Глава 13. Разве не должно терпеть всякое искушение, хотя бы грозила и опасность смерти за соблюдение послушания Богу, и особенно в заботе о верующих?

1. Если же Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Бога Живаго, Которым создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое (Кол. 1:16), жизнь имеет, как дал Ему иметь ее Отец (Ин. 5:26), всякую власть принимая от Отца (Мф. 28:18), когда приближались стремящиеся схватить Его, за нашу праведность и вечную жизнь с такой готовностью встретил смерть, говоря: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк. 14:41–42); и как в Евангелии от Иоанна написано: Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я (Ин. 18:4–5); и немного спустя: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут (Ин. 18:8), то насколько более мы должны по природе доб ровольно потерпеть, чтобы через послушание Богу, побеждая находящие от врагов искушения, прославлять Бога, так что до самой смерти пребывая в радости, и причиняемые врагами скорби принимать, исполняя мысль сказавшего, что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1:29). Проповедают же подвиги апостолов и Деяния, повествуя о том, как те с радостью принимали истязания и смерть за исполнение проповеди по заповеди Господа (Деян. 5:41).

2. Научает нас и апостол, говоря: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе (Рим. 8:35–39), любви, крепко и неопустительно заключающей в себе соблюдение заповедей, как и Сам Господь сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:23–24) и: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:14). Новая же и собственная Его заповедь — любить друг друга (Ин. 13:34), которую исполнил и апостол, говоря: Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны (1 Фес. 2:8). Итак, взирая на Господа, славным подражанием [Ему] укрепим нашу ревность и, помышляя о святых, возможному научимся, чтобы благодаря этому став более готовыми, без пятна и порока до смерти, всякую заповедь (1 Тим. 6:14) Господа соблюдая, в жизнь вечную войти и Царства Небесного удостоиться, как заповедал нам неложно Господь и Бог наш Иисус Христос — Единородный Сын Бога Живаго.

Примечания

1 Перевод трактата «О Крещении» выполнен по: Basile de Césarée. Sur le baptême / Ed. par J. Ducatillon // Sources Chrétien nes. Т. 357. Paris, 1989. P. 80–303.

2 Сам характер начала произведения такими словами о долженствовании может косвенно, стилистической схожестью, подтверждать, что авторство двух книг «О Крещении» принадлежит свт. Василию Великому, так как подобным же образом начинаются и такие его произведения, как монашеские и нравственные правила (см.: SC. T. 357. P. 82).

3 Подобное разделение данных евангельских слов Господа на две части: «прежде» и «потом» — также встречается у свт. Афанасия Великого в его «Словах против ариан» (II, 42), а также в «Апостольских постановлениях» (VII, 40, 3) (см.: SC. T. 357. P. 82).

4 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 1 // Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2008–2009 (Полное Собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4). Т. 2. С. 155 (далее — Свт. Василий Великий. Творения).

5 Здесь и далее свт. Василий не раз обращается к данному евангельскому повествованию как к парадигме последовательности шагов христианской духовной жизни: первый этап — соблюдение заповедей, второй этап — продажа имения, третий этап — следование за Господом. Вне зависимости от вопроса о более глубоком толковании и понимании этих условий, свт. Василий неоднократно подчеркивает необходимость исполнения каждого шага для перехода на следующий уровень и невозможность исполнить последующее без исполнения предшествующего.

6 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 8 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 169–170.

7 Рассматривать вещи с точки зрения категорий закона и природы было в обычае у греческих интеллектуалов начиная с ранней софистики у Платона в его диалогах «Горгий» (483а), «Кратил» и у стоиков. Данное различение встречается и у св. Василия (см.: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные, 37 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 204; SC. T. 357. P. 93).

8 Так в большинстве рукописей текста этого произведения вместо традиционного евангельского хлеба (см.: SC. T. 357. P. 95).

9 Для св. Василия ненависть имеет двойное значение: как ненависть порочная и достойная осуждения и как ненависть благая, то есть ненависть к злу и греху, которая способствует благочестию (ср.: Климент Александрийский. Кто из богатых спасется 22, 7; Ориген. Увещание к мученичеству, 37). (См.: SC. T. 357. P. 98.).

10 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 263 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 300–301.

11 То есть природ Божественной и человеческой в едином Лице Господа Иисуса Христа (см.: SC. T. 357. P. 101).

