Международный исламский порядок Аббасидов
Омейяды находились у власти до 750 г., когда вдохновленный шиитами переворот опрокинул Дамасский халифат и облек властью в Ираке новую династию Аббасидов (Аббас — отец первого халифа этой династии Абд Аллаха). Аббасиды пришли к власти под лозунгами нового порядка равенства и братства, опирающегося на опыт старинной мединской общины Мухаммада и «праведных» халифов. К 750 г. Умма состоялаиз множества различавшихся этнически, лингвистически и культурно групп, которые к тому времени были постепенно обращены в ислам. Во время Омейядов ислам был преимущественно делом арабов. Однако религия не может замыкаться в рамках этноса как по духовным, так и по материальным причинам. Быть мусульманином означало обладать привилегиями и положением в обществе. Поначалу неарабы становились мусульманами, вступая с тем или иным арабским племенем в отношение клиентелы. Вскоре множество таких клиентов будут поставлять из своих рядов рекрутов для антиомейядской революции. После недолгого пребывания у власти Аббасиды, однако, стали вести себя так же, как доисламские восточные деспоты древней Месопотамии Вавилонской, Ассирийской или Персидской эпох.
В столетия правления Аббасидов, с 750 г. до окончательной гибели династии под ударами монголов в 1258 г., когда был разрушен Багдад, исламская цивилизация достигла своих наивысших успехов. Процветали искусство и архитектура, ремесла, торговля, военная тактика и стратегия. Крупных успехов добились ученые в математике, медицине, географии, астрономии, философии и систематическом изучении языков — особенно арабского, так как это язык коранического откровения. В IX—X вв. достигли зрелости такие религиозные дисциплины, как правоведение, богословие, толкование Корана и научная критика преданий о Пророке (Хадис).
Волны новых переселенцев стали играть доминирующую роль в центральных областях державы Аббасидов, особенно тюркские народности, мигрировавшие из степных и горных районов Центральной Азии. В Багдаде — круглом, укрепленном городе, основанном в самом начале правления Аббасидов, — халифы пользовались все более эфемерной политической и военной властью (закат начался около 900 г.), хотя в их руках до самого конца сосредоточивалось огромное символическое и нравственное влияние. Практические заботы о государстве и ведение войн перешли к сильным вождям, принимавшим титулы амиров (эмиров) — «начальников» и султанов — «правителей».
Халифат во всяком случае обеспечивал символическое единство огромным мусульманским владениям эпохи Аббасидов. Однако уже в первом веке правления Аббасидов последний оставшийся в живых представитель царской семьи Абдул Рахман установил власть независимой омейядской династии в Испании. В Испании получила развитие самобытная блестящая исламская цивилизация, искусства, коммерция, науки, словесность и религиозная ученость которой ничуть не уступали достижениям срединных исламских стран от Египта до-Афганистана. Мусульмане оставались в Испании, известной на арабском как ал-Андалус (Андалузия), на протяжении восьми веков, хотя их политическое господство на полуострове неуклонно ослабевало приблизительно с одиннадцатого столетия, когда пресеклась династия Омейядов. В 1492 г. оставшиеся мусульмане были изгнаны из Испании с применением силы, и христианская реконкиста Иберийского полуострова при короле Фердинанде и королеве Изабелле была полностью завершена.
После того как в 1258 г. вторгшиеся монголы разграбили Багдад, предпринимались (особенно в Египте) попытки реставрации халифата. Однако халифам так и не удалось вернуть себе реальную власть, несмотря на попытки некоторых «сильных людей», предпринимавшиеся вплоть до недавнего времени. Данью чистоте Уммы является тот факт, что титул халифа не может быть присвоен без труда. С течением веков были выработаны определенные условия, без которых невозможно принять это достоинство; одно из них — происхождение из потомков курайшитов. Сакральность халифата, похоже, возрастала одновременно с падением его политического значения. Не так давно, в период после первой мировой войны, на Среднем Востоке и в Южной Азии активно действовало «халифатитское» движение (от халифа, «халифат»), но окончательное упразднение остатков халифата, сохранившихся при Оттоманах, совершенное младотурецким и прозападным диктатором Мустафой Кемалсм Ататюрком (1881—1938), разрушило последние надежды халифатистов.
