Вот моя обязанность здесь. 11 страница

Пример действия психической энергии сильно и образно описан в поэме Николая Гумилёва «Дракон», когда высокий жрец произносит священное слово «ОМ»:

Приоткрылись губы, и вольно

Прокатился по берегам

Голос яркий, густой и полный,

Как полуденный запах пальм.

Первый раз уста человека

Говорить осмелились днём,

Раздалось в первый раз от века

Запрещённое слово «ОМ!»

Солнце вспыхнуло красным жаром

И надтреснуло. Метеор

Оторвался и лёгким паром

От него рванулся в простор.

После многих тысячелетий

Где-нибудь за Млечным Путём

Он расскажет встречной комете

О таинственном слове «ОМ».

Океан взревел и, взметённый,

Отступил горой серебра —

Так отходит зверь, обожжённый

Головнёй людского костра.

Ветви лапчатые платанов,

Распластавшись, легли впесок,

Никакой напор ураганов

Так согнуть их доселе не мог.

И звенело болью мгновенной,

Тонким воздухом и огнём

Сотрясая тело Вселенной,

Заповедное слово «ОМ».

Одним из основных путей накопления психической энергии является устремление. Но мы знаем, что стремления людей многоразличны, так к чему же устремляться? Е.И.Рерих пишет: «...Выработка в себе постоянного, ничем несломимого устремления к Свету во всех его проявлениях и будет именно развитием этой энергии»4. Конкретно — к каким проявлениям Света? Наши лучшие качества являются такими проявлениями Света в нас: любовь, доброта, сочувствие, дружелюбие, терпимость и терпение, самоотверженность, стремление к Общему Благу. Все эти и подобные качества, когда мы стараемся утвердить их в себе, также являются нашим устремлением к Свету. С другой стороны, страстное стремление изжить в себе отрицательные свойства также заключает в себе стремление к положительному, то есть к Свету.

С проявлением тонких энергий неразрывно связано сердце. Оно является накопителем и трансмутатором их. Каждое сердечное переживание отражается на запасе психической энергии; именно в сердце можно найти рычаги для огненного воскрешения этой великой мощи.

Великое качество сердца есть любовь.

Любовь есть дыхание сердца;

Уйдёт она — сердце умрёт...

Что мёртвому камню Восход?

Ему и в Лучах не согреться...

Люби — и вся радость придёт!

Любовь есть Бессмертие сердца.

Н.Д.Спирина. Капли

Но мы должны ясно осознать — что и кого мы любим. Часто это великое слово истолковывается приземлённо. Можно любить как человека, так и богатство, славу, власть. Если объект любви недостойный, то такое чувство к воскрешению и возношению сердца не ведёт.

Как много жертв любви земной,

Несовершенной и неверной,

Условной, временной и злой...

Но по Любви совсем иной

Томится сердце.

Так о Солнце

Перед угаснувшей свечой

Тоскует дух во тьме ночной.

Н.Д.Спирина. Капли

Таким образом, надо различать, кого и что мы любим. И человек сам сознательно выбирает объект своей любви и тем самым определяет всю свою дальнейшую духовную судьбу.

Кратчайшей связью с Миром Высшим всегда являлась молитва. Молитва с точки зрения Живой Этики — это порыв сердца. Это непосредственное сердечное устремление к Миру Высшему, к Иерархии Света. Никакие внешние формы, обряды, слова здесь не нужны. Нужно только искреннее устремление сердца, наполненного любовью. Такой контакт с Миром Высшим, часто очень краткий по времени, даёт мгновенный приток психической энергии самого высокого качества.

Молитва сердца коротка

И не запятнана словами...

Взмахнув могучими крылами,

Любовь перелетит века,

И расстоянья, и преграды,

В едином вздохе встанет рядом...

Дорога сердца коротка!

Н.Д.Спирина. Капли

Очень вредным является саможаление. Человек, чувствующий себя несчастным, собирает вокруг себя мрак и заражает им пространство. Сам лишив себя счастья, он становится рассадником бедствий, так как, согласно закону соответствия, подобное притягивается подобным. Саможаление и зависть притянут к такому человеку целый рассадник несчастий.

