Многобожие, проявляющееся в
ПОДЧИНЕНИИ КОМУ-ЛИБО ПОМИМО
АЛЛАХА ИЛИ В УСТАНОВЛЕНИИ
НОВЫХ ЗАКОНОВ
Когда правители или же лидеры впадают в неверии, становятся вероотступниками и придают силу закона новоизбретенным установлениям, противореча тем самым тому, что было узаконено Аллахом, который является единственным Судьей, они начинают требовать от своих народов и приверженцев, чтобы они последовали за ними и приняли бы то, что принесли с собой такие правители. В результате этого происходит разделение людей на различные группы:
1 - Одни отвергают все, что противоречит закону Аллаха, и отказываются следовать за изменяющими и подменяющими этот закон, претерпевая от них притеснения, которые затрагивают их семьи, их достояние и их самих.
2 - Другие не ограничиваются одним только выражением своего несогласия, но добавляют к словам и дела. Такме люди обращаются с призывами, борются и не желают себя ради победы истины и ее приверженцев и упрочения закона Аллаха на земле.
3 - Третьи же, которые являются наихудшими людьми, принимают то, что приносят с собой заменяющие и изменяющие законы Аллаха. Они принимают это от них, следуют за ними и поддерживают их, начиная считать дозволенным то, что разрешают такие правители, и запрещая другим то, что запрещают они. Такие люди впали в многобожие, ибо стали подчиняться кому-то помимо Аллаха и признали за кем-то иным устанавливать законы, хотя они постятся, молятся и утверждают, что являются мусульманами. Подобные действия свидетельствуют о большом многобожии, от которого мы прибегаем к защите Аллаха, ибо в соответствующих аятах Корана разъясняется, что подчинение законам, противоречащим закону Аллаха, является на чем иным как многобожием. Так, например, Аллах Всевышний говорит: "Ведь шайтан внушает своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками".
(Скот, 121).
В одном из толкований этого аята говорится, что друзья шайтана стали спорить с мусульманами по вопросу дозволенности употребляния в пищу мертвечины, жпорицать их и говорить им: "Если то, что вы убиваете сами, дозволено, так почему же вы запрещаете то, что убил Аллах (то есть мертвечину)? "И тогда Аллах Всевышний сказал:" ...а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками".
(Там же).
Из этого следует, что если мусульмане послушают их посчитают дозволенным то, что запретил Аллах, то они превратятся в многобожников.
К этому же имеют отношение и слова Аллаха Всевышнего: "они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха.."
(Покаяние, 31).
Толкование этого аята содержится в переданном нами ранее хадисе, передаваемом со слов Ади бин Хатима, где говорится что они последовали за ними, подчинившись такому закону, который противоречит законам Аллаха, и поэтому Аллах вынес суждение о том, что они впали в многобожие.
Толкователи Корана часто соединяют друг с другом эти два аята и, толкуя один из них, толкователь нередко сразу же переходит к толкованию другого, так как оба этих аята указывают на одно и то же.
Толкуя слова Аллаха Всевышнего:"...а если вы их послушаете, тогда станете многобожниками"-,
(Скот, 121).
Ибн Кясир пишет? "Это означает, что если вы отклонились от обращенного к вам веления Аллаха и Его закона, склонившись к словам других и предпочтя Ему кого-то другого, то вы впали в многобожие. Аллах Всевышний сказал:, Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха...-,
(Покаяние, 31).
а Ат-Тирмизи передал толкование этого аята со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, сообщив, что Ади сказал пророку, да благославит его Аллах и да приветствует :,О посланник Аллаха, но они ведь не поклонялись им! На это пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил :, Да, но те разрешили им запретное и запретили позволенное, они же последовали за ними, в чем и заключалось их поклонение таким людям!"[1]
Ранее мы уже цитировали высказывание шейха Мухаммада аль-Амина аш-Шанкати, начиная с его слов: "И из таких аятов как тот, где говорится: «...и никого он не делает соучастником Своего решения..»
(Пещера, 25).
