Претензии по поводу толкования аята. Первая претензия:Хадис о том, что Али ибн Аби Талиб является наставником на истинный путь, на самом деле слабый и не заслуживает внимания
Первая претензия:Хадис о том, что Али ибн Аби Талиб является наставником на истинный путь, на самом деле слабый и не заслуживает внимания. Поэтому приводить его в качестве толкования упомянутого выше аята бесполезное дело.
Ответ: Этот хадис, который является толкованием 7-ого аята суры «Гром», привели в своих трудах немалое количество суннитских ученых, среди которых присутствуют такие выдающиеся личности как Ахмад ибн Ханбал, Фахр Рази, Табари, ибн Асакир. А Хаким Нишабури после упоминания этого хадиса пишет, что цепочка его передатчиков полностью соответствует условиям Бухари и Муслима. Только Али Асгар Ризвани, современный шиитский исследователь, приводит ссылки на сорок авторитетных ученых суннитского направления, которые привели этот хадис в своих трудах. Данный хадис является абсолютно достоверным, и в суннитских источниках дошел до нас множеством путей. А в шиитских источниках передатчики этого хадиса столь многочисленны, что никто даже не сомневается в его истинности и достоверности.
Вторая претензия:Часть суннитских ученых утверждает, что этот аят не имеет в виду наставничества одних только имамов из пророческого рода, а подразумевает наставничество всех сподвижников и ученых исламской общины. И Пророк Ислама упомянул Имама Али лишь в качестве примера, как одного из подобных наставников.
Ответ: Если бы Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в толковании смысла данного аята действительно хотел сказать, что наставниками на истинный путь являются сподвижники и ученые, то, несомненно, он бы так и сказал. Но в толкованиях этого аята отсутствуют хадисы, указывающие на это. И наоборот, существует значительное количество пророческих хадисов, в которых говорится, что наставниками на истинный путь после Пророка являются двенадцать имамов из рода Бани Хашим, первый из которых Али ибн Аби Талиб (да будет мир с ним). Если допустить, что данное утверждение верно, и что наставниками на истинный путь, о которых говорится в аяте «Наставление», являются исламские ученые, то невольно возникает вопрос: А ученые какого из исламских течений являются теми наставниками, которые наставят всю общину на единственно верный путь? Ведь никто не будет отрицать, что вскоре после смерти Посланника Аллаха мусульманская община раскололась на множество идеологических течений, и ученые каждого из них утверждают, что именно их убеждения являются истинными. В этом случае перед рядовыми мусульманами встает неразрешимая задача, за кем же из ученых последовать? Поэтому самое правильное толкование смысла данного аята сводится к тому, что в каждую эпоху существует один божественный руководитель, который наставляет на истинный путь все человечество, если конечно люди сами примут это наставничество.
Помимо всего вышесказанного внешний смысл самого аята, который ниспослан на арабском языке, указывает на то, что в каждую эпоху наставником является лишь один человек. Слово «наставник» в арабском оригинале 7-ого аята суры «Гром» упоминается без артикля «аль», что указывает на единственность наставника для каждого времени. Если бы наставников было много, то есть если бы ими были все сподвижники и ученые, то это слово было бы употреблено с артиклем «аль».
18. Аят «Правдивые»
Аятом «Правдивые» называют 119-ый аят суры «Покаяние», в котором сказано:«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми».
Данный аят относится к тем аятам, которые предписывают следовать во всем Посланнику Аллаха и непорочным имамам из его рода (да благословит их всех Аллах). Кто же такие правдивые, упоминающиеся в данном аяте? Этими правдивыми[283] являются люди с совершенной верой, непорочные и безгрешные, степени которых не способны достичь остальные мусульмане. Именно поэтому Всевышний Аллах обращается в аяте ко всем верующим: «Будьте с правдивыми».Он не говорит здесь мусульманам: «будьте правдивыми» или «будьте из правдивых», а говорит: «будьте с правдивыми». Смысл слова «правдивый» в этом аяте не означает просто правдивость и честность. Его смысл гораздо глубже, он означает абсолютную и совершенную веру – веру Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) и имамов из его семейства. Если допустить, что слово «правдивые» в данном аяте относится ко всем правдивым и честным людям, то почему в начале аята Аллах говорит: «О вы, которые уверовали. Бойтесь Аллаха», но потом не велит: «будьте правдивыми»? Ведь все без исключения мусульмане обязаны быть и богобоязненными, и честными. Смысл данного аята заключается в том, что все верующие, включая рядовых мусульман и выдающихся ученых, должны постоянно быть с правдивыми. То есть они обязаны слушать их наставления, выполнять их повеления, делать то, что велят они, и отстраняться от того, что они запрещают, во всем равняться на них, и принимать лишь от них истинное понимание исламской религии. Этими правдивыми являются Посланник Аллаха и двенадцать безгрешных предводителей, наставников человечества.
