Четыре особых признака трех Колесниц

1. Взгляд — это философская основа для практики медитации, которой учат в рамках одной или нескольких из четырех философских школ. В колесницах Шраваков и Пратьекабудд по первые две школы — Вайбхашика и Саутрантика. В Колеснице Бодхисаттв взгляд относится либо к школе Только Ум (Читтаматра), либо к школе Великого Срединного пути (Мадхьямака). Принципы этих философских школ были разработаны учениками Будды после того, как они, тщательно проанализировав Учение, пришли к глубокому пониманию.

Но все четыре школы были упомянуты и самим Буддой в различных тантрах.

Взгляд, на котором строятся практики медитации Алмазного пути, — это так называемое «Чистое видение», в основе которого лежат поучения о Будда–природе. Этот взгляд благодаря своей глубине и связи с чрезвычайно мощными методами Алмазного пути может трактоваться и как самостоятельное воззрение. Это происходит в том случае, когда в качестве основы для медитации используется тантра.

Однако Чистое видение объясняется и в абсолютных поучениях школы Великого Срединного пути, которые были даны во время третьего Поворота колеса Дхармы. Им отдельно учил мастер Гампопа, который таким образом создал различные подходы к постижению природы ума. Это более подробно будет объяснено в четвертой части книги — в связи с практикой Великой печати.

2. Поведение выражается действиями на внешнем, внутреннем и тайном уровнях. Они основываются на соответствующих обетах.

· обете для личного Освобождения (Пратимокша);

· обете Бодхисаттвы;

· тантрическом обете.

В Колесницах шраваков и пратьекабудд, в первую очередь, речь идет о том, чтобы избегать негативных действий и совершать позитивные.

В Колеснице Бодхисаттв самое важное — помогать другим насколько это возможно.

На тантрическом уровне центральным моментом является соблюдение обязательств, связанных с различными передачами, на основе Чистого видения.

3. Практика медитации различна в каждой из трех колесниц.

• В Колеснице шраваков главная практика состоит в размышлении о Четырех благородных истинах.

• В Колеснице пратьекабудд — о двенадцати звеньях взаимозависимого возникновения (см. мою книгу «Термины буддизма»). В обеих колесницах упражняются в обретении покоя ума и проникающего видения, чтобы достичь Освобождения.

• В Колеснице Бодхисаттв — это либо практика сутры, либо тантры. Колесницу сутры называют еще Колесницей причины, потому что здесь создаются причины для Освобождения и Просветления. В некоторых описаниях сюда относят также колесницы Шраваков и Пратьекабудд. Практика медитации Колесницы сутры базируется на точном исследовании вещей, благодаря которому постигается пустотность всех явлений. Колесницу тантры еще называют Колесницей Плода, потому что здесь происходит отождествление с плодом — совершенным Состоянием Будды.

Сутра и Тантра подробнее объясняются во второй части.

4. Плод, т.е. результат, который достигается посредством практики шраваков и пратьекабудд, — это освобождение от страданий круговорота существования, состояние архата. При этом постижение пратьекабудда–архата — более полное, чем шравака–архата. Результат в Колеснице Бодхисаттв — совершенное Состояние Будды. Архат постиг отсутствие реальной сущности личности, а совершенный Будда, кроме того, постиг отсутствие реальной сущности явлений.

Из совершенства заслуги и мудрости Бодхисаттвы проявляются три Состояния (дословно: тела) Будды:

· совершенство мудрости ведет к достижению Состояния истины (санск. Дхармакайя) для собственной пользы;

· совершенство заслуги ведет к достижению двух состояний формы для пользы других: Состояния радости (санскр. Самбхогакайя) и Состояния излучения (санскр. Нирманакайя).

Эти четыре признака колесниц показывают, что практика медитации, основанная на правильном поведении, всегда должна быть связана с правильным взглядом. Настоящее Просветление достижимо только благодаря соединению этих двух аспектов. В тибетском языке есть термин «тагом» (lta sgom), обозначающий неразделимость взгляда и медитации во всех традициях. Это также означает, что у любой буддийской философии и у любого воззрения в окончательном смысле только одна цель: преодолеть изначальное неведение и сделать возможным непосредственное переживание природы ума за пределами всех понятий.

С точки зрения практического опыта, в отличие от научного взгляда, разделение Колесницы Бодхисаттв на Махаяну и Ваджраяну (Сутру и Тантру) связано, во–первых, с тем, что в них делаются разные акценты на практике медитации. При этом, Колесница тантры (Ваджраяна, Алмазный путь) отмечается как колесница особенно быстрых методов медитации. Во–вторых, полученные в результате такого разделения колесницы (Колесница Старейших в общине, Великая колесница и Алмазный путь) связываются, как это уже было показано, с тремя циклами поучений.

В своей книге «Сокровище знания» Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае (один из величайших ученых и мастеров медитации XIX в.) в главе о тайной Колеснице мантр объясняет: Алмазный путь рассматривался как самостоятельная колесница уже индийским мастером Буддагухья, одним из основателей тибетского буддизма и составителем многих важных комментариев.

С тех пор данная точка зрения, как правило, передавалась в школах, ориентированных на практику. В школе Кагью тибетского буддизма этот взгляд передавал, преимущественно, Шестнадцатый Кармана Рангджунг Ригпе Дордже.

Если посмотреть, как соотносятся три колесницы с тремя Поворотами Колеса Дхармы, можно заметить, что разница между вторым и третьим циклами поучений лишь в акцентах на определенных аспектах ума:

· Колесница Старейших в общине основывается на первом цикле поучений;

· в Великой колесницеакцент делается на втором цикле поучений, но она также включает первый и третий циклы;

· Алмазный путь преимущественно базируется на третьем цикле поучений, но также включает в себя первый и второй циклы.

Так как во втором и третьем циклах поучений речь идет о природе ума, то их нельзя разделить на лучшие и худшие. Природа ума выходит на пределы оценок и понятий. При описании абсолютного уровня просто ставятся разные акценты. Второй цикл поучений подчеркивает пустоту — пространственную природу ума, третий цикл поучений сильнее подчеркивает ясность — то, что проявляется в уме. Правильный взгляд на природу ума описан в высших поучениях Будды как неразделимость проявления и пустоты. Этот взгляд выводит за пределы экзистенциализма и нигилизма. Это великий Срединный путь вне крайностей.

Акцент на ясности ума в третьем цикле, вместе с поучениями о Будда–природе, является основополагающим для эффективных методов медитации Алмазного пути, и поэтому он делается, в основном, в школах тибетского буддизма, ориентированных на практику. Поучения о присущей всем существам Будда–природе, в которой уже заключены все совершенные качества Просветления, с точки зрения непосредственного опыта, рассматриваются как высший, абсолютный уровень Учения Будды.

Наши рекомендации