«Всякое жаление сжимает сердце. Но жаление о других расширяет после сердце новым светом; тогда как саможаление оставляет сердце как сморщенное манго»5, — говорится в Учении.

Часто человек, жалея себя, закрывает доступ Высшим Силам, и множество уже близких возможностей разлагается его жалобами, порождёнными саможалением. Человек же самоотверженный приобщается ко всей Вселенной и черпает силы из Вечного Источника Жизни.

Убийцами психической энергии являются также лень, бездействие, неподвижность. Жизнь есть движение, энергия есть движение; с прекращением действия и труда замирает жизнь, тушится огненная энергия.

Закон жизни — беспредельное совершенствование, оно происходит в труде и действии, потому лентяй является нарушителем закона жизни. Психическая энергия требует упражнения, она возрастает и утончается в действии. Даже мускулы нуждаются в упражнении и без движения атрофируются, насколько же разлагающе бездействие для психической энергии! Духовная лень ещё более опасна, чем физическая. «Не позволяй душе лениться! — пишет поэт Заболоцкий. — Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»

15 июля 1990 г.

ВРЕМЯ ПОДРАЖАТЬ

К 18 июля 1990 г.

В Кали Юге мы поклонялись. Это нас ни к чему не обязывало. Мы воздавали почитание, и на этом заканчивались наши взаимоотношения с Высшими Силами Света, с Великими Пришедшими.

А Они ждали от нас следования за Ними, Они звали нас в нашей малой мере уподобляться Им и тем самым продвигаться по пути эволюции. Они хотели, чтобы мы были Их сотрудниками, но нам проще было оставаться безответственными рабами Божьими. Это не требовало напряжения всех наших сил, духовных и физических, которые необходимы для подражания. С рабов какой спрос? Так мы дошли до края пропасти человеческой деградации; и планета заколебалась под нашими ногами.

Если мы не начнём подражать Высшему, Сатия Юга не состоится.

Сегодня мы вспоминаем Сергия. Церковь совершает в этот день, как и в другие памятные дни, удивительное молебствие, называемое акафистом. Он делится на две части — Кондак и Икос, обе части повторяются много раз. Кондак поётся хором, Икос читается священником. В том и другом тексте перечисляются подвиги Преподобного, Его великие духовные достижения и заслуги перед Богом и людьми, и перед каждым таким возглашением повторяется слово «радуйся». Этим путём разворачивается духовная биография Сергия.

«Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче» — такими словами заканчивается каждый Икос.

В акафисте говорится и как Сергий «во имя Святой Троицы преславный храм и обитель чудную устроити, и во ону множество инок собрати»; и как Он «будущая яко настоящая созерцая, возвещал еси и великому князю Димитрию о победе... и молитвою святою победу сотворил еси».

Каждый раз, начиная со слова «радуйся», идут перечисления Его высоких качеств и деяний. «Чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю»; «от юности твоея всем сердцем и мыслью Бога возлюбивый»; «кротость, смирение и бдение имевый»; «вся плотские похоти Бога ради умертвивый»; «многообразные козни лукавого силою Божиею победивый»; «многия люди от греховного пути ко Господу обративый и спасый».

Описываются исцеления разных недугов у многочисленных больных, воскрешение умершего, открытие источника с целебной водой и многое другое.

«Радуйся, душ наших радование»; «земной ангеле и небесный человече; во плоти живый духовно, на земле небесно».

Знаменательно указывается, что «мощей твоих демоны трепещут!».

Что из жития Преподобного можем мы взять для подражания? Создание Обители или победа над полчищами врагов нам не представляются возможными, но мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение в служении ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их Помощь.

Если мы не начнём пытаться это делать, как мы приблизимся к Сергию и чем почтим Его? Слова Высшим Силам не нужны. Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. «Только помыслите об общем благе, и Мы всегда с вами», — говорят Они.

Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна; но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними.

Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания.

Подражание есть почитание в действии.

Только свет Учения Живой Этики даёт нам это духовное переосмысление. Возблагодарим Того, Кто дал это Учение нам.