12 См.: Изречения Секста, 10 / Перевод, вступительная статья и комментарии А. С. Небольсина. М., 2007. С. 90.

13 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 47; 236; Нравственные правила 1, 1 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 237, 292, 19.

14 Ср.: Свт. Василий Великий. О Суде, 7 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 110–111.

15 См. более подробно ответ на этот вопрос в книге II «О Крещении», а также: Свт. Василий Великий. О Суде, 7 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 110–111.

16 Ср.: Свт. Василий Великий. Пролог 4, 2 к Правилам, пространно изложенным // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 151.

17 Ср.: Ин. 1:9; Свт. Василий Великий. О Святом Духе 14, 33 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 123.

18 Ср.: Свт. Василий Великий. Против Евномия I, 2 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 261.

19 Ср.: Свт. Василий Великий. О Святом Духе 15, 36 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 126.

20 То есть язычниками. Оправдывающиеся по Закону — иудеи.

21 Ср.: Ориген. Толкование на Послание к Римлянам V, 9.

22 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные 43, 1 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 211.

23 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные... Вступление, 4 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 153.

24 Ср.: Свт. Василий Великий. О Святом Духе 15, 36; Беседа 3, 6 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 124–125, 889.

25 Не совсем привычный — обратный порядок упоминания свт. Василием Лиц Святой Троицы, во имя Которых совершается Св. Крещение, объясняется им в смысле Домостроительства Спасения (опираясь на слова апостола Павла — 1 Кор. 12:4–6, 11), а не в смысле порядка предвечного происхождения. О том же см. у свт. Василия Великого: «...из того, что апостол упомянул здесь, во-первых, о Духе, во-вторых, о Сыне и, в-третьих, о Боге и Отце, вовсе не должно заключать, что у него извращен порядок. Апостол за начало принял отношение к нам, потому что мы, приемлющие дар, прежде всего обращаем мысль к Раздающему, потом представляем себе Посылающего, а потом возводим помышление к Источнику и Причине благ» (Свт. Василий Великий. О Святом Духе 15, 37 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 127; SC. T. 357. P. 168).

26 Свт. Василий Великий. О Святом Духе 29, 73; Правила, пространно изложенные 5, 1 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 161; Т. 2. С. 162.

27 Ср.: «Одно тело твое пусть странствует по земле — душа же пусть всегда пребывает с Богом» (Изречения Секста, 55. С. 113).

28 В Византийской империи сохранялось с римских времен почитание изображения правящего императора, которому хотя уже и не воздавались языческие почести, однако за оскорбление царского изображения следовали наказания, сопоставимые с теми, что полагались за оскорбление самого царя. Здесь достаточно вспомнить историю с разрушением статуй имп. Феодосия Великого и членов его семьи во время народного бунта в Антиохии в 386 г.

29 Свт. Василий Великий. Нравственные правила 18, 2; 70, 23; Правила, кратко изложенные 179, 282 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 34, 85, 275, 309.

30 Свт. Василий Великий. О Святом Духе 10, 26 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 113.

31 Аминь, аминь (ц.-сл.).

32 Ср.: Свт. Василий Великий. Нравственные правила 21, 2 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 38.

33 Ср.: Нравственные правила 20, 1 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 37.

34 Ср.: Правила, кратко изложенные, 53 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 239–240.

35 Если предыдущий вопрос относился к священникам, то этот относится ко всем христианам (SC. T. 357. P. 215).

36 Св. Василий под нечистотой подразумевает в данном случае нечистоту ритуальную, а под скверной — нечистоту нравственную, то есть скверну греховную (SC. T. 357. P. 216).

37 Речь идет об исповедании веры при крещении.

38 Ср.: Свт. Василий Великий. Беседы на псалмы 115, 1 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 1. С. 604.

39 Весьма часто свт. Василий имеет в виду различение между двумя категориями христиан: «болящими» и «здравыми», или духовно преуспевающими (см.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 277; Беседа на слова: Внемли себе; О Святом Духе // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 307. Т. 1. С. 885, 110, 114). И кажущиеся на первый взгляд противоположными по смыслу повеления Священного Писания могут быть адресованы разным категориям христиан, в зависимости от их духовного состояния (SC. T. 357. P. 222–223).

