Мудрость запрещения музыки и песен
Всевышний и Мудрый Аллах сказал: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в комментарии к этому аяту писал, что это касается еды, питья, брачных отношений, деяний и слов. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 178.
Опираясь на этот аят, толкователи Корана говорили, что дозволенное Аллахом несет в себе благо, как для души, так и для тела, так же как и все запрещенное Аллахом приносит вред и для души и для тела. Поэтому каждый мусульманин обязан знать, что любая вещь, которую запретил Всевышний Аллах, не может содержать в себе пользу как для мира этого, так и для мира вечного!
Некоторые мусульмане, последовав в этом неверным, считают, что слушание музыки и песен дает сердцу успокоение и пользу. Они глубоко заблуждаются, поскольку музыка и песни причиняют душе человека огромный вред и зло, приводя к болезни сердца. Имам аш-Ша’би говорил: “Поистине, пение взращивает в душе лицемерие подобно тому, как вода взращивает посевы, и поистине, поминание Аллаха взращивает в душе веру, подобно тому, как вода взращивает посевы!” Ибн Наср 2/152. Иснад хороший.
Радость же и спокойствие, доставляемые музыкой и песнями, о которых заявляют их любители, являются не больше, чем наущениями и ложью шайтана. Если бы в музыке и песнях была бы хоть какая-та польза как для жизни этой, так и для следующей, то сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи опередили бы нас в этом. Прекрасно описал вред музыки и песен также и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказав: “Пение – это талисман прелюбодеяния. Оно является причиной непристойных поступков. Попадая под влияние пения и музыки, души даже самых целомудренных юношей и девушек разлагаются, что облегчает для них развращение, как это происходит с пьяницами”. Он также сказал: “Песни не приносят душе никакой пользы, а наоборот, причиняют ей огромный вред. Песни для души подобны вину для разума, и по этой причине они гораздо сильнее одурманивают их любителя, чем вино!” См. “Маджму’уль-фатауа” 11/570-576.
Также прекрасно сказал шейх Ибн аль-Къайим: “Если кто-то привыкает к пению, то непременно в его сердце незаметно проникает лицемерие. И если бы человек знал сущность лицемерия, он замечал бы его в своем сердце. Когда совмещаются вместе в одном сердце любовь к пению и любовь к Корану, то непременно одна любовь вытесняет другую. Мы видели, как трудно (заучивать) Коран любителю пения, как не получают они удовлетворения от него (Корана), и как не получают пользу от его чтения. Их сердца при этом остаются безучастными. Однако, услышав пение, оно настолько завораживает их, что они с радостью готовы слушать его до поздней ночи. Поэтому они предпочитают слушание песен и музыки слушанию Корана. Редко можно встретить большого любителя музыки и песен, который не был бы самым нерадивым среди людей в том, что касается молитвы, а особенно коллективной молитвы, совершаемой в мечети”. См. «Игъасату-лляхфан», «Масаля ас-сама’» 244.
Воистину, это прекрасные слова.
И наконец, истинному мусульманину достаточно того, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретили какую-либо вещь, даже если он и не знает объяснение и истинную причину этого повеления, ибо не всегда запрет связан с причиной! А Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение» (аль-Ахзаб 33: 36).
Что же касается лечения от зависимости к музыке и песням, то оно содержится в многократном чтении Корана и его слушании, как на это указывал Ибн аль-Къайим, а также частом поминании Аллаха.
Заключение
На основании всего сказанного следует, что любой вид музыкальных инструментов является запретным, кроме того, что сделал исключением сам шариат, а это бубен без колец и только для женщин в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, а также на свадьбах.
Также запрещены все песни, кроме тех, что подобны стихам, произносимые без распева (ильхан) и хора, а также не содержащие в себе плохого смысла.
Таково мнение саляфов нашей общины относительно данного вопроса и это то, на чем сошлись великие имамы, к которым велел обращаться Всевышний Аллах, и которые являются наследниками пророков. Что касается того, кто противоречит им, идя на поводу своих страстей, то он может оказаться из числа тех, кому пригрозил Аллах, сказав: «А того, кто воспротивится посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Огне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса 4: 115).
Мы призываем всех тех, кто вводил несведущих русскоязычных мусульман в заблуждение с помощью сомнительных доводов относительно дозволенности музыки и песен, покаяться за дозволение того, что шариат объявил запретным, и открыто признать свою ошибку.
