Беседы о духовной жизни православного христианина (Практика Православия - аскетика)
ЦИКЛ «ИЗУЧАЕМ ПСАЛТИРЬ»
ТЕМА 2.2 «Псалом первый: его духовный смысл»
Псалтирь есть сад, заключающий в себе насаждения всех других книг, есть зеркало, где видит себя в настоящем виде грешная душа человеческая (св. Афанасий Александрийский)
ВОПРОСЫ:1. Подготовка к чтению Псалтири. Молитвы перед началом чтения. 2. Псалом 1 и его значение. 3. Разбор текста на основе толкований святых отцов Церкви. 4. Как применять Псалом 1?
Молитвы перед началом чтения Псалтири(нескольких псалмов, одной или нескольких кафизм)
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Царю Небесный. Трисвятое. Отче наш.
3. Три покаянных тропаря: «Помилуй нас, Господи… Слава. «Честное пророка Твоего, Господи, торжество…». И ныне. «Многая множества моих, Богородице, прегрешений…»
4. Господи, помилуй (40 раз).
5. Молитва Святой Живоначальной Троице: «Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира…»
6. «Приидите, поклонимся…»
Текст Псалма 1 на церковнославянском (перевод с греческого текста) | Синодальный перевод Псалма 1 (перевод с еврейского текста) |
Псалом Давиду, не надписан у еврей | Псалом Давида, не надписанный у евреев |
1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, | 1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, |
2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь. | 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! |
3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. | 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. |
4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. | 4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. |
5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. | 5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. |
6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. | 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. |
О Псалме.Предначинательный, подобен ключу, предисловию, вступлению ко всей Псалтири; предпосылается как созерцание, размышление в тишине о путях добра и зла, праведном и нечестивом – выборе двух путей жизни. Это призыв опомниться. Также описывается блаженство, проистекающее от послушания Богу. В первом псалме нет диалога между Богом и человеком - псалом в этот диалог вводит.
Псалом «указывает последнюю цель, к которой стремятся все люди - блаженство, предначертывает и средства к достижению его в верности закону Господню» (свт. Феофан Затворник)
Краткий разбор текста Псалма первого(существуют различные толкования)
Стих 1 Блажен муж, который не ходит (не пошел) на совет нечестивых и не стоит (не вступил) на пути(на путь) грешных и не сидит (не сидел) в собрании развратителей(губителей)
Блаженный – не просто счастливый, но понимающий истинный смысл жизни, бытия (сравним с заповедями блаженств). «Блаженный муж» - праведник, уповающий на Христа.
Аскетический смысл псалма: «путь», «стояние», «седение» - поэтапные стадии развития греха, помыслов, от движения к вниманию, сочетанию и коснению во грехе.
Читателю указывается на выбор перед чтением всех остальных псалмов, на два полюса духовной жизни. Блаженному человеку противостоят нечестивые, грешники, губители (они не понимают Закона) – иногда понимаются как книжники, фарисеи и законники (свт. Афанасий Великий)
Нечестивые – варианты перевода: мятущиеся, беспокойные, управляемые грехом; враждебные Богу, безбожники, богохульники; бесплодные, испорченные. Их совет – не простое сборище, но каждый имеет свой голос, внешне «разумную» речь, мнение, авторитет. Совет сеет в сердцах сомнение, недоверие Богу.
Грешники – сознательно делающие грех, вставшие на путь беззакония и увлекающие на свой путь.
Губители – «глумители», насмешники, кощунники, издевающиеся; циники, язвящие над добродетелями, заражающие цинизмом, пороком. Это последняя стадия падения - дальше падать некуда.
Это три уровня падения – от первых шагов до окончательного успокоения во грехе.
-«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33)
-«С преподобным преподобен будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 117:25-26)
-«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Путь грешников – это широкий путь, со множеством ловушек.