Разногласия требуют решений
Наше общество часто преподносится как общество отсталое или развивающееся, общество, которое еще не достигло стабильности. Оно, как вулкан, который на время успокаивается, чтобы вновь извергнуться и снести потоками лавы все, что случайно попадается ему на пути. У этой отсталости много причин. Кто-то винит деспотичного правителя, который растратил народное богатство на подкуп сторонников, поиск защитников, армию шпионов и протеже, чтобы защитить себя лично, свою партию или свою собственность. Некоторые видят причину в угнетенности человека, который так и не стал свободным, не тронулся в путь (ведь земля Аллаха обширна (1)), не проявил смирения и терпения в попытках постепенного реформирования общества. Эта проблема сложная, но все-таки решаемая. Ведь опыт, накопленный индивидуумом и обществом, подобен следам на пути. Они остаются, выполняя свою функцию, как бы кому-то ни хотелось стереть их с земли или смести. Чем длиннее путь, тем больше следов. И так, пока мы все вместе не придем к пункту назначения – к искомому идеальному обществу. Точь-в-точь, как поступали мусульмане в Мекке – объединили свои усилия и все вместе взялись за дело: Пророк и его сподвижники, мужчины и женщины, взрослые и дети. Они вместе посадили дерево веры, оберегали его, поили его своим же потом и кровью. Приверженные своей вере, они переселились сначала в Абиссинию, а затем в Медину.
Они искали для себя убежище, находили и покидали его. Так было до тех пор, пока не окрепло слово Призыва и не возникли благоприятные обстоятельства, когда многие люди обратились к вере Аллаха. В то время никто не спрашивал: разрешено ли малолетней Фатиме встать на защиту своего отца, можно ли юным 'Аише и Асме участвовать в подготовке хиджры Пророка в Медину. Никого не интересовало, дозволено ли Сумаййе пасть мученицей рядом с Ясиром от тяжелых истязаний изверга-курайшита.
Тогда община мусульман верно понимала слова Пророка, которые он однажды сказал своим дяде Аль-Аббасу, тетке Сафиййе и дочери Фатиме: что бы они ни делали, он ни в чем не освободит их пред Аллахом. Так каждый выбрал свой путь в Призыве, путь, который ему по силам.
В современном мусульманском обществе, в котором власть принадлежит узурпаторам, обыватели безразличны к своей судьбе, а реформаторы заняты решением второстепенных проблем, не имеющих никакого отношения ни к пробуждению, ни к возрождению нации. Сегодня следует опираться на средства, которые когда-то помогли встать на ноги общине первых мусульман. Ведь поможет этому делу только то, что помогло когда-то первому поколению мусульман. Так, в наши дни необходимо:
– вернуть мечети ее исконную роль, чтобы ее посещали как юноши, так и девушки. Они должны вместе участвовать в реформировании мусульманского общества;
– расширять практику организации научных обществ при школах, вузах, общественных организациях. В их работе должны принимать участие представители всех слоев общества. Ведь непросвещенная нация не способна развиваться, какой бы продолжительной ни была ее история. В рамках работы таких научных обществ мужчины и женщины могут приобщаться к достижениям науки, получать информацию и проявлять интерес к тому, чем живет сегодня мусульманское общество. Ведь тот, кому нет дела до проблем, которыми живут мусульмане, не может считаться одним из них. Так можно изжить в себе замкнутость, косность, бахвальство всем никчемным. Все мусульмане, как один, сольются в единую нацию;
– организовать работу всевозможных обществ и объединений, региональных и интернациональных студенческих союзов так, чтобы их деятельность была направлена на всестороннее развитие личности и общества, на борьбу с бедностью и нищетой. Подобные организации призваны помочь богатым людям изжить в себе жадность и алчность, дабы они перестали заниматься пустяками, замыкаясь на своих корыстных интересах, а направили свою энергию на конструктивное сотрудничество с властью, служение рядовому человеку. Мужчины и женщины будут действовать вместе. Каждый из них будет пастырем, и каждый будет ответственен за свою паству. При серьезном и деловом подходе будет сформировано такое общество, которое во всем повторит то идеальное общество первых мусульман. И вопрос "о роли женщины" будет тогда выглядеть намного серьезнее! Все будут призваны служить великому делу. Тогда мусульманские девушки поступят так же, как поступила когда-то их великая мать Хадиджа. Она вышла навстречу Пророку, который возвращался в душевном смятении из пещеры Хира на горе Ан-Нур; она укрыла его и успокаивала до тех пор, пока он не пришел в себя; она говорила ему, что Аллах никогда не устыдит его, – ведь он поддерживает родственные узы, помогает утомленному в пути, нуждающемуся, гостеприимен, помогает людям преодолевать превратности судьбы. Затем она отправилась с ним к двоюродному брату Уараке, попросила у него совета, прислушалась к нему. Хадиджа не была ни напугана, ни безмолвна. Она побежала к ближайшему из уважаемых родственников из рода Хашим, чтобы обратиться к нему за советом о том, как поступить в данной ситуации, но сама также проявила такое мужество, которому позавидовали бы мужчины.
В этом новом обществе мусульманские девушки попытаются превзойти мужчин в стремлении реализовать свое призвание на пути Призыва, как Фатима, дочь Аль-Хаттаба, когда-то опередила своего брата 'Умара, первой приняв Ислам. Тогда девушка-мусульманка проникнется истинным смыслом слов: молитва общая. Ведь этот Призыв обращен не только к ее брату по вере, но и к ней самой. Она прислушается к нему и тотчас же примется за дело.
Всевышний сказал: "Верующие, как мужчины, так и женщины – друзья друг другу: они велят (творить) одобряемое и запрещают порицаемое, совершают салят, вносят закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними: ведь Аллах – велик, мудр". (Сура 9, аят 71)
Можно ли представить, какое будущее ожидает общество, в котором мужчина чурается женщины, а женщина избегает мужчины?
1 - См. Коран, сура 4, аят 97. – Прим. ред.
Искушение женщиной
Искушение женщиной велико. Усама ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, передал такие слова Пророка: "Не оставил я после себя для мужчин более опасного искушения, чем женщины" (Бухари и Муслим).
Деньги – тоже искушение
Со слов Ка'ба ибн 'Ияда передано: "Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «У каждой общины есть искушение. Искушение же моей общины (умма) – деньги (1)»" (Ат-Тирмизи).
Всевышний сказал: "Знайте, что ваши имущества, ваши дети только искушение…" (Сура 8, аят 28)
Если искушений много, то почему мы замечаем лишь одно – женщину, причем, преувеличивая его, замыкаемся на нем?
При этом ложные хадисы (мауду') преподносят свой образ женщины и манеры обхождения с ней. Например: “Покорность женщине – раскаяние”.
“Испросите совета у женщин и делайте все наоборот”.
“Если бы не женщины, то мужчина служил бы Аллаху как должно”.
“Не учите женщин грамоте и не живите с ними совместно”.
Почему все именно так? А не потому ли, что мужчина пренебрег женщиной и не в силах превозмочь искушение деньгами и детьми?
Противостоять искушению, предотвращать его последствия – это путь, начертанный Исламом для мусульман, которые хотят сделать себя и свое общество лучше и достойнее.
1 - Буквально - "имущество"