Хаким Хаскани в качестве комментария к этому аяту приводит следующий хадис: «Абдуллах ибн Умар говорил: «Аллах повелел сподвижникам бояться Его и быть вместе с правдивыми, то есть с Мухаммадом и его семейством».[284]
Имам Али (да будет мир с ним) передает слова Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род), который сказал: «Верующие должны быть богобоязненными и быть вместе с правдивыми. А правдивыми являются Али и его наследники».[285]
Сами имамы также неоднократно указывали на то, что в аяте речь идет о них. Имам Бакир (да будет мир с ним) на вопрос о правдивых в этом аяте ответил: «Ими являемся мы».[286]
В хадисах, имеющихся в достоверных книгах обоих исламских школ, содержится большое число предписаний, настоятельно рекомендующих мусульманам следовать во всем имамам из пророческого рода и придерживаться их традиций. Посланник Аллаха в одном из таких хадисов сказал: «Тот, кто хочет жить как я, и умереть как я, а после смерти поселиться в вечном раю, который приготовил Господь, должен признать руководство Али и его потомков. Они никогда не собьют вас с пути истины и никогда не введут в заблуждение. Горе отрицающим их превосходство».[287]
Из другого пророческого хадиса следует, что двенадцать безгрешных имамов являются хранителями верных религиозных убеждений, и что во время разногласий и сомнений необходимо всегда ориентироваться на них. Пророк говорил: «Звезды являются безопасностью и спасением для обитателей земли, а мое семейство является безопасностью и спасением для моей общины от разногласий».[288]
19. Аят «Обладатели напоминания»
Аятом «Правдивые» называют 7-ой аят суры «Пророки», в котором сказано:«Спросите у обладателей напоминания, если вы не знаете».Этот же текст слово в слово повторяется в 43-ем аяте суры «Пчелы».
Если между мусульманами случаются разногласия или у них возникают сомнения и какие-либо трудности, с которыми они не в силах справиться в одиночку, то им необходимо обратиться к обладателям напоминания. Данный аят настаивает на этом. В обладателях напоминания нуждаются все верующие, и рядовые мусульмане, и великие ученые. Без их помощи и наставлений невозможно достичь успеха в этом и загробном мирах. Так кто же они обладатели напоминания? Под обладателями напоминания, о которых идет речь в данном аяте, подразумеваются двенадцать безгрешных имамов из рода Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Они являются теми, за кем обязаны следовать все верующие, на кого должны равняться все мусульмане. Они ответят на все вопросы и разрешат любые трудности.
