корки/печати. После этого, дьякон говорит: Проткни владыка. Символ того, что бок Христа тоже был пронизан (Ин19:34,35). До 12 века не было вообще разрезания хлеба. Хлеб до причастия лежал нетронутым. И только тогда, когда подошло время для причастия хлеб преломлялся.
Þ Дьякон вливает в ковш вино и просит благословения у священника. И только потом, дьякон выливает это в потир и покрывает ее покровами.
Þ Берется 2 просфора. Она называется Богородничьей. Он берет копие и вырезает частицу просфоры. Вынимает частицу в честь богородицы, и читает Пс.44:10. И кладет ее справа от агнчей просфоры на дискас.
Þ Берет 3 просфору – девятичинную. Просфора в честь 9 чинов ангелов. И достает 9 частиц, каждая в честь определенного события: 1 в честь Иоанна Крестителя; 2 – Аарона и других ветхозаветных праведников;3 – апостолов; 4 – святых епископов, учителей церкви (все зависит от местности); 5 – святых мучеников; 6 – за всех монахов; 7 – за нищих; 8 – за родителей богоматери; 9 – в честь того, чья литургия служится. Причастие совершается только из агнчей просфоры.
Þ 4 просфора – в честь живых несколько частиц. Это относится к земной церкви.
Þ 5 просфора в честь умерших.
Þ Проскомидия. Собирает с покрова жертвенника выпавшие частицы и кладет на дискас. После этого на дискас ставится звездица и покрывается покровом.
Þ Каждение алтаря и храма.
В течение проскомидии происходит два события: в начале – рождение Христа, в конце – Голгофу, Его распятие. Символ приближен к реальности.
Православные стремились приблизить догматы к богослужению. Было постоянное противостояние с еретиками, и вводили те ритуалы, которые не допускали бы еретиков к участию в богослужении. Тогда это было очень важно, поскольку не было Библии.
2 часть. Литургия оглашенных. Лежит все на жертвеннике. Сам священник выходит к народу и совершает обучение.
Þ Ekteino – я напрягаю (голос). Это особые молитвенные прошения. В литургии оглашенных существует их несколько.
Þ Чтение великой ектиньи. Вводная молитва благословения на храм, на присутствующих.
Þ Малая ектинья. Темы могут быть разными.
Þ Малый вход: священник выходит с евенгелием, которое взял с алтаря/престола, в зал через малые врата. Выходит на амвон и читает Евангелие. Сначала читает из Апостолов, а затем – Евангелие. В первые века после чтения Евангелия читали проповедь. Малый выход – выход Христа на проповедь. Великий выход – выход Христа на страдания.
Þ Сугубая/двойная ектинья. В конце поется три раза «Господи, помилуй!» тройное усиление.
Þ Ектинья оглашенных. Молитвы за оглашенных.
Þ После этого дьякон кричит: Оглашенные – изыйдете!
Смысл ее: в молитвах, чтении Евангелия (обучение оглашенных).
3 часть. Литургия верных.
Раньше, христиан обвиняли в том, что они, выгнав всех, оставались одни и ели плоть и пили кровь.
Þ Херувимская песнь. В этот момент открываются царские врата и остаются открытыми всю дорогу. Она (песнь) является приготовлением к евхаристии. В момент пения происходит перенос святых даров с жертвенника на престол, что называется Великим входом (символ входа Христа на страдания).
Þ Просительная ектинья. Особые молитвы о храме, о святых дарах.
Þ Чтение символа веры. На этот момент закрываются царские врата.
Þ Анафора – канун евхаристии, часть, когда происходит преложение хлеба и вина в плоть и кровь Иисуса. Возношение 5 особых молитв: Praefatio – вводная часть. Молитва Богу Отцу, в ней прославляется творческая сила Бога Отца, и благодарение Бога за то, что Он принимает нас. Sanctus – Святой. Благодарение за искупительный подвиг Иисуса Христа. Anamnesis – воспоминание. Вторично воспоминается смерть Господа. Epiklesis – призывание. Молитва призывания Святого Духа на святые дары. Священник берет дискас в одну руку, а потир в другую. Причем берет их таким образом, чтобы руки были крест на крест. Intercessio – заступничество. Молитва заступничества за всех, всех, всех.
