Тема 2. Происхождение и общественные функции религии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина

Религиоведение

Направление подготовки 071500 Народное художественное творчество

Профиль подготовки

Руководство этнокультурным центром

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Кафедра ____культуры и искусств___________

Курс __I_____ семестр __2_______

форма обучения __очная__

Программа разработана профессором кафедры культуры и искусств Шкалиной Г.Е., д.культурологии
 
 

Рецензент- профессор кафедры всеобщей и отечественной истории МарГУРокина Г.В., д.и.н.

Йошкар-Ола


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета) Факультета культуры и искусств   Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры культуры и искусств
    (название кафедры)
протокол заседания №____ от   протокол заседания №___ от
«____»_____________ 2011 г.   «____»_____________2011 г.
/ Яшмолкина О.Н. /   / Шкалина Г.Е. /
(подпись, Ф.И.О. председателя)   (подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой____________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________2011_г_____________________________/ Шкалина Г.Е. /

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)

Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений

Учебный год Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой) Автор изменения (Ф.И.О., подпись) Номер изменения
       
       
       

Структура рабочей программы

1. Пояснительная записка

2. Структура и содержание дисциплины

3. Образовательные технологии

4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Пояснительная записка

«Религиоведение» как учебная дисциплина конституировалась в постперестроечное время наряду с такими дисциплинами, как «Культурология», «Социология», «Политология» и другие гуманитарные дисциплины. Это обусловлено тем, что сложные духовные перемены в обществе потребовали поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия. Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности. Религия – феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий. Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. В условиях глобализации актуализируется проблема этнической идентичности, а вызовы эпохи (экологические, техногенные, социальные) заставляют человека вновь и вновь погрузиться в архаические мировоззренческие пласты с целью обнаружения там всё той же идеи спасения.

Дисциплина Б 1.13 относится к Гуманитарному, социальному и экономическому циклу в его части «По выбору студентов» наряду с такими дисциплинами, как «История цивилизаций», «Этика».

Цель курса – достижение обучающимися социокультурной компетентности как способности ориентироваться в современном мире, осмысливать разные религиозные верования в геокультурном и социокультурном контекстах.

Задачи курса:

· Овладение базовым категориальным аппаратом науки о религиях мира;

· Усвоение основ теологического знания, важнейшей проблематики картины мира людей;

· Формирование представлений о закономерностях религии как феномена культуры;

· Подготовка к профессиональной деятельности в полиэтническом регионе России;

· Выработка личной ориентации в социокультурном пространстве;

· Формирование толерантности к традиционным ценностям.

Требования к уровню освоения.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

1. Научные, религиозные картины мира.

2. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу.

3. Роль и место науки о религии в методологической иерархии социальных, гуманитарных наук.

4. Основные категории и понятия теории религии, её структуру и функции.

5. Главные черты мировых и региональных религий и конфессий.

6. Особенности марийской традиционной религии, её современное бытование как в Республике Марий Эл, так и за её пределами.

7. Место и роль религии в будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

· Выделять мировоззренческие, прикладные, ценностные аспекты религиозного знания;

· Выделять доминирующие в той или иной культуре этические ценности и смыслы;

· Использовать полученное теологическое знание в своей профессиональной деятельности;

· Формировать и обосновывать свою идентичность как необходимую духовную опору.

В ходе освоения курса студент должен овладеть методами сбора, анализа и обобщения социальной, гуманитарной информации.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- владеть методами анализа текстовдуховного содержания (ПК-13);

- уметь собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области традиционной и современной культур (ПК-14);

- быть способным содействовать активному распространению в обществе информации о гуманитарной культуре, этических ценностях как универсальных основаниях современной культуры, повышения культуры межнационального общения, развития межкультурных коммуникаций, сохранения культурного разнообразия России (ПК-22);

- принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нём культурного наследия народов мира и России (ПК-27).