В хадисе от Имама Бакира (да будет мир с ним) говорится: «Когда был ниспослан аят: «Спросите у обладателей напоминания, если вы не знаете», Пророк сказал: «Напоминание это я, а имамы из моего рода являются обладателями напоминания».[289]
Имам Садик (да будет мир с ним) прокомментировал аят «Обладатели напоминания» следующим образом: «Книга Аллаха – это напоминание, а обладатели напоминания – это род Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род)».[290]
Однажды Имам Рида (да будет мир с ним) присутствовал на научном собрании, организованном халифом Мамуном. Имам Рида прочитал аят: «Спросите у обладателей напоминания, если вы не знаете», и сказал: «Обладатели напоминания это мы – семейство Пророка». Некоторые присутствующие возразили: «Нет, обладатели напоминания это иудеи и христиане». Тогда Имам Рида ответил им: «Преславен Аллах! Разве возможно такое? В этом случае они призовут нас к своей религии и скажут, что их религия лучше нашей. В этом аяте под напоминанием подразумевается Посланник Аллаха, ведь в Коране говорится: «Страшитесь Аллаха, о обладатели разума, которые уверовали. Аллах уже послал вам напоминание – Посланника, который разъясняет вам знамения Аллаха».[291] Таким образом, Посланник Аллаха – это напоминание, а мы – обладатели напоминания».[292]
Суннитский ученый Хаким Хаскани приводит в своей книге следующий хадис: «Имама Али (да будет мир с ним) спросили об аяте: «Спросите у обладателей напоминания, если вы не знаете».Он ответил: «Клянусь Аллахом, только мы являемся обладателями напоминания и обладателями знания. Посланник Аллаха говорил: «Я город знаний, а Али ворота этого города. Каждый, кто жаждет знаний, должен подойти к воротам города».[293]
Слово «напоминание»[294] упоминается в Коране нескольких раз и в разных значениях. Среди них в значении Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) и Священного Корана. В значении Посланника Аллаха в 10-ом и 11-ом аятах суры «Развод»: «Страшитесь Аллаха о обладатели разума, которые уверовали. Аллах уже послал вам напоминание – Посланника, который разъясняет вам знамения Аллаха». В значении Корана в 44-ом аяте суры «Пчела»:«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались».
В соответствии с этими двумя аятами Посланник Аллаха и Священный Коран являются божественными напоминаниями. Ниспослание Корана и миссия Посланника Аллаха преследовали одну цель – наставить человечество к истине, на единственно верный путь, который ведет идущих по нему к вечной милости Господа. Двенадцать непорочных имамов являются обладателями и хранителями этих напоминаний, знающими все об их тайнах, смыслах и целях. Они хранители верного смысла Корана и чистой сунны Посланника Аллаха. Так же, как и цель ниспослания напоминаний, целью назначения Всевышним Аллахом безгрешных руководителей мусульман является наставление человечества на истинный путь. По этой причине Посланник Аллаха постоянно заповедовал мусульманам следовать после него за безгрешными имамами, ибо они лучше всех осведомлены в религии, они обладают глубочайшими знаниями и совершенными нравственными качествами. Следование им – это подчинение Корану и покорность завету последнего Пророка.
20. Аят «Знание книги»
Аятом «Знание книги» называют 43-ий аят суры «Гром», в котором сказано: «И говорят неверующие: «Ты не посланник». Скажи: «Достаточно того, что свидетелем между мной и вами являются Аллах и те, у кого знание Книги».
В многочисленных хадисах от безгрешных имамов из семейства Посланника Аллаха говорится, что под теми, у кого знание Книги, о которых идет речь в этом аяте, подразумеваются Имам Али и остальные имамы. Однажды люди спросили о значении аята у Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род). Он ответил им: «Под теми, у кого знание Книги, подразумевается мой брат Али ибн Аби Талиб».[295]
На точно такой же вопрос Имам Бакир ответил: «Под теми, у кого знание Книги, подразумеваемся мы. Имам Али первый из нас и наилучший после Пророка».[296]
Имам Садик повторял: «Клянусь Аллахом, знание Книги у нас. Клянусь Аллахом, знание Книги у нас».[297]
Имам Али по поводу знаний безгрешных имамов говорил: «Знайте, знание всех пророков от Адама до последнего Пророка находится у семейства последнего Пророка».[298]
Об этом же говорится и в некоторых суннитских источниках. Ибн Магазали передает от Абдуллы ибн Ата: «Мы находились возле Абу Джафара (Имама Бакира) и в это время мимо нас прошел сын Абдуллы ибн Салама. Я спросил Абу Джафара: «Это сын человека, у которого находится знание Книги?» Он ответил: «Нет, им является Али ибн Аби Талиб, во славу которого Аллах ниспосылал аяты Корана».[299]
Абу Саид Худри рассказывает: «Я спросил Посланника Аллаха о значении аята «Достаточно того, что свидетелем между мной и вами являются Аллах и те, у кого знание Книги».Посланник ответил: «В аяте говорится о моем брате Али ибн Аби Талибе».[300]
Аят «Знание книги» подчеркивает, что свидетельство тех, кто обладает знанием Книги, подобно свидетельству самого Всевышнего Аллаха. Оно не дополняет свидетельства Аллаха, так как свидетельства Аллаха достаточно и без дополнительных подтверждений. Но свидетельство тех, у кого знание Книги, такое же убедительное, безошибочное и обязательное для исполнения, как свидетельство Господа. Те, у кого знание Книги, обладают полным и совершенным познанием Священного Корана. Они знают его явный и скрытый смысл, они знают все его предписания. Они лучше кого бы то ни было знают истинное толкование аятов Корана, ведь они являются хранителями его верного смысла. Таким совершенным знанием Книги и безошибочным свидетельством, которое, судя по аяту, подобно свидетельству Господа, обладают только Имам Али и остальные безгрешные имамы из пророческого рода.
