О том, как] шакал, упав в чан с краской, окрасился и стал
|
|
Тот шакал попал в чан с краской,
пробыл в том чане один час,
Затем вылез; шкура его стала цветной. [Сказал он]: «Я стал павлином эмпирея».
Цветной мех приятный блеск обрел,
солнце эти краски заставило сиять.
Увидел он себя зеленым, красным, бурым и желтым,
предъявил себя шакалам.
725Сказали все [шакалы]: «О шакаленок, в чем дело,
что у тебя в голове за искривленное ликование?
Из-за ликования нас ты сторонишься,
это зазнайство откуда ты принес?»
Один шакал подошел к нему: «О такой-то!
Ты обманул или ты [и впрямь] стал [одним] из радующихся сердцем?
Ты обманул, чтобы на минбар 1 вскочить,
чтобы похвальбой этому народу сожаления внушить.
Много ты постарался, но не испытал никакого жара
и тогда при помощи обмана совершил бесстыдство».
730Жар принадлежит святым (аулийа) и пророкам,
бесстыдство же — прибежище всяких плутов,
Которые расположение людей к себе привлекают, [говоря]: «Мы счастливы»,– а внутри они несчастны.
[О том, как] каждое утро, умащая жиром с кожи курдюка себе губы и усы, хвастун выходил к товарищам, [говоря]: «Я ел то и это»
Кожу от курдюка нашел некий приниженный муж,
каждое утро он натирал жиром усы.
Шел он к богатым, мол: «Я
жирную пищу ел в собрании».
Руку он на усы клал, извещая намеком, мол, посмотрите на усы,
735Ибо вот свидетельство правдивости моих слов и вот признак того, что я жирно и сладко поел.
Живот же его говорил в ответ безмолвно:
«Да погубит Аллах обман лжецов!
Твоя похвальба нас в огонь помещает;
пусть эти твои жирные усы будут вырваны!
1 Минбар — возвышение, кафедра для проповедника в мечети, которая находится справа от михраба.
Если бы не было твоей отвратительной похвальбы, о нищий,
какой-нибудь щедрый человек простер бы милость на нас.
А если бы ты явил [свой] недостаток и не жульничал,
какой-нибудь лекарь от него лекарство сделал бы».
740Сказал Истинный: «Не маши вкривь ушами и хвостом;
поможет правдивым их правдивость» 2.
Сказал: «Скорчившись не спи 3, о тот, у кого бывает поллюция;
что у тебя есть, покажи и стой прямо 4».
А если не рассказываешь о своем недостатке, тогда молчи,
выставлением напоказ и плутовством себя не убивай.
Если ты нашел монету, не открывай рот:
на пути есть пробирные камни.
Для пробирных камней тоже есть испытания их состояний.
745Сказал Бог: «От рождения и до смерти
они подвергаются искушению каждый год два раза 5»,
Испытание за испытанием, о отец,
смотри же, не покупай себя за меньшее испытание!
[О том, как] пребывал в безопасности Бал‘ам [сын] Ба‘ура6,