О том, что запрещено употреблять в пишу
Мертвечина, свинина, кровь, вино
Всевышний Аллах сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти), и то, что зарезано для идолов, а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» (аль-Маида 5: 3).
Имам аз-Захаби говорил: “Тот, кто намеренно и без причины будет это употреблять, тот преступник. И я не думаю, что истинный мусульманин сможет сознательно есть свинину. Такое может сделать только еретик!” См. “аль-Кабаир” 128.
Также к мертвечине, которую запрещено есть, относится то, что отрезано от животного, которое было живым. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что было отрезано от животного, которое было живым, является мертвечиной!» Абу Дауд 2841, Ибн Маджах 3216. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Поэтому любую часть, отрезанную от любого животного, когда оно было живым, есть запрещено.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, вино, азартные игры, каменные жертвенники (идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?!» (аль-Маида 5: 90-91).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все опьяняющее запрещено!» Он также сказал: «Все, что опьяняет, является вином, а любое вино запрещено!» Муслим 2002.
Таким образом, Всевышний Аллах запретил употреблять все, что принесено в жертву не Аллаху; мертвечину, по какой бы причине животное не умерло, кроме заколотого установленным способом; кровь; свинину и вино.
Запрещено есть все, что имеет клыки
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все, что имеет клыки из хищных животных, употреблять в пищу запрещено». Муслим 1933.
В хадисе речь идет о львах, тиграх, волках, лисах, собаках и т.п. См. “аль-Мугъни” 13/317.
Птицы, имеющие когти
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, обладающую когтями”. Муслим 1934.
Сюда относятся орлы, ястребы, соколы и т.п.
Домашний осел
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В день Хайбара посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов и разрешил употреблять в пищу конину”. аль-Бухари 4219, Муслим 1941.
Мул
Сообщается, что Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день Хайбара посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов, мулов, тех диких зверей, у которых есть клыки, и тех птиц, на лапах которых имеются когти”. Ахмад 3/323, ат-Тирмизи 4/61. Иснад хадиса хороший.
Имам ан-Науауи сказал: “Имам аш-Шафи’и и другие его сторонники запрещали употреблять в пищу мулов и все остальное, что родилось в результате совокупления животных, которых дозволено есть и тех, которых есть запрещено”. См. «аль-Маджму’» 9/27.
Насекомые
Имамы аш-Шафи’и, Ахмад и большинство ученых, опираясь на аят:«Он (пророк) дозволяет благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157), запрещали есть мух, комаров, ос, пауков и т.п. насекомых.
Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал, что та живность, которую люди считают скверным, является запретным. А если есть разногласие относительно чего-либо, является ли это скверной или нет, то следует склониться к тому, что считают большинство. См. “ар-Раудату-ннадия” 2/217.
Однако не все ученые были согласны с таким толкованием аята:«Он (пророк) дозволяет благое и запрещает скверное».
Некоторые истолковали слово «скверное» (хабаис), как запретное. Ибн ‘Аббас сказал: “Скверное – это мясо свиньи, ростовщичество (риба) и т.п.”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 3/183.
Шейх аль-Альбани об этом мнении сказал: “Смысл слов «скверное» означает то, что запретил Аллах! Этот смысл передал Ибн Касир от некоторых ученых. Все что дозволил Аллах, является благим и полезным, как для тела, так и для религии. А все, что Он запретил, является скверной, причиняющей вред как организму, так и религии. А что касается того, что понятие скверного необходимо возвращать к пониманию людей, то в этом есть сомнение. Откуда нам знать, что их понимание этого не разница?! Затем, даже если мы знаем о разногласии относительно какой-либо вещи (является ли это скверной или нет), то откуда нам знать, каково мнение большинства людей?! И потом, ведь это понимание может быть отличным от местности к местности! И даже если это понимание не будет относительным, то где шариатский довод на то, что понимание людей является шариатским доводом?!” См. “ат-Та’ликъату-ррадыя” 3/34.
Обезьяны и слоны
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Бар сказал: “Мы не знаем среди ученых разногласий в том, что обезьян нельзя есть и продавать!” См. “аль-Мугъни” 13/315, “Шархуль-кабир” 11/68.
Что касается слона, то большинство ученых, среди которых Хасан аль-Басри, Абу Ханифа, аш-Шафи’и и Ахмад считали, что есть его запрещено, ибо он обладатель самых больших клыков, несмотря на то, что некоторые относят их к резцам. А имам Ахмад говорил: “Слон не является пищей мусульман”. См. “Ахкаму-ззабаих” 139.
Нельзя есть то, что запрещено убивать
Запрещено убивать пчелу, муравья, удода, сорокопута и лягушку.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил убивать четырех: муравья, пчелу, удода и сорокопута (сард)”. Ахмад 1/332, Абу Дауд 5267. Имам Ибн Хиббан, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Имам аль-Байхакъи сказал: “В этом хадисе доказательство на запрещение употребления в пищу того, что запрещено убивать. И если бы есть это было дозволено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запретил бы их убивать!” См. “Субулю-Ссалям” 4/107.
‘Абдур-Рахман ибн ‘Усман рассказывал: “Некий лекарь спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об изготовлении лекарства из лягушек (жаб), и он запретил их убивать”. Ахмад 15197, ад-Дарими 1998. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
‘Абдуллах ибн ‘Амр говорил: “Не убивайте лягушек, ибо их кваканье – прославление Аллаха!” аль-Байхакъи в “Сунануль-кубра” 19166. Достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, ан-Науауи и хафиз Ибн аль-Муляккъин.
