Вопрос 6. поиск близости к аллаху.
а) Определение.
Арабское слово «тауассул» произошло от слова «василя». Лексически оно означает «достижение желаемого», «стремление к цели». В шариате же под ним подразумевается обретение довольства Аллаха и Рая посредством совершения узаконенных поступков и избежания запрещенных деяний.
б) Значение слова «уасиля» в Священном Коране.
Это слово встречается в Священном Коране дважды:
1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида, 35).
2. Всевышний сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (аль-Исра, 57).
В обоих аятах оно означает «близость к Аллаху благодаря совершению богоугодных поступков». Хафиз Ибн Касир в толковании первого аята передал слова Ибн ‘Аббаса о том, что слово «василя» означает «близость». Похожие высказывания он передал со слов Муджахида, Абу Ваиля, аль-Хасана аль-Басри, Абдуллаха бин Касира, ас-Судди, Ибн Зейда и многих других.[37]
Что же касается второго аята, то славный сподвижник Абдуллах бин Мас’уд разъяснил обстоятельства его ниспослания, которые позволяют лучше уяснить его смысл: «Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Эти джинны обратились в ислам, а поклонявшиеся им люди даже не подозревали об этом».[38]
Из этого ясно видно, что под близостью к Аллаху понимаются все праведные деяния и славные обряды поклонения, посредством которых можно приблизиться к Аллаху. Именно поэтому в аяте говорится: «…ищут близости к своему Господу…» Это значит, что они ищут возможности приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство посредством праведных деяний, которые могут приблизить к Нему.
в) Категории поиска близости к Аллаху.
Поиск близости к Аллаху можно разделить на две категории: дозволенный и запрещенный.
1. Дозволенный поиск близости к Аллаху – это приближение к Аллаху посредством правильных, узаконенных в шариате поступков. Для того чтобы уяснить это, следует обратиться к Корану и Сунне и узнать, что в них сказано по этому поводу. Если Коран и Сунна называют какой-либо способ приближения законным, то искать близость к Аллаху таким образом разрешается. В противном случае, поступать так запрещается.
Шариат дозволяет искать близости к Аллаху тремя способами:
1. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его прекрасных имен и великих качеств. Так поступает мусульманин, когда обращается к Аллаху со словами: «О Аллах, я прошу у Тебя благополучия, ведь Ты – Милостивый, Милосердный!» или «О Аллах, я прошу Тебя простить меня и помиловать ради милости Твоей, которая объемлет все сущее!».
Доказательством законности такого способа приближения к Аллаху являются слова Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (аль-А’раф, 180).
2. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством праведного поступка, совершенного самим рабом. В этом случае человек, например, говорит: «О Аллах, прости меня ради моей веры в Тебя, ради моей любви к Тебе, ради моей приверженности дороге Твоего посланника!» или «О Аллах, я прошу у Тебя избавления ради моей любви к Твоему пророку Мухаммаду, e, и ради моей веры в него!» Молящийся также может вспомнить какое-либо из существенных праведных деяний, которое он совершил, чтобы посредством него приблизиться к своему Господу. Об этом упоминается в истории троих людей, оказавшихся запертыми в пещере, которую мы еще перескажем.
О законности такого способа свидетельствуют высказывания Всевышнего: «…которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (Аль Имран, 16);
«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» (Аль Имран, 53).
