Отведение некоторых сомнений приверженцев нововведений

В последнее время участились сомнения, сеемые противниками истины, которые изо всех сил стараются выставить саляфию как некое течение. Среди этих сомнений – распространение записи слов шейха Ибн ‘Усаймина, который сказал: “Если в умме увеличивается число партий, то нельзя вступать ни в одну из них. Есть различные течения еще с давних времен, как хариджиты, му’тазилиты, джахмиты, шииты-рафидиты. Затем позже появились ихуаны, саляфиты, таблиги и тому подобное. Нет сомнений в том, что для всех мусульман является обязательным, чтобы их мазхабом был мазхаб саляфов и чтобы они не вступали в какую-либо партию, именующую себя саляфия. Есть разница: существует путь саляфов и есть партия, именуемая себя «саляфия». А что является необходимым? Следование за саляфами. Нет сомнения, что братья-саляфиты ближе к истине, чем другие, однако их проблема в том, что они, как и другие течения, обвиняют в заблуждении. Они обвиняют в нововведении и в нечестии. Мы не порицаем эти вещи, если они правомочны, однако мы порицаем такой подход и путь”.

Также распространилась запись слов шейха аль-Фаузана, где он говорит: “Что касается выражений «я саляфит» или «я асарит», то нет на это основания!”

Следует знать, что понятия мухкам (ясное) и муташабих (неясное) имеют отношение и к словам ученых. В подобных случаях необходимо возвращать их неясные слова к ясным и недвусмысленным. На самом деле нет ничего удивительного в словах шейха Ибн ‘Усаймина и шейха аль-Фаузана, ибо они говорят не о самом понятии и термине «саляфия», а о создании партии и секты под названием «саляфия», как те, кто говорит: «Саляфиты в этом городе только я и ты».(Прим.23)

Ведь многие из тех, кто в наши дни именует себя саляфитами, далеки от этого термина, точно так же, как и многие из тех, кто именует себя суннитами и приписывает себя к ахлю-Сунна уаль-джама’а, не имеют к этому никакого отношения. Также к этому можно отнести и применение названия «аль-джама’а» различными партиями и течениями в наши дни, которые на самом же деле далеки от значения этого слова. Также и название «хизбу-Ллах» (партия Аллаха) у шиитов, которые на самом деле не имеют никакого отношения к партии Аллаха.(Прим.24)

В действительности же, на то, чему следуют люди, указывают их слова и дела. Ведь если было бы достаточно одних лишь словесных заявлений, то можно было бы посчитать слова отца всех неверных – фараона, правдивыми: «Я указываю вам только на то, что сам считаю нужным. И я веду вас только правильным путем» (Гъафир 40: 29).

Также и имам аз-Забиди ошибочно заявлял: “Когда применяется термин ахлю-Сунна уаль-джама’а, то речь идет об аш’аритах и матуридитах”. См. “Итхафу-ссада аль-муттакъин” 2/6.

Истину сказал шейх Сыддикъ Хасан Хан: “Приверженцы Сунны (ахлю-Сунна) и истины – это те, кто следует тому, на чем были пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, следуя этому без каких-либо нововведений и добавлений в религию, или же каких-либо упразднений. Однако каждая группа заявляет о том, что она следуют этому, но как было сказано: «Все связывают себя с (красавицей) Лейлой, а Лейла не знает из них никого!» На самом же деле критерием истинности этого (причисление себя к ахлю-Сунна) являются дела, а не простое заявление!” См. “Къасд ас-сабиль иля заммиль-калям” 35.

Поэтому имам аль-Барбахари сказал: “Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны!», до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны(Прим.25)!” См. “Шарху-Ссунна” 57.

Что же касается слов шейха Ибн ‘Усаймина, то он сам прекрасно разъясняет свои слова. Так, в другом месте он говорит: “Саляфия – это следование манхаджу пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, поскольку они саляфы, предшествовавшие нам. И следование им – это и есть саляфия! Однако некоторые, кто причисляет себя в наше время к саляфии, стали обвинять в заблуждении каждого, кто пошел им в противоречие, даже если истина с другими! Некоторые вообще превратились в партию (хизбия), наподобие других партий, причисляющих себя к Исламу. Это то, что необходимо порицать и не дозволено одобрять. Что касается тех, кто применяет слово «саляфия» для создания определенной партии, обвиняющей каждого в заблуждении, то эти люди на самом деле не имеют никакого отношения к саляфии!” См. “Ликъаат Бабуль-мафтух” № 1322.

