В этом аяте сила Мусы свидетельствует о его способности нести ответственность, возложенную на него, а верность - о богобоязненности.
В том же контексте следует рассматривать слова Аллаха, когда Он говорит о качествах Талута, которые делают его способным стать царем сынов Исраила: "Аллах его избрал над всеми и увеличил ему широту в знании и теле"("Корова", 2:247).
Обширность знаний означает признание Всемогущего Аллаха и знание Его религии, а также того, что Он сделал разрешенным, а что запрещенным. Физическая же сила делает Талута способным выполнять свои обязанности.
Качества, требуемые от каждого работающего, различаются в зависимости от характера поручаемой работы.
Ислам обязывает правителя мусульман подбирать на каждую должность наиболее подходящего и высококвалифицированного человека, способного выполнять обязанности наилучшим образом. При этом не должны учитываться ни родственные связи, ни самое высокое социальное положение, ни богатство, ни расовая или национальная принадлежность. Ниже мы приводим ряд примеров применения этого принципа в Исламе.
1. Абу Зар рассказывал, что однажды он попросил Пророка назначить его на какую-либо государственную должность. Пророк похлопал его по плечу и сказал:
"О Абу Зар! Ты слабый человек, а ведь это (должность) - доверенное имущество (от Аллаха). В Судный день все может обернуться позором и раскаянием, если эту должность человек, не получит заслуженно и не будет безукоризненно выполнять свои обязанности.
2. Ибн Аббас передал, что Посланник Аллаха сказал однажды: "Если кто-то назначил одного из мусульман на должность, хотя есть человек, более благочестивый и угодный Аллаху, то назначивший совершил предательство Аллаха и Его Посланника".
Пророк всегда определял на государственные должности наиболее знающих и опытных людей. Так командующим войском он назначил Халида ибн Валида за его военное мастерство и знания, а не какого-либо ветерана из числа мухаджиров и ансаров. Точно так же он сделал главнокомандующим своего войска Усаму ибн Зейда за его выдающиеся военные способности.
4. Язид ибн Абу Суфьян рассказывал, что Абу Бакр, направляя его в Сирию, сказал ему:
"О Язид! Чего я больше всего боюсь, это того, что ты под давлением родственников будешь назначать их на ответственные должности, предпочтя их другим мусульманам. А Посланник Аллаха говорил: "Если кто-нибудь занимает государственную должность и сам назначает другого без учета его достоинств, он будет наказан Аллахом, и от него не будет принято никакой компенсации взамен, и он будет брошен в адский огонь ".
5. Абу Хурейра рассказывал: "Однажды Пророк разговаривал с людьми, когда к нему подошел бедуин и спросил: "Когда будет Судный день?" Пророк как ни в чем не бывало продолжал свою беседу. Некоторые подумали, что Пророк услышал вопрос, но он ему не понравился. Другие решили, что Пророк вообще не расслышал вопроса. Закончив говорить, Посланник Аллаха спросил о том самом бедуине, бедуин отозвался. Тогда Пророк сказал: "Когда доверием злоупотребляют, тогда ждите Дня суда". Бедуин спросил: "А как им злоупотребляют?" Пророк ответил: "Когда государственные должности отдаются не заслуживающим этого и неопытным людям, тогда и ждите Дня суда".
По всем этим причинам мусульманские правоведы однозначно придерживаются мнения, что в обязанности правителя мусульман входит подбирать и назначать на каждую государственную должность наиболее квалифицированных и подходящих людей, что находится в полном соответствии со следующим предписанием Корана:“Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его”(“Женщины”, 4:58).
Итак, назначение на государственные должности заслуживающих этого людей без всякой дискриминации по каким бы то ни было признакам является обязанностью правителя Исламского государства.