Невозможность искажения Корана

На протяжении всей истории Ислама всевозможными способами мусульманские ученые доносили до человечества кораническое учение. Огромное количество комментариев к Священному Корану и других произведений, связанных с последним небесным откровением, послужили причиной распространения исламского вероучения и более лучшего понимания божественных аятов. Всякий раз, когда Коран подвергался критике со стороны недоброжелателей, шиитские и суннитские ученые давали достойный ответ их нападкам и развевали любые сомнения относительно священной книги мусульман. Во все времена небесное знание, заключенное в Коране, освещало сердца верующих и вело к вечному счастью ту часть человечества, которая была покорена светом этого удивительного писания – последнего откровения Всевышнего Аллаха, которое Он ниспослал благородному Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и его род).

Но, к сожалению, существует группа людей, среди которых присутствуют также некоторые представители суннитского вероучения, обвиняющие мусульман-шиитов в том, что последние якобы убеждены в искаженности Корана. Несмотря на то, что шииты множество раз опровергали данное обвинение, и что возможности современного информационного мира позволяют очень легко убедиться в несостоятельности подобных утверждений, эти люди упорно продолжают настаивать на своем. С теми из них, кто не является последователем Ислама, все понятно. Но вот сунниты, сами того не замечая, играют на руку враждебным Исламу кругам, и своими необоснованными утверждениями сеют разногласия среди мусульман. Прошли те времена, когда простые люди не могли самостоятельно и объективно судить о различных религиозных положениях, в большинстве случаев их убеждения зависели от небольшой группы ученых, которые и являлись причиной распространения того или иного религиозного учения в какой-либо местности. Теперь каждый человек, сидя у себя дома, читая книги или бороздя по просторам интернета, может ознакомиться с убеждениями всех вероучений, которые существуют на земле.

С одной стороны, сунниты, обвиняющие шиитов в вере в искажении Корана, стараются не замечать основных шиитских книг и убеждений шиитских ученых, которые никогда не переставали говорить о несостоятельности подобных обвинений. Сунниты приводят в качестве доказательства лишь несколько сомнительных хадисов, в которых сказано об искаженности Корана, и которые признаны недостоверными и шиитами, и суннитами. С другой стороны, они закрывают глаза на то, что подобные хадисы во множестве имеются и в авторитетных суннитских книгах. Поэтому в этой главе еще раз будет сказано о том, что Коран исказить невозможно и он никогда не был искажен, и что шииты во все времена были убеждены в том, что Коран состоит из 114-ти сур, первая «Фатиха» и последняя «Люди», и никогда с Корана не было убавлено или прибавлено даже одной буквы.

Аллах хранит Коран

Наилучшими доказательствами тому, что Коран исказить невозможно, являются сами аяты Священной Книги мусульман. В 9-ом аяте суры «Аль-Хиджр» Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Мы ниспослали напоминание, и воистину Мы охраняем его». В этом божественном аяте говорится, что сам Аллах взял на себя обязательство хранить ниспосланное напоминание, коим является Священный Коран. Поэтому в данном писании не может быть никаких добавлений или сокращений.

В 41-ом и 42-ом аятах суры «Разъяснены» сказано: «Воистину, это Книга Великая! Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади. Она ниспослана Мудрым, Достохвальным». В данном отрывке Священный Коран описывается следующими тремя особенностями:

1. Это Книга Великая;

2. Не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади;

3. Она ниспослана Мудрым, Достохвальным.

Две первые особенности указывают на невозможность искажения и изменения Корана, так как слово «азиз», которое переводят на русский язык как «великий», имеет в арабском языке более глубокий смысл. Оно означает «могучий, непобедимый, неподдающийся какому-либо воздействию и поражению». А подверженность искажению является одним из видов поражения, которое Творец отвел от данного писания. А такое качество Корана, как «не приходит к ней ложь ни спереди, ни сзади», еще раз указывает на тот факт, что никто не сможет добавить что-либо в эту Великую Книгу или же убавить из нее.

