Условия обязательности хаджа и ’умры.


Хадж и ’умра являются обязательными при наличии следующих условий:
1 ― Ислам;
2 ― Разум;
3 ― Половое созревание;
4 ― Свобода, (иначе говоря, человек не является рабом);
5 ― Возможность.

То есть, хадж и ’умра являются обязательными для каждого разумного, совершеннолетнего, свободного мусульманина, имеющего возможность их совершить.
А для женщин существует еще и шестое условие, а это наличие близкого родственника (махрама), который будет сопровождать их в пути.
Неверующему не приказывают совершать хадж и ’умру, пока он не примет Ислам. И даже если он их совершит, то они не будут действительными. Неверующего необходимо призывать к основам, то есть к вере (иману).

Также и сумасшедший, у которого нет разума, не обязан совершать хадж и ’умру, и даже если он совершит их, они не будут действительными, ибо у него нет разума. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо поднято от троих: от спящего, пока он не проснется; от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и от сумасшедшего, пока его разум не вернется к нему». Абу Дауд, 4403.


Также ребенок (не достигший половой зрелости) и раб не обязаны совершать хадж и ’умру, но если они все-таки совершат хадж или ’умру, то это запишется им как дополнительное (желательное) поклонение, и тот, кто сопровождал их, получит награду.
Передают со слов ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил в ар-Раухе [место, находящееся на расстоянии 36 миль от Медины] группу людей, ехавших верхом на верблюдах, и спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Мусульмане», и в свою очередь спросили его: «А кто ты?» Он сказал: «Посланник Аллаха». Тогда одна женщина подняла к нему своего маленького сына и спросила: «Будет ли действительным его хадж?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, а награда за это достанется тебе». Муслим, 1336.


Сообщается, что ас-Саиб ибн Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Родители взяли меня с собой для совершения хаджа вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда мне было семь лет». аль-Бухари, 1858.


Для ребенка и раба этот хадж не записывается как обязательный, то есть они должны будут совершить хадж еще раз, когда ребенок достигнет половой зрелости, а раб получит свободу.


Сообщается, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Заучите от меня следующие слова, но не говорите: ″Сказал ибн ’Аббас″. Если раб совершил хадж вместе со своим владельцем, а затем получил свободу, то он обязан совершить хадж (еще раз). Если ребенок совершил хадж вместе со своей семьей, а затем достиг половой зрелости, то он обязан совершить хадж, (который совершают) мужчины». Передал ибн Аби Шейба, 14875. Иснад достоверный.


Имам аль-Бейхакъи (4/325) передал этот хадис как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И слова ибн ’Аббаса: «Заучите от меня следующие слова, но не говорите: ″Сказал ибн ’Аббас″», указывают на то, что следующие слова принадлежат именно посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Что касается пятого условия, то это возможность совершить хадж и ’умру, а под возможностью имеют в виду физическую и материальную возможности. Аллах Всевышний сказал: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь». (Сура али ’Имран, аят 97)


Если человек не имеет возможности совершить хадж и ’умру, например, из-за старости, или из-за болезни, при которой нет надежды на выздоровление, или из-за отсутствия денег, то хадж и ’умра не являются для него обязательными.
Если человек не имеет физической возможности совершить хадж и ’умру, но у него есть деньги, то он обязан нанять того, кто совершит за него хадж и ’умру.

Сообщается со слов Абу Разина аль-’Укъайли, что, однажды, он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, мой отец очень стар и не может совершить ни хадж, ни ’умру, и даже не может сидеть в седле». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши хадж и ’умру за своего отца». ат-Тирмизи, 930.


Также сообщается со слов ’Абдуллаха ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что, однажды, одна женщина из племени хас’ам подошла (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует), чтобы спросить совета, и сказала: «О посланник Аллаха, поистине, Аллах обязал Своих рабов совершать хадж тогда, когда мой отец уже достиг глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить хадж за него?» — и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Да", а было это во время прощального паломничества. аль-Бухари, 1854; Муслим, 1334.


В этом хадисе также указание на то, что женщина может совершать хадж за мужчину.
Если кто-то умер, не совершив хадж, и оставил после себя имущество, то из оставленного им наследства берется необходимая сумма для того, чтобы нанять кого-то совершить за него хадж.


Сообщается со слов Бурайды ибн аль-Хусейба, что, однажды, у одной женщины умерла мать и эта женщина спросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Моя мать никогда не совершала хадж, так могу ли я совершить хадж за неё?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Соверши хадж за неё». Муслим, 1149.


Женщина, имеющая физическую и материальную возможность совершить хадж или ’умру, все равно не сможет их совершить до тех пор, пока у нее не будет близкого родственника (махрама), который бы сопровождал ее в пути.

Передают, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Я слышал, как однажды во время проповеди пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Мужчине ни в коем случае не следует оставаться наедине с посторонней женщиной, если не будет с ней близкого родственника (махрама), и не следует женщине пускаться в путь, если не будет с ней близкого родственника (махрама)!″ Услышав эти слова, один человек сказал: ″О посланник Аллаха, моя жена отправилась в хадж, а я зачислен в боевой отряд для участия в таком-то походе″. На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:″Отправляйся в путь и соверши хадж вместе с женой″». аль-Бухари, 1862; Муслим, 1341.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал этому человеку оставить джихад и отправиться в хадж вместе со своей супругой.