следует, что подчиняющиеся установлениям людей, которые принимают законы, противоречающие тому,что узаконил Аллах, являются многобожниками ...: -, и до его слов: "И упомянутые нами ниспосланные свыше слова со всей определенностью свидетельствуют о том, что люди, подчиняющиеся тем законам, которые установил шайтан через своих друзей и которые противоречат тому, что узаконил Великий и Высокий Аллах через своих посланников, да пребудут над ними благословения и мир, несомненно, впали в неверие и многобожие, а сомневаться в этом могут лишь те люди, которым Аллах Всевышний замутил разум, и те, кого, подобно этим неверным и многобожникам, Он лишил возможности видеть свет откровения".
(Я ознакомился с полезным посланием шейха Абд ар-Рахмана бин Абд аль-Азиза ас-Садиса под названием "Правление", в котором он собрал высказывания видного ученого Мухаммада аль-Амина аш-Шанкити по данному вопросу).
В одной из фетв, изданных Постоянным комитетом по научным исследованиям и изданию фетв, пишется:
ВОПРОС: "В чем состоит разница между большим и малым многобожием с точки зрения определения и суждений об этом?
ОТВЕТ: "В большое многобожие впадает тот человек, который приравнивает кого-либо к Аллаху, называя этого другого Его именами или приписывая ему обладание каким-нибудь из атрибутов Аллаха, ... или тот, кто поклоняется кому-либо другому также как он поклоняется Аллаху ... или тот, кто считает, что кто-либо, подобно Аллаху, обладает правом устанавливать законы. Последнее выражается в том, что человек избирает для себя законодателя помимо Аллаха Всевышнего или начинает считать, что некто обладает таким же правом устанавливать законы, как и Аллах, вследствие чего он довольствуется такими законами и руководствуется ими в том, что касается разрешений и запретов, и он начинает фактически поклоняться этому, искать к подобному близости и ориентироваться на такие законы при решений споров или же считать это дозволенным, в то же время не считая это религией. Именно это имел в виду Аллах Всевышний, сказавший об иудеях и христианах следующее: "Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха, и Мессию, сына Мариам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!"
(Покаяние, 31).
Есть также и много иных аятов и хадисов, в которых говорится о людях, довольствующих тем, что было установлено не Аллахом Всевышним, или отказывающихся от обращения на суд к установлениям Аллаха и отклоняющихся от них. Три вида действий, о которых мы упомянули, свидетельствуют о большом многобожий, а тот, кто совершает подобные действия или считает совершение подобного дозволенным, становится отступником от религий Ислама"-,
(Фетвы Постоянного комитета, 1/516).
а мы прибегаем к защите Аллаха от этого.
Одним из современных проявлений многобожия, выражающихся в подчинений кому-то помимо Аллаха или признания за кем-либо помимо Аллаха права на установление законов, в суть которого никак не могут вникнуть многие люди, является то, что сегодня получило название "демократий" или "демократической системы".
(Этому вопросу я, хвала Аллаху, посвятил специальное послание под названием "Истинная суть демократии", опубликованное издательством "Дар-уль-ватан").
4 - Есть среди них и такие люди, которые продолжают придерживаться правильных воззрений относительно законов Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах да приветствует, считая дозволенным лишь то, что разрешено этими законами, а запретным - то, что эти законы запрещают, но вместе с тем эти люди подчиняются правителям, заменяющим и подменяющим законы Аллаха, тем самым идя наперекор Ему, подобно тому, как делает это мусульманин, который совершает грехи, считая при этом свои действия греховными. Суждение о таких людях будет равнозначно суждению о подобных им грешниках,
(См. об этом: "Послание о вере" Ибн Таймийи, сс. 67-68).
однако есть основания опасаться, что с течением времени эти люди могут перейти из лагеря Ислама в лагерь неверия, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого!
Из всего вышесказанного становится очевидным, что разговор о суждениях, выносимых не на оснований того, что ниспослано Аллахом, касается двух категорий людей:
1 - Категорий правителей или же устанавливающих законы не на оснований того, что ниспослано Аллахом.