Шиитские ученые о Коране

Для того чтобы объективно судить о каком-либо вероучении и об убеждениях его последователей, необходимо услышать мнение ученых и авторитетных представителей данного вероучения. Эту истину не будет отрицать ни один здравомыслящий человек. Абсолютное большинство шиитских ученых, включая богословов, историков, хадисоведов, факихов, толкователей Корана и философов везде и во все времена утверждали, что Коран не искажен и никогда не подвергался изменениям.

Шейх Садук, величайший ученый 4-ого века хиджры, в своем труде «И’тикадат» писал: «Наши убеждения состоят в том, что Коран, ниспосланный Пророку Ислама (да благословит Аллах его и его род), является тем самым Кораном, который сегодня находится в наших руках и состоит из 114-ти сур, без сокращений и искажений».

Шейх Муфид, шиитский ученый 5-ого столетия, писал: «Коран защищен от любых видов искажения».

Алламе Хилли, живший в 8-ом веке хиджры, написал в письме одному из мусульман: «Истина состоит в том, что Коран никогда не подвергался искажениям, и ничего не было прибавлено к нему или убавлено. Прибегаю к Аллаху от зла того человека, кто убежден в обратном».

Абу Джафар Мухаммад ибн Хасан Туси пишет: «Речи об искажении Корана не имеют ничего общего с этой Книгой. Все мусульмане убеждены в том, что Коран защищен от искажений и изменений. Что же касается мнения относительно убавления некоторых его аятов, то это также противоречит нашим убеждениям».

Мухаммад ибн Хусейн, более известный как Бахауддин Амули, говорил: «Истина состоит в том, что Священный Коран защищен от любого вида искажений. И утверждения людей, которые говорят, что якобы имя Али (да будет мир с ним) присутствовало в Коране, но затем было изъято из него, для шиитских ученых-факихов является неприемлемым. Каждый приводящий хадисы прекрасно знает, что Коран не может быть изменен. Доказательством тому служат слова большого количества сподвижников Пророка, свидетельствовавших о неискаженности этой Книги».

Фейз Кашани, автор книги «Вафа», комментируя аят Корана: «Воистину, Мы ниспослали напоминание, и воистину Мы его охраняем»,пишет: «И после этого явного довода Аллаха, каким образом можно поверить в возможность искажений и изменений в Коране?»

О некоторых хадисах

Часть хадисов, имеющихся в шиитских комментариях к Корану и в сборниках хадисов, послужили причиной того, что шиитов начали упрекать и обвинять в вере в искаженность Корана, то есть в то, что Коран, который читают мусульмане сегодня, не является тем Кораном, который был ниспослан Посланнику Аллаха. Но, прежде чем вооружаться этими хадисами как доводами против шиитов, людям, возводящим клевету на последователей шиитского вероучения, надлежало бы обратить внимание на следующие моменты:

Во-первых, все эти хадисы являются слабыми и недостоверными, а в цепочке их передатчиков присутствуют лица, не внушающие доверия. Или же эти хадисы являются вымышленными. В трудах шиитских хадисоведов подробно изложено их отношение к подобным хадисам. Поэтому такие хадисы не имеют никакой ценности, а их существование не оказывает никакого влияния на убеждения последователей шиитского вероучения. Здесь необходимо в нескольких строках сказать о шиитских сборниках хадисов. Даже в самых авторитетных шиитских сборниках возможно наличие недостоверных и слабых хадисов. В отличие от суннитов шииты не подвержены догме об абсолютной достоверности труда какого-либо автора. Ибо все существующие книги были написаны обычными людьми, а обычные люди, какими бы они не были праведными, не застрахованы от ошибок и погрешностей. Поэтому в шиитском праве разработана целая система классификации и проверки хадисов, хорошо слаженный механизм отделения достоверных преданий от слабых. Врата иджтихада в шиизме никогда не закрывались, по этой причине в каждую эпоху ученые-факихи снова и снова проверяли хадисы и в своих фетвах использовали лишь достоверные из них.