Также и шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Если название «саляфия» соответствует истине, то в ней нет никаких проблем. Что же касается простого голословного заявления, то нельзя себя причислять к саляфии, если человек не следует манхаджу саляфов! Например, аш’ариты говорят: «Мы – ахлю-Сунна уаль-джама’а», однако это не так, поскольку то, чему они следуют, не является манхаджем ахлю-Сунна уаль-джама’а. Так же обстоит и с му’тазилитами, которые называют себя единобожниками!” См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 35.

Таким образом, становится понятно, что имели в виду в приведенных ранее высказываниях шейх Ибн ‘Усаймин и шейх аль-Фаузан. Ведь выше были приведены ясные и недвусмысленные слова множества признанных ученых, включая и их собственные, о том, что саляфия – это и есть ахлю-Сунна уаль-джама’а, и что она не имеет никакого отношения к существующим в Исламе течениям. И пример этому – слова самого же шейха Салиха аль-Фаузана, который сказал: “Саляфия не является одним из существующих в наши дни джама’атов”. Сл. “Тахзир миналь-бид’а”.

И более того, даже если бы мнение шейха Ибн ‘Усаймина и шейха аль-Фаузана на самом деле было таковым, каким захотели это выставить искажающие истину, то это не меняло бы сути, поскольку о том, что саляфия в своей основе не является неким течением, говорили великие имамы и задолго до шейха Ибн ‘Усаймина и шейха аль-Фаузана.

А что касается сторонников сомнений и лжи, то вместо того, чтобы выставлять этих ученых в глазах несведущих мусульман противоречащими самим себе, им следовало разъяснять то, что на самом деле имели в виду эти ученые. Однако они любыми способами пытаются выставить саляфию заблудшим течением. Это есть истинный признак приверженцев нововведений, которые следуют за неясными и отклоненными словами ученых и принимают только то, что соответствует их страстям. Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Приверженцы нововведений не записывают ничего, кроме того, что соответствует их страстям”. См. “Заммуль-калям” 388.

Также среди сеемых сомнений относительно термина «саляфия» слова доктора ‘Аида аль-Къарни, который во время одной из своих лекций сказал: “Знайте, что никому из людей не дозволено обязывать умму следованием какому-либо мазхабу. А что касается того, кто скажет, что человек обязан быть ханбалитом, шафиитом, маликитом или ханафитом, то ему следует каяться, а если он не покается, то его следует казнить. Также если кто-либо обяжет кого-либо из людей быть ихуаном, или саляфитом, или таблигом, то ему следует каяться, а иначе его следует казнить!”

Он, вероятно опирался на слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии, сказавшего: “Тому, кто считает, что из всех имамов является обязательным следовать лишь за одним, необходимо каяться, а иначе, его следует казнить”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/250.

Однако он не остановился там, где остановился шейхуль-Ислам и включил в свои слова “саляфию”. Но ведь если убрать в сторону сам термин “саляфия” и оставить то, что под ним подразумевается, получается, что обязывающий следованию пути пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников является заблудшим и заслуживает смертной казни! Воистину, это весьма странное заявление.

Когда шейху аль-Альбани поставили запись слов аль-Къарни, он сказал: “Не думаю я, что ученый (‘алим) может произнести такое! А что касается того, кто не является ученым, то он может сказать и такое, и даже больше этого!” Сл. кассету “ад-Дурар аль-Альбания” сторона «А».

Истину сказал шейх, да смилуется над ним Аллах, ведь тот, кто не является ученым, может сказать еще и не такое!

Но справедливости ради следует упомянуть, что доктор ‘Аид аль-Къарни впоследствии отказался от этих слов. Он говорил: “Я сказал на кассете «Фирр миналь-хизбия фирарак миналь-асад»: “Если кто-либо обяжет кого-либо из людей быть ихуаном, или саляфитом, или таблигом, то ему следует каяться, а иначе его следует казнить”. Эти слова являются ошибкой от меня, и я прошу прощение за это у Аллаха. Я имел в виду, что поступающий таким образом, узаконивает в шариате что-то новое. Но как бы то ни было, эти слова с любой стороны являются заблуждением. И я убежден в том, что мазхаб саляфов – это и есть истинный мазхаб, которому обязан следовать каждый!” См. “аль-Мугъалятат”.

Кстати эти же слова ‘Аида аль-Къарни приводит в книге «аль-Аджуиба аль-муфида ‘ан асиля аль-манахидж аль-джадида» шейх Джамаль ибн Фурайхан аль-Хариси, который собрал в ней фатауа шейха Салиха аль-Фаузана относительно манхаджа. Эти слова аль-Къарни он приводит в сноске под ответом шейха аль-Фаузана на вопрос о дозволенности использования термина саляфия. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 37.