Þ Просительная ектинья. Просьба о том, чтобы Бог благословил народ.
Þ Раздробление агнца. Перед разделением агнца задергивается завеса царских врат. Разделяет на 4 части. Верхнюю часть IC кладет в потир целиком. Часть XP священник и дьякон берут и кушают сами, а потом отпивают вино. Части NI KA помещаются в потир, чтобы причащать народ. Священник приходи на амвон и каждый человек принимает хлеб, размоченный в вине.
Þ После этого, чаша переносится на жертвенник, и там, дьякон влагает все частицы, которые были на дискасе.
Þ Потом священник кадит храм.
Þ Благодарность за возможность провести евхаристию.
Þ Молитва о благословении народа.
Þ Отпуст. Священник идет в алтарь, берет крест, выходит в зал и благословляет народ крестом. Народ приходит и целует крест, после чего выходит из храма. После окончания, священник возвращается в алтарь и доедает и допивает все, что там остается.
Литургия оглашенных символизирует жизнь Христа в Назарете. Малый выход – выход Христа на служение. Вынесение хлеба и вина – символ страданий и смерти Христа.
Посты
Великий пост.
Православные считают, что этот пост апостольский. Возможно, что на это повлияла неделя опресноков в Израиле. И сорокодневный пост Христа перед выходом на служение. Но идея с постом родилась примерно в 4 веке. В отношении этого поста выработалась практика приготовления к посту. Перед постом есть 4 недели приготовления, которые сформировались в 13-14 веке. В чем суть: постепенно подготовить людей к посту. Приготовление к пасхе занимает 70 дней.
1 седмица - «Седьмица о мытаре и фарисее». Служение в неделю: читается рассказ о мытаре и фарисее, чтобы научить людей смирению. Смирение привело его к оправданию. Встреча с Богом возможна лишь в смирении.
2 седмица – «О блудном сыне». Служение посвящено притче о блудном сыне. Направлена на тех людей, кто сознательно пребывает в узах греха. Заканчивается вселенской родительской субботой.[3] Она называется «всеядной». Это последняя неделя, когда можно есть все.[4]
3 седмица – «О страшном суде». Благоговение пред Богом, как судьей. Это последняя неделя когда можно есть мясо. Неделя заговения (вхождение в пост). Мы несем ответственность за наши грехи. Призыв к покаянию. Есть сроки долготерпения Божия.
4 седмица – «Об Адамовом изгнании». По язычески она называется масленица. Последняя неделя, в которую можно есть сыр и молочные продукты. Участие в масленице – большой грех по православному учению.[5] Последним днем является прощенное воскресение (по сути, это день поста).
Зачастую, при разговоре с православными, чаще придется обращать их в их веру, а не в асдешную.
Пост.
1 седмица – «Праздник торжество православия». Посвящен победе иконоборцев на соборе.
2 седмица – « Память Св. Григория Паламы». Он был монахом. Неделя монахов.
3 седмица – «Крестопоклонная». Особое поклонение кресту.
4 седмицу – «Памяти преподобного Иоанна Лествинчика». Он написал книгу для монаха «Восхождение монаха» (Лестница).
5 седмица – «Мария Египетская».
6 седмица – «Вход в Иерусалим».
7 седмица – Пасха.
Еще ряд постов.
Многодневные посты:
1. великий.
2. Петров пост – от недели всех святых (следующая неделя после пятидесятницы) до 12 июля (дня Петра и Павла).
3. Успенский пост. С 14 августа по 28 августа.
4. Рождественский/Филиппов пост. С 28 декабря по 7 января.
Однодневные:
1.Каждую неделю в среду и пятницу, кроме святок (7.01 – 28.01) и сплошных седмиц.
2. Крещенский сочельник. Кушают кутью. Один день до крещения.
3.день убиения Иоанна Крестителя 11 сентября.
4.воздвижение креста Господня 27 сентября.