ЖИВАЯ ЭТИКА О ЖЕНЩИНЕ, ЕЁ ЗНАЧЕНИИ И НАЗНАЧЕНИИ В НОВОЙ ЭПОХЕ

Радиопередача из цикла «Беседы о Живой Этике»

Великая Матерь!

Ты царишь Одна, везде, всегда и во всём.

Ты повелеваешь пределами Неба и Земли.

Ты Своим Светом освещаешь всё сущее.

Ты Своею Любовью согреваешь всё живущее.

Ты Своею Мудростью награждаешь всё растущее.

Ты Милостивым Оком стережёшь все Твои творенья.

Ты Истинная, Добрая и Сострадательная Матерь всего человечества.

Сегодня мы поговорим о женщине — о её значении и назначении в свете Учения Живой Этики.

Только поняв и то и другое, женщина сможет подняться на предназначенную ей высоту и выполнить своё космическое назначение.

Три великих назначения имеет каждая женщина: быть матерью, быть спутницей мужчины и быть охранительницей вечных ценностей, созданных её детьми.

Начнём с самого Наивысшего.

Высочайшее понятие всех религий и всех народов есть Матерь Мира — Великое женское созидательное Начало во Вселенной. Вот как обращается к ней Живая Этика: «Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты всему Дательница, Ты всему откровение Дающая! Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!»1

«Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую»2.

Николай Рерих говорит: «Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.

Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию»3.

Матерь Мира есть воплощение великой вселенской материнской любви. Рерих приводит трогательную легенду о Ней: «Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Сказывает Господу: ''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю''.

И сказал Господь: ''Пойдём, Пётр, ночным дозором''.

Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.

Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: ''Ш-ш! не мешай!''»4

«Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины»5, — пишет Елена Ивановна Рерих.

Как в большом, так и в малом. От космической концепции женского начала мы переходим к матерям нашей планеты Земля.

В Индии говорят: «Каждая женщина есть матерь мира».

С этим древнейшим утверждением перекликаются сказанные о женщине слова нашего современного писателя Валентина Распутина. Он пишет о «носимом в себе женщиной прообразе богородичного склада». «Мироткущая» — так издавна называли женщину. Призванная давать жизнь, она призвана была создавать вокруг себя такие условия, такой мир, чтобы произведённая ею новая жизнь могла развиваться правильно. «Охранительность — вот сущность женщины».

Елена Ивановна пишет: «...Грядущая эпоха будет не только эпохой Великого Сотрудничества, но и эпохой женщины»6. На Востоке эта «эпоха обозначена как эпоха Майтрейи или Великого Сострадания и провозглашения Матери Мира»7.

Истинно, женщина — «Мать и Хранительница мира»8.

«И если высока роль женщины как матери, то, именно, матери не семьи только, но матери и Великой воспитательницы сознания народов!»9

Далее она пишет: «...Исключительная любовь к своему собственному ребёнку рассматривается как один из видов животного эгоизма»10.

«Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные огни укрепят и украсят её собственный очаг.

Зная, что ограничение ведёт к разрушению, но каждое расширение даёт созидание, всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению мысли и чувств, чтобы этим творческим огнём зажечь наши очаги»11.

«Пусть теперь женщина — Матерь Мира скажет: ''Да будет Свет'' и утвердит свой огненный подвиг.

Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? В поднятии знамени духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота.

Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий»12.

Роль женщины в семье невозможно переоценить.

«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчёты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчётливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщине говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отхода»13.

«...Женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье»14.

«Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны. Призовём женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном.

Нельзя приказать чистоту мысли, даже нельзя приказать чистоту слова. Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела»15. Так говорит Живая Этика.

Велика и прекрасна роль женщины — жены, вечной спутницы мужчины. Это её назначение Николай Константинович Рерих выразил в четырёх словах посвящения своих книг Елене Ивановне Рерих: «Жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Именно Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины. Жена — это друг, это спутница на всех путях мужчины, его вдохновительница, его Муза. И этот великий художник говорил, что его картины следовало бы подписывать двумя именами — мужским и женским.

В своей статье «Лада» (так именовали близкие Елену Ивановну) Николай Константинович даёт её облик: «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, — на всё это готова Елена Ивановна. (...) На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. (...) Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера.

