Б. Непередаваемые атрибута Бога
1. Независимость. Понятие «независимость Бога» определяется следую-щим образом: Бог не нуждается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и остальное творение можем прославлять Его и приносить Ему радость. Этот атрибут Бога иногда называют Его самодостаточностью или асеизмом (от ла-тинских слов a se, которые означают «от себя»).
Писание во многих местах утверждает, что никакая часть творения не нуж-на Богу для Его существования или для каких-либо других целей. Бог абсо-лютно независим и самодостаточен. Павел заявляет афинянам: «Бог, сотво-ривший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотво-ренных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25). Суть этого высказывания заключается в том, что Бог не нуждается в человечестве ни при каких обстоятельствах.
Бог спрашивает Иова: «Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое» (Иов. 41:3). Никто не дал Богу ничего такого, что уже не произошло от Бога, Который все сотворил. Также в Слове Божьем читаем: «...ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:10—12).
Прежде иногда полагали, что Бог сотворил людей потому, что Он был оди-нок и нуждался в общении. Если бы это было так, то, безусловно, означало бы, что Бог не является совершенно независимым. Это означало бы, что Бог нуждался в сотворении человека для достижения полного счастья или совер-шенства в Своем личном существовании.
Однако в словах Иисуса есть конкретные указания на неверность подоб-ного представления. Иисус молился: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Это указывает на то, что еще до творения между Отцом и Сыном существовало общение славы (sharing of glory). Далее Иисус говорит Отцу: «Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). До акта творения между Отцом и Сыном существовали любовь и общение.
Эти тексты прямо говорят нам о том, что мы можем узнать из учения о Троице: между лицами Троицы вечно существовали совершенная любовь, связь и общение. Тот факт, что Бог — это три личности и при этом единый Бог, означает, что Бог не был одинок, и у Него не было недостатка в личном обще-нии до творения. Эта любовь, а также межличностное общение и общение ела-вы всегда были и всегда будут гораздо более совершенными, чем любое обще-ние, которое в принципе возможно между нами, конечными человеческими существами, и Богом. И, поскольку второй из процитированных выше сти-хов говорит о той славе, которую Отец дал Сыну, мы должны понять, что здесь речь идет о таком даровании славы лицами Троицы друг другу, которое далеко превосходит славословие всего творения.
Что же касается существования Бога, то это учение также напоминает нам, что только Бог существует посредством Своей Собственной природы и что Он не был сотворен и никогда не возникал (из небытия). Он был всегда. Это очевидно из того факта, что все существующее было сотворено Им («Ибо
Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» [Отк. 4:11]; утверждения о том же самом содержатся также в Ин. 1:3; Рим. 11:35,36; 1 Кор. 8:6). Моисей говорит нам, что Бог существовал до творения: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89:3). Независимость Бога также очевидна из Его собственного опре-деления: «Бог сказал Моисею: Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх. 3:14). Этоутверж-дение можно также перевести: «Я буду Тем, Кем Я буду», однако в обоих слу-чаях суть одна — существование Бога и Его качества определяются только Им Самим и не зависят ни от чего и ни от кого. Это означает, что бытие Бога всегда было и всегда будет в точности таким, каково оно есть. В Своем суще-ствовании или в Своих свойствах Бог не зависит ни от какой части творения. И без творения Бог был бы бесконечно любящим, бесконечно справедливым, вечным, всеведущим, троичным и т. д.
Бытие Бога также есть нечто совершенно уникальное. Дело не просто в том, что Бог не нуждается в творении для чего бы то ни было, — Бог не может нуждаться в творении для чего бы то ни было. Различие между творением и Творцом — это колоссальное различие, так как Бог существует в бытии, прин-ципиально иначе организованном. Дело обстоит не таким образом, что мы существуем и Бог существует, как и всегда существовал; суть заключается в том, что Бог необходимо существует бесконечно лучшим, мощным и совер-шенным образом. Различие между бытием Бога и нашим бытием более вели-ко, чем различие между солнцем и свечой, между океаном и дождевой каплей, арктическим льдом и снежинкой, между вселенной и комнатой, в которой мы находимся. Бытие Божье — это качественно иное бытие. На наше представле-ние о Боге невозможно спроецировать никакого ограничения или несовершен-ства творения. Он — Творец; все прочее — тварно. Все прочее может прейти вмиг; Он — необходимо существует вечно.
Уравновешивающим по отношению к этому учению будет утверждение о том, что мы и прочее творение можем славить Бога и приносить ему радость. Об этом следует сказать для того, чтобы предостеречь от представления о том, что независимость Бога делает нас существами, лишенными значимости. Кто-то может спросить себя: «Если Бог не нуждается в нас, то разве мы име-ем какое-то значение? Есть ли какой-то смысл в нашем существовании или в существовании прочего творения?» В ответ следует сказать, что на самом деле мы очень значимы, поскольку Бог сотворил нас и определил тот факт, что мы будем для Него значимы. Таково высшее определение подлинной зна-чимости.
