Доводы в пользу его права на имамат
Имам Джаввад
Сан: Девятый имам шиитов
Имя: Мухаммад Джаввад
Кунья: Абу Джа‘фар
Дата рождения: 10 раджаба 195 года лунной хиджры (8 апреля 811 года)
Место рождения: Медина
Дата смерти: 30 зи-л-ка‘ды 220 года лунной хиджры (25 ноября 835 года)
Место погребения: Казимин
Места проживания: Медина, Багдад
Прозвища: Джавад (Щедрейший), Такий (Чистый), Муртада (Избранный), Кани‘ (Довольствующийся), Радий (Довольный), Мухтар (Избранный), Мутаваккил (Уповающий на Аллаха), Мунтаджаб (Избранный).
Отец: Имам Риза
Мать: Сабика
Жёны: СамманаМагрибийа, Умм ал-Фадл
Дети: ‘Али, Муса, Фатима, Имама
Продолжительность жизни: 25 лет
Мухаммад ибн Али ибн Муса, известный как Имам Джавад (а), — девятый шиитский имам. Родился 10 числа месяца раджаб 195 года лунной хиджры в Медине. В 25 лет был убит по приказу Му‘тасима и похоронен в Казимейне рядом с могилой своего деда Мусы ибн Джафара(а) (1). Когда он появился на свет, Имам Риза (а) сказал, что он является благом и милостью для шиитов. После смерти Имама Ризы часть шиитов последовала за Абд Аллахом ибн Муса ибн Джафар (а), братом Имама Ризы (а). Другая часть примкнула к вакифитам. Но всё же большинство шиитов признали право Джавада на имамат, несмотря на его молодость. История сохранила для нас изречения Имама о вере, фикхе, тафсире, а также его дискуссии с придворными богословами на разные темы.
Имя, кунья и прозвища
Мухаммад ибн Али ибн Муса ибн Джафар ибн Мухаммад — девятый имам шиитов-имамитов. Он более известен как Имам Джаввад (а). Его отец, Имам Риза, был восьмым шиитским имамом. Его мать звали Сабика. Она была из рода Марии Коптской, жены Пророка. В некоторых источниках она упоминается как Хизран и Райхана (2).
Его кунья — Абу Джафар. Обычно в преданиях он упоминается как Абу Джафар Сани (Второй), чтобы его не путали с Абу Джафаром Аввалом (Первым), т.е. с Имамом Бакиром (3).
Его самым известным прозвищем было Джавад. Также у него были и другие прозвища, такие как Такий, Муртада, Кани‘, Радий, Мухтар, Мутаваккил, Мунтаджаб (4).
Рождение и смерть
Историки пишут, что Имам Джавад (а) родился в 195 году хиджры. Но они расходятся во мнениях на счёт дня и месяца его рождения. Самая популярная и близкая в истине версия это 10 раджаба, о чём сказано в "Мисбах ал-муджтахид" Шейха Туси (5), хотя в большинстве источников сказано, что он родился в середине рамадана (6).
Имам Джавад (а) был убит в Багдаде в 220 году хиджры в возрасте 25 лет по приказу аббасидского халифа Му‘тасима. Его похоронили в Казимейне рядом с могилой его деда Имама Казима (а) (7).
Жёны
В 214 или 215 году хиджры Имам Джавад (а) женился на дочери Ма’муна по имени Умм Фадл (8). Этот брак состоялся по настоянию Ма’муна, и Имам согласился взять её в жёны за такой же калым, какой был дан за Фатиму, т.е. за пятьсот дирхемов. От этого брака у Имама не было детей (9). Все его дети были от второго брака с Самманой Магрибийей (10).
Некоторые авторы отмечают, что когда Имам Риза проживал в Хорасане, Имам Джавад (а) один раз приезжал его проведать (11), и что именно во время этой поездки Ма’мун выдал за него замуж свою дочь.
Как пишет Ибн Касир, брак между Имамом Джавадом и дочерью Ма’муна был заключён ещё при жизни Имама Ризы (а), но свадьба с согласия Ма’муна была сыграна в 215 году в Тикрите (12). Это утверждение разъясняет причину, по которой одни авторы отмечали, что Имам Джавад женился в 202 году хиджры, а другие писали, что в 215 году. Но этот рассказ не вполне согласуется с известной историей дискуссии Йахйи ибн Аксама (13) с Имамом Джавадом в Багдаде.
Дети
Согласно сообщению Шейха Муфида, у Имама Джавада было четверо детей. Их звали ‘Али (Имам Хади), Муса, Фатима и Имама (14). Некоторые авторы утверждают, что у Имама было три дочки, которых звали Хакима, Хадиджа и УммКулсум (15).
Доводы в пользу его права на имамат
Имамат Джавад (а) длился 17 лет, т.е. с 203 года хиджры по 220 год. Существует много преданий о праве Джавада на имамат. Так, например, когда один из сподвижников Имама Ризы (а) спросил о том, кто будет следующим имамом, Риза указал на Джавада, который сидел напротив отца (16).
Другое предание гласит, что Имам Риза сказал: "Я поставил Абу Джа‘фара вместо себя и передал ему свой сан. У нас такое семейство, что наши младшие наследуют наравне со старшими", т.е. они получают в наследство такие же знания, какие получают взрослые (17).
В другом предании Абу ал-Хасан ибн Мухаммад (сподвижник Имама Ризы) говорит, что слышал, как Риза сказал: "Абу Джа‘фар будет моим наместником" (18).
Благодатныйребёнок
Имам Джавад(а) родился, когда Имам Риза уже был немолод. К тому же он был первенцем у своего отца. Поэтому до его рождения некоторые противники его отца стали сеять сомнения, утверждая, что Имам Риза не оставит после себя наследника и род имамов на нём закончится. Фактически, они хотели поставить под сомнение изречение Пророка: "После меня будет двенадцать имамов". Потому что если бы Рида остался бездетным, то цепочка имамов прервалась бы на восьмом имаме. Поэтому когда на свет появился Джавад (а) и его принесли к Имаму Ризе (а0, он сказал: "Этот ребёнок самый благодатный для наших сторонников". Также Ибн Асбат и ‘Ибад ибн Исма‘ил рассказывают: "Однажды мы сидели у Имама Ризы (а0, и ему принесли Абу Джафара (Имама Джавада). Тогда мы спросили: "Это тот самый благодатный ребёнок?" Имам ответил: "Это тот самый ребёнок, благодатнее которого ещё не рождался среди мусульман" (19).
Проблема юного возраста
Джавад стал имамом в восемь лет. Поэтому некоторые шииты не признали его предводителем, и избрали своим имамом другого человека. Другие шииты колебались, и признали его имамом лишь тогда, когда всё для них не прояснилось. Эти сомнения возникли и при жизни Имама Риды, и при жизни Имама Джавада. И разъясняя его, они ссылались на коранические айаты. Например, они приводили айат о пророка Йахйе: "Мы даровали ему мудрость (т. е. пророческий сан) в младенческом возрасте" (20).
Также они ссылались на то, что пророк ‘Иса мог говорить уже в младенчестве (21). Об этомговорится в айатах 30-32 суры "Марйам": " 'Иса сказал: "Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал пророком.И где бы я ни был, Он сделал меня благословенным для людей , вменил мне в обязанность молитву и искупительную милостыню, пока я буду жив;сделал меня почтительным к матери моей, и Он не создал меня не внемлющим Господу своему , лишенным (Его) благословения".