ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ. Когда Павел повествует о том, каким образом Бог приносит спасение в нашу жизнь, он пишет: «Кого Он предопределил
Когда Павел повествует о том, каким образом Бог приносит спасение в нашу жизнь, он пишет: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). Здесь Павел при-водит порядок событий, в котором к нам приходит благословение спасения. Хотя уже давно, еще до сотворения мира, Бог «предопределил» нас к тому, что-бы быть Его детьми и быть подобными образу Его Сына, Павел отмечает, что при осуществлении плана Бога в нашей жизни Он «призвал» нас (здесь име-ется в виду Бог-Отец). Затем Павел называет оправдание и прославление, тем самым указывая, что они идут после призвания. Павел отмечает тем самым, что в плане спасения Бога существует твердый порядок (хотя здесь названы не все аспекты нашего спасения). Поэтому мы начнем рассматривать вопрос о спасении именно с призвания.
А. Актуальный призыв1
1 Effectual calling — очень важный термин реформатского богословия; русский экви-валент пока не выработан. Возможные варианты: конкретный, сугубый, направленный, индивидуальный. См.: Англо-русский словарь: В помощь христианскому переводчику / Сост. М. Волович и др.; Под ред. М. Макарова. М.: Духовное возрождение, 1997. — При-меч. пер.
Когда Павел говорит: «Кого Он предопределил, тех и призвал; а кого при-звал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30), он тем самым показывает, что призвание — это акт, совершаемый Богом. Это по существу акт Бога-Отца, ибо именно Он предопределяет людей «(быть) по-добными образу Сына Своего» (Рим. 8:29). Другие стихи еще более полно раскрывают суть этого призыва. Когда Бог мощно призывает людей, Он при-зывает их «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9); Он призывает их «в общение Сына Его» (1 Кор. 2:12; ср.: Деян. 2:39) и «в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:12; ср.: 1 Пет. 5:10; 2 Пет. 1:3). Призванные Богом люди принадлежат
Иисусу Христу (Рим. 1:6)2. Они также призваны к тому, чтобы быть «святы-ми» (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2), атакже призваны кмиру (1 Кор. 7:15; Кол. 3:15), свободе (Гал. 5:13), надежде (Еф. 1:18; 4:4), святости (1 Фес. 4:7), ктерпению и страданию (1 Пет. 2:20,21; 3:9); к вечной жизни (1 Тим. 6:12).
Эти стихи свидетельствуют о том, что речь идет не о бессильном челове-ческом призыве. Этот призыв исходит от Царя вселенной, и в нем заключена такая мощь, что человеческое сердце не может не ответить на него. Это деяние Бога, которое гарантирует реакцию на него, поскольку Павел в Рим. 8:30 под-черкивает, что всех, кого Бог «призвал», Он также и «оправдал». Этот призыв способен изъять нас из царства тьмы и привести в царство Христа, чтобы мы присоединились к Нему в совершенном общении: «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа» (1 Кор. 1:9)3.
Это величественное деяние Божье называют актуальным призывом, что-бы провести грань между ним и общим евангельским призывом, который до-стигает всех людей и который многие отвергают. Это вовсе не значит, что воз-вещение Евангелия не имеет отношения к призванию. Актуальный призыв действует через проповедь Евангелия людьми; Павел говорит: «К которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа» (2 Фес. 2:14, курсив мой.— У. Г.). Безусловно, существует много людей, которые услышали общий евангельский призыв, но не ответили на него. Но в некоторых случаях евангельский призыв с помощью Святого Духа становится столь мощным, что человеческое сердце откликается на него; в та-ком случае мы можем говорить, что эти люди услышали «актуальный призыв».
Актуальный призыв можно определить как действие божественной бла-годати, обращенное к конкретному человеку и приводящее его к спасению.
Очень важно, чтобы не создалось такого впечатления, будто люди могут быть спасены силой этого призыва безучастия их собственного ответа, про-диктованного их волей (см. гл. 34 о личной вере и покаянии, которые необхо-димы для обращения). Хотя и справедливо утверждать, что актуальный при-зыв пробуждает человека и способствует тому, чтобы он ответил на него, тем не менее нам следует твердо помнить, что наш ответ является актом нашей воли, в котором человек устремляет свою веру к Христу.
2 Выражение κλητοί Ίησον Χρίστου в синодальной русской версии переведено как «призванные Иисусом Христом», тогда как родительный падеж Ίησον Χριστού здесь вряд ли можно понимать как логическое подлежащее. Точнее было бы перевести: «призван-ные Иисуса Христа», т. е. «призванные [и принадлежащие] Иисусу Христу», как это и сделано в англоязычной версии, которую цитирует автор. — Примеч. пер.
3 Вопрос об оправдании рассматривается в гл.35.
Пример актуального евангельского призыва находим в описании перво-го приезда Павла в Филиппы. Когда Лидия слушала проповедь Евангелия, «Господь отверзсердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян. 16:14).
Мы можем говорить также и о евангельском призыве, который действует через человеческую речь, в отличие от актуального призыва, который полное-тью является деянием Бога. Этот евангельский призыв обращен ко всем л ю-дям, даже к тем, кто не принимает его. Иногда такой евангельский призыв называют внешним или общим призванием. Актуальный призыв Бога, кото-рый связан с выбором слышащего человека в пользу этого призыва, напро-тив, называется внутренним призванием. Евангельский призыв является об-щим, внешним, и его часто отвергают, тогда как актуальный призыв является частным, внутренним и всегда действенным. Однако это никак не обесце-нивает евангельского призыва — это то средство, которое Бог избрал для пе-редачи актуального призыва. Без евангельского призыва ни один человек не отозвался бы и не был бы спасен! «Как веровать в Того, о Ком не слыша-ли?» (Рим. 10:14). Следовательно, нам необходимо точно знать, что такое еван-гельский призыв.