Где живет женщина в трауре

В течение траура вдова живет в доме своего покойного мужа, независимо от того, был ли этот дом его частной собственностью, или он арендовал его, или просто временно жил в нем с разрешения хозяина.

Сестра Абу Са‘ида аль-Худри аль-Фурей‘а бинт Малик ибн Синан рассказывала, что у ее мужа сбежали рабы, и он отправился на их поиски. Он настиг их, когда они были в шести милях от Медины в Тарф аль-Кудуме, и они убили его. Тогда она пришла к Посланнику Аллаха и попросила его разрешить ей вернуться к ее семье в род Худра, потому что муж не оставил ей ни собственного дома, ни денег. Посланник Аллаха сначала разрешил ей уехать, но затем послал за ней и спросил: «Как ты сказала?» Она пересказала ему свою историю во второй раз, и он сказал: «Оставайся в своем доме, пока не истечет срок». Аль-Фурей‘а рассказывала: «Я жила в нем еще четыре месяца и десять дней. Во время своего правления ‘Усман ибн ‘Аффан послал ко мне людей, чтобы удостовериться в этом, и я рассказала все, как есть, и он велел людям поступать таким образом».[27]

Ибн Кудама писал: «‘Умар и ‘Усман велели, чтобы вдовы в течение траура оставались жить в своих домах. Этого же мнения придерживались Ибн ‘Умар, Ибн Мас‘уд, Умм Салама. То же самое говорили имамы Малик, ас-Саури, аль-Ауза‘и, Абу Ханифа, аш-Шафи‘и, Исхак».[28]

Ат-Тирмизи, упомянув хадис аль-Фурей‘и, писал: «В соответствии с этим хадисом поступали многие ученые сподвижники Пророка и не только они. Они считали, что вдова не должна уезжать из дома своего мужа вплоть до конца срока ‘идда. Тем не менее некоторые сподвижники Пророка считали, что вдова может жить, где пожелает, но первое мнение сильнее и достовернее» (сокращенно).

Если сподвижники разошлись во мнениях по какому-либо вопросу, то мы должны опираться на то мнение, которое совпадает с Кораном и хадисами Пророка.

Са‘ид ибн аль-Мусайиб рассказывал: «Во время паломничества у некоторых женщин скончались мужья, и ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел им отправиться домой из Зу-ль-Хулейфы, дабы в течение срока ‘идда они находились в своих домах».[29]

Ибн ‘Умар говорил: «Женщина, выжидающая ‘идда по причине развода или кончины мужа не имеет права провести вне своего дома даже одну ночь».

‘Алкама рассказывал, что к Ибн Мас‘уду пришла группа женщин из Хамадана, у которых скончались мужья. Они сказали ему: «Нам очень одиноко». Тогда он сказал: «Проводите дни вместе, а по вечерам возвращайтесь каждая в свой дом».[30]

Вдова имеет право окончательно покинуть дом мужа в следующих случаях:

· если она опасается, что дом разрушится или окажется затопленным, или же боится разбойников и т.п.;

· если закончился срок аренды дома, или хозяин дома выселяет ее, или же он не желает продлевать с ней контракта, или же он требует от нее завышенную плату, или же она не имеет средств снимать эту квартиру.

В этих случаях вдова имеет веские причины для того, чтобы переехать из того дома, где она жила с мужем, и может оставаться, где пожелает, но должна соблюдать установленные правила.[31]

Следует отметить, что вдова имеет больше прав на то, чтобы оставаться в доме мужа, чем другие наследники и дебиторы.[32] Дом нельзя продавать для того, чтобы выплатить долг покойного, пока не истечет срок ‘идда.

Этого мнения придерживался имам Малик. Об этом же говорили аш-Шафи‘и (в одной из двух своих фетв) и Ахмад.[33]

Наследники не имеют права заставить жену покинуть дом своего бывшего мужа до истечения ‘идда, если только она не совершит явного греха, потому что Всевышний сказал: «Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они не выходят из них, если только не совершат явную мерзость». (Сура «Развод», аят 1.) Это означает: если только она не станет грубить своим опекунам, оскорблять их или причинять им беспокойства такого рода. Это мнение высказывали Ибн ‘Аббас и многие другие.[34]

Что же касается женщин из кочевых племен, то вдова также должна оставаться в доме, в котором она жила, когда умер ее муж, но если ее племя станет переезжать, то она может уехать вместе с ним, потому что не может оставаться одна.

Хишам ибн ‘Урва сказал, что кочевая вдова во время траура может переселяться вслед за своими родственниками.[35]

В течение срока ‘идда женщина имеет право выходить из дома днем по своим делам. Джабир рассказывал, что, когда с его тетей развелся ее муж, она захотела нарвать фиников. Некий мужчина сказал ей, что она не должна выходить из дома, и тогда она пришла к Пророку и спросила его, может ли она сделать это. Он сказал ей: «Конечно. Иди, нарви фиников, может быть, ты раздашь милостыню или сделаешь доброе дело».[36]

Однако по ночам она не имеет права без необходимости выходить из дома, потому что ночь – это время зла и пороков, в то время как день отведен для необходимых дел, труда и торговли.[37]

Если же вдова должна сама зарабатывать себе на жизнь и нет человека, который бы взял на себя ее обеспечение, то она имеет права днем выходить из дома, чтобы заработать, но обязана проводить ночи только в доме своего покойного мужа.

Наши рекомендации