Во-вторых, сказанное в некоторых из этих хадисов является объяснением и толкованием аятов Священного Корана, а не неотъемлемым компонентом аятов. В хадисе передатчик приводит коранический аят и сразу же после приведения аята говорит следующее предложение, которое является не продолжением аята, как может показаться на первый взгляд, а толкованием аята, делающим его смысл более понятным. Или же, к примеру, в некоторых комментариях к Корану, для большей ясности смысла, между аятами комментатором используются дополнительные слова и предложения, которые делают более понятным истинное значение божественных аятов. Этот прием используется и в современных книгах по Исламу. Например, непосредственно сам коранический аят пишется жирным шрифтом, а между словами аята используются слова, написанные обычным шрифтом или заключенные в скобки, используемые в качестве комментария. В виду того, что в средние века печатное дело было слабым и в письме не использовались различные шрифты и знаки препинания, то комментаторы Корана писали свои труды одинаковым почерком. Это и послужило причиной возникновения подобных недоразумений, то есть того, что некоторые люди посчитали эти хадисы доказательством искажения Книги Аллаха.

В-третьих, в трудах суннитских ученых присутствует значительное число хадисов и преданий, указывающих на искаженность Корана. Но несмотря на это ни один шиит не обвиняет суннитов в убежденности в искажении Корана, ибо все эти хадисы являются недостоверными, так же как аналогичные хадисы в шиитских сборниках. Поэтому тем суннитам, которые возводят на шиитов подобную клевету, следовало бы быть более порядочными и справедливыми, и сначала взглянуть на собственные книги. В качестве примера приведем лишь несколько хадисов из авторитетных суннитских книг:

1. Когда после смерти Пророка мусульмане занялись собиранием божественных аятов в единую книгу, Умар ибн Хаттаб пытался внести в Коран следующую фразу: «Пожилого мужчину и пожилую женщину, если они уличены в прелюбодеянии, забейте камнями». Он до конца своей жизни утверждал, что эта фраза является кораническим аятом, но мусульмане не приняли его утверждений, и в Коране отсутствует подобная фраза.[425]

2. В одном из хадисов, который привел Ахмад ибн Ханбал, приводятся слова Аиши, говорившей, что во времена Посланника Аллаха сура «Сонмы» имела 200 аятов. Но после того как Усман переписал Коран в этой суре осталось то количество аятов, которое имеется в ней сегодня».[426]

3. Еще в одном хадисе, который привел Джалалуддин Суюти, сказано, что Абдуллах ибн Умар утверждал об утере части Корана.[427]

4. В другом хадисе сказано будто бы Убай ибн Кааб, один из сподвижников Пророка, говорил, что сура «Сонмы», состоящая из 73 аятов, была подобна суре «Корова» и насчитывала 286 аятов, и что в ней был аят о забивании камнями.[428]

5. В еще одном предании Малику ибн Анасу приписывают утверждение о том, что он говорил, будто бы была утеряна четверть суры «Покаяние», и что она начиналась с фразы «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного».[429]

6. Ибн Маджа приводит слова Аиши, которая говорила, что Пророку были ниспосланы несколько аятов о забивании камнями и кормлении грудным молоком взрослого человека. Но когда Пророк умер, и мы были охвачены трауром по нему, в дом вошла коза и съела эти аяты.[430]

Таким образом, существование подобных хадисов в шиитских и суннитских источниках никак не влияет на убеждения последователей обоих исламских течений по отношению к Корану. Все эти хадисы, как уже было сказано ранее, не являются достоверными. Напротив, существует огромное количество абсолютно верных хадисов, которые вместе со свидетельством истории являются основой вероучения и шиитов, и суннитов.

