Краткое описание анкетирования
Анкетирование состоит из пяти основных этапов:
А. Установление контакта
Б. Просьба
В. Пять вопросов
Г. Благодарность
Д. Различные формы продолжения контакта.
УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА
Не начинайте разговор с такой фразы: "Мы проводим религиозный опрос. Не могли бы вы ответить на несколько вопросов?".
Намного более предпочтительнее такое начало: "Здравствуйте, меня зовут Джим. Познакомьтесь с моими друзьями - Глэдис и Джери. Мы из такой-то церкви (назовите свою церковь). Мы стараемся определить отношение людей к религии и помочь каждому, ищущему веру".
Такое начало помогает придать разговору более личный характер. Однако не стоит тратить много времени на представление. Обычно, если вы начинаете перечислять полные имена каждого из членов вашей группы, это занимает слишком много времени.
Упоминая название вашей церкви, вы способствуете тому, чтобы больше людей узнали о ее существовании и, кроме того, даете собеседнику понять, что вы не являетесь свидетелями Иеговы или представителями другой радикальной секты.
Фраза :"Мы стараемся определить отношение людей к религии и помочь каждому, ищущему веру" - объясняет цель разговора. Во-первых, если вы стараетесь понять, что думают люди о религии, вы должны действительно проявлять к этому искренний интерес. Во-вторых, вы ясно и честно говорите, что вы готовы помочь любому, кто ищет веру.
ПРОСЬБА
"Не могли бы вы поделиться с нами вашими мыслями и ответить на пять кратких вопросов?"
Пользуйтесь именно этой формулой. Когда вы просите о помощи, собеседник чувствует, что вы нуждаетесь именно в нем. Точно такой подход использовал Иисус, когда заговорил с самарянкой у колодца - Он попросил у нее воды (Ин. 4:7).
Сразу упоминая о том, что вы просите ответить на пять кратких вопросов, вы даете понять, что разговор займет немного времени.
ПЯТЬ ВОПРОСОВ
Мы спрашиваем, к какой общине или церкви принадлежит наш собеседник, чтобы сразу же определить его церковную принадлежность и, следовательно, общее направление его религиозных взглядов. Затем мы задаем вопрос о том, какую поместную церковь он посещает, чтобы узнать, есть ли у него какие-то религиозные связи по месту жительства.
Затем мы спрашиваем, как часто он посещает церковь, чтобы понять, насколько активным членом церкви он является и насколько большое место занимает религия в его жизни.
После этого мы спрашиваем, уверен ли он, что имеет дар вечной жизни. Примечание: даже утвердительный ответ на последний вопрос вовсе не означает, что он по-настоящему знает, что имеет жизнь вечную.
Для людей моложе тридцати лет этот вопрос можно несколько перефразировать. Делов том, что молодых людей интересует проблема смерти, но для них она отодвинута во времени, поэтому упомяните о возможности смерти от несчастного случая. Ведь именно такова причина смерти большей части молодых людей. Таким образом, смерть становится более реальной. Вопрос может звучать так: "Наступил ли уже такой момент в вашей жизни, когда вы знаете наверняка, что имеете жизнь вечную? Скажем, если сегодня вы погибнете в результате несчастного случая, вы уверены, что войдете в Царство Божие?".
Затем мы задаем вопрос о том, почему Бог должен допустить его в Свое Царство, чтобы выявить основу его упования.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Быстро переходите от вопроса к вопросу. Не отвлекайтесь и не уходите в сторону от обсуждаемых проблем.
Отмечайте ответ на каждый вопрос, подчеркивая в анкете один из вариантов, либо записывайте ответ, если необходимо.
Избегайте длинных диалогов с опрашиваемым, т.е. задавайте вопросы и записывайте ответы, не комментируя их. Это можно делать очень кратко и только в самых необходимых случаях, если вы считаете, что это требуется для дальнейшего продолжения разговора. Избегайте оценочных высказываний. Вступление должно быть очень легким и непринужденным, а сам опрос достаточно сухим и формальным. Если вы сделаете наоборот, анкетирование будет менее успешным.
Не показывайте негативной реакции на его ответы тоном вашего голоса или мимикой. Это приведет к тому, что собеседник утратит желание продолжать разговор.
Следуйте точно форме вопросов, приведенных в анкете. Эта форма была выработана в результате многолетнего опыта и доказала свою высокую эффективность.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Получив ответы на вопросы, выразите собеседнику благодарность за сотрудничество, а затем определите план дальнейших действий.
Не стоит рассчитывать на то, что вам удастся изложить Евангелие каждому, кто согласится ответить на вопросы.
Многие из тех, кто ответит на ваши вопросы, не готовы к восприятию Благой Вести. Поэтому не следует считать, что ваша обязанность непременно евангелизировать каждого из анкетируемых. Подобный подход избавит вас от дополнительного напряжения во время разговора.
Преодоление трудностей, которые могут возникнуть на любой из стадий разговора, является прежде всего задачей наставника. У него имеется необходимый опыт, а стажеры должны учиться у него, чтобы впоследствии самостоятельно справляться с различными трудностями. До тех пор, пока вы не накопили достаточного опыта, необходимо больше полагаться на своего наставника
После завершения беседы аккуратно проставьте коды в квадратиках, помещенных против каждого вопроса, для облегчения последующей обработки данных, как ручной так и компьютерной. Результаты вашей беседы по окончании опроса должны быть изложены как можно полнее на обратной стороне формуляра.
