Взаимоотношения между людьми

Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.

Люди Писания

Основная статья: Люди Писания

«Людьми Писания» (араб. اهل الكتاب‎‎, Ахль аль-Китаб) мусульмане называют последователей иудаизма и христианства, а также назореев и сабеев (сура 2:62). Этим термином приверженцев упомянутых религий отделяют от так называемых язычников. Люди Писания имели право свободно исповедовать свою религию в исламском государстве. Мусульманам запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Разрешено иметь с ними родственные связи тех (в частности, разрешено было жениться на женщинах из людей Писания которые были в своей религии до пророчества Мухаммеда) и деловые отношения.

Люди Писания в Коране и Сунне, а впоследствии и целым рядом мусульманских духовных деятелей подвергаются последовательному осуждению за неприятие ими последнего пророка (с точки зрения Ислама) Мухаммеда, отказ от строгого монотеизма, искажение ими (конечно, с точки зрения самих мусульман) священных книг, отступление от «истинной веры» и т. д. Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не считаются, в средние века им часто предписывалось носить даже особые отличительные одежды, как и иудеям, хотя данные меры были невсеобемлющими в мусульманском мире, а отношения к последователям иных вер в разное время и в разных обстоятельствах было различным.

Мечети

Мечеть (masjid)— сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

Процент мусульманского населения в странах мира

Ислам по странам

Ислам — одна из трёх мировых религий. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5миллиарда человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религиейТолько 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства).

Исламское право

Шариат

Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма, кыяс и иджтихад. Последние три источника признаются не всеми мусульманскими правоведами, кроме того разные направления мусульман под «сунной» могут понимать разные тексты.

Слово «шариат» встречается во многих аятах Корана; различные его формы употребляются не только по отношению к современным исламским ценностям, но и к Закону, известному с древнейших времен — например к Закону Мусы. Каждый новый шариат, который приносил посланник Аллаха, отменял предыдущий, но основные положения сохранялись — старые Законы включались в новые и обогащались новыми положениями. Последний Закон — Шариат пророка Мухаммеда — отменил все предыдущие и останется единственно истинным до дня Страшного Суда.

В соответствии с ниспосланными Аллахом Откровениями, все практические предписания Шариата можно разделить на три категории:

  • относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т. д., а также любые действия, одобряемые Им (ибадат);
  • регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право);
  • устанавливающие наказания за правонарушения.

Теория равенства

Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны. Опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня». В Коране говорится: «Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — наиболее благочестивый».

Отношение к рабству

Принявший Ислам — освобождался от рабства, но в отличие от этой нормы, общей с иудаизмом, где от рабства освобождался принявший веру в единого бога, именно мусульманский правитель фатимидского Египта 'Ал-Хаким би-амр-иллах "Абу "Али Мансур 'ибн_Низар впервые в мире полностью запретил рабство на практике. Однако в позднейшее время в ряде мусульманских стран все же процветала работорговля (так же как это имело место в Европе и ее колониях) — лидировала Османская Империя 15-19 веков. В средние века в мусульманских странах сложилась такая же феодальная система, как и в Европе, разве что с меньшей долей политической раздробленности, а вследствие этого в реалиях существовало и рабство и различные формы крестьянской зависимости. Однако, как выше сказано, если раб принимал Ислам его освобождали. В средневековой Восточной Африке даже сложился развитый литературный мусульманский язык африканцев — суахили — от арабского sahil — берег, этот язык образовался из различных диалектов и языков банту, но с арабскими культурными терминами и арабским письмом, в качестве языка прибрежных жителей-африканцев, значительная часть которых первоначальна была вольноотпущенниками, принявшими Ислам во время рабства и возвратившимися на родину после освобождения.Поныне, однако, в Судане и в особенности в Мавритании (которая последней в 20 м веке его отменила) сохраняются пережитки рабства, однако эти явления не только несогласны с нормами Ислама, но прямо им противоречат. Практика гаремов с эпохи Арабского Халифата и наложницы, содержащиеся в них — также давали повод говорить о рабстве, тем боле, что в Османской Турции ло конца 19ого века были «девичьи» рынки, где продавали девушек в наложницы не только в гарем Османского султана, но и ряда его вельмож. Однако само этол понятие, по некоторым сведением-наследие культуры Сасанидского Ирана, а не введено Исламом, где кол-во жен ограничивается 4рьмя.

Например авторитетнейший в шиитской среде Великий Аятолла Макаррем Ширази говорит о рабстве так:

«Критики Ислама необоснованно обвиняют эту религию в дозволенности рабства и рабовладельческих отношений. Обнаружив в аятах Священного Корана ряд шариатских положений, в которых содержится упоминание о рабах, эти люди начинают придираться к Исламу и мусульманам. Они говорят: Почему исламская религия, в которой так много сказано о возвышенном положении человека, не упразднила рабство?! Почему она одним божественным повелением не отменила рабовладение и не освободила всех рабов?! Ведь свобода и независимость это право каждого человека. Почему один человек должен быть имуществом другого человека? Почему он должен лишаться свободы, которая изначальна была дарована ему Творцом?Но данная критика необоснованна, так как исламская религия не дозволяет рабство. Ислам упразднил рабство, но сделал это не сразу, а постепенно, на что были причины. С момента своего возникновения Ислам предоставил в распоряжение мусульман четкую и последовательную программу для отмены рабства и постепенного освобождения всех рабов. Эта программа разработана таким образом, что ее претворение в жизнь не вызовет никаких негативных последствий в обществе. Ислам никогда не был основателям рабовладения и рабства. Исламская религия возникла в эпоху, когда на земле процветал рабовладельческий строй и все человечество в той или иной степени имело отношение к рабству. Религия единобожия всегда призывала людей к счастью и свободе, всегда воспринимала рабство как опухоль на теле человечества, как большую беду для всестороннего развития человеческого общества. Ислам не мог спокойно взирать на несчастную судьбу рабов, которых лишили всех привилегий свободного человека. На протяжении истории рабство неизменно сопровождалось несправедливостью, унижениями и страданиями. Поэтому Ислам не обошел стороной эту больную тему и предоставил человечеству мудрую программу, претворение в жизнь которой искореняет рабство и рабовладельческие отношения.» Мнение Великого Аятоллы Макарема Ширази

Во всех современных стран с преобладающим мусульманским населением рабство официально запрещено светским законом — то есть адатом и не одобряется духовенством. Саудовская Аравия, где находится Мекка - главная святыня мусульман, официально отменила рабство в 1962г. Последней страной с пережитками настоящего рабства и наличием каст и сословий полуфеодального характера была Мавретанияно в этом случае скорее речь шла о тяжелой форме крепостничестве средневекового типа, наподобие серважа в средневековой Франции. В ряде стран Африки - в их глухих уголках, рабство de-facto продолжает свое существование

В бывших сов. республиках с преобладанием мусульманского населения в 90х годах 20го века происходило удержание пленных в качестве фактических рабов, по ряду сообщений тогдашних СМИ акты торговли людьми и использования несвободного труда-Сев. Кавказ, РФ и Таджикистан. Эти акции носили характер протива правовых бандитских акций и не имело одобрения мусульманского духовенства, вплоть до публичного осуждения данных акций

Наши рекомендации