Я сказал ему: “А Ибн ‘Аббас говорит другое”».
Абу Са‘ид сказал:
Я спросил его2: “Ты слышал это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или нашёл в Книге Аллаха?” (Ибн ‘Аббас) сказал: “Я ничего подобного не утверждаю, а (кроме того), вы знаете о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем я, но Усама сообщил мне, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Суть) ростовщичества только в отсрочке и состоит3”».
1 Напомним, что динары и дирхемы это не только золотые и серебряные монеты, но и меры веса.
2 То есть Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими.
3 Имеется в виду, например, обмен золота на золото или серебра на серебро, когда участники сделки расплачиваются друг с другом не сразу, что является наихудшим видом ростовщичества. То же самое относится и к обмену одного вида валюты на другой, если расчёт производится не сразу.
Глава 797: Продажа серебра за золото в долг.
981 (2180, 2181). Сообщается, что Абу-ль-Минхаль, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
В своё время) я задал аль-Бара бин ‘Азибу и Зайду бин Аркаму, да будет доволен ими Аллах, вопрос об обмене денег, и каждый из них сказал: “Он (знает) лучше меня ”, и оба они говорили: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать золото за серебро в долг”».
Глава 798: Продажа (, именуемая) “музабана”1.
1 См. хадис № 976.
982 (2183). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Не продавайте несобранные финики, пока не будет ясно, что они пригодны (для еды),1 и не продавайте несобранные финики за сухие».
(Кроме того,) ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передавал со слов Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах, что после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил продавать ещё несобранные финики за свежие собранные или сушёные финики,2 не разрешив делать это в иных случаях.
1 Имеется в виду необходимость убедиться в том, что плоды не поражены какой-нибудь болезнью растений.
2 Это разрешение распространялось на нуждающихся, у которых не было ни собственных пальм, ни денег, но были сушёные финики.
Глава 799: Продажа несобранных фиников за золото и серебро.
983 (2189). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал продавать финики, пока они не созреют, и никакие из них не (должны были) продаваться иначе как за динары и дирхемы, кроме несобранных фиников, которые нуждающимся разрешалось покупать за сушёные».
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил (нуждающимся) покупать несобранные финики за сушёные, если речь шла о количествах, (по весу) не превышающих пяти васков1.
1 См. примечание к хадису № 672.
Глава 800: О продаже плодов ещё до того как выяснится, пригодны ли они (к употреблению).
985 (2193). Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многие люди занимались торговлей финиками, и, когда они срывали их и за ними (приходили те, кто купил их заранее), покупатель (часто) говорил: “Финики гниют, болеют разными другими болезнями и не поспевают”, выдвигая это в качестве довода (против продавца)1; когда же количество (связанных с этим) тяжб увеличилось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В таком случае не продавайте финики, пока не станет ясно, что они пригодны (к употреблению)!” — что (должно было) послужить указанием на то, что они (слишком) много спорили».
1 Иначе говоря, обосновывая этим свои требования вернуть деньги за проданные заранее финики полностью или частично.
986 (2196). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: