Хадис 395. О следовании за имамом, и запрете опережать его.
Хадис 395. Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Имам назначается для того, чтобы остальные брали с него пример. Поэтому, если он возвеличит Аллаха, то и вы возвеличьте Его, и не делайте этого раньше него. Когда он совершит поясной поклон, вы тоже поклонитесь, и не делайте этого раньше него. Когда он скажет: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!” - вы говорите: “О Аллах, Господь наш! Хвала Тебе!” Когда он совершит земной поклон, вы тоже падайте ниц, и не делайте этого раньше него. Если он совершает намаз стоя, то и вы должны поступать так. Если же он совершает намаз сидя, то и вы должны сидеть вместе с ним». Этот хадис передал Абу Давуд, но его суть передали аль-Бухари и Муслим.
Комментарий:
На это предание ссылаются ханифиты и другие ученые, полагающие, что при выпрямлении после поясного поклона имам должен сказать только: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет”, а молящиеся позади него должны произнести только слова: “О Аллах, Господь наш! Хвала Тебе”.
Аль-Ауза‘и, ас-Саури и некоторые другие считали, что имам и молящийся отдельно должны произносить обе фразы, а молящиеся позади имама должны только восхвалить Аллаха. Это мнение опирается на хадис Хузейфы, переданный Ахмадом, Муслимом и ан-Насаи. В нем сообщается, что после поясного поклона Посланник, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Аллах внимает тому, кто Его восхваляет! Господь наш! Хвала Тебе». Похожие сообщения переданы от имени Абу Са‘ида (ан-Насаи), ‘Аиши (Ахмад), ‘Али ибн Абу Талиба (ад-Дарими).
Абу Йусуф и Мухаммад считали, что имам и молящийся отдельно должны произносить обе фразы, а молящиеся позади имама - только первую. Однако такое суждение противоречит очевидному смыслу хадисов на эту тему.
Аш-Шафи‘и полагал, что молящиеся позади имама тоже обязаны произносить обе фразы, поскольку мусульманам приказано брать пример с Посланника, мир ему и благословение Аллаха. По его мнению, в хадисах нет прямых указаний на то, что молящиеся позади имама могут ограничиться только восхвалением Аллаха, и подобное объяснение представляется вполне убедительным. Согласно сообщению Ибн аль-Мунзира, это суждение также разделяли Ибн Сирин и ‘Ата. См. «Субуль ас-Салам», т. 2, с. 13.
Из данного сообщения также следует, что молящиеся позади сидящего имама должны молиться сидя, даже если здоровы. Этого мнения придерживались Ахмад, Исхак, аль-Ауза‘и, Ибн аль-Мунзир, Давуд и остальные богословы захиритской школы. По словам Ибн Хазма, его же разделяли Джабир, Абу Хурейра, Усейд ибн Худайр и др. Потом Ибн Хазм сказал: «Нам не известны сподвижники, которые не разделяли этого мнения». Он же передал слова ‘Абд ар-Раззака: «Все, кого мы видели, считали, что если имам молится сидя, то остальные тоже должны молиться сидя».
Согласно сообщению Ибн Хиббана, этого суждения придерживались трое упомянутых выше сподвижников (Джабир, Абу Хурейра, Усейд ибн Худайр), Кейс ибн Фахд (тоже один из сподвижников), Абу аш-Ша‘са, Джабир ибн Зейд (оба из числа последователей сподвижников), Малик ибн Анас, Абу Аййуб Сулейман ибн Давуд аль-Хашими, Абу Хейсама, Ибн Абу Шейба, Мухаммад ибн Исма‘ил, Ибн Хузейма и др. Ибн Хиббан писал: «Я считаю это примером единого мнения ученых, ведь четверо сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешили поступать так. Согласно нашим представлениям, единое мнение - это единое мнение сподвижников, и нам не известно, чтобы кто-либо из них не согласился с мнением этих четверых. На эту тему нет сообщений ни с целостной цепочкой, ни с прерванной. Сподвижники были словно единодушны в том, что если имам молится сидя, то остальные должны тоже молиться сидя. Среди их последователей аналогичные фетвы издали Джабир ибн Зейд и Абу аш-Ша‘са. Нам не известны ни достоверные, ни слабые сообщения о том, чтобы кто-либо из последователей разделял иное мнение, словно они тоже были единодушны в данном вопросе». По его словам, первым, кто запретил молиться сидя позади сидящего имама, был аль-Мугира ибн Муксим, соратник Ибрахима ан-Наха‘и. От него данную точку зрения перенял Хаммад ибн Абу Сулейман, а от него - Абу Ханифа и его последователи.
Между тем аль-Хаттаби, кадий ‘Ийад, ан-Навави и многие другие были не согласны с Ибн Хиббаном. Аль-Хазими сказал, что большинство ученых не следовали примеру сидящего имама и молились стоя. Аль-Хумейди, аш-Шафи‘и считали, что предписание молиться сидя позади сидящего имама было аннулировано, потому что незадолго до кончины Посланника, мир ему и благословение Аллаха, он сидя руководил намазом, тогда как остальные молились стоя.
Ахмад не разделял мнения об отмене данного предписания. Он полагал, что если постоянный имам начал намаз сидя из-за временной неспособности стоять на ногах, то остальные тоже должны молиться сидя. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Анаса ибн Малика: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упал с лошади и повредил правый бок. Мы навестили его, и когда наступило время намаза, он помолился сидя. Мы тоже помолились позади него сидя. Когда же он завершил намаз, то сказал: «Имам назначается для того, чтобы молящиеся брали с него пример. Поэтому, когда он возвеличит Аллаха, вы тоже возвеличьте Его. Когда он совершит земной поклон, вы тоже падите ниц. Когда он поднимет голову, вы тоже поднимите головы. Когда он скажет: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!” - вы говорите: “О Аллах, Господь наш! Хвала Тебе!” Если он молится сидя, то и вы все молитесь сидя». Но если имам начал намаз стоя, то остальные тоже должны молиться стоя, независимо от того, сядет имам впоследствии или нет. Именно так поступили сподвижники, когда молились вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, незадолго до его кончины. Следует признать, что это суждение не лишено недостатков, так как комментаторы разошлись во мнениях относительно того, действительно ли Посланник, мир ему и благословение Аллаха, присоединился к коллективному намазу незадолго до своей кончины в качестве имама. Толкование имама Ахмада является правильным только в том случае, если это действительно было так.
Малик полагал, что молиться сидя разрешалось только позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что мусульманам запрещалось опережать его в любой форме. Однако это суждение опровергается известными преданиями о том, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, молился позади Абу Бакра и ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Ауфа. Мнение Малика подтверждается хадисом, переданным ад-Даракутни со слов Джабира: «Нельзя молиться сидя позади кого-либо, кроме меня». Однако его рассказчик по имени Джабир аль-Джу‘фи был неприемлемым. Помимо того, между ним и аш-Ша‘би пропущено одно звено. Другая версия хадиса была пересказана от имени аш-Ша‘би Муджалидом, но большинство ученых считало этого рассказчика слабым. Иных аргументов в пользу данного суждения нет, а это значит, что мы не имеем права считать позволение молиться сидя позади сидящего имама особенностью Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Некоторые считали, что предписание садиться позади сидящего имама является не обязательным, а желательным, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил мусульманам стоять, когда молился незадолго до смерти. По данному вопросу существуют и другие мнения, однако они представляются нам менее убедительными. Наиболее аргументированным же следует признать суждение имама Ахмада, поскольку оно позволяет совместить все перечисленные выше сообщения. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 165-167.