Кто-то может спросить: «А разве простому мусульманину, не обладающему знанием, не дозволено слепо следовать (такълид) за кем-либо из ученых?» Ответ таков: Нет сомнений в том, что простому человеку, не обладающему достаточными знаниями, дозволено следовать за кем-либо из ученых, не спрашивая доказательств, до тех пор, пока он не утвердится в знании и не сможет отличать сильное мнение от слабого. Более того, в случае незнания им какого-либо вопроса, он обязан спрашивать о нем у обладающих знанием, а если по данному вопросу среди ученых есть разногласия, то он обязан следовать за тем ученым, который обладает наибольшим знанием, поступая таким образом до тех пор, пока сам не станет разбираться в доводах обеих сторон. И не дозволено обычному человеку следовать именно за тем имамом, чьи мнения соответствуют его страстям. Он должен бояться Аллаха и следовать за мнением того имама, который является наиболее знающим. Так например, не позволительно следовать мнению имама какой-либо мечети, когда, допустим, шейх Ибн Баз говорит по-другому, если только человек на основании доказательств обеих сторон не пришел к тому, что мнение о котором поведал имам мечети, сильней доводами. Об этом говорили многие ученые, среди которых аль-Хатыб аль-Багъдади, имам аш-Шатыби и др. См. “аль-И’тисам” 2/861.
Что касается Ибн Хазма, то нет сомнений в том, что он из числа имамов нашей общины, однако разве он обладал большими знаниями, чем сподвижники или же четыре имама известных мазхабов?! Почему в данном вопросе несведущему мусульманину хочется следовать именно за ним или же за Юсуфом Кардауи или за кем-либо еще, кто дозволяет музыку и песни? Кто достоин того, чтобы за ними следовали, они или же сподвижники и их последователи?!
Хафиз Ибн Касир сказал: “Слова и дела людей сопоставляются со словами и делами пророка (мир ему и благословение Аллаха), и то, что совпадает с его словами и делами – принимается, а то, что не совпадает с ними – отвергается, кому бы они ни принадлежали”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/415.
Каждый имам, который проявил усердие в вынесении решения, получит за это награду, даже если он допустил ошибку. Указанием на это служит следующий хадис: «Если судья, проявивший усердие, вынес решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявил усердие и ошибся, то одно». аль-Бухари 3/268, Муслим 1716.
Однако никому из мусульман не позволительно следовать за каким-либо имамом, если ему стало известно о его ошибке. Что же касается тех, кто, опираясь на слова каких-либо ученых, делает дозволенное запретным, то им следует бояться Аллаха и опасаться того, что они могут впасть в глубокое заблуждение. ‘Ади ибн Хатим рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят:«Они (люди Писания) взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха»(ат-Тауба 9: 31). Я сказал ему: “Но ведь мы не поклонялись им!” Тогда он спросил: «А разве они не запрещали то, что разрешено Аллахом, и вы считали это запрещенным, и если они разрешали вам запрещенное Аллахом, то и вы разрешали себе это?» Я ответил: “Да”. Он сказал: «Это и есть поклонение им»”. ат-Тирмизи 3094, аль-Байхакъи 10/198, Ибн Джарир 16631. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Ма’мар ибн Рашид говорил: “Если человек последует высказыванию мединцев в отношении дозволенности слушания песен и совершении полового акта с женщиной через анальный проход, а также последует словам мекканцев относительно дозволенности временного брака, а куфийцам в отношении дозволенности одурманивающего, то он станет наихудшим из рабов Аллаха!” См. “Тальхис аль-хабир” 3/187.
Имам аш-Шатыби говорил: “Нельзя опираться на то, в чем ошибся ученый и нельзя слепо за ним в этом следовать, ибо его ошибка противоречит шариату!” См. “аль-Мууафакъат” 4/170.
И наконец, следует знать, что данная брошюра предназначена для мусульман, которые встали на путь Всевышнего Аллаха. Что же касается людей далеких от Аллаха, то начинать призыв с того, что музыка является запретной не стоит, и более того это является отсутствием мудрости в деле призыва, поскольку они совершают более страшные грехи, чем слушание музыки и песен.
‘Аиша рассказывала: “Первыми сурами Корана, которые были ниспосланы пророку (мир ему и благословение Аллаха), были суры, в которых детально описывались Рай и Ад. Когда же люди утвердились в Исламе, были ниспосланы приказы и запреты. Если бы первые откровения запрещали пить вино, то люди бы сказали: “Мы никогда не перестанем пить вино!” Если бы первые аяты запрещали совершать прелюбодеяние, то люди бы сказали: “Мы никогда не прекратим прелюбодействовать!” аль-Бухари 4993.
Следует помнить, что призыв к Аллаху следует начинать с единобожия, а не с запретов шариата!
Хвала Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду,
Членам его семьи и всем его сподвижникам
[1] Учеными исламской общины, будь то предшествующими или современными, было написано множество трудов, в которых они подробно освещали тему музыки и песен, приводя доводы и указывая на то, что это запрещено. Среди этих трудов можно выделить следующие: «Замм аль-маляхи» Ибн Аби ад-Дунья; «Тальбису Иблис» Ибн аль-Джаузи; «аль-Мадхаль» Ибн Хадж аль-Малики; «ас-Сама’» и «Игъасату-лляхфан» Ибн аль-Къайим; «аль-Амр билль-иттиба’ уа-ннахий ‘аниль-ибтида’» ас-Суюты; «Тахриму алят ат-тараб» аль-Альбани; «аль-И’лям би накъд китаб аль-Халяль уаль-харам» Салих аль-Фаузан; «аль-И’лян би анна аль-‘азф харам» Абу Бакр аль-Джазаири.