Курс изучается на 1 курсе во 2 семестре. Трудоёмкость в часах составляет: всего 72 час, из которых 36 часов аудиторных занятий (18 часов лекций, 18 часов семинарских занятий) и 36 часов отводится на самостоятельную работу студентов. Завершается курс дифференцированным зачётом во 2 семестре.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

Тематический план учебной дисциплины

№ п/п раздела   Наименование разделов и тем Семестр Количество часов по учебному плану Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
  Всего   Виды учебной работы
Аудиторная работа Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия
Религия как общественное явление.История терминов «культура» и «религия».         УО-1, УО-3;
2. Происхождение и общественные функции религии.       УО-1, УО-3
3. Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, мифы как формы познаниядействительности       УО-2, УО-3
Социальные и мировоззренческие основы в иудаизме, христианстве, исламе.       УО-1, УО-3
5. Экология духа в даосизме и конфуцианстве,       УО-1, УО-3; ПР-1
Идея спасения в индуизме и буддизме.       УО-1, УО-3
Традиционная религия народа мари       УО-1, УО-3; ПР-2
Русская религиозная философия. Богоискательство.       УО-1, УО-3; ПР-2
Современная теология о культуре       УО-1, УО-3
  Итого          

Формы устного контроля:

Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), диф.зачёт (УО-3).

Формы письменного контроля:

Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2).

Содержание курса

2.3 Программа лекционных занятий:

№ п/п Темы лекций Кол-во часов Формы Текущего контроля успеваемости
Религия как общественное явление. История терминов «культура» и «религия». УО-1, УО-3;
Происхождение и общественные функции религии. УО-1, УО-3
Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, мифы как формы познания Действительности УО-1, ПР-2, УО-3
Социальные и мировоззренческие основы в иудаизме, христианстве, исламе. УО-1, УО-3
Экология духа в даосизме и конфуцианстве. УО-1, УО-3; ПР-1
Идея спасения в индуизме и буддизме. УО-1, УО-2;УО-3
Традиционная религия народа мари УО-1, ПР-2; УО-3
Русская религиозная философия. Богоискательство. УО-1, УО-3; ПР-2
Современная теология о культуре УО-1, УО-3;

2.4 Программа практических (семинарских), лабораторных занятий:

№ п/п Темы семинарских занятий Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
Происхождение и общественные функции религии. УО-1, УО-3
Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия как формы познания Действительности УО-1, УО-3;
Мифы как формы познания действительности УО-1, УО-3
Идея спасения в иудаизме, христианстве, исламе. УО-1, УО-3
Экология духа в даосизме и конфуцианстве. УО-1, УО-3
Идея спасения в индуизме и буддизме. УО-1, УО-3
Традиционная религия народа мари УО-1, УО-3
Русская религиозная философия (В.Соловьев, Н.Бердяев, П.Флоренский) УО-1, УО-3
Современная теология о культуре УО-1, УО-3

2.5 Программа самостоятельной работы:

№ п/п Темы для самостоятельного изучения Кол-во часов Формы текущего контроля успеваемости
Энгельс Ф. Анти - Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20, С. 328—330. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1983. ПР-2
Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989. Фрэзер Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М., 1986. ПР-2
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. Матье М. Древнеегипетские мифы. М.,, 1956. Березкин Ю.Е. Инки. Исторический опыт империи. М., 1991. Гуляев В. Древние майя. М., 1983. ПР-2
Декалог как нравственный кодекс. Августин Аврелий «Исповедь». Этика Корана. ПР-2
«Даодэцзин»; Конфуций «Уроки мудрости» М., 1998; К. Эррикер «Буддизм» (пер. с англ.) М., 1990; Накорчевский А. А. Япония. Синто. СПб., 2000. ПР-2
В. Соловьёв «Смысл любви». В. Розанов «Опавшие листья». ПР-2
Миф о живой воде. Миф о Юмо, Юмынудыр. ПР-2
А. Швейцар «Благоговение перед жизнью». Х. Доусон «Религия и культура» ПР-2

Виды самостоятельной работы: изучение литературы, выступление на семинарах.

Формы контроля самостоятельной работы: семинары, экзамен.

Критерии оценки:

-оценка «отлично» ставится в том случае, если студент владеет терминами, логично излагает материал, делает самостоятельные выводы, может использовать полученные знания на практике;

- оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент владеет основными терминами, логично излагает материал, делает самостоятельные выводы, может использовать полученные знания на практике, однако его ответы имеет некоторые недочеты: непоследовательно изложен материал, пропущены или неправильно определены термины и т.п.;

- оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент владеет основными терминами, излагает материал, может использовать полученные знания на практике, однако его ответ имеет недочеты: непоследовательно изложен материал, пропущены или неправильно определены термины, не может применить полученные знания, нем ожжет сделать выводы из изученного материала;

- оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент не владеет основными терминами, не может изложить материал, сделать выводы.

Виды контроля: текущий – семинарские занятия, промежуточный – контрольная работа, итоговый –дифференцированный зачёт.

