Тоном, ибо при таком именно
Тоне, а не при скороговорке бывает сердце
Сокрушенное и смиренное; пришествие к
Нам благодати Святого Духа, без Коего сам
по себе человек — ничто! «Аще не Господь
Созиждет дом душевный, всуе труждаем-
ся», — поет Святая Церковь.
Вечерний навык покаяния пред Богом
Поведет дальше к средине дня, а потом будешь
Ловить себя на месте преступления
Греховного падения (в мелочах). Такое покаяние
Пред Богом поведет к полному совершенству
(или святости) — без особых
подвигов! Как о сем сказали древние святые
Отцы, Бог не требует от нас чрезвычайных
Подвигов, но малых, только постоянных,
По словам святителя Иоанна Златоуста
».
К тому же призывал Псково-печерский
старец Савва: «Сокрушаться о грехах надо не
Только во время исповеди, а каждый день,
Вечером на молитве, надо вспоминать, какие
Грехи совершил за день и за всю прошедшую
Жизнь, сколько совершил преступлений
Закона Божия и гражданского, сколько
Причинил вреда и обид ближним, сколько
раз шел в сделку со своей совестью...»
«Надо непрестанно зреть свои безчислен-
Ные грехи, чтобы осуждать себя, оплакивать
Себя, как духовного мертвеца, — писал святой
Праведный Иоанн Кронштадтский. —
Тогда не будем иметь времени замечать чужие
Погрешности и осуждать за них ближних
Или презирать их, тогда будем уважать
Их, ибо найдем, что они несравненно нас
лучше во многом».
Как учиться самоиспытанию
И исправлению сердца
Главное в самоиспытании, как пишет святитель
Феофан Затворник, — войти внутрь
Нашего сердца, рассмотреть все пребывающее
Там, различать каждый навык, добрый и
Худой.
На первый раз вы ничего не увидите, не
Потому, что там ничего нет, а потому, что там
Слишком всего много, но все перемешано и
Бродит в беспорядочном смятении, все
Внутреннее закрыто мрачным покровом. Вы
Будто попали в густой черный туман. Но не
Прекращайте труда самоуглубления. Потерпите
Немного, и вы скоро начнете мало-помалу
Различать происходящее внутри вас,
Подобно тому, как вошедший в слабоосве-
Щенную комнату, постояв немного, начинает
Постепенно различать все, что находится
В ней.
Сосредоточьтесь и смотрите: вот предмет,
Который вас только что занимал, исчез,
И сразу возник второй, тут же исчез, не успел
Показаться третий, как его теснит четвертый,
Гонимый в свою очередь пятым, и
Так далее. Одно помышление спешно сменяется
Другим — и так быстро, что нельзя
Остановиться на том, что проходит чрез
Нашу голову.
Эта смена помышлений не оставляет нас
никогда и нигде: ни во время молитвы в храме
И дома, ни во время чтения и даже углубленного
Размышления. Обычно это называют
думанием; но на самом деле это расхищение
Ума, или рассеянность и отсутствие
Сосредоточенного внимания, столь нужного
В деле управления самим собою.
Вот это и будем считать первой чертою
Нашего внутреннего состояния.
Оно похоже на снежинки, несомые ветром,
Или кружение насекомых в воздухе в
Летние вечера.
Нашему рассеянному уму необходимо
Противопоставить ум внимательный, не позволяющий
Мыслям бродить где попало, в
Который ничто самовольно не входит и не
Выходит, но в котором пребывает один Бог
И лицо, созерцающее Его.
Вот между этими полюсами — полной
Рассеянности и полного сосредоточения —
И располагаются души в разной степени
Трудящихся в борьбе с помыслами и ревнующих
Об умиротворении их.
Присмотритесь еще внимательнее, и вы
Различите в себе, под этим смятением помышлений
В уме, в воле — постоянную заботу
Об устроении своего быта, которая непрестанно,
Как червь, точит душу, гонит нас
От одного дела к другому, устремляя все вперед
И вперед, но всегда оставляя нас недовольными
Тем, что получили, и после окончания
Дела предлагающую сотни других дел,
Будто бы неизбежных.
Эта забота захватывает душу с первых
Секунд пробуждения от сна, не дает нам ни
Посидеть на месте, ни поговорить с кем-