Бог говорит о Своих сыновьях и дочерях от концов земли: «Каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устро-ил» (Ис. 43:7). Хотя никакой необходимости творить нас у Бога не было, Он решил сделать это, обладая абсолютной свободой выбора. Он решил, что со-творит нас для того, чтобы мы прославили Его (ср.: Еф. 1:11,12, Отк. 4:11).
Верно также и то, что мы способны принести Богу истинную радость и наслаждение. Один из самых поразительных фактов в Писании заключается в том, что Бог действительно наслаждается Своим народом и радуется о нем. Исайя пророчествует о восстановлении народа Божьего:
И будешь венцем славы в руке Господа и царскою диадемою — на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благово-лит к тебе, и земля твоя сочетается. <...> ...Как жених радуется о невес-те, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3—5).
Также и Софония пророчествует: «Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17,18). Бог не нуждается в нас, но поразительно — Он избирает нас для того, чтобы радоваться о нас и позволяет нам приносить радость Его сердцу. В этом — основание значимое-ти жизни всего народа Божьего. Быть значимым для Бога — значит быть зна-чимым в наивысшем смысле. Невозможно представить себе более высокую степень личной значимости.
2. Неизменность. Мы можем определить понятие «неизменность Бога» еле-дующим образом: Бог неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях и обетованиях, и все же Бог действует и испытывает эмоции, и Он действует по-разному и испытывает разные эмоции в разных обстоятельствах?. Этот ат-рибут Бога называется также непреложностью Бога.
1) Свидетельство Писания. В Псалме 101 мы находим противопоставле-ние таких явлений, которые мы считаем неизменными, подобно небу и земле, с одной стороны, и Бога, с другой стороны. Псалмопевец говорит:
В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погиб-нут, а Ты пребудешь;и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их,— и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кон-чатся (Пс. 101:26—28)6.
5 Четыре основные понятия (бытие, совершенство, намерения, обетования), кото-рые описывают, каким именно образом Бог неизменен, взяты из книги: Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1939,1941), p. 58.
6 Немаловажно, что этот текст цитируется в Евр. 1:11,12 в связи с Иисусом Христом. В Евр. 13:8 о неизменности также говорится в применении к Христу: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Таким образом, Бог-Сын также полностью разделяет этот атрибут Божий.
Бог существовал еще до того, как были сотворены небо и земля, и будет существовать и спустя долгое время после того, как они будут уничтожены. Бог изменяет вселенную, но Сам Он, напротив, остается «тот же».
В связи со Своим собственным долготерпением и милосердием Бог гово-рит: «Ибо>7— Господь, Яне изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничто-жились» (Мал. 3:6). Здесь Бог использует общее утверждение о Своей неиз-менности для того, чтобы показать конкретный аспект этой неизменности.
Иаков напоминает своим читателям, что всякое доброе даяние в ко-нечном счете исходит от Бога, «у Которого нет изменения и ни тени переме-ны» (Иак. 1:17). Он рассуждает так: если всякое доброе даяние всегда ис-ходит от Бога, то мы можем быть уверены, что в будущем получим от Него только доброе, поскольку Его качества не меняются даже в самой малой степени.
Данное выше определение говорит о том, что Бог неизменен не в том, что можно себе представить, а в том, о чем говорит само Писание. Процитиро-ванные выше тексты Писания говорят как о бытии Бога, так и об определен-ных Его качествах. Из этого мы можем заключить, что Бог неизменен, по край-ней мере, в Его «бытии» и в Его «совершенстве» (т. е. в Его атрибутах и в раз-личных аспектах Его природы).
Великий датский богослов Герман Бавинк отмечает, что неизменность бытия Бога имеет огромную важность для выявления различий между Твор-цом и творением и для нашего поклонения Богу:
Учение о непреложности Бога имеет для религии огромное значе-ние. Противопоставление бытия и становления характеризует различие между Творцом и творением. Каждое творение непрерывно пребывает в процессе становления. Оно изменчиво, постоянно стремится куда-то, влекомое жаждой покоя и удовлетворения, и находит этот покой в Боге, в Нем одном, ибо Он один — чистое бытие вне становления. Поэтому в Писании Бог часто называется скалой...7
Данное выше определение утверждает также неизменность, или непрелож-ность, Бога в отношении Его намерений. «Совет же Господень стоит вовек; по-мышления сердца Его — в род и род» (Пс. 32:11). (Евр. עצה означает как «со-вет», так и «цель, намерение». Под влиянием библейского употребления анг-лийское слово соите/также приобрело значение «намерение». — Примеч. пер.) Это общее утверждение о намерениях Бога подтверждается множеством сти-хов о конкретных планах или намерениях Бога, которые существовали у Него вечно (Мф. 13:35; 25:34; Еф. 1:4,11; 3:9,11; 2 Тим. 2:19; 1 Пет. 1:20; Отк. 13:8). Если Бог определил, что Он желает что-либо свершить, то Его намерение неиз-менно, и задуманное будет свершено. Через Исайю Бог заявляет, что в этом с Ним никто не может сравниться:
7 Herman Bavinck, The Doctrine of God, trans, by William Hendriksen (Edinburgh: Banner of Truth, 1977, reprint of 1951 ed.), p. 149.