Шейх аль-Фаузан читал примечания к этой книге и одобрил ее, как он сам об этом говорит в предисловии к третьему изданию данной книги. И в этом также прекрасное опровержение тем приверженцам своих страстей, которые опираются только на некоторые слова шейха аль-Фаузана, где он сказал, что именование себя саляфитом и асаритом не имеет основы, и пренебрегают ясными и недвусмысленными его же словами, где он говорит о законности данного термина!

Заключение

На основании всего изложенного становится ясно, что слова тех, кто говорит: «Зачем нужны эти названия, достаточно названия “мусульманин”», не соответствуют словам ученых ахлю-Сунна и являются лишь мнением несведущих людей.

Также мы видим, что термин саляфия не является в религии чем-то новым, как пытаются представить это враги правильного манхаджа, которые называют саляфитов джамитами или мадхалитами (Прим.26), как об этом говорилось в самом начале. На несостоятельность этих утверждений указывают слова множества имамов нашей общины, как предшествующих, так и современных. Никто не отрицает термин «саляфия», кроме сторонников различных заблудших течений и джама’атов, как это говорили шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль. Они отрицают этот термин, чтобы обойти его значение, иначе говоря, не следовать пути саляфов в понимании религии. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Признаком приверженцев нововведений, является отказ от следования за саляфами”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/155.

Люди, заявляющие о том, что не нужны никакие термины, кроме термина мусульманин, в действительности, желают стереть грань и разницу между многочисленными течениями в Исламе. Тем самым они желают смешать приверженцев нововведений и приверженцев Сунны! Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “«Души подобны воинам! Те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся». аль-Бухари. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия”. См. “Шарх усуль аль-и’тикъад” 1/138.

Приписывать себя к саляфии – то же самое, что приписать себя к Исламу, правильному вероубеждению и манхаджу. Нет никаких сомнений в том, что саляфитский призыв является истинным, и что причисление себя к нему является дозволенным, поскольку это призыв к тому, чему следовали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники до того, как произошел раскол и распространились нововведения в исламской общине. См. “Кун саляфиян ‘аля аль-джадда” 35.

Однако не все, причисляющие себя к ахлю-Сунна или к саляфии, являются таковыми, как это уже было сказано. Среди людей можно встретить и таких, кто говорит, что он саляфит или суннит, а в своих суждениях опирается не на саляфов, а на свою страсть. Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи говорил: “Некоторые люди говорят: «Я из саляфии» или «я саляфит», однако он не является саляфитом, а только голословно об этом заявляет!” Сл. “аль-Уасыя аль-кубра”.

Нет сомнения в том, что саляфия – это истина, но на то, кто является истинным саляфитом, а кто лишь приписывает себя к ним, указывают слова и дела людей. Необходимо следовать мазхабу саляфов, а не только приписывать себя к ним или именоваться этим. Так, например, человек может и не знать о термине саляфия, но, тем не менее, следовать пути саляфов, и в то же время человек может знать о саляфии и даже именовать себя саляфитом или суннитом, но противоречить прямому пути и следовать не пути саляфов, а идеологиям различных джама’атов и течений.

Шейх Ахмад ан-Наджми на вопрос о термине «саляфит» ответил: “Именование себя саляфитом или асаритом приемлемо и дозволено для того, кто в своем манхадже, вероубеждении и делах следует за саляфами. Однако если кто-то именует себя этим с целью обмануть и устроить козни для саляфитов, тот лицемер! И если кто-то именует себя так, но дела его неполноценны и далекие от того, на чем были саляфы, то такой человек делает это напоказ. Тот же, кто именует себя саляфитом и по мере своих сил следует прямо по манхаджу саляфов, тот и является тем, чье имя соответствует этому названию и внешне и внутренне!” См. “аль-Фатауа аль-джалия” 32.

Хотелось бы завершить данную работу прекрасными словами имама этого столетия – шейха аль-Альбани, который сказал: “Тот, кто претендует на саляфию, чем являются Коран и Сунна, пусть следует по пути саляфов, а иначе это простое заявление, не имеющее в действительности отношения к названию… Саляфитский призыв (ад-да’уату-ссаляфия) во всем его проявлении воюет с различными течениями (хизбия) и причина этого весьма ясна. Да’уату-ссаляфия причисляет себя только к одному непогрешимому человеку, а это – посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Что же касается прочих партий, то они причисляют себя к различным людям, не являющимися непогрешимыми, даже если они являются праведными и их считают учеными, однако их последователи не являются таковыми. И наконец, мы видим и слышим: «Такой-то саляфит», «Саляфитский джама’ат», однако они не совершают деяния в соответствии с призывом саляфии, чем являются Коран и Сунна в понимании саляфов! И по этой причине они вышли из призыва саляфии, доказательством чему является следующий аят, которым я хочу завершить свои слова: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115)”.