И живёт Елена Ивановна в постоянной неустанной работе».

Если бы издать все написанные ею письма, «то получилось бы много томов. Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются её помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. (...) Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. (...) Велика радость — давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса»16.

«Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду — преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, вся семья — всё строится по тем же благодатным началам.

Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою, — и всё на пользу человечества. Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодёжи».

«...Сказано, — пишет Елена Рерих, — ''как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину''. Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н[иколая] К[онстантиновича] ''Та, которая ведёт'' [''Ведущая'']. Так женщина должна занять место, суждённое ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно именно с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения...»17

«Настаёт великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину»18.

«Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведёт, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно удивляться, насколько быстро входит она в любую область»19, — говорит Живая Этика.

Женщина — жизнь дающая — особо сильно проявляет психическую энергию, великую творческую и созидательную мощь.

В Живой Этике сказано: «Почему при опытах над психической энергией участие женщины так нужно? Почему женский уход за цветами так благотворен? Почему при болезнях прикосновения женщины так целительны?

Можно назвать множество явлений, когда именно женщина может дать особое напряжение психической энергии»20.

«Настоящая эпоха недаром называется эпохою Матери Мира, она выдвигает особую деятельность женщин как носительниц культуры, — говорит Николай Рерих. — И в то же время эта почётная миссия накладывает на женщин и особую ответственность как на хранительниц не только семьи, рода, государства, но и мира.

Только в женских руках мир, к которому тянется всё человечество, будет осознан как творящее, бодрое будущее, в котором появится истинное сотрудничество. (...)

...Приходят сроки, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига, как светлый дозор, как рать непобедимая, ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое находится в небывалой ещё опасности»21.

«Женщина — мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить всё великое значение культуры мысли и знания.

Женщина — вдохновительница красоты — знает всю силу, всю синтетическую мощь красоты»22.

Николай Рерих пишет: «Перечислять совершённое и вдохновлённое женщиной значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении Прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что суждённая эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет верным союзником этих основ в глубине человеческого сознания?

Прекрасное предание говорит о наступившей эре Матери Мира. Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает всё тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях»23.

«Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного?»24

Он обращается к женщинам: «Женщины... вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесёте священное слово Культура.

Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!

Привет и поклон вам!»25

Знамя Мира на картине Н.К.Рериха «Орифламма» («Владычица Червонно-Пламенная») женщина держит в руках как покров, охраняющий всё самое прекрасное, созданное её детьми. Мы вспоминаем, как в православии высоко чтится праздник Покрова Богородицы, защищающей людей от бед, напастей и разорений.

Созвучно с этой картиной стихотворение Н.К.Рериха «Владычица Знамени Мира»26.

Владычица Червонно-Пламенная!

Владычица Знамени Мира!

К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же

поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья Высших Сокровищ?

Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь

Знамя поднять, знак созиданья народам?

Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь

и наполнишь сердце людское сознаньем о священном

Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя

отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько

уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты

все поношения самого лучшего, самого нужного

людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты,

Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.

И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой:

сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.

Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание

Твоё исцеляет все раны и Рука Твоя разве не строит,

легко прикасаясь к созидательным камням творенья?

Вот мы

и просим Тебя поднять этот Знак Триединости Мощной.

Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе

разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты

не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения,

и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь

народам Знак Охраненья мирных прекрасных

Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой

Мысли! Знак Утвержденья и Света.

Помоги Владычица Знамени Мира!

Елена Ивановна призывает: «...Женщины должны без промедления приступить к самосовершенствованию на всех путях... Многое... женщинам нужно изжить... начнём воспитывать в себе сознание своего достоинства и мужественно научимся опираться на свои силы и знание, чтобы приобщиться и принять свою долю ответственности в великом строительстве на Общее Благо»27.

«Своими руками женщина всех племён и верований поможет слагать ступени эволюции.

Нельзя промедлить!»28

К Звезде

Мы придём и встанем пред Звездою,

Скажем Ей: «Мы долго шли к Тебе

В знойный полдень и ночной пургою,

Вверив дух начертанной судьбе».

И ответит нам Звезда с улыбкой:

«Я ждала вас долгие века,

И Мои лучи над жизнью зыбкой

Озаряли вас издалека».