Раздел "Результаты первичного контакта" заполняется только в том случае, если ваш собеседник обратился, или если за этим разговором последует какое-либо конкретное продолжение (см. приложение Б).
Группа должна сдавать свои анкеты каждую неделю, чтобы можно было занести в таблицу и проанализировать результаты.
ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНТАКТА
Существует шесть различных вариантов продолжения контактов после анкетирования:
1. Вы делитесь своим личным свидетельством о Христе и излагаете Евангелие.
2. Назначаете следующую встречу.
3. Попросите разрешения послать вашему собеседнику письмо и узнаете
его адрес.
4. Просите разрешения позвонить ему.
5. Приглашаете в вашу церковь или группу.
6. Даете ему имеющуюся у вас для этого случая литературу.
СВИДЕТЕЛЬСТВО И ИЗЛОЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ
Иисус сказал, что поле созрело для жатвы. Правильное использование анкетирования позволит вам выявить "спелые плоды". После ответа на вопросы анкеты постарайтесь перейти к вашему свидетельству, в том случае, если собеседник:
1. Оказывается приятным и коммуникабельным.
2. Не является воинствующим членом какой-либо радикальной группы или
секты.
3. Ясно дает понять, что не полагается лишь на Христа в своем спасении.
4. Не имеет уверенности в возможности обретения вечной жизни.
5. Обстоятельства позволяют вам изложить Евангелие.
Переходите к свидетельству, используя слова, которые имеются в вашей анкете. Если вы проводите анкетирование небольшой группой, то говорите"мы" вместо "я". "Не могли бы мы занять еще немного вашего времени, чтобы поделиться с вами тем, как мы пришли к знанию того, что обладаем вечной жизнью, и как вы тоже можете об этом узнать? "Если он дает вам на это разрешение, приведите свое краткое свидетельство (около минуты) прежде, чем приступать к Евангелию. Предпочтительнее, чтобы ваше свидетельство носило более личный характер.
Каким должно быть изложение по бремени? Если вы излагаете Евангелие в общественном месте, необходимо быть предельно кратким, ясным и четким.
В общей сложности ваше свидетельство и изложение Евангелия должно занимать не более десяти минут. Помните, что диагностические вопросы и вопрос готовности принятия решения помогают непосредственно выяснить, на какую часть Евангелия следует обратить особое внимание при беседе с конкретным человеком.
НАЗНАЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧИ
Иногда следует назначить другую встречу для установления дальнейшего контакта с данным человеком. Но есть случаи, когда следует стремиться к такой встрече для целей обучения. Если человек оказался приятным, коммуникабельным и ищущим спасения, но не имеющим времени выслушать Евангелие сразу, постарайтесь назначить с ним встречу в будущем - ради него самого. Если же ваш собеседник является воинствующим членом радикальной секты, склонен вести различные философские споры или враждебно настроен, тоже постарайтесь назначить с ним встречу. Наставники должны защищать обучаемых от слишком большого числа трудных разговоров. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с трудным человеком, постарайтесь перенести разговор на будущее, чтобы изложить свое свидетельство без учеников.
Неправильно просто избегать трудных людей. Иногда они тоже по-своему ищут Господа, но наставник должен думать о возможном ущербе своим обучаемым. Поэтому лучше перенесите сложный разговор на следующую встречу.
Встречи с коммуникабельными собеседниками следует включить в регулярную программу домашней евангелизации. Это позволяет избежать излишних временных затрат и морального напряжения. Последующие встречи с "трудными", не должны быть частью вашей программы евангелизации. Назначьте такое время, когда вы сможете прийти на разговор с наиболее подготовленными и опытными евангелистами.
Если собеседник соглашается на встречу, запишите его имя, адрес и телефон. Определите место встречи, а также удобное для него число, день недели и время. Разумно, по возможности, звонить перед встречей, чтобы подтвердить ее время и место. Если же собеседник отказывается от последующей встречи, можно поступить таким образом:
1. Попросите разрешения послать ему письмо.
2. Позвоните ему.
3. Пригласите его на богослужение в вашу церковь.
4. Дайте ему литературу.
ПИСЬМО
Постарайтесь получить разрешение послать письмо, если собеседник колеблется или очень спешит.
Не забудьте записать его имя и адрес.
ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК
Иногда людям просто не хочется говорить о религии на ходу и в общественном месте, но они с удовольствием поговорят об этом по телефону. Если вы чувствуете, что именно так обстоит дело в вашем случае, постарайтесь получить разрешение позвонить, и опять же, не забудьте записать имя, номер телефона вашего собеседника и удобное для него время для звонка.
ПРИГЛАШЕНИЕ В ЦЕРКОВЬ ИЛИ НА СОБРАНИЕ ВАШЕЙ ГРУППЫ
Фактически при любом разговоре уместно пригласить собеседника в вашу церковь или на собрание вашей группы. Если человек не расположен к церкви, имеет смысл пригласить его на собрание вашей группы христианского общения.
Очень хорошо помогает письменное приглашение. Верующие смогут пригласить в церковь значительно большее число новых людей, если у них будут специальные карточки с приглашениями. Такая карточка значительно более эффективна, чем устное приглашение.