Темы и краткое содержание курса

Тема 1. Религия как общественное явление. История терминов «культура» и «религия»

Основные подходы к объяснению религии — теологический, философский, научный.

Теология (от греч. teos — бог и logos — учение) буквально — учение о боге. Теологический подход предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек. Религиозная вера рассматривается в качестве посылки безусловной веры. Теологические доказательства бытия бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Вопрос о соотношении веры и разума.

Философский подход не предполагает за существования «высшего начала пытается ответить па вопрос, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания. Теория «двойственной истины». Р. Декарт и И. Кант о доказательствах бытия бога. К. Маркс и Ф. Энгельс, В.И. Ленин о религии как фантастическом отражении действительности. Концепция свободы как основа признания идеи бога (Н. Бердяев).

Наряду с теологическим философским в ХIХ в. складывается научный подход к религии. Предметом науки становится изучение религии в реальном контексте культуры, в ее взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека.

Термин культура относится к числу наиболее сложных и многоуровневых. Древнеримские философы дали наиболее широкое определение культуры, не потерявшее до настоящего времени своего значения: «Культура есть все, что не есть природа». В современной философии существует множество определений культуры, среди которых можно выделить два основных подхода:

1. Культура как вторая природа, созданная человеком и создавшая его;

2. Культура как детерминированное поведение человека, свойственное ему как виду и передающееся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности.

В рамках данных подходов могут быть определенные различия.

Э. Тайлор относил к культуре всю совокупность предметов и явлений, свойственных человеку как виду

А. Крёбер: «Культура – абстракция конкретного человеческого поведения, но не само поведение».

Л. Уайт определил культуру как класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которые рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и вне взаимодействия с человеческим организмом. По его мнению, поведение человека определяется культурой, есть ее функция, если меняется культура, то изменяется и поведение.

Д. Бидни: «Культура охватывает собою приобретенное и культивируемое поведение и мышление индивидов, живущих в обществе, а также интеллектуальные, художественные и общественные идеалы и институты, к которым привержены члены общества и к которым они стараются приспособиться. Нормативная, безличная культура не может существовать, если нет культурной практики. Практическая, реальная культура (действительное мышление людей в обществе) не мыслима без идеалов, которые люди создали и открыли и которые они пытаются воплотить».

Культура – один из атрибутов человеческого существования. Человек обречен жить в культуре, которая аккумулирует жизненную энергию человека, определяет границы поведения человека, сохраняет культурные ценности.

Бронислав К. Малиновский (1884-1942) – основатель функциональной школы в этнографии и антропологии: культура представляет собой органическую совокупность взаимосвязанных элементов, служащих для удовлетворения как первичных (биологических), так и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей. Каждый из этих элементов (социальных институтов) выполняет определенные функции.

Религия – производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом всё то, что было связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употребляли слово "религия" многие древнеримские деятели, например, Цицерон в I в. до н. э. К религии относились и представления о богах (мифология), и соответствующие действия, с этими представлениями связанные и регламентирующие жизнь римлян. То, что в древнем Риме называлось религией, у китайцев именовалось dao, у индусов - dharma, у арабов - din.

Когда возникло христианство, то слово "религия" перекочевало от римлян к приверженцам христианства, которые использовали его в своих целях, значительно изменив его значение. Благодаря христианству это слово вошло впоследствии во все европейские языки. Под термином "религия" христиане первоначально понимали только свою, христианскую веру, все же верования не христианского характера объединялись термином "язычество".

Крупнейший христианский теолог, один из отцов церкви, епископ Августин (IV век) называл христианство религией, рассматривая это слово как производное от выражения "вновь связывать, воссоединять": христианство есть религия – путь воссоединения и примирения человека с богом (человека, отпавшего от бога, когда он встал на путь греха).

Таким образом, раннему христианству было чуждо представление о других религиях, и о том, что христианство - это не единственная, а только одна из многих религий. Христианская религия соединяет людей, обязательством призванных к служению и отделяет их от всего остального мира, частью которого являются и нехристианские культуры. Следовательно, христианство, называя себя единственной религией, сознательно противопоставляло себя всей остальной, так называемой "языческой", культуре.

