Семик в Епифановском уезде Тульской губернии Середина XIX в. Гравюра
Праздник начинался с того, что рано утром девушки собирались на возвышенном месте за деревней.
Они становились в круг, брались за руки, одна из них выходила в середину. Когда солнце показывалось над горизонтом, она приветствовала его: «Здравствуй, красное солнышко! Из-за гор выкатайся, на светел мир воздивуйся. По траве-мураве, по цветикам, по лазоревым подснежникам пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь». В северных районах, где весна приходила позже, девушки пели: «Весна, весна красная, приди, весна с радостью». Во многих местах на Красную горку устраивали свадьбы, считая этот день счастливым.
Крещение Господне
Христианский праздник, отмечается 19 января. В Библии рассказывается о том, что в этот день Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в реке Йордан.
Крест и престол изо льда, сделанные на реке к празднику Крещения Фото начала XX в.
Главное событие праздника — водосвятие. Накануне на реке или водоеме вырубалась прорубь — иордань — в виде круга или креста. Около проруби изо льда делали возвышение, рядом ставили деревянный крест. Утром, после литургии, от церкви к проруби совершался крестный ход и священник служил водосвятный молебен. В конце обряда он трижды опускал в прорубь крест, испрашивая Божие благословение на воду.
Считалось, что после совершения обряда вода в проруби становится лечебной: в ней купали больных и тех,
кто хотел очиститься от греха. Кроме того, каждый хозяин брал немного воды из проруби и кропил ею дом и хозяйственные пристройки. Для защиты от нечистой силы освященную воду выливали в колодцы.
Обычно к празднику приурочивались смотрины невест. Девушки наряжались в сарафаны, красивые передники и выстраивались на берегу или около иордани. Одна из женщин помогала девушкам расстегнуть шубы, чтобы те могли похвастаться своим нарядом перед будущей родней. Обычно с Крещения до Масленицы засылали сватов и играли свадьбы.
В Крещение совершали особый обряд освящения скота. Каждый из домочадцев брал свой ритуальный предмет: хозяин — икону с зажженной свечой, другой член семьи — кадильницу. Третий — топор, четвертый (как правило, старший сын) — миску с богоявлен-ской водой и кропилом. Старший сын также надевал вывернутую наизнанку шубу. Потом вся семья отправлялась на скотный двор. Несущий топор всегда шел первым. Процессия останавливалась в середине двора, где заранее раскладывался корм для скота: куски хлеба, ржаные лепешки, зерна и немолоченные снопы злаков, оставшиеся с осени.
Когда процессия останавливалась, хозяйка выпускала из хлева скотину и направляла ее к пище. Одновременно хозяин обходил каждое животное с иконой. Старший сын кропил скотину освященной водой. В конце обряда хозяин крестообразно перебрасывал топор через скот. Одновременно с просьбой о защите обращались к домовому. Считалось, что обряд оградит скотину от болезней.
Кумление
Обряд, которым отмечался переход подростка в группу брачного возраста.
Обычно он проходил на Троицкой неделе или в день Аграфены-купальницы, когда повсеместно устраивали гуляния и общие трапезы девушек. Для обряда заранее выбирали березу, росшую на опушке леса или поляне. Из веток с первыми листочками прямо на дереве сплетали венок и подвешивали к нему крашеное яйцо или крестик. Девушки около дерева вечером водили хороводы, пели песни. Подходя к венку, они целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. После кумления все собирались на угощение, куда приглашались и парни.
Масленица
Неделя, предшествующая Великому посту. Сначала она называлась мясопустной, название Масленица появилось примерно в XVI веке.
В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных сезона — зиму и весну. Поэтому основной едой во время Масленицы были блины, напоминавшие о близком приходе Солнца. Обряды были связаны с проводами зимы и встречей весны.
В масленичных празднествах соединились черты многих древних культов. Главным из них был культ усопших. Поэтому первый блин не ели, а помещали на слуховое окошко дома. Считалось, что ночью туда прилетят навии. Иногда этот блин отдавали нищим на помин души.