Авторы ряда суннитских книг пишут, что в данном аяте речь идет об иудеях и христианах, ведь они в исламской религии считаются обладателями писания, поэтому они и являются теми, у кого знание Книги. В некоторых из их книг сказано, что в аяте говорится о конкретном человеке. Им называется Абдулла ибн Салам – главе иудеев Медины. Но подобные утверждения не имеют под собой никаких разумных оснований. Разве возможно, чтобы Священный Коран приравнивал свидетельство иноверца свидетельству Всевышнего Аллаха? Поэтому единственным толкованием аята является толкование, которое дали ему Посланник Аллаха и безгрешные имамы. Они по праву являются обладателями знания Книги.
21. Аят «Вервь Аллаха»
Аятом «Вервь Аллах» называют 103-ий аят суры «Семейство Имрана», в котором сказано: «И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь».
Данный аят призывает всех мусульман держаться за вервь Аллаха, следование которой сохранит исламскую общину от разногласий и сомнений в религии. Во многих хадисах, имеющихся в трудах суннитских и шиитских авторов, говорится, что под вервью Аллаха в аяте подразумеваются Коран и безгрешные имамы из рода Посланника Аллаха.Имам Садик (да будет мир с ним) по поводу толкования этого аята сказал: «Мы являемся вервью Аллаха».[301]
Однажды Имаму Риде (да будет мир с ним) задали вопрос о верви, о которой говорится в 103-ем аяте суры «Семейство Имрана». Имам ответил: «Али ибн Аби Талиб – прочная вервь Аллаха».[302]
Такой же хадис передается от Имама Бакира (да будет мир с ним), который говорил: «Семейство Пророка является вервью Аллаха, за которую должны держаться все. В Коране говорится: «И держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь».[303]
Подобные хадисы имеются и в трудах суннитских ученых. Кундузи Ханафи передает от ибн Аббаса: «Мы находились возле Пророка, когда подошел один араб и спросил: «Что такое вервь Аллаха, за которую мы должны держаться?» Пророк взял в свои руки руку Али и сказал: «Держитесь за него, он прочная вервь Аллаха».[304]
Хаким Хаскани передает, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал: «Каждый, кто хочет спастись и ухватиться за прочную вервь Аллаха, должен принять руководство Али и следовать за его потомками, наставляющими на истинный путь».[305]
Священный Коран является одним концом спасительной верви, а безгрешный род Пророка ее вторым концом. Коран это программа жизни, это закон, ниспосланный Всевышним Аллахом человечеству, а пророческий род выступает в роли хранителя этого закона, разъясняющего его, и наставляющего на его основе всех желающих на истинный путь. Но следует признать, что одного только Корана недостаточно для обретения спасения. Для этого необходим человек, который в каждую эпоху будет давать Корану верное толкование, кто всегда будет хранителем истинных целей небесного писания. Если допустить, что Коран для людей достаточен сам по себе и не нуждается в божественном толкователе его аятов, то мы сегодня не были бы свидетелями того, что мусульманская община разделилась на множество течений и направлений. Но к сожалению это не так. Мусульмане разобщены, и представители каждого из исламских течений доказывают свою правоту на основе Корана, приводя божественные аяты для подтверждения своих убеждений. Но кто же из них является правым? Чьи убеждения являются отражением подлинного Ислама. За кем последовать и доверить свою вечную загробную жизнь? Поэтому шииты никогда не переставали говорить о необходимости существования божественного предводителя, который верно истолкует аяты Корана, правильно разъяснит все религиозные положения и будет являться причиной единения всех мусульман мира. Можно ли поверить в то, что Всевышний Аллах призывает в этом аяте к единству, но Посланник Аллаха не обозначает тот критерий, следуя которому мусульмане сохранят свое единство после его ухода в мир иной? Ислам совершенная религия, в ней предусмотрено абсолютно все, что может произойти с общиной верующих. В исламской религии нет места подобным недоразумениям. Поэтому Пророк всегда указывал на необходимость следования безгрешным имамам из его семейства, которые вместе со Священным Кораном и являются той спасительной вервью Аллаха. Множество раз он говорил: «Мое семейство среди моей общины подобно ковчегу Ноя среди его общины. Кто вступит на него, спасется, а кто не вступит, утонет. Не обгоняйте их, ибо тогда вы заблудитесь. И не отставайте от них, ибо тогда вы погибните».