Нельзя есть то, что велено убивать
В хадисах пришло веление убивать змей, злых собак, мышей, коршунов, воронов, скорпионов и ящериц. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Среди живых существ есть пять видов, каждый из которых приносит вред, и посему их можно убивать как на священной земле (Мекке), так и за ее пределами. Это – скорпион, коршун, ворон, мышь и злобную (кусающую) собаку». аль-Бухари 3314, Муслим 1198.
Са’д ибн Абу Уаккъас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал убивать ящериц”. Муслим 2238.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Убивайте змей и скорпионов, даже если вы находитесь в молитве». ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1151.
Однако, если змея заползла в дом, то ее нельзя убивать, ибо это может быть джин. Следует велеть ей покинуть дом и подождать три дня. Если после этого она не покинет дом, то ее можно убить, ибо это шайтан. См. «Сахих Муслим» 2236.
Запрещено есть мясо и пить молоко животного, которое питалось нечистотами (джалляля)
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил употреблять в пищу мясо и молоко животных, питающихся нечистотами”. Ахмад 1989, 2161, Абу Дауд 3785, ат-Тирмизи 1825. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Дакъикъ аль-‘Ид, хафиз Ибн Хаджар и шейх Ахмад Шакир.
Среди ученых есть разногласие, относится ли этот хадис ко всем животным или же только к четвероногим. Имам Ибн Хазм сказал: “Курица и птицы не именуются джаллялей!” См. “аль-Мухалля” 7/410.
Мнение Ибн Хазма подкрепляет внешний смысл другой версии этого хадиса: “Посланник Аллаха запретил есть верблюда, питавшегося нечистотой, а также ездить на нем верхом и пить его молоко”. Абу Дауд 3887, ан-Насаи 4337, Са’ид ибн Мансур 2816. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “аль-Ируа” 8/150.
Ведь птицы, как известно, молока не дают и на них верхом не ездят. Также это мнение усиливается тем, что достоверно передается от Абу Мусы, что он ел курицу, питавшуюся нечистотой. См. “аль-Мухалля” 7/429.
Однако также сообщается, что Ибн ‘Умар закрывал курицу, питавшуюся нечистотой на три дня. Ибн Абу Шайба 4660. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил есть животное, питавшееся нечистотой по той причине, что когда оно пьет нечистую вещь, она распространяется по всему телу. Молоко такого животного приобретает неприятный запах. После этого мясо и молоко животного также начинает иметь статус нечистоты.
Для того, чтобы такое животное стало пригодно к употреблению, необходимо его после этого кормить чистым кормом, чтобы оно отчистилось от той нечистоты, которым питалось. Что касается срока очищения животного, питавшегося нечистотой, то относительно этого есть разногласия. Некоторые ученые считали, что этот срок составляет три дня, а некоторые говорили, что он составляет сорок дней. Шейх Сыддикъ Хасан Хан говорил: “Смысл запрета употреблять животное, питавшееся нечистотой, состоит в том, что изменилось его мясо и молоко. И когда исчезнет эта причина, то исчезает и запрет”. См. “ар-Раудату-ннадия” 2/216.
Шейх аль-Альбани относительно его слов сказал: “Это правильное мнение! Дозволено есть животное, питавшееся нечистотой, если после кормления его чистой едой исчезнет запах нечистоты, как об этом сказано в «Фатхуль-Бари». И нет на этот счет каких-либо установленных количеств дней, несмотря на то, что Ибн ‘Умар запирал курицу, питавшуюся нечистотой на три дня”. См. “ат-Та’ликъату-ррадыя” 3/32.
Имам аль-Багъауи сказал: “Что касается верхового животного, то если оно питается нечистотой иногда, то от этого оно не становится джаллялей”. См. “Шарху-Ссунна” 3/183.
Запрещено есть все, что запрещено продавать
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах запретил людям что-либо есть, то Он запретил им это и продавать». Абу Дауд 3488. Хадис достоверный.
Абу Зубайр рассказывал: “Я спросил Джабира о продаже собак и кошек и он сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строго запретил это!»” Муслим 1569.
Запрещено употреблять то, что вредит здоровью
Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, поистине, Аллах к вам милосерден» (ан-Ниса 4: 29).
Сообщается от ‘Убады, Ибн ‘Аббаса, Абу Са’ида, ‘Аиши, Абу Хурайры и Джабира (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163. Этот хадис передается множеством путей, каждый из которых усиливает друг друга, в связи с чем, имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.
Имам Ибн Хазм сказал: “Есть то, что не вредит здоровью дозволено, а употреблять то, что вредит здоровью – запрещено!” См. “аль-Мухалля” 7/430.
Запрещено употреблять все, что является нечистотой (наджаса)
Имам Ибн Хазм сказал: “Ученые сошлись на том, что есть и пить нечистоты запрещено!” См. «Маратибуль-иджма’» 39.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Все, что является наджасой, есть запрещено, однако не все, что запрещено есть, является наджасой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/542.
«Наджаса» (нечистота), множественное число «наджасат» – это все то, что здоровое человеческое естество считает грязным (скверным), от чего люди предохраняются и очищаются, когда она попадает на их одежду. См. “ар-Раудату ан-надийа” 1/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Наджаса – это все то, от чего шариат обязал сторониться и очищаться, как например, моча и экскременты”. См. “Фатауа ат-тахара” 1/64.