К числу таких доказательств относится и история о трех людях, оказавшихся запертыми в пещере. Абдуллах бин Умар рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «Трое людей из числа ваших предшественников шли по дороге, когда начался ливень. Они укрылись в пещере, как вдруг выход из нее оказался загорожен. Тогда один из них сказал: «Клянусь Аллахом, спасти вас может только искренность! Пусть каждый из вас попросит Аллаха помочь ради поступка, о котором ему известно, что он совершил его искренне». Один из них сказал: «О Аллах, был у меня работник, который работал на меня за фарак[39] риса. Затем он ушел от меня и не взял его. Я же взял этот фарак и посеял его, а на заработанные средства я купил коров. Но затем он пришел ко мне и потребовал от меня свой заработок. Тогда я сказал ему: «Ступай к тем коровам и уводи их». Он ответил мне: «Ты должен мне всего лишь фарак риса». Я сказал ему: «Ступай к тем коровам, потому что они куплены на этот фарак, и уводи их». Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала немного отодвинулась.[40] Затем второй сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и каждый вечер я приносил им молоко, которое давали мои овцы. Однажды ночью я задержался и пришел, когда они уже легли спать. Моя жена и мои дети плакали от голода, но я не стал поить их, пока не напились мои родители. Я не захотел будить их и не захотел оставлять их, чтобы они не ослабли, не напившись. Я прождал, пока не рассвело, и если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала еще немного отодвинулась, так что они смогли увидеть небо. Затем третий сказал: «О Аллах, у меня была двоюродная сестра, которую я сильно любил. Я пытался соблазнить ее, но она отказалась уступить мне, пока я не дам ей сто динаров. Я смог найти их, пришел к ней и заплатил ей, а она позволила мне овладеть ею. Когда же я воссел между ее ног, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай печать без права на то. Тогда я встал и оставил ей сто динаров. Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут Аллах спас их, и они выбрались наружу». Этот хадис передал аль-Бухари.[41]
3. Приближение к Аллаху посредством мольбы праведного человека, на принятие мольбы которого можно надеяться. В таком случае мусульманин, например, отправляется к человеку праведному, богобоязненному, заботящемуся о соблюдении законов Аллаха, и просит его попросить за него Господа избавить его от печали и облегчить его участь.
Законность такого способа подтверждается тем, что сподвижники просили Пророка, e, молиться за них в общем и в частности.
В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис Анаса бин Малика: «Однажды в пятницу, когда посланник Аллаха, e, стоял, читая проповедь, через дверь, расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, e, и сказал: «О посланник Аллаха! Скотина подохла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда посланник Аллаха, e, поднял руки и сказал: «О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас!» Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха, e, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, e, он сказал: «О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь». Посланник Аллаха, e, поднял руки и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас. О Аллах, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев». Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина. Он ответил: «Я не знаю».[42]
В сборниках аль-Бухари и Муслима также приводится хадис о том, что среди последователей Пророка, e, будет семьдесят тысяч тех, кто войдет в рай безо всякого расчета и наказания. Затем он сказал: «Это будут те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают только на своего Господа». Тогда поднялся Уккаша бин Михсан и сказал: «О посланник Аллаха! Помолись Аллаху, чтобы Он сделал меня одним из них». Он сказал: «Ты будешь среди них».[43] Еще одним доказательством может служить упоминание Пророком, e, Увейса аль-Карани, о котором он сказал: «Попросите же его, чтобы он помолился о прощении для вас».
Искать близости к Аллаху таким способом разрешается только тогда, когда человек, которого просят помолиться Аллаху, жив. Обращаться к нему с такими просьбами после его смерти запрещается, потому что он уже не способен совершать деяния.
2. Запрещенный поиск близости к Аллаху – это попытка приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством поступков, которые шариат не относит к средствам приближения к Господу. Эти деяния одно опаснее другого, и мы перечислим некоторые из них.
1. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством мольбы к мертвым и отсутствующим поблизости, обращение к ним с просьбой о спасении, удовлетворении нужд, избавлении от печали и т.п. Все это относится к проявлениям великого многобожия, которое выводит человека из лона ислама.
2. Приближение к Аллаху посредством совершения обрядов поклонения возле могил и мавзолеев, посредством обращения к Аллаху с мольбой возле них, установления на них фонарей, покрывал и т.п. Эти деяния являются проявлениями малого многобожия, несовместимого с совершенным единобожием. Кроме того, все они в конечном итоге приводят к великому многобожию.
3. Приближение к Аллаху благодаря высокому положению пророков и праведников, которое они занимают перед Аллахом. Поступать так запрещено, более того, это является ересью. Аллах не узаконил такой способ приближения к Нему и не позволял его. Всевышний сказал: «Аллах позволил вам это…?» (Йунус, 59).
Высокое положение праведников перед Аллахом приносит пользу только им самим, как об этом сказал Всевышний: «Человек получит только то, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39).
Поэтому такой способ приближения к Аллаху не был известен во времена Пророка, e, и его сподвижников, и многие богословы ясно заявляли о том, что поступать так категорически запрещено.
Имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Нельзя говорить во время мольбы: «Я прошу Тебя ради такого-то, или ради Твоих угодников и посланников, или ради Заповедной мечети и Заповедного места».
г) Сомнение по поводу способов приближения к Аллаху и их рассеивание.