Сплошные седмицы – это те, в которых нет поста в среду и пятницу.
1. 1-ая неделя приготовления к посту.
2. Сразу после пасхи.
3. Неделя после Троицы.
4. Святки 17.01-27.01.
5. Сырная неделя великого поста.
Праздники
1. богослужебные круги. Их всего 3:
Þ дневной – образует службы суточного круга.
Þ Седмичный/недельный – суббота.
Þ Годовой круг – две части: месяцеслов (непреходящие праздники) и триодь.
2. календарь. Церковь избрала египетский календарь для праздников. Этот календарь в 46 до Р.Ж. был реформирован Юлием Цезарем, и называется поэтому Юлианским. Из-за некоторых недостатков, этот календарь был пересмотрен папой Григорием в 1582, после чего и стал называться григорианским. Григорианскую реформу приняли все православные церкви, кроме 4 из 15: Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская. Великих праздников всего 12. Кроме Пасхи, которая не входит в этот список. Богослужебный год начинается с 1 сентября. В этот день читается отрывок из Лк.4:16…, о том, когда Христос читает Исайю. Конечно, есть влияние язычества на формирование обрядов.
3. Название всех праздников и дат:
Þ Рождество Христово 7.01.
Þ Крещение/Богоявление 17.01.
Þ Сретение Господне 16.02.
Þ Вербное воскресение – за неделю до пасхи.
Þ Благовещение Богородицы – 8.04.
Þ Вознесение Господне – 40 дней после Пасхи.
Þ Троица – 7 воскресение после Пасхи.
Þ Преображение Господне/Яблочный спас – 20 августа.
Þ Успение Богородицы – 29 августа.
Þ Рождество Богородицы – 22 сентября.
Þ Воздвижение Креста Господня - 28 октября.
Þ Введение Богородицы во храм – 21 ноября.
Откуда взялась дата рождества?
В Египте был праздник – эпифания. Справлялся язычниками, которые ожидали Мессию. Поэтому в Египте стали праздновать во 2 веке, как день рождества Христа. Но когда христианство стало религией римской империи, то именно обычаи римской культуры стали господствовать, и праздник эпифании стал конкурировать с римским праздником – рождения непобедимого солнца. В этот день солнце поднималось на 1 градус во время зимнего солнцестояния. И, кончено же, победил римский праздник. Рождество перекочевало с 6 января. А 6 января стал праздником Крещения Господня, чтобы не обидеть христиан Египта. Только перед этими праздниками есть сочельник.
День Ивана Купала = рождество Иоанна Крестителя + Купалии. Последний – это языческий праздник, который был на Руси до принятия христианства.[6]
25/04/01
Таинств РПЦ
Богом установленное действие, при совершении которого, благодать зримо нисходит на человека.
Лютер оставил только необходимые таинства: евхаристия и крещения.
Он считал, что в таинстве должен быть предмет, через который действует благодать. И этот предмет есть только в причастии и крещении, а в покаянии – этого предмета нет.
Цвингли вывел, что таинство – человеческое действие, совершением которого, я свидетельствую церкви и Богу о своей верности.
Православные по большей части задают вопросы именно по экклезиологии.
Крещение
Погружение совершают 3 раза: во имя Отца, Сына и Св.Духа.
Крещение совершается только одно. Перекрещивание – невозможно. Без крещения нельзя войти в Царство Божие. Тогда как быть с младенцами?
Крещение – это не просто прощение греха, но даяние Духа Святого для новой жизни. Здесь мы с ними имеем сходство.
Крестить могут только епископы и пресвитеры. В крайнем случае, может крестить дьякон или мирянин, что в прочем есть одно и то же. Акцент при крещении на крещаемом, а у нас на священники.
Миропомазание
Этот обряд не имеет прямого библейского основания. Оно совершается сразу после крещения, и символизирует сошествие Духа. Через него человек получает начаток Святого Духа.
Миропомазуют все, чем человек может согрешить: веки, нос и т.д. Мирро готовится только на соборах, и должно иметь благословение.
Покаяние
Прощение греха посредством священника. Совершается перед причастием.
