Претензия по поводу толкования аята. Алуси пишет в «Рух аль-маани»: «Если под наилучшим созданием подразумевается Али ибн Аби Талиб, то выходит

Алуси пишет в «Рух аль-маани»: «Если под наилучшим созданием подразумевается Али ибн Аби Талиб, то выходит, что он лучше самого Посланника Аллаха. А этого не может быть».

Ответ: В данном аяте речь идет о лучших созданиях после Пророка Ислама, так как в аяте они описываются фразой «те, которые уверовали». Вера их непременное качество. И, как известно, одним из условий веры в исламской религии является вера в пророчество Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Имам Али и его последователи уверовали в пророческую миссию Посланника Аллаха и свято соблюдали все его заповеди и повеления. У шиитов нет никаких сомнений в том, что Пророк Ислама является наилучшим творением Всевышнего Аллаха. Это очевидная истина, подкрепленная огромным количеством документальных фактов. Но после Пророка наилучшими созданиями являются Али, ахль аль-бейт и их последователи. Об этом сказано в аяте «Наилучшие создания» и многочисленных хадисах.

23. Аят «Любовь к ближним»

Аятом «Любовь к ближним» называют 23-ий аят суры «Совет», в котором сказано: «Скажи: «Я не прошу у вас награды за это, а только любви к ближним».

За все свои усилия в деле распространения религии благородный Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) никогда и ни у кого не просил награды. Его награда находится у Господа. Но в этом аяте Всевышний Аллах велит Пророку призвать верующих к любви к ближним. Так кто же они эти ближние, любовь к которым приравнивается к награде Пророка Ислама? В соответствии с хадисами, имеющимися в трудах суннитских и шиитских ученых, под ближними, упоминаемыми в данном аяте, подразумеваются ахль аль-бейт – непорочные представители семейства Посланника Аллаха. В одном из хадисов рассказывается, что после ниспослания аята сподвижники спросили Пророка: «Кто относится к ближним, которых предписывает любить этот аят?»Пророк ответил им: «К ним относятся Али, Фатима, Хасан и Хусейн».[310]

Табари в своем толковании Корана приводит следующую историю: «После убийства Хусейна в Кербеле пленные из его семейства были доставлены в Дамаск. Среди плененных находился также Али ибн Хусейн (Имам Саджад). Увидев пленных, один из жителей Дамаска сказал Имаму Саджаду: «Хвала Аллаху за то, что он убил вас». Имам Саджад (да будет мир с ним) ответил ему: «Разве ты не читал аят: «Я не прошу у вас награды за это, а только любви к ближним»? Ближними Пророка являемся мы».[311]

Одним из способов толкования аятов Корана является их толкование при помощи других аятов. Такой способ толкования исключает любые неясности и сомнения, ибо Коран является совершенным писанием и одни его аяты никогда не противоречат другим, а наоборот, дополняют друг друга. Подобное толкование священного писания является традицией имамов из пророческого рода. Любовь и следование семейству Пророка есть верный путь, ведущий к вечному счастью, и эта истина становится очевидной после внимательного рассмотрения следующих аятов:

1. Все без исключения божьи посланники не желали от своих последователей какой-либо награды. Об этом говорится во многих аятах, например:«Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня только Господь миров».[312]

2. Пророк Ислама также не желает получения награды от мусульман, но просит их любить его ближних: «Скажи: Я не прошу у вас награды за это, а только любви к ближним».[313]

3. В еще одном аяте Всевышний повелевает Пророку: «Скажи: «Я не прошу у вас за это никакой награды, кроме той, чтобы желающие встали на путь к своему Господу».[314]

4. В следующем аяте Аллах повелевает Пророку сказать верующим: «Скажи: «Та награда, которую я прошу от вас, предназначена вам самим, а меня вознаградит только Аллах».[315]