Противники приверженцев Сунны и единой общины приводят сомнительные доводы и высказывают некоторые возражения по поводу способов приближения к Аллаху, чтобы обосновать свою ошибочную позицию и убедить неграмотных мусульман в ее правильности. Однако все их сомнительные доводы можно разделить на две группы.
Во-первых, они могут опираться на слабые или выдуманные хадисы, которые можно опровергнуть, обосновав их недостоверность и безосновательность. Вот некоторые из этих хадисов:
1. «Ищите близости посредством моего высокого положения, потому что мое положение перед Аллахом очень высоко» или «Когда вы просите Аллаха, то просите Его ради моего высокого положения, потому что мое положение перед Аллахом очень высоко». Этот хадис является ложным. Ни один из богословов не передавал его, и его вообще нет в сборниках хадисов.
2. «Когда дела изнурят вас, то ищите помощи у обитателей могил» или «Молите о спасении обитателей могил». Этот ложный хадис, по единому мнению всех богословов, является наветом на Пророка, e.
3. «Если человек хорошо подумает о камне, то он непременно поможет ему». Этот ложный хадис противоречит исламской религии и был выдуман язычниками.
4. «Когда Адам совершил свой грех, он сказал: «Господи, я прошу Тебя простить меня ради Мухаммада!» Аллах сказал: «О Адам, как же ты узнал о Мухаммаде, если Я еще не сотворил его?» Он сказал: «Господи, когда Ты сотворил меня Своей Рукой и вдохнул в меня от духа Своего, я поднял голову и увидел на подпорках Трона надпись «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Тогда я понял, что Ты упомянешь наряду со Своим именем только имя самого возлюбленного из Твоих творений». Аллах же сказал: «Я прощаю тебя, и если бы не Мухаммад, то Я бы не сотворил тебя».[44] Этот ложный хадис не имеет под собой никаких оснований. То же самое относится к хадису: «Если бы не ты, то Я не сотворил бы небеса».
Мусульмане не имеют права обращать внимание на эти ложные хадисы, вымышленные рассказы и сфабрикованные истории, не говоря уже о том, чтобы опираться на них в своей религии.
Во-вторых, они неправильно понимают значение некоторых достоверных хадисов Пророка, e, искажают их истинный смысл. Приведем несколько примеров:
1. В «ас-Сахихе» приводится хадис о том, что Умар бин аль-Хаттаб, когда началась засуха, попросил аль-’Аббаса бин Абд аль-Мутталиба помолиться о ниспослании дождя и сказал: «О Аллах, мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка. Напои же нас!» После этого полил дождь.[45]
Из этого хадиса они приходят к такому выводу, что Умар искал близости к Аллаху посредством высокого положения аль-’Аббаса и его высокого места перед Великим и Могучим Аллахом. Они считают, что слова «Мы искали близости к Тебе посредством нашего Пророка, и Ты ниспосылал дождь. Теперь мы ищем близости к Тебе посредством дяди нашего Пророка» означают: «Мы искали близости к Тебе посредством высокого положения нашего Пророка, а теперь ищем близости посредством высокого положения дяди нашего Пророка».
Несомненно, такое понимание является ошибочным. Такое толкование далеко от истины и совершенно не подтверждается контекстом хадиса. Сподвижники не пытались приблизиться к Аллаху посредством самого Пророка, e, или его высокого положения. Они надеялись приблизиться к Господу благодаря его мольбам, пока он был жив, о чем уже указывалось ранее. Умар не имел в виду, что он пытается приблизиться к Аллаху посредством самого дяди Пророка или его высокого положения. Он имел в виду только его мольбу. Если бы приближение к Аллаху посредством высокого положения человека или его самого было распространено среди сподвижников, то Умар не стал бы отказываться от Пророка, e, и искать близости к Аллаху посредством аль-’Аббаса. В таком случае сподвижники сказали бы ему: «Зачем искать близости к Аллаху посредством аль-’Аббаса и отказываться от приближения к Аллаху посредством самого Пророка, e, лучшего из творений?» Однако никто из них не сказал это, и совершенно ясно, что при жизни Пророка, e, они пытались приблизиться к Аллаху благодаря его мольбе, а после его смерти стали искать приближения к Аллаху посредством молитв других. Следовательно, они считали дозволенным стремление приблизиться к Аллаху благодаря молитве человека, а не благодаря ему самому.