Кроме того, хорошо планировать заранее мероприятия, которые вы собираетесь проводить в церкви и помещать информацию о них на этой карточке. В таком случае имеет смысл раздавать даже большее число этих карточек. Если эта карточка содержит просто приглашение в вашу церковь, ее трудно вручать одному и тому же человеку несколько раз, у него будет складываться впечатление, что вы излишне назойливы. Если же на этой карточке указывается каждый раз новая тема проповеди или других мероприятий, то это будет вполне уместно. Вы приглашаете его каждый раз на что-то новое. Например, в нашей пресвитерианской церкви Корал Ридж я планирую свои проповеди на две недели вперед. Тема проповеди и несколько стимулирующих вопросов, относящихся к теме проповеди, печатаются на небольшой карточке, примерно 7x12 см., как приглашение на богослужение. По две таких карточки мы вкладываем в программу богослужения за неделю до того, как состоится соответствующая проповедь т.е. в предыдущее воскресение. Каждому, кто посетил службу, предлагается передать приглашение своим друзьям. Некоторые верующие берут довольно большое количествоприглашений и оставляют их в ресторанах, кафе, и других общественных местах.
ЛИТЕРАТУРА
Не следует прибегать к раздаче литературы вместо вашего свидетельства и устного изложения Евангелия. Постарайтесь, по крайней мере, сделать хотя бы краткое изложение, а затем подкрепить его письменными материалами. Таким образом, человек получает возможность углубить те знания, которые он получил при личном разговоре.
При раздаче литературы указывайте, какие материалы вы дали собеседнику на обратной стороне анкеты, чтобы вести свой учет.
Прекрасной книгой для этой цели является работа Вик Джакобсон "Просто благодать". Этот хорошо иллюстрированный буклет содержит прекрасное изложение Евангелия с большим количеством цитат, подтверждающих основные моменты Благой Вести. Этот буклет включает в себя молитву при обращении ко Христу, специальную карточку "Мое решение" и краткое объяснение того, как возрастать в христианской вере.
Всегда тщательно подходите к отбору литературы, которую собираетесь раздавать, она должна быть хорошо написана и хорошо издана. Сейчас есть немало очень качественных и красочных материалов.
Не раздавайте литературу, которую сами не читали. Содержание этих материалов всегда должно соответствовать конкретным нуждам вашего собеседника.
Приступая к анкетированию, всегда полезно иметь наготове некоторую литературу. Если человек не захочет с вами беседовать, по крайней мере, вы сможете вручить ему письменное изложение Евангелия, которое он может взять с собой.
ГЛАВА 10
ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ
Великое Поручение Господа требует от нас подготовки учеников. Благовествование - это только начало. Нам необходимо готовить активных, зрелых последователей Иисуса Христа, приносящих обильные плоды.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
Для того, чтобы успешно проводить такую работу, необходим ряд предпосылок:
1. Здоровая церковь
2. Эффективная евангелизация
3. Любящие сердца
4. Правильное видение духовной перспективы
5. Труд
6. Рациональная методика
1. ЗДОРОВАЯ ЦЕРКОВЬ
Именно здоровая церковь является той базой, на которой вырастают настоящие ученики Христа. Новообращенные христиане - это не просто усыновленные сироты или члены местного христианского клуба, они новые дети семьи Божией, а поместная церковь - это частица Вселенской церкви. В церкви может быть несколько подразделений и различных служений, но ни одно из них не является церковью. Здоровая церковь та, где верно проповедуется Слово Божие, правильно совершается крещение, хлебопреломление и существует разумная дисциплина
Церковь - это семья, вечная семья Господа! Она состоит из молодых и старых, зрелых и новообращенных. И все мы, члены этой Божьей вечной семьи, призваны, чтобы совместными усилиями изменить мир.
Здоровье церкви. Чтобы поместная церковь была здоровой, большая часть ее членов должна быть истинными учениками Христа, каких мы пытаемся подготовить. В 13-й главе 1-го послания Апостола Павла к Коринфянам содержится прекрасный образец христианской зрелости. Во всем, что мы делаем, нам следует руководствоваться любовью. Если это так, то мы лучше всего отражаем образ Бога, Который есть любовь. Если любовь руководит нами, то мы постараемся обнаружить те духовные дары, которые изливает на нас Святой Дух, и использовать их в своей поместной церкви, части тела Христова, так как того хочет от нас Бог. Каждый при этом будет свободно служить, с радостью исполняя уготованную ему роль.
Без реальной жизненной связи с поместной церковью ни один верующий не может быть хорошим учеником Христа. Пример здесь должны подавать призванные руководители церкви. Увидев силу истины слова Божия в их жизни, новообращенный получит хорошую поддержку и сможет многому от них научиться.
Правильное соотношение между Словом и Духом. Чтобы стать истинным учеником, необходимо принять Священное Писание как истинное Слово Божие и полагаться на то, что Святой Дух позволит вам стать тем, чем вы должны стать по промыслу Божию. Мы исполняемся Духом настолько, насколько исполняемся Словом Божиим. (Еф. 5:18,19; Кол. 3:16).