40 Послание о согласии отождествляется с Прологом 7 — вступлением к «Нравственным правилам», по традиции называемом «О Суде» (см.: С. 102–113. Т. 2 наст. изд.; SC. T. 357. P. 229).

41 Под евангельской правдой свт. Василий понимает исполнение заповедей Божиих, как это видно из ряда его произведений (см.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 130; Нравственные правила 18, 5, где цитируется то же — одно из евангельских блаженств; SC. T. 357. P. 241).

42 Свт. Василий, заменяя в данном случае слова апостола Павла «в страхе Божием» на «в любви Божией», очевидно, имеет в виду то положение, что главный смысл христианского совершенства заключается не в страхе, но в любви (см. также: Свт. Василий Великий. Нравственные правила 80, 25; SC. T. 357. P. 245).

43 То есть без учета тех или иных указанных [должных] моментов, не в соответствии с ними, благодаря чему происходят нарушения и прегрешения. Сами перечисленные категории взяты из традиционной топики риторических школ, ведущей свое начало из сочинений Аристотеля.

44 В данном случае под природой свт. Василий подразумевает правильную, природную естественность сотворенного Богом естества, нарушение которой — грех — оказалось не под силу исправить с помощью самой природы, для чего и потребовалось «сверхприродное вмешательство свыше» — то есть Домостроительство Божиего Промысла и Воплощения (ср.: Свт. Василий Великий. Нравственные правила 26, 2 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 41–42).

45 Речь, очевидно, идет о постройке новой Скинии царем и пророком Давидом в Иерусалиме еще до постройки его сыном Соломоном первого храма.

46 Имеется в виду традиционное иудейское храмовое богопочитание начиная с времен Соломона и заканчивая разрушением третьего храма при Тите и Веспасиане.

47 То есть православным христианам. Здесь свт. Василий показывает «динамику» распространения истинного богопочитания начиная с племенной ветхозаветной религии иудейского народа, переходящей во всемирную и универсальную христианскую религию, основываясь при этом на словах Христа самарянке: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (Ин. 4:21).

48 Здесь свт. Василий, возможно, имеет в виду своего бывшего знакомого малоазийского аскета и богослова Евстафия Севастийского, считавшего допустимым составлять свои богослужебные собрания без приглашения священнослужителей Кафолической Церкви. Против него, в частности, и было составлено 6-е правило Гангрского Поместного Собора 341 г.: «Если кто помимо Церкви составляет особые собрания и, презирая Церковь, хочет совершать то, что принято совершать в Церкви, не имея на то с собой пресвитера по воле епископа, да будет анафема» (SC. T. 357. P. 250).

49 Данное пророчество Малахии св. Василий, как, например, еще ранее св. Ириней Лионский («Против ересей» IV, 29), понимает в евхаристическом смысле (SC. T. 357. P. 251).

50 Ср.: «Когда же что делается или не тем лицом, или не вовремя, то не бывает уже благоугодным Богу» (Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, 276 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 307).

51 Ср.: Свт. Василий Великий. Нравственные правила 18, 2 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 34.

52 Данное выражение в отношении людей встречается не только у свт. Василия, но и у св. Иринея Лионского («Против ересей» IV, 41) и у Феодора Мопсуэстийского («Вторая беседа о Крещении», 8) (см.: SC. T. 357. P. 272–273).

53 Данные три категории людей можно свести к двум: первая будет включать в себя приносящих плоды: одних — добра в угождении Богу, других — зла; вторая же — бесплодных, не творящих ни того ни другого (SC. T. 357. P. 274).

54 То есть Православия.

55 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные 18; 64 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 230, 242–243.

56 В тексте SC. Т. 357. P. 282 вместо этого слова стоит, которое можно было бы перевести как «унаследовать».

57 То есть Домостроительство спасения посредством крестного страдания.

58 Данное упоминание, по мысли французских издателей трактата «О Крещении», представляется важным для установления авторства и датировки этого сочинения, ибо в нем упоминаются в качестве «вопроса» «Правила, кратко изложенные», 64 св. Василия. И в целом между этими двумя главами обоих сочинений св. отца оказывается весьма много общего (SC. T. 357. P. 284–287).

59 Ср.: Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные 161; 233; О Суде, 7 // Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 269, 291, 111.

Текст приводится по изданию: Свт. Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. О Крещении / Перевод и примеч. П.К. Доброцветова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — 176 с.

Наши рекомендации