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

27 июля 1990 г.

ЖИВАЯ ЭТИКА О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ

Из радиопередачи (цикл «Беседы о Живой Этике»)

Отличительной особенностью Сергия было то, что он не проповедовал и ничего не писал. Он являл собою путь восхождения духа, подавал собою тот нравственный пример, без которого невозможно ни создать крепкое государство, ни наладить собственную жизнь.

В последние годы о Преподобном Сергии стали говорить и писать не только как о великом святом, но и крупнейшем государственном деятеле XIV века, сыгравшем решающую роль в освобождении Руси от татарского ига. Для того чтобы победить этих крепко вкоренившихся в государстве и в умах людей того времени захватчиков, надо было поднять дух не только воинства, но и всего русского народа. Своим личным подвигом и трудами Преподобный подал пример несокрушимости человеческого духа и его возможностей и тем самым заложил основы русской духовной культуры и основы государства русского.

Подвиг

Молчанье. Тайна. Тишина.

Следы медвежьих лап по снегу.

Сверканье звёзд. И вышина

Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,

И Сердце было местом встречи.

Восстала Подвигом одним

Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,

Что процветает, к срокам зрея.

Незримое — воплощено,

Неслышное — громов звучнее.

И вот, во имя Красоты,

На землю сходит в вихрях света

Тот Храм, который держишь Ты

В Руке,

на благо всей планеты!

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. (...) Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его»1.

Совсем молодым ушёл он в глухие леса и поселился там в полном одиночестве.

Началось всё с крохотной кельи и такой же часовенки, которые одинокий молодой отшельник вырубил в дремучем лесу и стал, как говорили тогда, «спасаться», то есть возвышать свою бессмертную душу над всем земным и смертным.

Сначала к нему приходили только звери. Пришёл и отощавший от голода медведь, с которым Сергий поделился краюшкой хлеба и подружился.

Медведь

Ему с Тобою было хорошо!

Тянулся он звериною душою

К тому, что именуют добротою,

К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —

Кто друг ему и кто его поймёт,

Краюшку хлеба с лаской принесёт

И в облике мохнатом у'зрит брата.

Н.Д.Спирина. Из сборника «Перед Восходом»

Затем потянулись и люди, уже за хлебом небесным, духовным, без которого умирает от голода душа. Они тоже строили кельи и подвизались в молитве и труде. Искали они и духовного учительства. И Сергий стал, сам того не желая, наставником братии, а затем и настоятелем Обители.

Но он продолжал трудиться, по словам жития, «как раб купленный», делал сам всю чёрную работу и тем подавал пример воспитания в труде.

Николай Рерих говорит: «Каждое упоминание этого священного Имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию...»2

«Преподобный Исаак Сирин сказал: ''Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются''»3.

«Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость»4.

Сергий запрещал братии просить подаяние, но жить только от своего труда. Сам он явил пример этого, когда, оставаясь три дня без пищи, предложил одному из своих учеников, который хотел пристроить сени к своей келье, сделать это за несколько кусков гнилого хлеба, который сам ученик не мог есть. Тот вынес ему этот хлеб, но Сергий сначала построил ему сени и только потом взял за работу эту плату.

«Слухи о его подвижническом житии, — пишет Е.И.Рерих, — скоро разнеслись по окрестности, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления»5.

...Туда притекали люди,

Туда приходили звери,

Туда прилетали птицы

За помощью и теплом —

И всем несло исцеленье,

И всем несло вспоможенье

Великое Сердце-Солнце,

Сокровищница Любви!

Н.Д.Спирина. Во Имя. Святой Сергий

«На первых порах пустынножители не руководствовались никакими правилами или уставами, но имели перед собою лишь живой пример истинного подвижничества в лице своего основоположника»6.

Е.И.Рерих отмечает, что в качестве наставника «Сергий нашёл путь к сердцам не только путём чудес, о которых запрещал говорить, но своим личным примером великого сотрудничества, как в большом, так и в малом. Его слово было словом сердца, и, может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика, умиротворяюще и ободряюще влиявшего на всех приходивших к нему.

Наши рекомендации