Однако знание Писания без духа любви немногого стоит. Идя таким путем, вы превратитесь всего лишь в изощренного в спорах, резкого и нетерпимого фарисея. С другой стороны, не стоит отдавать исключительное внимание духу любви без постижения Слова Божия. Тут новообращенного подстерегает другая опасность -вероятность превратиться в легко возбудимого, неустойчивого и невежественного фанатика. Бог хочет, чтобы вы жили в покое и покорности. Он хочет, чтобы вы каждый день отдавали Ему себя настолько, насколько вы сумели постичь Христа.
Правильный выбор приоритетов. Верное соотношение Слова и Духа позволит вам правильно определить приоритеты. В свою очередь, правильные приоритеты позволят вам эффективно использовать свое время и стать тем, кем хочет видеть вас Господь. В целом эти приоритеты таковы:
1. Бог
2. Народ Божий
3. Мир Божий
ПРИОРИТЕТ НОМЕР ОДИН - БОГ. Иисус сказал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Мф 22:37).
А Моисею Бог наказал: "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" (Исх. 20:3). И всем нам заповедано: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его" (Мф. 6:33).
ПРИОРИТЕТ НОМЕР ДВА - НАРОД БОЖИЙ. Когда у человека устанавливаются правильные отношения с Богом, то это прежде всего отражается в правильных отношениях с Его народом. Это означает видимую, зримую принадлежность к Церкви и ее людям. Вы вместе с другими славите Бога и служите Ему, вы участвуете в групповых библейских занятиях, потом вы открываете в себе дары духовные и используете их. Вы обретаете близкого духовного друга и вместе с ним возрастаете в вере. Вместе с другими членами церкви вы приобщаетесь к источнику жизни и ваша собственная жизнь изменяется.
ПРИОРИТЕТ НОМЕР ТРИ - МИР БОЖИЙ. Бог оставляет нас здесь в этом мире, осветив его Своей истиной и преобразив жизнь всех людей Своей любовью. В Его Царстве наши взаимоотношения с Господом и людьми Его будут совершенными. Как только мы возложили наше упование в спасении на Христа, мы получили право войти в Царство Божие. Однако Бог оставляет нас в этом мире для того, чтобы мы служили орудиями, с помощью которых Он сможет достичь тех, кто еще не уверовал.
В здоровой церкви основное ядро признает заповеди Божьи, стремится исполнить Его промысел о нас Именно такие люди и являются залогом непрекращающегося притока все новых учеников, которые через какое-то время приведут в церковь других.
2. ЭФФЕКТИВНАЯ ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ
Евангелизационная работа приносит обильный плод лишь в здоровой церкви. Евангелие следует проповедовать повсеместно и бескомпромиссно. Однако следует уважать чувства людей и сообщать им Благую Весть так, чтобы не лишать их свободы, давая им возможность разумно принять или отвергнуть дар Божий. В притче о сеятеле Господь наш уподобил слышащих и разумеющих Слово зерну, которое приносит плод в 30, 60, а кто и во 100 крат (Мф. 13:23). Однако невозможно получить плод, если зерно не посеяно. Вам не удастся вырастить зрелого ученика, если ему плохо объяснили суть Евангелия. Мертвый духовно человек не имеет жизни в Духе, которая не будет продолжаться и развиваться.
3. ЛЮБЯЩИЕ СЕРДЦА
Павел писал своим духовным детям в Фессалоникийской церкви: "... Мы были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши... " (1 Фес. 2:7,8). Чтобы быть духовным отцом, необходима Божественная любовь. Чтобы правильно заботиться о беспомощных детях, родителям необходима особая любовь. Ведь дети причиняют много беспокойства, они кричат и требуют внимания, когда им хочется есть или пить, когда им нужно поменять пеленки. Если родители не заботятся о ребенке с поистине божественной, лишенной всякого эгоизма любовью, он никогда не вырастет таким, каким следовало бы.
Точно так же, для того, чтобы духовные дети стали зрелыми учениками Христа, их наставникам необходима Божественная любовь - бескорыстная, безоговорочная, неустанная! В Писании сказано: "Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Ин. 4:19). Чем больше мы открываем себя Божественной любви, тем больше возможности у нас появляется для того, чтобы передать ее тем, кто в ней нуждается.
4. ПЕРСПЕКТИВА
Чтобы правильно воспитывать других, нам самим необходимо понимать и видеть духовным зрением, что благодать Божия способна сделать с грешником. Апостол Иоанн писал своим ученикам: "Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца" (2 Ин. 1:4). Те, кто довольствуется лишь изложением Евангелия и обращением, подобны безнравственным соблазнителям. Соблазнитель точно так же лишь эксплуатирует возникшее к нему чувство, а затем рассказывает о своих похождениях вместо того, чтобы взять на себя долг и заботы, подразумеваемые брачным союзом. Не судите об эффективности вашей программы евангелизации по тому, что вы видите в людях, которых вам удалось привести ко Христу. Измеряйте эффективность вашей работы по появлению духовных "внуков". Если те, кого вы евангелизировали, приводят в церковь хороших учеников, которые могут, в свою очередь, обращать других, тогда вы действительно хорошо исполнили свою работу. Попросите Бога даровать вам видение вечной, небесной перспективы вашей собственной жизни и жизни ваших учеников, и будьте тверды, "видя Невидимого" (Евр. 11:27). Идите в город, "которого художник и строитель Бог" (Евр. 11:10). Устремляя духовный взор к небесным горизонтам, мы лучше поддаемся воздействию благодати Божией, превращающей нас в орудие для просвещения и духовного воспитания других людей.