Распространение исламской политической власти и развитие полиэтнической цивилизации были достижением не только главной линии халифов, намеченной выше. Исламские правители и мыслители, торговцы и ремесленники добивались успехов и во многих других местах. В X в. Египет стал ареной развития примечательного шиитского халифата Фатимидов, бывшего совершенно независимым от Багдада. Фатимиды (звавшиеся так по имени дочери Пророка Фатимы, жены Али) основали в 969 г. Каир, а позднее учредили университет Азхар — крупнейший центр религиозной учености Уммы вплоть до настоящего времени. Исламские империи возникли в Иране, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и на Индийском субконтиненте. Турецкая Оттоманская империя достигла небывалого величия в XV в., утвердив свое господство не только над арабо-язычными странами Ближнего Востока и Северной Африки, но также над причерноморскими землями, Юго-Восточной Европой и придунайскими территориями до самых ворот Вены. Восточнее во главе персидской шиитской империи стояла династия Сафавидов, а на субконтиненте Бабур положил начало династии Моголов, правившей в Индии до самого начала XVIII в.
В.5 Коран – священная книга мусульман
Кора́н (араб. أَلْقُرآن — al-Qur'ān) — религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.
Коран как единая книга был составлен после смерти Мухаммада, до этого он существовал в виде отдельных сур как написанных на бумаге, так и выученных наизусть сподвижниками.
После смерти Мухаммада, когда в одной из битв погибло 70 чтецов Корана, которые знали его наизусть, появилась угроза потери Корана. По решению первого халифа Абу-Бакра были собраны все записи, все стихи Корана, но в виде отдельных записей. Источники этого периода гласят, что через двенадцать лет после смерти Мухаммада, когда Усман стал халифом, в ходу были различные записи Корана, сделанные известными соратниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Усман стал халифом, он приказал систематизировать Коран, опираясь в первую очередь на записи Зайда, спутника Мухаммада. Семь способов чтения канонического текста Корана были установлены Абу-Бакром.
Коран состоит из 114 сур — глав . В свою очередь, каждая сура делится на отдельные высказывания — аяты.
Все суры Корана, кроме девятой, начинаются словами: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Седьмая сура древнейшей рукописи Корана (сер. VII века).По легенде, Коран был ниспослан пророку Мухаммаду за 23-летний период. Первое откровение снизошло, когда ему было 40 лет, а последнее — в год его смерти, в 63 года. Суры были ниспосланы в разных местах, в разных ситуациях и в разное время.
В Коране пересказываются истории многих персонажей и события христианских и иудейских религиозных книг (Библия, Тора), хотя детали часто отличаются. Такие известные библейские фигуры, как Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус упомянуты в Коране, как Пророки Единобожия (Ислама).
В исламской традиции откровения эти воспринимаются как речь самого Аллаха, избравшего Мухаммада для пророческой миссии. Собранные воедино, сведённые в один список, в период правления халифа Османа (644—656 гг.), эти откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом. Многие попытки, на протяжении полутора тысячи лет, внести хотя бы какие-нибудь изменения в священный текст Корана, для разночтений и последующей критики последователей Ислама, претерпели неудачу
Для более чем миллиарда мусульман Коран — священная книга, требующая к себе особого отношения: его запрещается брать в руки, не будучи в состоянии ритуальной чистоты, класть на пол, в грязные места, считается порицаемым также ставить его ниже других книг и разговаривать во время его чтения.
Выдающиеся художественные достоинства Корана безусловно признаны всеми знатоками арабской словесности. Однако многие из них теряются при буквальном переводе.
Кроме Корана, мусульмане признают и другие Священные Писания , однако считают, что они были искажены в ходе истории, а также утратили свою роль после начала ниспослания Корана, который является последним из Писаний и будет последним Писанием до Судного Дня.
Коран не может быть сочинением кого-либо, кроме Аллаха. Он является подтверждением того, что было до него, и разъяснением Писания от Господа миров, в котором нет сомнения.
По мнению некоторых исследователей, Коран не оригинален, а скорее показывает влияние иудаизма, христианства, зороастризма, сабианизма, и самаританизма на его происхождение. Однако, никто за всю историю так и не смог ответить на коранический вызов «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». что указывает на неспособность человечества написать что-либо, похожее на суру или же на фрагмент суры Корана.
По шариату, мусульманин несет следующие обязанности перед Кораном:
Верить в то, что Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха и учиться читать его в соответствии с правилами произношения (таджвида).
Брать Коран в руки лишь в состоянии омовения и перед чтением произносить:"А’узу би-л-Лахи мин аш-шайтани-р-раджим!" («прибегаю к защите Аллаха от зла, исходящего от Сатаны, гонимого камнями»), «Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!») При чтении Корана надо по возможности обратиться в сторону Каабы и выказывать предельное уважение и при чтении, и при слушании его текстов.
Коран необходимо читать в чистых местах. Нельзя читать Коран возле людей, занятых другими делами или рядом с прохожими.
Держать Коран на высоких (полках) и чистых местах. Нельзя держать Коран на низких полках и нельзя класть на пол.
Строго следовать (насколько хватает сил) всем Предписаниям, указанным в Коране. Всю свою жизнь строить в соответствии с нравственными принципами Священного Корана.