Об оправдании см. в гл. 35. Об усыновлении см. в гл. 36.
2) Наше общение с Богом нарушается, а наша христианская жизнь бесчес-тится. Если мы совершаем грех, Бог не перестает любить нас, но Он гневается на нас.(Даже люди могут любить кого-то и в то же время гневаться на него, как это могут подтвердить родители, мужья и жены.) Павел говорит о том, что можно «оскорбить Святого Духа Божия» (Еф. 4:30; точнее, «огорчить», греч. λνπέω — Примеч. пер.); когда мы совершаем грех, мы огорчаем Духа, и Он гневается на нас. Автор Послания к Евреям напоминает нам, что «1Ъсподь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6, цитата из Прит. 3:11,12) и что «Отец духов» наказыва-ет нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:9,10). Когда мы проявляем неповиновение, это печалит Бога-Отца (также как зем-ные отцы бывают опечалены непослушанием своих детей), и Он наказывает нас. Та же тема возникает в гл. 3 Откровения, где воскресший Христос гово-рит лаодикийской церкви: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19, курсив мой. — У. Г.). Здесь снова любовь и обличение греха соединены в одном предложении. Таким образом, Новый За-вет говорит о недовольстве всех трех лиц Троицы, вызванном грехом христи-ан. (См. также: Ис. 59:1,2; 1 Ин. 3:20.)
Вестминстерское исповедание веры мудро говорит о христианах:
Хотя они никогда не смогут отпасть от состояния оправдания, все же по причине своих грехов они могут впасть в отеческую Божью неми-лость и не иметь возможности пребывать в свете Его вновь обращенного к ним лика, пока не смирятся, не исповедают свои грехи, не испросят прощения за них и не возобновят свою веру и покаяние (гл. 11, пункт 5).
В гл. 12 Послания к Евреям, как и во многих других примерах Писания, показано, что Божья отеческая немилость часто исправляет нашу христиан-скую жизнь: «Сей [наказывает нас] для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Что же касается необходимости регулярного испо-ведания наших грехов и покаяния, то Иисус говорит нам о том, что мы еже-дневно должны молиться: «Прости нам наши грехи, как и мы простили тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:12, перевод мой. — У. Г.; ср.: 1 Ин. 1:9).
Если мы, христиане, грешим, то не только прерывается наше личное об-щение с Богом. Тем самым мы наносим вред нашей христианской жизни и нашему служению. Иисус предостерегает нас: «Как ветвь не может прино-сить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Когда мы из-за греха перестаем общаться с Христом, то уменьша-ется степень нашего пребывания во Христе.
Новозаветные авторы часто говорят о разрушительных последствиях греха в жизни верующих. Многие разделы посланий посвящены обличению гре-хов, совершаемых христианами. Павел говорит, что чем больше христиане предают себя греху, тем больше они порабощаются ему (Рим. 6:16), тогда как Бог желает, чтобы христиане все больше возрастали в праведности. Если наша цель — возрастать в полноте жизни, до тех пор пока мы не умрем и не отпра-вимся в присутствие Божье, то согрешить — значит совершить полный обо-рот и отправиться обратно, под гору, прочь от уподобления Богу; это значит пойти в направлении, которое ведет «к смерти» (Рим. 6:16) и вечному отделе-нию от Бога; в том направлении, от которого мы были спасены, когда стали христианами24.
24 В Рим. 6:16 Павел не говорит, что христиане могут на самом деле деградировать до такой степени, что попадут под вечное осуждение. Он, судя по всему, утверждает, что, когда мы поддаемся греху, мы (в духовном и моральном смысле) движемся именно в этом направлении.
Петр говорит, что греховные желания «восстают» (букв.: «идут войной», греч. στρατεύειν. — Примеч. пер.) на нашу душу (1 Пет. 2:11). Этот военный термин точно передает мысль Петра, когда он сравнивает греховные желания с солдатами в битве, цена которой — наше духовное благополучие. Сдаться таким желаниям, питать их и лелеять в своем сердце — значит давать пищу и кров вражеской армии. Если мы уступаем желаниям, которые «идут войной» на нашу душу, то мы неизбежно ощущаем ослабление духовной силы, умень-шение действенности труда Царства Божьего.
Более того, когда мы грешим, мы теряем небесное вознаграждение. Тот, кто строит из «дерева, сена, соломы» (1 Кор. 3:12), в судный день увидит, как дело его сгорит, и сам он «потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15). Павел осознает, что «всем нам должно явиться пред су-дилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он де-лал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Павел имеет в виду, что на небесах существуют разные степени вознаграждения25 и что грех влечет за со-бой негативные последствия в том смысле, что он приводит к утрате этого воз-награждения.
3) Опасность существования «необращенных евангельских христиан».Да,
подлинный христианин, совершающий грех, не теряет своего оправдания и усыновления (см. выше), но все же следует помнить, что простая принадлеж-ность к евангельской церкви и внешнее подчинение общепринятым «христи-анским» моделям поведения не гарантирует спасения. Существует реальная возможность (особенно в тех странах, где исповедовать христианскую веру не-сложно или даже похвально), что некоторые не рожденные свыше люди будут в Церкви. Если такие люди перестанут быть послушными Христу, им не следует утешать себя мыслью, что они оправданы Богом или усыновлены Им. Длитель-ное неповиновение Христу в сочетании с отсутствием плодов Духа, таких, как любовь, радость, мир и т. д. (см.: Гал. 5:22,23), показывает, что, возможно, чело-век внутренне не является истинным христианином и что с самого начала у него не было подлинной веры и он не испытал перерождающего воздействия Свято-го Духа. Иисус предостерегает отом, что некоторым людям, которые пророче-ствовали, изгоняли бесов и совершали знамения Его именем, Он скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23). Иоанн пишет: «Кто говорит: „я познал Его", нозаповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4; здесь Иоанн говорит о постоянной модели поведения). Если человек оказывает все большее неповиновение Хри-сту, то едва ли этот человек в действительности является христианином.
6. Что такое непрощаемый грех? Несколько конкретных мест в Писа-нии повествуют о грехе, который не будет прощен. Иисус говорит: