Ниваранапабам – препятствия
дхаммесу дхамманупасси вихарати паньчасу ниваранесу.
Ниварана значит «завеса» или «занавес»: то, что мешает видеть реальность. На 10-дневном курсе о ниваранах говорилось как о пяти врагах: влечении, отвращении, сонливости, возбужденности и сомнении. Есть такой пример. В далекие времена, когда не было зеркал, днем использовали горшки с чистой водой, чтобы люди могли увидеть свое отражение. Если вода грязная, мутная или неспокойная, то разглядеть отражение довольно трудно. Точно так же и эти нивараны являются вашими врагами, препятствиями на пути наблюдения реальности, потому что искажают реальность и мешают ее видеть.
Опять же при наблюдении дхамм не используется воображение: дхамма переживается в дхамме (дхаммесу). Размышление также не используются. Как же тогда наблюдают эти препятствия?
сантам ва адджхаттам камаччхандам ‘аттхи ме адджхаттам камаччхандо’ ти паджанати,
асантам ва адджхаттам камаччхандам ‘наттхи ме адджхаттам камаччхандо’ ти паджанати
Если есть влечение к чувственным удовольствиям (камаччханда), вы это просто принимаете. Вы это просто осознаёте. Если нет влечения, вы это понимаете и просто осознаёте реальность такой, какая она есть, от момента к моменту.
…ятха ча ануппаннасса камаччхандасса уппадо хоти танча паджанати, ятха ча уппаннасса камаччхандасса паханам хоти таньча паджанати, ятха ча пахинасса камаччхандасса аятим ануппадо хоти таньча паджанати.
Затем эти влечения к чувственным удовольствиям (камаччханда), которые лежали глубоко внутри и были совершенно неподвижны (ануппанна), теперь поднимаются на поверхность (уппада). Вы это тоже осознаёте (паджанати). Всё, что возникает, рано или поздно исчезает, самудая-вая. Это можно сказать и о влечении: влечение возникает и исчезает. И когда оно слой за слоем выходит на поверхность и вы его наблюдаете, оно искореняется (пахана). Те влечения, которые были искоренены (пахина), никогда больше уже не вернутся (аятим ануппадо). Всё это вы просто наблюдаете и осознаёте (паджанати).
Когда искореняются все накопленные влечения, достигается полное освобождение. Привычка ума порождать влечение искоренена, подобного рода санкхары больше уже не могут возникать.
Сантам ва адджхаттам бьяпадам…
Сантам ва адджхаттам тхинамиддхам…
Сантам ва адджхаттам уддхаччакуккуччам…
Сантам ва адджхаттам вичикиччам… таньча паджанати.
Точно так же практик медитации подходит к пониманию отвращения (бьяпадам): оно или есть, или его нет. Весь процесс Випассаны описан в этих строках. Даже если в прошлом отвращение не возникало, значит, подобно спящему вулкану оно лежит глубоко внутри и неизбежно поднимется на поверхность. Вы его тоже наблюдаете, и оно искореняется. До тех пор пока полностью не изменится стереотип поведения, санкхара отвращения того же типа снова и снова будет возникать. Только в том случае, если все они искоренены на глубинном уровне, они больше никогда не вернутся. Это и есть конечная цель. Невозможно, чтобы арахант вновь начал порождать влечение или отвращение.
Таким же образом искореняются тхинамиддхам (сонливость ума и вялость тела), уддхачча-куккучча (беспокойство) и вичикиччхам (сомнения, скептицизм).
Вы должны ясно понимать, что всё возникающее в уме, любая дхамма, даже простая мысль, начинает перемещаться вместе с потоком ощущений в теле: ведана самосарана саббе дхамма. Это закон природы, Будда его не создавал, он его открыл. Независимо от того, что возникло в уме – гнев, страсть или еще что-то, – если практик медитации наблюдает ощущения, то он работает правильно. В противном случае всё это превращается в интеллектуальную игру. С поверхностного уровня гнев может уйти, но глубоко внутри ощущения остаются, и ум продолжает реагировать на них с гневом, а медитирующий об этом даже не подозревает. Поэтому в данной традиции мы не можем позволить себе упускать ощущения в теле. Слова Будды становятся такими понятными: сампаджаньням на риньчати. Каждое мгновение вы должны осознавать возникновение и исчезновение ощущений.