См. “Фатауа аль-‘уляма аль-акабир” 97-98.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,

всем его сподвижникам и тем, кто последовал их пути!

Примечания

1. Попытка истолковать имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, а также отрицание того, на что очевидно и ясно указывают аяты и хадисы, как например рука, ступня, голень, речь, слух, глаза, вознесение на Трон, привели к возникновению множества сект в Исламе. Одни уподобили эти атрибуты Всевышнего Аллаха атрибутам Его творений, а другие, пытаясь, по их мнению, очистить Аллаха от уподобления Его творениям, стали полностью отрицать эти качества.

Джахмиты называли ахлю-Сунна «уподобляющими» (мушаббиха) из-за того, что они не отрицали качества Аллаха. В то же время сами джахмиты, полагая, что, отрицая качества Всевышнего Аллаха, они Его возвеличивают, стали поклоняться «пустоте». По этой причине имам Ибн аль-Мубарак сказал: “Каждый народ знает, чему он поклоняется, кроме джахмитов”. аль-Бухари в “Халькъу аф’алиль-‘ибад” 72.

Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Толкование того, чем описал себя Аллах в Коране, заключается в том, чтобы читать это и не говорить: «как?»” ад-Даракъутни в “ас-Сыфат” 61.

Имам Абу ‘Убайд сказал о хадисах, в которых сказано о таких качествах Всевышнего, как рука, пальцы, голень, ступня, смех, удивление и т.д.: “Мы не застали ни одного имама, который бы толковал эти хадисы, и мы тоже их не толкуем!” аль-Байхакъи в книге “аль-Асма уа-ссыфат” 760.

Необходимо верить во все имена и атрибуты Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя Сам в Коране, либо в Сунне через Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), без всякого уподобления их качествам творений (ташбих), без образного представления (такйиф), без обессмысливания и отрицания (та’тыль) и без изменения их смысла (тахриф). Это и есть путь ахлю-Сунна уаль-джама’а в данном вопросе.

2. Это и есть призыв саляфии – понимание Корана и Сунны в соответствии с пониманием саляфов этой общины. Многие мусульмане заявляют о том, что они следуют Корану и Сунне, однако они забывают об этом важном условии, что необходимо понимать Коран и Сунну именно так, как понимали это саляфы, а не так, как понимает или хочет понимать каждый. Этого требует Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:«А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в огне Ада. Как же скверно это место пребывания!» (ан-Ниса 4: 115).

Всевышний Аллах также сказал:«И следуй по пути тех, кто обратился ко Мне» (Лукман 31: 15).

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Каждый сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) был обратившимся к Аллаху, и поэтому необходимо следовать их пути, поскольку Аллах повел их по прямому пути”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/120.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх аль-Альбани.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.

Также в истории о дискуссии Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) с хариджитами, сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал им: “Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (‘Али). Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!” Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность.

Все это указывает на важность следования Корану и Сунне в понимании праведных предшественников. Каждый мусульманин обязан понимать Ислам так, как понимали его они, и не основываться на своем мнении, так как понимание Ислама «на свой лад» привело к возникновению многочисленных сект!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, после вас наступят долгие дни терпения, и те, кто в подобных обстоятельствах станет придерживаться того же, на чем были вы, получит награду, равную награде пятидесяти из вас». Сподвижники спросили: “О пророк Аллаха, может быть, пятидесяти из них?” Он сказал: «Нет, именно из вас!» Ибн Наср в “ас-Сунна” 33, ат-Табарани в “аль-Кабир” 289. Шейх аль-Альбани называл хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 494.

3. Здесь и в других местах под словом “мазхаб” подразумевается “путь”.

4. Манхадж – это весь образ жизни мусульманина. К нему относится вероубеждение (‘акъида), фикъх, нрав, взаимоотношение с людьми. Также под манхаджем подразумевается путь, методика для воплощения велений Аллаха на земле. См. “Ма’алим филь-манхадж ат-таифатиль-мансура” 3-4.

Слово манхадж упоминается в Коране и Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал:«Каждому из вас (пророков) Мы установили шариат и манхадж» (аль-Маида 5: 48).

В толковании этого аята Ибн ‘Аббас сказал: “Т.е. Сунна и путь”. ‘Абдур-Раззакъ 1/187, ат-Табари 6/175.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И будет среди вас пророчество, которое будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. Затем будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить». Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5.

Всевышний Аллах пригрозил тем, кто будет противоречить манхаджу Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Пусть же остерегаются те, которые противоречат его велению, чтобы их не постигло искушение или не постигло их мучительное наказание» (ан-Нур 24: 63).

Наши рекомендации