5. ТРУД
Евангелизация - дело более живое и привлекательное, чем повседневный и незаметный труд воспитания зрелых учеников. Апостол Павел писал Колоссянам: "... Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1:27-29). Воспитание и взращивание учеников требует больших затрат сил и энергии. Это очень трудоемкая, тяжелая, но благодарная работа. Недаром тот же апостол Павел утверждал: "Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1Кор. 15:58).
6. РАЦИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА
Недостаточно выполнять работу правильно. Работу нужно делать хорошо.
Молитва. Настоящая работа по воспитанию учеников Христовых начинается с молитвы и ею же заканчивается. Апостол Павел сказал: "Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего не доставало вере вашей?" (1 Фес. 3:10).
"Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе" (2 Фес. 1:11).
Мы можем молиться о каждом человеке, до которого нам довелось донести Благую Весть, а Бог в ответ на наши молитвы привлечет их к себе.
Переписка. Рациональная методика воспитания подразумевает также использование такого средства как переписка. Недаром Новый Завет включает в себя столько посланий, которые Апостолы писали своим ученикам и церквам, разъясняя им Евангелие. Письма помогают укрепить личный контакт или поддерживать его с теми, кто находится вне пределов вашей прямой досягаемости и с кем вы не можете работать лично.
Личный пример. Кроме того, очень многое в вашей работе зависит от личного примера. В основе всего лежат ваши собственные взаимоотношения с Господом. Благодаря Христу вы стали "новой тварью" (2Кор. 5:17). Во Христе вы стали угодны Богу Отцу (Еф. 1:6). А если Бог Сын - праведный Судия Вселенной -принимает вас, кто же вас осудит? (Рим. 8:31-35). То, что Бог принимает вас во Христе, открывает возможность беспредельного духовного роста. Облекаясь во Христа, вы служите примером для своих учеников. Здесь нет никакого самолюбования, есть лишь одна демонстрация искупленной человеческой природы. Это то, что Мартин Лютер называл чужим достоинством, которое Бог дарует верным Своим. Павел писал Фессалоникийцам: "... не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам" (2 Фес. 3:9). А Филиппийцам он говорил: "Подражайте, братия, мне... " (Фил. 3:17). Тот же призыв звучит и в послании к Коринфянам: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11:1). Хотите вы того или нет, но "размножаться" вы будете "по роду своему". Поэтому старайтесь стать таким "родом", который достоин "размножения".
Вы несете личную ответственность за каждое свое действие в роли духовного отца. Кроме того, вы должны использовать все имеющиеся ресурсы поместной церкви, семьи Божией, для воспитания своих духовных детей. Очень многое вы можете сделать для своих учеников сами по себе, либо при непосредственном контакте, либо по телефону. Часть вашей воспитательной работы будет осуществляться в рамках группы, например, группы евангелистов. Также следует прибегать к помощи таких внутренних подразделений вашей церкви, как церковный хор, группа изучения Библии и т.д. Чрезвычайно важную роль играет вся церковь в целом и ее собрания. И на всех этих уровнях: индивидуальном, групповом и общецерковном - вы осуществляете единую цель воспитания нового христианина.
Ниже мы приводим ряд конкретных мероприятий, которые, как правило, имеют непосредственное отношение к организации служения по нашей программе в условиях поместной церкви. Однако ими не исчерпывается весь возможный список приемов и методов, используемых в этой работе. Не бойтесь искать свой путь, подходите творчески к каждой ситуации и уповайте на Господа. Дух Святой научит вас, как найти выход в каждой конкретной ситуации.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДУШЕПОПЕЧЕНИЕ
Группа евангелизации. Ответственность за попечение о новообращенных ложится прежде всего на группу евангелизации. Ее задача состоит из трех главных частей. Во-первых, помочь новообращенному понять библейское учение относительно уверенности в спасении. Апостол Иоанн сказал, что Священное Писание дано нам, чтобы могли знать, что мы имеем жизнь вечную (1 Ин. 5:13). Иисус говорил, что каждый, кто верит в Него, может быть уверен, что уже получил жизнь вечную (Ин. 6:47). Разумеется, мы не можем гарантировать уверенность в спасении каждому обращенному. Задача самого уверовавшего утвердиться в своем звании и избрании (2 Пет. 1:10). Однако евангелизационная группа должна убедиться в том, что новообращенный понимает обетование спасения, которое дано нам в Слове Божием. Во-вторых, евангелизационная группа должна снабдить новообращенного средствами духовного роста. Они следующие:
1. Библия
2. Молитва
3. Богослужение
4. Христианское общение
5. Свидетельствование
Более подробно все эти вопросы освещаются в материалах по нашей программе "Взрыв евангелизации". Сейчас нам хотелось бы подчеркнуть, что ответственность группы евангелизации - указать новообращенному общее направление движения его новой жизни во Христе.
В-третьих, группа евангелизации должна помочь новому брату или сестре войти в поместную церковь. Именно поместная церковь, вечная семья Божия, является той средой, которая необходима новообращенному для духовного роста и служения Господу. Существует целый ряд способов достичь эту цель. Самый простой путь -пригласить новообращенного на служение. Второй вариант - подключить его к вашей церковной группе по изучению Библии. Более подробную информацию на эту тему можно найти в сборниках учебных материалов.