Все это указывает на то, что обсуждаемый нами хадис не является основанием для тех, кто разрешает искать близость к Аллаху посредством самого человека или его высокого положения.
2. В хадисе Усмана бин Хунейфа сообщается, что к Пророку, e, пришел слепой мужчина и сказал: «Попроси Аллаха исцелить меня». Он сказал: «Если хочешь, я помолюсь, а если хочешь, то прояви терпение, и это будет лучше для тебя». Мужчина сказал: «Помолись же!» Он велел ему совершить омовение надлежащим образом и прочесть следующую молитву: «О Аллах, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе посредством пророка Твоего Мухаммада, пророка милости! Я обратился к Господу моему посредством тебя, чтобы ты удовлетворил мою нужду. О Аллах, сделай же его моим заступником!». Этот хадис передали ат-Тирмизи и Ахмад, а аль-Бейхаки назвал его цепочку рассказчиков достоверной.[46]
Они полагают, что этот хадис указывает на законность приближения к Аллаху посредством высокого положения Пророка, e, или других праведников. Однако в хадисе нет ничего, что бы свидетельствовало в пользу этого. Слепой человек попросил Пророка, e, помолиться за него, чтобы Аллах вернул ему зрение. Он сказал ему: «Если хочешь, я помолюсь, а если хочешь, то прояви терпение». Мужчина попросил его помолиться за него. Эти и другие слова в хадисе ясно указывают на то, что он искал близости к Аллаху благодаря молитве Пророка, e, а не посредством него самого или его высокого положения. Поэтому богословы упоминали этот хадис в разделе о чудесах Пророка, e, и его принятых молитв. Аллах вернул зрение тому человеку ради благодати, которая заключалась в молитве Пророка, e. По этой же причине аль-Бейхаки привел этот хадис в книге «Далаил ан-Нубувва» («Доказательства пророчества»).[47]
Сейчас, когда Пророк, e, уже скончался, подобное невозможно, поскольку Пророк, e, не может помолиться за кого-либо после своей смерти. Он говорил: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, кроме трех. Это – милостыня, которая переходит из рук в руки, знания, которые приносят пользу, и праведный сын, который молится за него». Этот хадис передал Муслим.[48]
Молитва – это тоже одно из праведных деяний, которое человек не способен совершать после смерти.
Одним словом, любые доводы, за которые цепляются противники приверженцев Сунны и единой общины, совершенно безосновательны, поскольку они либо являются недостоверными, либо не свидетельствуют в пользу того, что они говорят.
Вопрос 7. Чрезмерность.
а) Определение.
В арабском языке слово «гулувв» означает «преступление черты», «чрезмерное восхваление или порицание кого-либо или чего-либо». В шариате под ним подразумевается преступление пределов, установленных Аллахом для Своих рабов, как в области религиозных убеждений, так и в поклонении.
б) Религиозное постановление.
Проявлять чрезмерность в религии запрещается, поскольку священные тексты содержат запрет на это, предостерегают от этого и разъясняют дурные последствия этого для людей как в этом мире, так и в Последней жизни. Всевышний Аллах сказал: «О люди писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду» (ан-Ниса, 171).
Всевышний также сказал: «Скажи: «О люди писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути» (аль-Маида, 77).
Передают, что Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Берегитесь чрезмерности, ибо именно чрезмерность в религии погубила ваших предшественников». Этот хадис передали Ахмад и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.[49]
Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Сгинули излишествующие!». Он повторил это трижды. Этот хадис передал Муслим.[50]
Передают, что Умар бин аль-Хаттаб рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо я – раб Аллаха и Его посланник». Этот хадис передал аль-Бухари.[51]
Смысл этого хадиса: восхваляя меня, не излишествуйте, как излишествовали христиане в прославлении Исы, когда они нарекли его Господом Богом. Я – всего лишь раб Аллаха, и потому характеризуйте меня так, как меня охарактеризовал мой Господь, говорите: «Раб Аллаха и Его посланник». Однако заблудшие люди предпочли ослушаться его веления и нарушить его приказ самым ужасным образом. Они возвеличили его и проявили в этом чрезмерность, они приписали ему те же или почти те же качества, что христиане приписали пророку Исе. Они стали вымаливать у него прощение грехов, избавление от печали, исцеление от болезней и многое другое, на что способен только Аллах, у Которого нет сотоварищей. Безусловно, все это является проявлением чрезмерности в религии.