Когда понятие "религия" было расширено и термин этот распространился на язычество, то это изначально имело чисто полемическую функцию: христианство как "истинная религия" противопоставлялось т.н. "ложным религиям" - греческой и римской, которые изначально рассматривались как неудачное, демоническое подражание божественному образцу христианской религии. Это к тому же позволяло также оторвать эти "языческие" религии от их культурного контекста, и таким образом открыть путь для примирения христианства с античной культурой и для ассимиляции этой культуры с христианской.

Эпоха великих географических открытий, знакомство с Новым Светом дали возможность к дальнейшему расширению понятия религии. Оно теперь стало применяться и в отношении к верованиям американских индейцев и других "дикарей". В XVIII в. возникает представление о том, что существуют разные проявления "естественной религии", которая составляет основу и общее достояние всех религий. Эта "естественная религия" воплощается в конкретных религиях, которые отличаются друг от друга по форме выражения, но в своей основе все они сходны. Особенности же разных религий объясняются особенностями тех обществ и тех культур, в которых эти религии существуют, подобно различиям в морали, искусстве, а в целом и в образе жизни и мышления представителей разных культур.

К началу XIX в. термин "религия" снова меняет своё значение и входит в употребление в своём современном виде.

Религия -это совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, сотворившего этот мир и самого человека и давшего ему в "откровении" знание, которое должно приниматься на веру, не требуя доказательств.

О. Конт (1798 - 1857): религия – это первая стадия духовного развития человека, на смену, которой приходит метафизика, сменяемая наукой.

Религиозные верования составляют:

1) мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии;

2) совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает своё отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т. д.;

3) совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом;

4) объединение религиозных людей в те или иные организации (церковь, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа).

Тема 2. Происхождение и общественные функции религии

Основные подходы к решению проблемы происхождения религии. «Прамонотеизм» у Эндрю Лэнга (английский антрополог 1844-1912) и Вильгельма Шмидта (католический пастор 1868-1954). Они представили множество свидетельств, доказывающих, что вера в Отца всех племен является универсальной для всех народов периода архаики. Это есть «простая и чистая форма раннего монотеизма».

Эволюция религии в период перехода к классовому обществу. Поклонение природе. «Женские духи» в период матриархата. Почитание племенных вождей. Политеизм – превращение наиболее почитаемых духов в божества. С образованием племенных союзов появляется бог племени – гегемон. Жертвоприношение, появление жречества как особого сословия.

Возникновение ранних религиозных систем. Выдвижение храма на передний план в качестве духовного, политического и экономического Центра. Обожествление вождя, который чаще всего был одновременно и первосвященником, т. е. высшим жрецом сверхъестественных сил. Возникновение единой сводной системы, имеющей иерархическую структуру. Главный признак системы – политеизм (многобожие).

Религиозная система древнегоДвуречья

Становление Шумеро-аккадской цивилизации. Космологические и космогонические мифы, миф о всемирном потопе и его исторические предпосылки. Основные культы. «Эпос о Гильгамеше» и его роль в культуре Месопотамии. Кодекс царя Хаммурапи. Естественнонаучные знания: математика, география, астрономия, медицина. Создание лунного календаря. Астрология. Историография.

Религиозная система Египта

Зарождение древнеегипетской цивилизации. Образование централизованного государства. Религия. Зороастризм. Земледельческие культы. Обожествление фараонов. Книга мертвых. Жречество как социальный институт. Религиозно-политическая реформа Эхнатона. Политеизм и монотеизм. Египтология и ее роль в изучении культуры и религии древнего мира.

Религия древних иранцев

Авеста и проблема ее изучения. Вероучение зороастризма. Дуализм доброго и злого начал. Превращение зороастризма в государственную религию. Культ. Специфика погребального культа. Эсхатология. Культ Митры. Мани и манихейство.

Религия индейцев Центральной Америки

Возникновение централизованного государства. Религия ацтеков. Жречество как социальный институт. Жертвоприношения и религиозные войны.

Цивилизация майя, становление и гибель. Мифология и космологические мифы. Пережитки тотемизма. Пирамиды и храмы майя.

Цивилизация инков. Особенности государственного устройства инков. Солярный культ. Мифология. Создание и уничтожение письменности.

Религия древней Греции и Рима

Ранний период древнегреческой религии. Мифология. Погребальный, семейно-бытовые культы. Культ героев. Поэмы Гомера и Гесиода и их роль в культуре античного мира. Религия древнего Рима. Мифология. Мантика. Жречество и жреческие коллегии. Культ императора.

Вера в сверхъестественное – основной элемент религии. Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая.

Наши рекомендации