О некоторых книгах

Оказавшись под влиянием ряда хадисов, повествующих об искаженности Корана, некоторыми мусульманскими исследователями были написаны книги, в которых они изложили свое мнение по этому поводу. Недостаточная осведомленность этих людей подтолкнула их к мысли о том, что Священный Коран, вопреки мнению абсолютного большинства мусульман, был искажен под влиянием различных обстоятельств и исторических событий. Однако подобные заявления встречали решительный отпор ученых обоих исламских направлений.

Из шиитских исследователей подобного рода можно назвать Ахмада ибн Мухаммада Саййари, написавшего книгу под названием «Кыраат», которую шиитские ученые считают недостойной внимания. А ее автора они по праву считают обладателем искаженных убеждений. Другим шиитским исследователем является Али ибн Ахмад Куфи, который также является автором книги, где поднимается вопрос об измененности Священного Корана. Но и он по мнению ученых не является лицом достойным доверия.

Из суннитских исследователей назовем двух человек. Один из них Мухиддин ибн Араби, который в своем труде утверждает о том, что часть Корана была утеряна, и который встретил достойный отпор со стороны своих современников. И еще один исследователь по имени Мухаммад Абдуль-Лятиф, написавшей книгу «Аль-фуркан». Он собрал в своем труде множество хадисов и преданий об искаженности Корана, и посчитал их достоверными. Эта книга была напечатана в Египте, но вызвала возмущение мусульманской общественности, и по настоятельному требованию ученых университета «Аль-азхар» правительство Египта изъяло из продажи весь оставшийся тираж.

О 115-ой суре

Еще одним обвинением в адрес шиитов является то, что якобы они помимо общепринятых 114-ти сур добавляют в Книгу Аллаха еще одну суру, которую называют «Два света». Неблагочестивые недоброжелатели шиитов пишут в своих трудах, что будто бы все шиитские ученые согласны с тем, что изначально в Коране было 115 сур, а затем одна сура была удалена врагами ахль аль-бейт. Эта откровенная клевета действует на умы рядовых суннитов, поэтому они, под впечатлением прочитанного, также присоединяются к обвинениям шиитов, не удосужившись проверить заведомо ложную информацию. Все это является хорошо спланированной пропагандой, направленной на то, чтобы у людей возникло искаженное представление о шиизме, чтобы они думали, что шииты в отличие от остальных мусульман не принимают традиционный общепринятый Коран.

История стиха «Два света», которую пытаются представить как 115-ую шиитскую суру, такова. Предположительно в 17-ом веке по грегорианскому летоисчислению в Индии была написана книга «Дабестан мазахиб». Доподлинно ее автор не известен, но по-видимому им является индийский исследователь Мухсин Фани. Автор не относит себя к шиитам и в своей книге рассматривает различные религиозные направления, распространенные в то время в Индии. Шиизму в своей книге он отводит всего несколько страниц и пишет, что некоторые шииты убеждены в том, что во время своего правления Усман ибн Аффан исключил из Корана суру, в которой упоминаются достоинства Али ибн Аби Талиба. Затем в 19-ом веке эта книга была переведена на английский язык и уже после этого недоброжелатели шиитов уцепились за нее, как за аргумент против них. Но данная книга не является шиитской и ее автор доподлинно неизвестен, исследователи только предполагают, что им является Мухсин Фани. Никто до 19-ого века даже не слышал про 115-ую суру, никто до этого времени не приписывал шиитам Коран с добавленной в него лишней сурой. Ни один шиитский ученый никогда не заявлял об этой суре, нет ни одного шиита, который верил бы в изъятую суру. Поэтому все справедливые суннитские ученые и немусульманские исследователи говорят, что шииты, так же как и сунниты, следуют Корану, состоящему из 114-ти сур. А попытки приписать им веру в несуществующую 115-ую суру не что иное, как ложь и обман.