1. искренняя печаль о своих грехах.
2. исповедь.
3. разрешительная молитва.
После исповеди может наложена епитимья. В основании ее лежит теория Василия Великого и Григория Нисского, что грех – это болезнь и нужно искать лекарство против него. Для каждого греха у них есть пути избавления. Виды епитимий:
Þ пост сверх назначенный.
Þ Ежедневное хождение в храм.
Þ Поклоны и молитвы (100 раз «Молитва Богородице).
Þ Паломничество.
Þ Отлучение от евхаристии. У них нет исключения из церкви. Человек может быть отлучен от причастия, а это для них – конец.
У нас отсутствует таинство покаяния, мы не имеет права прощать грехи.
Евхаристия
Без нее нет ничего: ни веры, ни спасения, ни обожения.
Евхаристия принимается натощак. Нужно освятить свое тело сначала постом. Во хлебе и вине реально пребывает Христос. Символ – это то, что соединяет нас с другой реальностью (sumballw). К какому телу причащается православный христианин? Не к телу, которое висело не кресте, но к телу, которое Он приобрел после воскресения, без страдания. Евхаристия – это не повторение крестной жертвы, но соучастие той вечери, которая была тогда, но они причащаются к телу прославленному.
Таинство брака
Венчание – другими словами. Венцы – это символ царства, но с другой стороны, это символ мученичества. После рукоположения семинаристов – брак запрещен. Цель целибата – лишить священников и епископов детей, дабы не передавалось по наследству положение.[7] Венчаться можно только 3 раза. Развод разрешен. Нельзя вступать в брак родственникам до 4 родства. В каких случаях РПЦ может дать развод, причем, его дает только архиерей:
Þ Смерть.
Þ Прелюбодеяние.
Þ Ссылка одного и нежелание другого.
Þ Природная неспособность к брачному сожитию.
Þ Если хотят принять монашество.
Þ В следствие долгого отсутствия, пропажа без вести на войне.
Елеосвящение
Совершается над людьми больными или на особые дни в храме. Добавляется вино в масло, символизируя крестную смерть Христа, которая участвует в исцелении.
Þ Спасение болящего.
Þ Прощение грехов.
Þ Телесное исцеление.
Рукоположение (хиротония)
После него невозможен брак. Епископ рукополагает. 3 степени священства:
Þ Дьяконское.
Þ Иерейское.
Þ Архиерейское.
Экклезиология РПЦ
Здесь – сердце РПЦ. Из него выходит все. Оно более систематизировало доктрину о церкви.
Догматическое богословие делится на:
Þ О Боге в самом Себе.
Þ О Боге как Спасителе.
Þ О Боге, как Судии.
Это очень удобно, так как все доктрины поделены и находятся на своем месте. У нас такого нет, нам нужно систематизировать. Богословие рождается тогда, когда появляется необходимость. Церковь воспринимается как орудие Божие для спасения.
Бог
Церковь
Таинство
![]() |
Человек
Спасение вне церкви отсутствует, благодати вне ее нет, Библию вне церкви понимать невозможно, таинств тоже нет.
Мы все можем свести к вере в церковь (Макарий).
Определение церкви
Þ Церковь – это все творение, которое поклоняется Богу, Евр.12:22,23. Это выражает идею церкви –поклонение.
Þ Церковь – поклоняющиеся Богу в контексте землю.
Церковь – люди, объединенные одной верой. Церковь началась с Быт.3:15, где подчеркивается вера в искупителя. Есть церковь воинствующая – она странствует по земле, и торжествующая – уже победила и находится на небе.
Видимая церковь – вся церковь на Земле. Невидимая церковь – на Земле. Здесь речь идет скорее о границах.
Þ Церковь – есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верой, законом Божьим, священноначалием и таинствами (Филарет, XIX век).
Þ Евхаристическая экклезиология.Церковь – Тело Христово: 1Кор.10:16; 12:27.
Основание церкви.
5 граней укоренения во Христе:
Þ Христос – глава тела церкви, Мф.16:18.