Расположив эти четыре аята рядом друг с другом, отчетливо вырисовывается следующая картина. Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род) подобно другим пророкам не желает от верующих материальной награды, ибо его награда находится у Господа. Так сказано в первом аяте. Но он желает от мусульман лишь одну награду. Во втором аяте этой наградой названа любовь к его ближним, в третьем аяте этой же наградой названо то, чтобы желающие встали на путь к своему Господу. И в четвертом аяте говорится, что награда, которую просит Пророк от верующих, обернется вознаграждением самим мусульманам. Другими словами, эти аяты разъясняют нам, что любовь к ближним Посланника Аллаха и есть истинный путь к Господу. Наградой Пророку является то, что мусульмане полюбят близких Пророка (ахль аль-бейт), последуют за безгрешными имамами, и по этой причине всегда будут находиться на прямом пути к своему Господу. Мусульмане нуждаются в этом, что, в конце концов, обернется для них благом и величайшей наградой в этом и загробном мирах. Любовь к ближним Пророка, то есть к предводителям мусульманской общины, означает познание той степени, которую они занимают в исламской религии, и искреннее следование им во всех их предписаниях.

Любовь к семейству Пророка означает совершенную веру, а подчинение и следование им приближает мусульман к божественной милости. Во многих хадисах раскрывается сущность любви к пророческому роду. Посланник Аллаха говорил: «Знайте, тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, умрет смертью мучеников за веру. Тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, умрет прощенным. Тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, умрет покаявшимся. Знайте, тот, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, умрет с совершенной верой. Знайте, тому, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, ангел смерти принесет радостную весть о Рае, а потом Мункар и Накир (два ангела, которые будут задавать вопросы в могиле). Знайте, того, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, поведут в рай с почтением, с которым невесту ведут в дом жениха. Знайте, в могиле того, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, откроются двери в райские сады. Знайте, того, кто умрет с любовью к семейству Мухаммада, будут посещать ангелы милости. И знайте, тот, кто умрет с враждой к семейству Мухаммада, умрет неверным. Знайте, тот, кто умрет с враждой к семейству Мухаммада, воскреснет в судный день с надписью на лбу: «Лишенный милости Аллаха». Знайте, тот, кто умрет с враждой к семейству Мухаммада, даже не почувствует запаха рая».[316]

Пророк Ислама (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Учите своих детей трем вещам – любви к вашему Пророку, любви к его семейству и чтению Корана».[317]

В другом хадисе от Пророка сказано: «Основа веры – это любовь ко мне и к моему семейству».[318]

В хадисе от Имама Али говорится: «Наилучшее деяние это любовь к нам – к семейству Пророка. А наихудшее деяние это вражда с нами».[319]

Посланник Аллах говорил о том, что ждет мусульман в судный день: «В судный день с вас спросится о любви к моему семейству».[320]

Также Пророк сказал: «Воистину, любовь к Али это спасение от огня».[321]

Однажды Посланник Аллаха обратился к Имаму Али: «О Али, счастлив тот, кто любит тебя. И несчастен тот, кто враждует с тобой».[322]

Пророк Ислама сказал: «Любите Аллаха по причине ниспослания вам милостей. Любите меня по причине любви к Аллаху. Любите мое семейство по причине любви ко мне».[323]

Имам Садик говорил: «Воистину, каждый, кто познал и любит нас, тот любит Аллаха».[324]

Пророк сказал: «Любит Али только верующий, а враждует с ним только лицемер».[325]

Пророк говорил о своей дочери: «Фатима часть меня. Каждый, кто разгневает ее, разгневает меня».[326]

В одном из хадисов повествуется, что однажды у Аиши спросили: «Кто из женщин была наиболее любима Пророку?» Она ответила: «Фатима». Ее спросили: «А из мужчин?» Она ответила: «Ее муж».[327]

Пророк говорил о двух своих внуках: «Хасан и Хусейн это мои дети. О Аллах, люби их. И люби тех, кто любит их».[328]

В еще одном хадисе от Посланника Аллаха сказано: «День любви к семейству Мухаммада лучше, чем год поклонения. Тот, кто умрет с любовью к ним, войдет в райские сады».[329]

Однажды Посланник Аллаха взял за руки Хасана и Хусейна и сказал: «Каждый, кто любит меня, этих двух мальчиков и их отца с матерью, в судный день достигнет моего положения».[330]

Наши рекомендации