Поместная церковь. Поместная церковь также несет ответственность за душепопечение новообращенных. Эта ответственность бывает трех видов. Церковь включается в дело тогда, когда заканчивается работа группы евангелизации. Церковь должна снабдить новообращенного средствами духовного роста. Очень хорошим началом этого процесса может послужить школа по изучению Библии, где делается акцент на практических аспектах христианской веры и возрастания в Духе.
Во-вторых, поместная церковь должна предоставить новообращенному возможность обретения христианского братства и участия в богослужении. Чем раньше новообращенный установит связи с другими христианами и научится вместе с ними приобщаться к Господу в служении, тем скорее он освоится в поместной церкви и начнет превращаться в настоящего ученика Христова.
В-третьих, поместная церковь должна помочь новообращенному обнаружить в себе духовные дары, которые он сможет обратить на службу Господу. Наша программа по методике BE дает прекрасную возможность для того, чтобы с первых шагов своей христианской жизни человек мог начать служить Господу. Но есть и другие виды служений.
Таким образом, план попечения о новообращенном выглядит примерно так:
I. Помощь в период немедленного душепопечения (группа Евангелизации)
А. Обретение уверенности в спасении
Б. Средства духовного роста:
1. Библия
2. Молитва
3. Участие в богослужении
4. Христианское общение
5. Свидетельствование
II. Последующее душепопечение (поместная церковь)
A. Воспитание (средства духовного роста)
1. Изучение Библии
2. Воскресная школа
3. Другие средства
Б. Братское общение
B. Служение
1. Работа по программе BE
2. Другие виды служений
Наше служение BE предоставляет церквам очень полезные материалы, помогающие им заботиться о новообращенных. Они включают в себя буклеты, посвященные методике поддержки в период душепопечения под названием "Изменяем мир совместными усилиями", а также серию материалов, посвященных различным средствам активизации процесса духовного роста. Эта серия, под названием "Посадите семя", в частности, включает в себя пособие для руководителя группы или наставника, которое предназначено для работы в малых группах.
В приложении Б, помещенном в конце настоящего учебника, содержатся практические советы по работе с новообращенными. Опыт показал, что с их помощью можно очень эффективно способствовать тому, чтобы новообращенные активно вливались в жизнь и работу поместной церкви.
ГЛАВА 11
ПОПОЛНЕНИЕ РЯДОВ ЕВАНГЕЛИСТОВ
Одним из необходимых условий расширения евангелизационного служения является набор новых учеников. Без регулярного пополнения ваше служение будет постепенно свертываться и может прекратиться. Давайте рассмотрим эту проблему в трех аспектах:
1. Основополагающие принципы.
2. Несколько практических советов
3. Предлагаемый ход работы
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Чтобы понять вашу роль в подготовке учеников, необходимо помнить некоторые основополагающие принципы.
1. МЫ СУЩЕСТВУЕМ, ЧТОБЫ СЛАВИТЬ ГОСПОДА
Главная цель человека - славить Господа и радоваться Ему вечно. Такова основная тема Библии. Апостол Павел восклицал: "Все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки" (Рим. 11:36). Мы должны стремиться к тому, чтобы сознательно славить Господа своей жизнью. Только при исполнении этого условия наша жизнь приобретет реальное и непреходящее значение.
2. ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО СЛАВИТЬ ГОСПОДА В ЭТОМ МИРЕ - ЭТО
СОЗНАТЕЛЬНО И ОТВЕТСТВЕННО ВОСПРОИЗВОДИТЬ УЧЕНИКОВ
В этом мире мы славим Господа тем, что сознательно ищем благодатного воздействия Духа Божия, Который через Свое слово изменяет нас "от славы к славе" (2 Кор. 3:14-18). Апостол Павел молился о том, чтобы мы "принимали друг друга" и "единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим. 15:6,7). Единство наше в Теле Христовом славит Господа. Он прославляется, когда отдельные верующие используют свои данные Богом дары, чтобы служить друг другу, "как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1 Пет. 4:10). Иисус сказал: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16). Мы должны славить Господа и телом и душой нашей (1 Кор. 6:20). Как сказал апостол Павел: "Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию" (1 Кор. 10:31).
Небесное совершенство. В царстве Божием будет царить полное совершенство в Святом Духе, гармония и единство семьи Божией. И все, что мы будем делать, мы будем делать во славу Господа. Однако есть нечто невозможное в Царстве Божием, но которое мы можем совершать в этом мире, - это растить учеников.
Приносить плоды здесь и сейчас. Иисус сказал: "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками... не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего не попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин. 15:8,16). "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22,23). Но плод этот мы способны приносить только благодаря пребыванию во Христе, без Него же, сами собою, мы не можем ничего (Ин. 15:4).
Иисус молился о том, чтобы мы были подобны здоровым ветвям виноградной лозы, приносящей много плода. Подобно ей, заботливо воспитанный, духовно здоровый верующий, сохраняющий правильное отношение со Спасителем, принесет обильный урожай - множество учеников. Поэтому Иисус заповедовал нам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:19,20). Наша цель - достигать не просто обращения неверующих, а получать плоды Духа, которые "пребывают" (Ин. 15:16).
