Творожная пасха и крашеные яйца
Считалось, что время пасхальной службы благоприятно для совершения определенных магических действий. Воры, например, «заворовывали», старались незаметно украсть что-нибудь, чтобы удача сопутствовала им весь оставшийся год.
При возгласе священника «Христос воскресе!» охотники стреляли в воздух, полагая, что их ружья будут в дальнейшем стрелять без промаха. Рыбаки говорили: «У меня рыба есть». Считалось, что так они обеспечивают себе хороший улов. Известны также гадания девушек, обращавшихся к Богу с просьбой послать хороших женихов.
Воскресение Христово Гравюра из старопечатной книги. XVII в.
В Пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: Полагали, что если прийти в церковь в новой одежде, то во время пения Херувимской песни можно был увидеть хвост у ведьмы, которая тайно пробралась в церковь. Считалось, что если взять зажженную во время заутрени свечу и подняться с нею на чердак, то можно было увидеть домового. Верили также, что, спрятавшись в церкви во время крестного хода, можно увидеть умерших предков, пришедших на богослужение. Правда, оказавшийся в церкви человек рисковал жизнью, ибо умершие могли ослепить его или наслать смертельную болезнь.
После заутрени участники обряда отправлялись на кладбище, чтобы известить умерших родственников о Воскресении Христа. Обратный путь стремились преодолеть как можно быстрее, чтобы в течение года быть первыми во всех делах.
Светлое воскресенье начиналось с домашнего завтрака. Хозяин разрезал крашеное яйцо и делил его по числу домочадцев. Считалось, что освященные яйца и даже их скорлупа могли помочь погасить пожар или найти заблудившуюся скотину. Поэтому освященные яйца клали в зерно, предназначенное для посева, поглаживали ими корову перед первым выгоном в поле и закапывали яйца в поле, чтобы уберечь посевы от ненастья.
Утром в день Светлого воскресенья молодежь обходила деревню, исполняя специальные волочебные[ 4 ] песни. Волочебниками руководил починальщик, приветствовавший хозяина и произносивший припев песни, обращенный к хозяину и хозяйке. В песне обязательно содержались обращения к святым: Юрию, заботившемуся о коровах; Николе, опекавшему коней; Илье, зажинавшему «обильное жниво». Одновременно обращались к Богородице — просили хорошо засевать, и даже к празднику в ее честь — Покрову — с просьбой собирать урожай. В песне рефреном произносились слова: «Христос воскресе!». Вместе с волочебниками ходил мехоноша, собиравший в мешок получаемые за песни подношения. Часто участников сопровождали музыканты.
Обряд можно считать своеобразной разновидностью весеннего колядования. Волочебники желали хозяину дома хорошего урожая, обильного приплода у скота и семейного благополучия:
Живи здорово, живо богато! Дай тебе Боже пива варить, Пива варить, сынов женить, Горелку гнать — дочек выдавать! Христос воскрес на весь свет.
Кроме волочебников, дома обходил священник, его сопровождали причт и несколько прихожан, несших иконы. Они служили в доме пасхальные молебны, получая соответствующее вознаграждение.
Светлое воскресенье было днем праздничных гуляний. На людных местах устраивались карусели и качели. Существовали и особые пасхальные развлечения: катание крашеных яиц по земле или по специальным лоткам. Обычно побеждал тот, чье яйцо катилось дальше. Девушки использовали игры с яйцами для гадания.
Пасхальная игра битки заключалась в том, что два человека брали по крашеному яйцу и несколько раз ударяли ими друг о друга. Побеждал тот, чье яйцо оставалось целым после третьего удара.
В день Пасхи водили хороводы с песней «Мы просо сеяли, сеяли». Иногда исполнялись особые любовные песни, в которых назывались имена будущих супругов.
Пасхальные игры продолжались неделю, заканчиваясь большим гулянием на Красную горку.