2 - Категорий тех, кто принимает или же придерживается установлений, противоречащих установлениям Аллаха, или тех законов, которые были приняты взамен законов Алаха. Это ознасает, что подданным следует отвергать узаконенное такими законодателями, но противоречащее установлениям шариата, отрицать это и не принимать этого, не подчиняясь и не покоряясь подобному, что будет зависеть уже от возможностей и способностей каждого отдельног человека, при этом нужно будет лишь помнить о том, что согласие с установлениями, противоречащими установленному Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, удовлетворенность подобными установлениями подчинение им и отказ от отрицания их ставят человека вне религии Ислама, мы же прибегаем к защите Аллаха от этого!
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ:
Излишне говорить о том, что наш разговор о проблемах, касающихся объявления того или иного человека неверным, связан с установлением таких законов, которые противоречат узаконенному Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, что же касается административных мер или же административного регулирования, которое устанавливается для того, чтобы поддержать порядок в повседневных делах, не допускать запретного и не запрещать дозволенного, то этой темы мы не затрагивали, хотя подобное регулирование может оказаться допустимым, желательным или обязательным в зависимости от того, в чем оно будет выражаться, и ни один из религиозных авторитетов не считал подобные меры в том виде, как мы их описываем, запретными.
Таким образом, то, чего пытаются добиться многие заблуждающиеся, отклонившиеся от пути истины и атеисты, утверждая, что те люди, которые призывают к применению на практике законов, сформулированных в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и обвиняют в неверии и вероотступничестве неподчиняющихся установлениям шариата, объявляют неверными также и тех, кто подчиняется требованиям описанных нами мер административного характера, является не чем иным как ложью и измышлениями, направленными против приверженцев истины и религии с целью внушения людям превратных представлений об их воззрениях.
С другой же стороны, попытки этих безбожников использовать аргумент о допустимости подобных мер в качестве оправдания отказа от вынесения суждений, основанных на том, что содержит в себе Книга Аллаха и сунна Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, и принятия законов, противоречащих установлениям Корана и сунны, то подобное можно назвать только искажением и подменой, а люди, поступающие таким образом, явно отмечены печатью неверия и вероотступничества.
ГЛАВА,
В которой объясняется, как следует противодействовать средствам, имеющимся в распоряжении установлений, основанных не на том, что было ниспослано Аллахом.
Правители, подменяющие и изменяющие законы Аллаха и их пособники располагают для этого разнообразными средствами. Я давно уже решил назвать некоторые из этих средств и кратко указать на методы противодействия им, но потом решил отказаться от этого, посчитав, что то же самое можно сделать, и не вдаваясь в необходимые в подобных случаях подробности, поскольку средства эти столь же многочисленны и разнообразны, сколь многочисленны и разнообразны условия, связанные с временем и местом их применения, а также страсти тех, кто обращается к использованию подобных средств.
Однако мы можем предложить читателю воспользоваться надежным и верным правилом, к которому он может обращаться для оказания противодействия всему тому, о чем уже было сказано, или же тому, что шайтан, находящий пути к душам своих последователей, еще только может украсить для них в будущем. Это правило состоит в том, чтобы постоянно помнить о необходимости всегда и везде судить по тому, что ниспослал Аллах Всевышний в своей Книге и что Он выразил через своего посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, так как правильность этого подтверждается неопровержимыми доводами и этого следует придерживаться каждому в большом и в малом. И, поистине, верные доводы шариата подтверждают и поддерживают друг друга, а противоречить друг другу они не могут, и поэтому невозможно предоставить себе наличие в шариате той иной подлинной основы или довода, которые привели бы тебя к выводу о том, что суждение по тому, что было ниспослано Аллахом, необязательно, или говорили бы о допустимости суждений, основанных не на том, что было ниспослано Аллахом Всевышним. Таким образом, применения этого правила вполне достаточно для того, чтобы преодолеть любое сомнение, которое может попытаться внушить мусульманину заблудший, сомневающийся или же лицемер с хорошо подвешенным языком и определенным запасом знаний.
(Желающие получить более подобное представление о подобных средствах и методах противодействия им могут ознакомиться с некоторыми книгами, например: "О применении шариата на практике" шейха Мухаммада Кутба, "Ислам и светский образ жизни" доктора Йусуфа аль-Кардави, "Установление законов шариата и утверждения сторонников светского образа жизни" доктор Салаха ас-Сави и т.п.).
ГЛАВА,