Требования к ученикам. К своим ученикам Иисус предъявляет вполне определенные требования. Прочитайте стихи с 26-го по 33-й в 14-й главе Евангелия от Луки.
В ранней Церкви учениками Господа назывались мученики. Говорилось, что до того момента, пока христианин не пролил кровь за Христа, он еще лишь начинающий ученик. Повсеместно в Св. Писании слово "ученик" подразумевает, что человек не просто разделяет точку зрения учителя, но и является его последователем в жизни. Сейчас, в наши дни, ученика Христа можно определить как человека, "который верит в Его учение, уповает на Его спасительную жертву, впитывает в себя Его Дух и подражает Его примеру"*
3. ЧИСЛО УЧЕНИКОВ ХРИСТОВЫХ МНОЖИТСЯ МНОГОКРАТНО, ЕСЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ДЕЛОМ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ, ГДЕ ОПЫТНЫЕ НАСТАВНИКИ ПОМОГАЮТ МОЛОДЫМ В УЧЕБЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Поместная церковь** - Богом созданная основа евангелизации во всем мире. Это зримая семья Божия. Но взращивание детей вне семьи противоестественно и противоречит заповеди Божией. Церковь - это невеста Христова (Еф. 5:23,32). И, как невеста, она принадлежит Ему, Воскресшему из мертвых, чтобы мы приносили плод Богу. Великое Поручение заключается не просто в том, чтобы обращать и воспитывать учеников. Нам также заповедано крестить их "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19). Крещение взрослых верующих есть акт публичного приобщения к семье Господней. Воспроизведение и подготовка новых учеников невозможна, если мы не приложим все усилия для приобщения новообращенных к земной семье Господа.
В семье Божией они должны обрести любовь, защиту и получить возможность познания истины, их следует укреплять, побуждать к возрастанию в Духе и служении, а делать это должны прежде всего духовные родители. Также они должны получать помощь от старших братьев и сестер семьи Господней. По мере обретения зрелости они и сами научатся нести ответственность за новых членов общины, которые придут после них.
Пшеница и плевелы. В идеале вся церковь должна представлять из себя братство свидетелей, но, увы, она таковым не является. Отчасти это объясняется тем, что церковь в этом мире всегда являет из себя смешение верующих с неверующими. В притче о пшенице и плевелах Иисус говорит, что такое состояние сохранится до конца времен, вплоть до Суда Божия. Интересно, что Иисус для своей притчи взял именно пример пшеницы и плевел. Дело в том, что плевелы не просто сорняки. Плевелы - это растение очень похожее на пшеницу на всех стадиях роста. Единственное его отличие заключается в том, что оно не приносит "плода". Возможно в этой притче имеется в виду, что те, кто не приносит добрых плодов, не являются настоящими верующими.
Различные уровни духовной зрелости. Еще одна причина, по которой вся церковь не является единым братством свидетелей, заключается в том, что ее члены находятся на разных уровнях духовной зрелости, и в разной степени преданы делу евангелизации. Поэтому жизненно необходимо иметь в церкви хотя бы небольшую группу верующих, искренне приверженных Богу, которые играют чрезвычайно важную роль в церкви в целом. Такие люди смогут помочь другим примкнуть к евангелизационным программам.
*G.H. Trever, "Disciple" International Standard Bible Encyclpedia, vol, 2, p. 851
** У истинной церкви есть три отличительных особенности. 1. Она проповедует истинное Слово Божие (Ин. 8:31,32,47; 1 Ин.4:2-3: 2 Ин. 9). 2. Правильно совершает хлебопреломление и крещение. Эти обряды никогда нельзя отрывать от Слова, поскольку именно на Св. Писании они и основываются и, по сути, являются формой зримой проповеди и утверждения Слова Божия. Обряды должны совершаться законными служителями слова в соответствии с Божественными установлениями, и доступ к ним имеют лишь соответственно подготовленные верующие. Истинность этих положений основывается на неразрывной связи обрядов с Писанием и проповедью Слова Божия (Мф. 28:19; Мр. 16:15,16; Деян. 2:42; 1Кор. 11:23-30). 3. Соблюдает строгую дисциплину в отношении соблюдения канона. Это необходимо для сохранения христианских догматов в чистоте и охранения святости крещения и хлебопреломления. Церкви, пренебрегающие дисциплиной, рано или поздно утрачивают свет Истины и оскорбляют установленные Богом Святыни (Мф. 18:18; 1 Кор. 5:1-5,13; 14:33,40; Отк. 2:14,15,20). Цитируется по книге Lois Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1949), pp. 577,578.
Братство свидетелей дает моральную и духовную силу его членам, оно вдохновляет каждого отдельного члена и позволяет им совместно воплощать в своей жизни дух Евангелия. В Священном Писании содержится немало слов, говорящих о необходимости такого братства "Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего". (Прит. 27:17). "Двоим лучше, нежели одному; потому, что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется". (Еккл. 4:9,12). "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:19,20).
