XXVIII. О Вечере Господней
Вечеря !осподня — это не только знак любви, которую христиане испы-тывают друг к другу, но и таинство нашего искупления смертью Христа: в той мере, в какой мы правильно, достойно и с верой принимаем оное, хлеб, кото-рый мы преломляем, является причащением ктелу Христа, а чаша благосло-вения, сходным образом, является причащением к крови Христа.
Пресуществление (или изменение сущности хлеба и вина) в евхаристии не подтверждается Священным Писанием, противоречит ясным словам Писа-ния, извращает природу таинства и дает повод для многочисленных суеверий.
Тело Христа дается, принимается и вкушается в Вечере Господней только небесным и духовным образом. Средством же, с помощью которого тело Хри-ста получается и вкушается в вечере, является вера.
По установлению Христа таинство евхаристии не должно было отклады-ваться на будущее, превозноситься или становиться предметом поклонения.
XXIX. О нечестивых, которые не вкушают тело Христа, участвуя в Вечере Господней
Нечестивые, а также те, кто лишен живой веры, даже если они телесно и видимо терзают своими зубами (как сказал святой Августин) таинство тела и крови Христа, никоим образом не являются причастниками Христа; напро-тив, они вкушают и пьют символ, или таинство, столь великой сущности на свою погибель.
XXX. Об обоих видах
В чаше Господа не следует отказывать мирянам, так как, по Христову уста-новлению и повелению, оба элемента Господнего таинства должны даваться всем христианам.
XXXI. О единственной жертве Христа, совершенной на кресте
Жертвоприношение Христа, однажды совершенное, — это полное искуп-ление и умилостивление за все грехи мира, как первородный, так и индивиду-альные; и не существует никакого иного искупления греха, кроме этого. По-этому распространенное мнение о том, что на католической мессе священник действительно приносит в жертву Христа за живых и мертвых, чтобы полу-чить отпущение грехов, — это богохульное измышление и опасный обман.
XXXII. О браке священников
Закон Божий не повелевает епископам, священникам и дьяконам давать обет безбрачия или воздерживаться от брака; поэтому они, как и все осталь-ные христиане, имеют законное право вступать в брак по своему усмотрению, если сочтут, что это лучше послужит благочестию.
XXXIII. Об отлученных от церкви
Тот человек, который вследствие открытого осуждения церковью изгоня-ется из лона церкви и отлучается, должен восприниматься всем сообществом верующих как язычник и мытарь, пока не будет публично прощен благодаря покаянию и принят в церковь судьей, имеющим на то право.
XXXIV. О традициях церкви
Совершенно очевидно, что традиции и обряды не могли быть везде одина-ковыми или похожими, ибо во все времена они были различны и могли изме-няться в соответствии с многообразием стран, эпох и человеческих обычаев, при условии, что они не устанавливались вопреки Божьему Слову. Всякий, кто, по своему личному усмотрению, преднамеренно и открыто нарушает тра-диции и обряды церкви, которые не противоречат Слову Бога и утверждены общепризнанной властью, подлежит публичному осуждению (чтобы другие боялись поступать так же) за нарушение заведенного порядка в церкви, под-рыв авторитета магистрата и оскорбление чувств слабейших братьев.
XXXV. О гомилиях Вторая книга гомилий, откуда взяты некоторые названия, вошедшие в эту статью, содержит благочестивое и полезное учение и необходима в наше время точно так же, как предыдущая Книга гомилий, вышедшая во времена Эдуарда Шестого. Поэтому мы считаем, что они должны читаться в церкви священниками, усердно и отчетливо, и что они доступны пониманию народа.
Названия гомилий
1. Об истинном назначении церкви.
2. Против опасности идолопоклонства.
3.0 восстановлении и сохранении чистоты церквей. 4.0 добрых делах; о посте.
5. Против чревоугодия и пьянства.
6. Против излишеств в одежде. 7.0 молитве.
8.0 месте и времени молитвы.
9.0 том, что обшие молитвы и таинства должны совершаться на понят-ном языке.
10.0 почтительном отношении к Божьему Слову. 11.0 пожертвованиях. 12.0 рождестве Христа. 13. О страстях Христа. 14.0 воскресении Христа.
15.0 достойном принятии таинства тела и крови Христа. 16. О дарах Святого Духа. 17.0 молебственных днях. 18. О браке. 19.0 покаянии.
20. Против праздности.
21. Против неповиновения.