Какой бы раздел каянупассаны, ведананупассаны, читтанупассаны или дхамманупассаны вы ни практиковали, если у вас нет понимания возникновения и исчезновения ощущений, вы не сможете ни достичь накопленных в глубинах ума загрязнений, ни искоренить их. Практика превратится в игру на поверхностном уровне.
Далее идут те же этапы:
Ити адджхаттам ва дхаммесу дхамманупасси вихарати… ‘аттхи дхамма’ ти… на ча киньчи локе упадияти.
Наблюдая то, что внутри и на поверхности, а затем возникновение и исчезновение, вы достигаете стадии ‘аттхи дхамма’ ти: нет ни плохого, ни хорошего, ни моего, ни вашего, есть только закон природы, только содержимое ума и его глубинная природа. И дальше повторяются те же этапы, пока не останется ничего, за что можно было бы цепляться.
Если в уме возникло влечение, вы не можете избавиться от него с помощью отвращения, потому что тем самым порождаете новую санкхару отвращения. Если вы просто принимаете, что в уме есть влечение, а затем начинаете его наблюдать, тогда реагирование, которое является природой этого влечения, не преумножается. Оно слабеет, угасает. Точно так же наблюдают и любые ментальные загрязнения. Даже практика интеллектуальных размышлений о теле как о чем-то отвратительном, которая разбиралась в главе Каянупассана, давалась Буддой в самом начале лишь для того, чтобы направить человека по правильному пути. Как только начинается практика Випассаны, уходит отвращение к безобразному телу; его просто наблюдают таким, какое оно есть, с мудростью и пониманием возникновения и исчезновения – ятха-бхута ньяна-дассанам. Ньяна, как и паджанати, – просто осознавание с пониманием аниччи. Всё, что возникает, – плохое или хорошее, чистое или грязное, просто наблюдают, не пытаясь ни удержать, ни оттолкнуть. Это правильный путь, ведущий к конечной цели.
Путь очень долог, но он начинается с первого шага. Не стоит отчаиваться, что конечная цель далека. Ваши усилия не будут напрасными, все они принесут пользу. Вы следуете по правильному пути к конечной цели. Шаг за шагом вы оказываетесь всё ближе и ближе к конечной цели и когда-нибудь непременно ее достигнете.
Продолжайте следовать по пути, шаг за шагом. Используйте это время и предоставленные вам возможности. Слушая прямые слова Будды, старайтесь понять эту чудесную технику, старайтесь использовать ее правильно. Насколько возможно, старайтесь не упускать сампаджаньню. Всё время, что бы вы ни делали, за исключением лишь периода глубокого сна, старайтесь быть осознанными и сохранять сампаджаньню – ради вашего блага, ради вашей пользы, ради вашего освобождения. Пусть все вы освободитесь от оков и страданий.
Пусть все существа будут счастливы!
ДЕНЬ 6 (DAY 6)
Закончился шестой день курса Сатипаттханы. Продолжим изучать главу Дхамманупассана. Дхамма – это содержимое ума, это природа содержимого ума, это всеобщий закон природы. Будда, просветленный, не хотел создавать секту, не хотел создавать религию. Открыв высшую истину на самом глубоком уровне, Будда объяснял этот закон всем людям независимо от их принадлежности к той или иной секте, к той или иной общине, от их национальности, цвета кожи или пола, чтобы помочь им понять реальность и освободиться от страданий. Вся Вселенная, всё живое, всё неживое – всё управляется на основе этого закона. Когда естьбудда и даже когда нет будды, этот закон управляет постоянным взаимодействием ума и материи, всеми потоками, глубинными потоками, пересекающимися потоками в каждом человеке. Однако люди продолжают играть в игры на поверхностном уровне ума, утверждаются в своем невежестве и умножают страдания, усиливая свои оковы и ограничения.