Тавассуль

Арабское слово «тавассуль» переводится на русский язык как посредничество. В исламском богословии термином «тавассуль» обозначают посредничество для приближения к Аллаху и достижения какой-либо цели, когда мусульманин устанавливает посредника между собой и Господом. Этим посредником могут быть имена Всевышнего Аллаха, Священный Коран, вера, благие деяния человека, молитва праведника, поэтому тавассуль имеет множество смыслов. У последователей Ислама нет сомнений относительно дозволенности самого посредничества, ибо в Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите пути приближения к Нему».[431] Но между ними, а точнее между салафитами и всеми остальными мусульманами, имеются разногласия по поводу обращения за молитвой или помощью к покинувшим этот мир пророкам, имамам и праведникам. Именно в этом значении тавассуль стал предметом жарких диспутов между салафитами и последователями других исламских течений. Салафиты считают, что обращение к умершим людям, будь то Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) или любой другой благочестивый человек, является язычеством, несовместимым с исламским единобожием. Тогда как все остальные мусульмане утверждают, что салафиты, неверно истолковывая многие положения единобожия, ошибаются и не к месту запрещают тавассуль. В данной главе мы вкратце рассмотрим эту тему и покажем, что тавассуль не противоречит монотеизму и является дозволенным деянием, к которому может прибегнуть каждый мусульманин.

Две ошибки салафитов

Сторонники салафизма запрещают тавассуль вследствие нескольких своих ошибочных убеждений, у истоков которых стоял Ибн Теймия. Одно из них сводится к поверхностному толкованию ряда аятов Священного Корана, в которых затрагивается тема господства Всевышнего Аллаха и обращения язычников к своим идолам. Другая ошибка заключается в их неверном понимании понятия смерти и перехода души из ближнего мира в следующий.

Обычно салафиты, пытаясь подтвердить свою правоту относительно запрета тавассуля, прибегают к помощи некоторых коранических аятов, например:

«Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом».[432]

«К Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им».[433]

«Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим».[434]

«А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе».[435]

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам».[436]

Однако внимательное изучение этих аятов вместе с предыдущим каждого из них и последующим, а также небольшое размышление над их смыслом, не оставит без внимания того, что во всех приведенных отрывках содержится порицание в адрес язычников. Язычников, которые взывали к своим идолам – каменным, деревянным, железным. Язычников, которые полагали, что их идолы обладают независимостью и могут самостоятельно вершить некоторые из дел мироздания. Пребывая в своем заблуждении, они верили, что их идолы управляют погодой и природными явлениями, могут даровать счастье или наслать беды, а также могут заступиться за них перед самым главным божеством, коим они считали Аллаха. Во всех этих аятах используются такие выражения, как «наряду с Аллахом»,«вместо Него», что самым лучшим образом демонстрирует, что язычники были убеждены в независимости своих идолов, приписывая им атрибуты и действия, которые являются прерогативой одного лишь Господа. Но ни один из обвиняемых салафитами мусульман не разделяет подобных убеждений. Ни один из мусульман, обращаясь к Посланнику Аллаха или другому праведнику, не считает, что тот обладает полной независимостью и может самостоятельно вершить божественные действия. Никто из них не придает творениям божественные атрибуты. Иначе это было бы многобожием. Мусульмане являются монотеистами, поэтому, произнося «Ассаляму алейкя, о Посланник Аллаха…» и изъявляя ему свою просьбу, они просят его помолиться или заступиться за них перед Аллахом. Ведь положение нашего Пророка настолько высокое, что Аллах обязательно ответит на его молитву, если он помолится за нас. В Коране по этому поводу сказано: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным».[437] Это одинаково касается и его молитв при жизни, и его молитв после ухода из этого мира. Почему салафиты утверждают, что обращение к Пророку при его жизни было дозволенным, а после смерти стало запрещенным? Разве критерием в определении многобожия и единобожия является жизнь и смерть? Конечно же нет. Критерием многобожия, о чем было сказано ранее, является убежденность в полной независимости и самостоятельности, в возможности творений вершить господние дела. И мусульмане далеки от таких убеждений.

Наши рекомендации