Уме.Внутреннее изменение нашего сердца
Перелом, зависит только от нас. Во внутреннее святилище сердца никто из посторонних
не может войти: там все решает
Сам человек со своею совестью и сознанием.
Станем же внутренне пред лицом Бога и
скажем в сердце своем: с этого момента
Начну принадлежать Господу всем сердцем
И работать Ему одному всеми своими силами.
Господь близ; Он ко всем приходит и
Стучит в сердце — не отворит ли кто. Если
Наше сердце — замкнутый сосуд, то виною
Этому только мы сами.
И много ли от нас требуется? Ведь мы не
Совсем же чуждаемся Господа. Только угождение
Ему стоит у нас не на первом месте,
Не есть главное наше дело, а как бы придаток
К нашей жизни. Главное же у нас —
Угождение себе, угождение людям и мирским
Обычаям. Поставьте теперь угождение
Господу на первом месте и перестройте все
Остальное по отношению к этой цели — и
Ваше внутреннее настроение изменится. Во
Внешнем останется все то же, только сердце
Станет новое.
Как правильно говеть
Говением ( этот слово происходит от индоевропейского
корня «хава», означающего
«благоговейное принесение жертвы») называется приготовление к святому таинству
Причащения.
Говение продолжается несколько дней,
Продолжительность его устанавливается духовником
— один день, три дня, неделя.
Во время говения телу предписывается
Воздержание, то есть телесная чистота
И ограничение в пище — исключается пища
животного происхождения, «скоромная»
(от древнерусского «скором» — жир, масло):
Мясо, молоко, масло, яйца, а при строгом посте
— и рыба. Хлеб, овощи и фрукты употребляются
В умеренном количестве.
В дни говения христианин должен усугубить
Свое келейное молитвенное правило,
Если позволяют обстоятельства, посещать
Все храмовые богослужения, примириться
с теми, кого обидел («недостоин тот,
кто приступает без примирения», — говорил
Преподобный старец Феофан Ново-
Езерский).
Накануне причащения надо прочитать
Три канона (ко Господу Иисусу Христу, Божией
Матери и Ангелу Хранителю) и правило
Ко святому причащению. Вечером необходимо
Помолиться в храме за вечерним
Богослужением. Молитвы на сон грядущим
И утренние также должны быть прочитаны.
Иногда правило ко причащению разделяют:
Вечером, вместе с вечерними молитвами,
Читают канон ко причащению, а утром, вместе с утренними молитвами, оставшееся
Последование ко причащению, кроме канона,
Прочитанного накануне.
Церковный устав не разрешает есть и
Пить после полуночи и до принятия святых
Даров.
«Не думайте, что, попостившись неделю,
Вы уже достойны причащения, — говорил
Преподобный старец Феофан Новоезер-
Ский. — Нет; сколько бы ни постились,
Один пост не делает достойными принятия
Страшных и Пречистых Таин. Не в том состоит
Приготовление, чтобы не опускать ни
Одной службы, да чтобы масло не попало
На ложку, чтобы от пищи воздержаться. Надобно
Внутреннее очищение, — чтобы
Тщеславия не было, гордости, непокорности,
Чтобы худой мысли не удержать в душе
Ни на минуту. Кто остается в ожесточении,
Не хочет испросить прощения у других в
Тайных и явных оскорблениях, или прощает
Не от сердца, — на таковых Господь гневается,
И приобщение таковых бывает в
осуждение».
«Братия и сестры говеющие! Убоимся
Окамененного нечувствия грехов наших,
Убоимся гордости своей сердечной, которая
говорит: не нуждаюсь я в прощении
грехов, я не виноват, я не грешен; или: грехи
У меня легкие, человеческие, — как будто
нужно, чтобы были бесовские; или: мне не
Худо и во грехах моих жить. Это сатанинская
Гордость, и сам сатана в нашем сердце
Твердит те же слова. Восчувствуем глубоко,
Глубоко, всем сердцем, безчисленные беззакония
Свои, будем воздыхать об них из глубины
Души, прольем об них слезы умиления
И умилостивим разгневанного Владыку. Не
Станем нимало оправдывать себя, как фарисеи,