Принцип преодоления дуалистического взгляда на мир.

На протяжении тысячелетий буддизм изучал сознание. В отличие от наиболее популярной и обыденной точки зрения на сознание, представляющей его как некое единое целое, наполненное мыслями подобно резервуару, в буддизме мысль, сознание, ум, осознавание, восприятие, познание и мышление являются синонимами. Общепринятым определением сознания в буддизме является осознавание или, более полно, ясность и осознавание. Какая бы мысль ни возникла, она всегда обладает качеством ясности, т.е. ясного присутствия своего непосредственного объекта. В тантрическом буддизме сознание описывается либо как ясный свет или ясносветность, чем подчёркивается аспект ясности, либо как осознавание или самоосознающее изначальное сознание, чем подчёркивается аспект осознавания[13].

В школах буддизма выделяют шесть классов сознания, которые соответствуют шести категориям чувственных объектов восприятия (взгляда, звука, запаха, вкуса, соприкосновения, ума), а также производные сознания, количество которых насчитывает 50, 100 и более состояний.

Почему разработка сознания, в том числе, столь важна?

Работа по совершенствованию сознания помогает преодолеть дуалистический, оценочный взгляд на мир, понять, что нет «ни плохого, ни хорошего»; «ни правильного, ни не правильного». Это способность найти в пространстве своего внутреннего мира иерархически более высокую позицию, которая может синтезировать, объединить различные точки зрения, которые на иерархически более низкой позиции могли представляться конфликтными и взаимоисключающими, но при увеличении масштаба оказалось, что им всем есть место.

С другой стороны – несмотря на то, что развитие сознания (самосознания) помогает преодолеть дуалистический и привычно оценочный взгляд на мир, обладая качеством ясности, оно позволяет различить то, что есть правильно и не правильно для каждого конкретного человека, с учетом его индивидуального опыта, особенностей и накоплений.

Будда наставлял своих учеников: «Общайтесь с правильными людьми»; «Читайте правильные книги» и т.д. Очевидно, что критерия «правильности» для всех не существует. Однако каждому человеку необходимо правильно различить: какие конкретно люди и книги будут способствовать совершенствованию, а какие – тормозить его в развитии. Он должен сделать правильный, то есть сознательный выбор.

Очевидно, что каждый обладает таким сознанием, к которому он готов на данный момент времени. Развитие сознания помогает преодолеть антиномический, фрагментарный взгляд на мир, расширить взгляд на реальность и многопланово увидеть мир.

Примечательно, что один из способов его формирования – это коаны, как поиск не стандартного, парадоксального, не линейного решения проблемы или ответа на вопрос[14].

Максимально высокое сознание – сознание Будды – состояние предельной глубины и максимального масштаба.

Принцип шуньяты

Шуньята (от санкскр. пустота; также обозначает математич. понятие «ноль») – центральное понятие буддизма. В Тибете Шуньята означает «пустоту» в смысле «ясной» или «абсолютной открытости». Ее нельзя описать словами или понять разумом. В ней не на что опереться ни внутри, ни снаружи: она полностью лишена дуальности, не занимая никакой позиции. Поэтому все прошлое, настоящее и будущее становится единым. Пространство, время, материя становятся неразделимы[15].

Квантовая физика могла бы сказать, что это есть ни что иное, как точка перехода на следующий иерархически уровень существования системы, в котором предыдущий системный уровень компактифицируется, количество переходит в качество, – и происходит квантовый скачок, в котором шуньята становится точкой перехода в другую мерность, и, соответственно, в иную реальность. Можно предположить, что это тот принцип, который науке еще предстоит разработать.

Современный мир находится на этапе переосмысления знаний о потенциале Человека. Принципы и подходы буддизма, формировавшиеся веками, могут помочь науке выйти на новый уровень его осознания.

В заключение хотелось бы привести слова Далай Ламы: «Я не ставлю себе целью пропаганду буддизма. Но мы и в самом деле в ответе за поиск нового подхода, более целостного взгляда на происходящее, который дал бы поколению ХХI века шанс построить более мирное, более счастливое общество»[16].

[1] Официальный сайт Mind & Life Institute: https://www.mindandlife.org/

[2] «Наша вера в науку»: статья Е.С. Далай-ламы XIV в New-York Times. Сайт: http://www.ningma.org.ua/index.php/stati-i-intervyu/51-17/617-l-r-xiv-new-york-times Дата обращения: 17.05.2016

[3] Видеолекции можно посмотреть на сайте: «Буддизм и современная психология»

https://www.youtube.com/channel/UCcuyGqbwFxwm2covOaVdA6w. Дата обращения: 17.05.2016

[4] Нейробиология – наука, изучающая устройство, функционирование, развитие, генетику, биохимию, физиологию и патологию нервной системы. Изучение поведения является также разделом нейробиологии.

[5] «Наука на перепутье»: доклад Его Святейшества Далай-ламы на ежегодной конференции Общества нейробиологов 12 ноября 2005 в Вашингтоне, США. Сайт: http://savetibet.ru/2005/12/13/science_crossroads.html. Дата обращения 17.05.2016

[6] Толковый словарь

[7] http://savetibet.ru/2010/11/13/buddhism_and_physics.html. Дата обращения 17.05.2016

[8] Квантовая физика и сознание человека. Интервью с М.Б. Менским,д. ф-м наук, профессором, главным научным сотрудником Физического института им. Лебедева РАН.

http://www.globosfera.info/2012/09/03/kvantovaya-fizika-i-soznanie-cheloveka/ Дата обращения: 17.05.2016

[9] «Деструктивные эмоции: как с ними справиться? Научный диалог с Далай Ламой. В пересказе Дэниела Гоулма», 2000

[10] Судзуки Д. Т.. Дзэн-буддизм в японской культуре, 2004

[11]Далай-лама о природе потока сознания

[12] Тралег Кьябгон Сущность буддизма

[13] Козлов В. В. Психология буддизма

[14] Пример коана. «Встреча с прозревшим»: Наставник Уцзу говорил: «Когда вы встречаете на дороге человека, прозревшего истину, вы не можете обратиться к нему со словами, и вы не можете ответить ему молчанием. Что вам делать?»

[15] Тартанг Тулку Ринпоче Донести учение живым

[16] http://khurul.ru/?p=25195

Наши рекомендации