Þ Он искупил Свою церковь, Еф.5:25-27.
Þ Господь учредил служителей церкви.
Þ Он дарует Своей церкви благодать Святого Духа, которая наполняет каждого верующего и дает ему жизнь. Так же наделяет особой властью преемственности священства, Ин.20:22,23.
Þ Каждый член церкви причащается Христу в таинстве евхаристии.
Миссия церкви и средства ее достижения
Одна глобальная цель: приведение всего человечества в Царствие Божие.
Она делится на две стратегические (как осуществить?):
1. Привлечение людей в церковь. Эта цель очень слабо выражена. Миссионеры – это те, которые громят сектантов. Они отвоевывают православных украденных сектантами. Сейчас они начали этим заниматься не в христианской среде, а с неверующими, оккультистами.[8] По поводу даров Духа (Еф.4:11), пастор – учитель, а не евангелист. Да, и эта функция реализуется слабо.[9]
2. Освящение их через благодать Святого Духа.Помимо учения, священники совершают таинства. Полный перечень таинств появляется у католиков в 12-13 веках, составленный Петром Ломбардским и Фомой Аквинским. Был Лионский собор 1204 года, на котором была поставлена цель объединения Запада и Востока. Поэтому, 7 таинств – заимствование у католиков. Против определения таинств православных, о том, что благодать выражена в видимых символах, в принципе, ничего не имеем. Нельзя ограничить действия Духа Святого, стенами храма. Мы акцентируем внимание на личной вере человека в то, что он совершает. Без моей личной молитвы, ничего не значит участие в таинствах. В православии, личных отношений с Богом как таковых не существует, потому что между Богом и человеком стоит священник. Православные ограничены не только таинствами, но и личностями, поскольку через священников, благодать может исходить. Именно апостольская преемственность дает возможность проявлять благодать.
1. просвещение и обучение народа истинам.
2. Таинства, благодаря которым человек спасается.
3.Наличие преемственности благодати священства, которое делает действенным совершение таинств.
Термины
Благодать– для протестантов: аспект отношения Бога к человеку. РПЦ: таинственное присутствие Бога в человеке, священнике, иконах, мощах, таинствах.
Освящение – для нас: преобразование в подобие Иисуса. РПЦ: это синоним слова спасения. Они используют этот термин для обозначения спасения. Цель для которой Бог организовал церковь – спасти, освятить.
Границы церкви
Миссия глобальная, поэтому церковь не имеет границ. Православные делят территории на канонические. Если православные признают существование канонической территории, то они не выполняют миссию Христа, и признают наличие канонических территорий других церквей.
Сказать кто к ней принадлежит – трудно.
Но с точки зрения догматики, можно изложить кто не принадлежит:
1. Последователи нехристианских религий. Но с ними отношения у православных гораздо лучше. Ведь они с ними не конкурируют.
2. Отступники от христианской веры. Те, кто ушел из христианской веры.
3. Еретики, которые не отреклись, но отвергают основные догматы церкви: эвиониты, несториане, и другие.
4. Отщепенцы и раскольники, которые не покоряются церковной власти.
5. И вообще, все кого церковь находит нужным отлучать от церкви.
Как понять, принадлежу я к церкви или нет? Официального ответа на этот вопрос у церкви нет! Консерваторы говорят словами Киприана: Кому церковь не мать, тому Бог не Отец. Совершенно нелепо отделять христианство от церкви, потому что никакого христианства вне православия – нет. Но это лишь позиция некоторых, а не церкви в целом.
3 чина приема в церковь:
1. крещением принимать тех, кто находится «во тьме».
2. Через миропомазание принимаются те, у кого нет преемственности, или другими словами, те, кто находится «в полутьме».
3. Через покаяние принимать тех, кто принадлежит к дохалкидонским церквам.
Полнота благодати, безусловно, в православии. Кто отвергает таинство Торицы и воплощения – не может относится к христианству.
Пока каждый считает, что он прав, не может проявиться Вавилон и Народ Божий. Необходим либерализм общества, чтобы это было видимо (Вавилон и Иерусалим).