Умножение числа евангелистов через братство. При наличии истинного братства свидетелей значительно возрастает вероятность появления все новых и новых учеников Христа, способных воспроизводить других учеников. Душа человеческая дороже всего в мире. Иисус вопрошал: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26). Быть орудием Господа для завоевания новых душ - самая важная роль в этом мире. Однако спасти одну душу - то же самое, что сорвать одно яблоко, в то же время, подготовить нового ловца душ подобно тому, чтобы посадить яблоню, взрастить ее и собирать с нее каждый год десятки килограммов отборных яблок. К сожалению, возможна и такая ситуация, когда евангелисты спасают души, но не готовят ловцов душ. Но невозможно готовить ловцов душ, не приводя при этом отдельные души ко Христу.
Занятия под руководством опытных, способных наставников, дают обучаемым возможность глубинного постижения истины Евангелия и средств его передачи другим. Однако, настоящие ловцы душ не могут быть подготовлены только на занятиях в классе. Как правило, человек идет на такие курсы поскольку сознает свое невежество, а через некоторое время после первых занятий он начинает осознавать, что его невежество еще глубже, чем он предпологал. Прибавьте к тому понимание чрезвычайной серьезности задачи. Принятие или непринятие Евангелия решают судьбу человека в вечности. Безусловно, многих пугает такая ответственность, и человек не решается открыть рот, становясь "теоретическим экспертом", который узнает все больше и больше, о все меньшем и меньшем, пока, наконец, не доходит до такого состояния, когда он знает все ни о чем! При таком развитии событий он никогда не станет ловцом душ.
С другой стороны, участие в практической работе под руководством опытного наставника дает необходимый опыт, который позволяет преодолеть барьер молчания - начать реально благовествовать. Опыт, приобретенный в реальных ситуациях, устраняет страх, вдохновляет человека, и тот уже не боится говорить простыми словами постигнутые сердцем истины и полагается прежде всего на Господа, от Которого в конечном счете и зависят результаты всех наших усилий. Живой пример опытного наставника и собственный опыт - вот путь к преодолению страха. Именно поэтому Иисус Христос "поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь" (Мр. 3:14).
Духовная математика. Именно благодаря приложению на практике этих принципов так быстро росла апостольская церковь. Верджел Герберт описывает этот процесс так:
"В Новом Завете содержится подробный, хорошо документированный отчет об истоках роста церквей в первые века христианства. Причем интересно, что отчет этот носит не только духовный характер, но и подтверждается точными статистическими данными:
Самая первая Иерусалимская церковь началась с собрания в верхней комнате одного из домов Иерусалима, на которое собрались двенадцать учеников.
В День Пятидесятницы три тысячи человек приняли крещение, дар слова и влились в Иерусалимскую церковь (Деян. 2: 41,42).
Подробно описывается, как росла Церковь со Дня Пятидесятницы вплоть до ареста первых Апостолов. Мы узнаем из книги Деяний, что вскоре численность Иерусалимской церкви достигла пяти тысяч членов (Деян. 4:4).
В 14-м стихе 5-й главы Деяний говорится о том, что к церкви примкнуло множество мужчин и женщин.
Из Деяний (6:1-7) мы узнаем, что умножилось число учеников. Таким образом, как в Деяниях святых Апостолов, так и в апостольских посланиях описывается рост церквей и увеличение числа членов церкви. Менее чем за сорок лет христианские общины возникли в каждом языческом городе тогдашнего мира.
В 9-й главе Деяний, ст. 31, говорится о росте церкви не только в Иерусалиме, но и об увеличении числа верующих в Иудее, Галилее и Самарии. При этом акцентируется важная роль материнской церкви в возникновении ее ответвлений в других местах.
В 16-й главе Деяний, ст. 5, опять же говорится о церквах во множественном числе: "Церкви утверждались", "Церкви ежедневно увеличивались числом". Великое Поручение немыслимо без зримых плодов в виде реально организованных церквей. Для того, чтобы действовать и исполнять Великое Поручение, должна существовать какая-либо структура.
Это был настоящий "Взрыв евангелизации".
Из наблюдений Гербера можно заключить, что рост церкви может происходить несколькими путями, по разным законам "духовной математики". Иными словами, число христиан может либо прибавляться, либо умножаться, либо уменьшаться. В Деяниях Апостолов говорится, что Бог присоединял, т.е. прибавлял людей к церкви. Но, с другой стороны, можно увидеть, что рост церкви происходит исключительно путем умножения, ведь с самого начала творения Бог установил принцип, что все размножается и приносит плод "по роду своему". Поэтому для нас главную роль играют два момента:
1. Род или качество того, что мы умножаем.
2. Степень или количество плодов, полученных путем умножения.
Вы неизбежно будете порождать людей, подобных себе. Если вы являетесь зрелым, ответственным и плодоносным христианином, то и ваши последователи будут походить на вас. В значительной степени качество духовной жизни тех, кто появился на свет в результате вашего служения, будет зависеть от качества вашей собственной духовной жизни.
Количество же плодов, которые вы приносите, определяется силой вашего стремления к духовному воспроизводству. Иисус сказал: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам" (Ин 15:16). "Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками" (Ин. 15:8). Апостол Павел верил, что Бог "действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (Еф. 3:20).
Вне зависимости от того, принадлежите вы к братству свидетелей или нет, эти принципы остаются неизменными. Мы можем порождать либо миссионеров, либо людей, самих нуждающихся в том, чтобы их евангелизировали; непоколебимых в вере святых, либо духовных калек; небольшую группу пассивных верующих, либо обильный урожай в виде армии последователей Христовых.