Если женщина совершит хадж без близкого родственника (махрама), её хадж будет действительным, но ей запишется грех за то, что она отправилась в путешествие без близкого родственника.


Если же женщина живет в Мекке, то она может совершить хадж вместе с группой надежных женщин, ибо для нее хадж уже не является путешествием, следовательно, её не обязан сопровождать близкий родственник.
А близкими родственниками (махрамами) женщины являются её муж и те люди, за которых она никогда не сможет выйти замуж из-за прямых родственных уз или из-за других причин, которые будут перечислены ниже.


Близкими родственниками (махрамами) женщины по причине прямых родственных уз являются её отец (дед, прадед), её сын (внук, правнук), ее родной брат, родной брат её отца (дядя со стороны отца), родной брат её матери (дядя со стороны матери).
Что же касается других причин, помимо прямых родственных уз, то их две: либо молочное родство, либо родство по причине брачных уз.


Близкими родственниками (махрамами) женщины по причине молочного родства являются её молочный отец [1], её молочный сын [2], её молочный брат, а также родной брат её молочного отца и родной брат её молочной матери.
Близкими родственниками (махрамами) женщины по причине брачных уз являются отец её мужа (свёкор), сын её мужа, муж её матери (отчим) при условии, что этот муж уже вступал с её матерью в половую близость [3], и муж её дочери (зять).

[1] — [Иначе говоря, муж её молочной матери (той женщины, которая кормила её грудным молоком)].

[2] — [Иначе говоря, тот, кого сама эта женщина кормила грудным молоком].

[3] — [Если человек еще не вступил в половую близость со своей супругой, то её дочь (иначе говоря, его падчерица) не считается для него близкой родственницей, и он не является для нее ″махрамом″, ибо Аллах Всевышний сказал: «(Вам запретны) ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха». (Сура ан-Ниса, аят 23). То есть, если представить, что мужчина женился на женщине, у которой есть дочь от другого брака, но затем развелся, не вступив с ней в половую близость, то он может жениться на дочери этой женщины, и не является её ″махрамом″].

Столпы хаджа и ’умры.


Столпами (арканами) хаджа и ’умры называют те вещи, которые обязательно нужно совершить во время совершения хаджа и ’умры, и нельзя их ничем заменить.


У ’умры три столпа: ″ихрам″, обход вокруг Каабы (тауаф) и бег между холмами (са’и). Эти три столпа являются также столпами хаджа, но помимо них у хаджа есть еще четвертый столп, а это – стояние на’Арафате.


″Ихрам″ - это намерение вхождения в хадж или ’умру. Человек не считается вступившим в ″ихрам″, если не будет намерения в сердце, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела с намерениями и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести». аль-Бухари, 1; Муслим, 1907.


Сказал ибн уль-Мунзир: «Ученые единогласны, что тот, кто хотел совершить хадж, но произнес намерение на ’умру, или хотел совершить ’умру, но произнес намерение (тальбию) на хадж, обязывается тем, что намеревался совершить в сердце, а не тем, что произнес языком». См. «аль-Иджма’», стр. 55.


″Тауаф″ - это обход вокруг Каабы во время хаджа после возвращения с ’Арафата и Муздалифы. Аллах Всевышний сказал: «Пусть обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)». (Сура аль-Хадж, аят 29)


Сказал ибн Къудама: «Обход вокруг Каабы (тауаф) является столпом хаджа, и хадж не будет завершенным без него. Мы не знаем относительного этого разногласий. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Пусть обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)». Сказал ибн Абдуль-Барр: ″Обход вокруг Каабы (тауаф) является обязательной составляющей хаджа, и нет в этом разногласий среди ученых″». См. «аль-Мугъни», 5/311.


Что же касается обхода вокруг Каабы (тауафа) во время ’умры, то это первый обход вокруг Каабы, который совершает человек, совершающий ’умру, сразу как прибыл в Мекку.


Сказал ибн Рушд: «Ученые единогласны в том, что нет на совершающем ’умру ″тауафа″, кроме ″тауафа″ сразу по прибытии в Мекку». См. «Бидаят уль-Муджтахид», 1/344.


В языковом значении слово «’умра» переводится как «посещение».

А в шариате «’умра» ― это посещение Каабы для совершения обхода вокруг нее (тауафа) и для бега (са’и) между Сафа и Маруа. Именно так совершал ’умру посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.


Передают, что ’Амр ибн Динар сказал: «Как-то раз мы спросили ибн ’Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, можно ли мужчине, который приехал в Мекку для совершения ’умры и совершил обход вокруг Каабы, но не выполнил обряд ритуального бега между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, спать со своей женой? Ибн ’Умар сказал:″Приехав в Мекку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, семь раз обошёл вокруг Каабы, совершил молитву в два раката позади места Ибрахима и семь раз пробежал между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, а посланник Аллаха всегда был для вас хорошим примером″». аль-Бухари, 1793; Муслим, 1234.