В Священном Коране сказано: «И это мой путь, ведущий прямо. Следуйте ему и не делитесь, блуждая по другим путям. Это Он вам заповедовал, может быть вы станете благочестивы».[306]
22. Аят «Наилучшие создания»
Аятом «Наилучшие создания» называют 7-ой аят суры «Ясное знамение», в котором сказано: «Поистине, те, которые уверовали и совершали благие деяния, они наилучшие создания».
В предыдущем аяте данной суры описываются наихудшие создания: «Поистине, не уверовавшие из людей писания и язычников окажутся в огне ада и пребудут там вечно. Они – наихудшие создания».[307]А в рассматриваемом нами аяте говорится о наилучших созданиях – людях, которые веруют в Аллаха и наступление судного дня, следуют за Посланником Аллаха и вершат благие деяния. В соответствии с шиитскими комментариями к Священному Корану данный аят был ниспослан во славу Имама Али (да будет мир с ним) и его последователей. Но информация об этом имеется также в многочисленных суннитских источниках. Хаким Хаскани в «Шавахид ат-танзиль», комментируя данный аят, пишет, что аят был ниспослан в связи с Али ибн Аби Талибом и ахль аль-бейт. Там же он приводит хадис от Имама Али, который сказал: «Пророк прижал меня к груди и сказал мне: «Аят «Поистине, те, которые уверовали и совершали благие деяния, они наилучшие из созданий» о тебе и твоих последователях. Местом нашей встречи будет райский водоем».
Джалалуддин Суюти в своем тафсире «Дурр аль-мансур» передает от Абдуллы Ансари: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти находится моя душа, Али и его последователи преуспеют в судный день». И затем Всевышний Аллах ниспослал данный аят».
Табари в «Джами аль-баян», комментируя 7-ой аят суры «Ясное знамение», приводит слова Пророка Ислама, сказавшего: «Речь в этом аяте идет об Али и его последователях».
Помимо комментариев к Корану похожие хадисы имеются и в суннитских сборниках хадисов. Например, Хайсами приводит слова Пророка, обращенные к Али: «О Али, ты первым из моей общины войдешь в рай, и твои последователи будут восседать на возвышенностях из света».[308]
Небезызвестный суннитский историк Хатыб Багдади пишет, что Посланник Аллаха говорил Али: «О Али, ты и твои последователи в раю».[309]
Знакомясь с хадисами, служащими толкованием 7-ого аята суры «Ясное знамение», можно сделать следующие два вывода. Во-первых, в хадисах говорится о последователях Али, то есть о шиитах. Значит, слово шииты применил Посланник Аллаха, назвав так приверженцев Али ибн Аби Талиба. Здесь не остается места для беспочвенных утверждений ряда исследователей, измышляющих различные причины, которые, по их мнению, способствовали появлению шиитов. Тем более что они не имеют при этом общего мнения. Во-вторых, этот аят указывает на то, что Имам Али является наилучшим из всех сподвижников Пророка. Все без исключения мусульманские ученые, и даже Ибн Теймия, убеждены в том, что руководителем исламской общины должен быть наилучший мусульманин. Таким образом руководителем мусульман после Пророка должен быть только Али ибн Аби Талиб.