Бег между холмами ас-Сафа и аль-Маруа во время ’умры совершается после ″тауафа″ вокруг Каабы, как мы видим на примере пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


Если человек совершает хадж «ат-таматту’», то бег между холмами ас-Сафа и аль-Маруа совершается им после совершения ″тауафа аль-ифада″.


Если же человек совершает хадж «къиран» или хадж «ифрад» [1], то он может пробежать между холмами ас-Сафа и аль-Маруа либо после ″тауафа аль-къудум″ [2], либо после ″тауафа аль-ифада″ [3]. Если он не пробежал между холмами ас-Сафа и аль-Маруа после ″тауафа аль-къудум″, то обязан сделать это после ″тауафа аль-ифада″.

[1] — [Существуют три вида хаджа: хадж ат-таматту', хадж аль-киран и хадж аль-ифрад.
Хадж ат-таматту' — совмещение большого (хадж) и малого ('умра) паломничества тем, кто хочет совершить умру в один из месяцев хаджа. Сначала человек совершает ’умру, а потом выходит из состояния ихрама. В 8-й день месяца зу-ль-хиджжа паломник снова входит в состояние ихрама уже для совершения обрядов хаджа.
Хадж аль-киран — совершение хаджа и 'умры, когда человек входит в состояние ихрама, после чего отправляется в Мекку и совершает обряды 'умры, а потом дожидается времени совершения хаджа, то есть 8-го дня месяца зу-ль-хиджжа, не выходя из состояния ихрама и избегая всего, что запрещается делать паломникам.
Хадж аль-ифрад— совершение одного только хаджа без совершения 'умры.
В любом случае о каждом из этих трех видов еще будет рассказано более подробно в следующих главах].


[2] — [″Тауаф аль-къудум″ ― это обход вокруг Каабы, который совершается сразу по прибытии в Мекку, но этот ″тауаф″ не является столпом Хаджа].


[3] — [″Тауаф аль-ифада″ ― это обход вокруг Каабы, который является столпом Хаджа. Хадж не будет действительным без совершения этого ″тауафа″. ″Тауаф аль-ифада″ совершается в день Жертвоприношения].


Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва - одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество (’умру), тот не совершит греха, если пройдет между ними». (Сура аль-Бакара, аят 158)

А посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О люди, пробегайте между ас-Сафа и аль-Маруа, ибо бег между ними предписан вам». ад-Даракъутни, 2/255; аль-Бейхакъи, 5/97. Имам ан-Науауи назвал хадис хорошим. См. «аль-Маджму’», 8/82. А аль-Миззи и ибн ’Абдуль-Хади назвали хадис достоверным. См. «Ируа уль-Гъалиль», 1072.


Также сообщается, что ’Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Аллах не сделает завершённым ни хадж, ни 'умру человека, пока тот не совершит ритуальный бег между ас-Сафой и аль-Марвой!» аль-Бухари, 1790; Муслим, 1277.


Это – три столпа хаджа и ’умры. Относительно того, что ″ихрам″ и ″тауаф″ являются столпами хаджа и ’умры единогласны все ученые. Что же касается бега между холмами ас-Сафа и аль-Маруа, то он является столпом хаджа и ’умры по мнению большинства ученых.


Что же касается хаджа, то у него есть еще четвертый столп, а это стояние на ’Арафате. Аллах Всевышний сказал: «А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте». (Сура аль-Бакара, аят 198).

А возвращение с Арафата может быть только после стояния на нем.

Стояние на ’Арафате является столпом хаджа, и если человек упустил этот столп, то он упустил и хадж.


Сообщается, что ’Абду-р-Рахман ибн Йа’мар сказал: «Я присутствовал вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он стоял на ’Арафате. К нему пришли люди из жителей Неджда и сказали: ″О посланник Аллаха, как совершается хадж?″ Он ответил: ″Хадж – это ’Арафат! Кто пришел на ’Арафат до утреннего намаза в ночь, (когда люди ночевали в Муздалифе), тот сделал свой хадж полным″». Абу Дауд, 1949; ибн Маджах, 3015; ат-Тирмизи, 889; ан-Насаи, 3016. Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 1067.


Сказал ибн уль-Мунзир: «Ученые единогласны в том, что стояние на ’Арафате является обязательным. У того, кто упустил это стояние, нет хаджа». См. «аль-Иджма’», стр. 64.

[Прочитав эту главу, мы поняли, что у 'умры три столпа: ихрам, тауаф вокруг Каабы и бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Что же касается хаджа, то у него четыре столпа: ихрам, тауаф вокруг Каабы, бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва и стояние на горе Арафат.


Что же касается того, как совершать эти обряды Хаджа и Умры, в каком порядке, и так далее, то всё это будет подробно описано в следующих главах, а целью этой главы было просто оповещение читателя о столпах, а не о том, как и в какой последовательности их совершать, ибо эти вопросы были упомянуты здесь вкратце, но разъяснение их придет далее в более подробной форме].


Наши рекомендации