[2] Мубах – дозволенное действие, за совершение которого нет награды и за оставление чего нет греха. О том, какой вид пения дозволен, а какой запрещен, мы с соизволения Аллаха поговорим далее.
[3] Под «общиной» речь идет о первых поколениях мусульман, из числа обладающих знанием, а не о каждом мусульманине. Тоже самое относится и к словам Ибн Мас’уда, который сказал: “Что считают все мусульмане хорошим, то является хорошим и у Аллаха, а что все мусульмане считают плохим, то является плохим и у Аллаха!” Ахмад 1/379, ат-Таялиси 23. Достоверность подтвердили аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хаджар, ас-Сахауи, Ибн ‘Абдуль-Хади и аль-Альбани. Имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Если это сообщение достоверно, то под «мусульманами» подразумевается только единогласное мнение сподвижников”. См. “Фатауа аль-‘Изз” 1/42.
[4] Т.е. высмеивает и издевается над истиной и аятами Корана.
[5] Имам Абу Мухаммад Ибн Хазм аль-Андалуси, имам мазхаба захиритов (понимание текстов Корана и Сунны буквально), скончался в 456 г.х. С похвалой об этом имаме отзывались многие ученые, среди которых Ибн Къаттан, аль-Хумайди, аз-Захаби, Ибн Касир и др. См. “ас-Сияр” 3/93 и “аль-И’лям” 5/59.
Некоторые люди считают, что мазхаб захиритов и в том числе сам имам Ибн Хазм не имеют никакого отношения к ахлю-Сунна. Это заблуждение. Несомненно, что во многих вопросах они были строгими и имели ошибки. Но в месте с тем, имамы нашей общины с ними считались, и особенно с мнением Ибн Хазма.
В своей основе мазхаб захиритов является истиной, и это то, что от нас требует шариат – покорность текстам Корана и Сунны и буквальное их понимание, если только другие контексты Корана и Сунны не обязывают нас понять что-либо иначе. Об этом говорили хафиз Ибн Хаджар, имам аш-Шаукани, шейх Сиддыкъ Хасан Хан и др. См. «аль-Бадру-ттали’» 2/290.
Что же касается Ибн Хазма, то следует отметить, что имамом в вопросе дозволенности музыки у сторонников этого мнения является именно он. Но что удивляет, так это то, что современные фанатичные приверженцы своих мазхабов и мнений, не следуют за этим имамом в тех вопросах, в которых у него сильнейшие позиции и аргументы. Однако в вопросе дозволенности музыки они, оставив свой мазхаб, который они никогда не подвергали критике, следуют за ним. Мы видим, как страсть человека может играть с ним, да упасет нас от этого Аллах! Но не смотря на все сказанное имам Ибн Хазм ошибся, посчитав музыку дозволенной и сказав, что нет ничего запрещающего ее ни в Коране, ни в Сунне. Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Нет такого ученого, праведника или достойного человека, у которого не было бы недостатков. Однако если достоинств в человеке больше, чем недостатков, то его достоинства устраняют его недостатки. И так же если в нем больше недостатков, чем достоинств, то они устраняют его достоинства”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баяниль-‘ильм” 2/48.
И будь это Ибн Хазм, или Абу Ханифа, или Ахмад или любой другой имам, если он допустил ошибку, то необходимо указать на это и предостеречь мусульман от следования за тем или иным имамом в том вопросе, который явно противоречит Корану и Сунне. Однако на ошибку того или иного имама могут указывать ученые. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Пророки, мир им, были защищены от допущения серьезных ошибок в отличие от ученых и правителей, поистине они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки ученых и правителей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.
Также сказал и хафиз Ибн Раджаб: “К проявлению искренности (насыха) по отношению к Аллаху, Его Писанию и посланнику (мир ему и благословение Аллаха) относится также то, что совершают ученые, опровергающие заблуждения с помощью Корана и Сунны и разъясняющие это. Также к этому относится и опровержение слабых высказываний ученых”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 96.
[6] Марфу’ – то, что возводится к пророку (мир ему и благословение Аллаха).
[7] Некоторые современные проповедники, позволяя себе откровенную ложь, заявляют, что шейх Ибн аль-Къайим стал собирать слабые хадисы о запрете музыки и называть их достоверными для того, чтобы запретить музыку. Это скверное и порочное заявление, и оно является подозрением и посягательством на знание о намерении человека, плюс еще и плохое предположение об ученом! Ему, как и многим ученым до него, было известно лучше, чем сторонникам своих страстей наших дней о том, что не дозволено в религии что-либо запрещать или дозволять! Имам Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Кто ищет хадис, чтобы подтвердить им свое мнение, тот приверженец нововведения”. См. ”Замуль-калям” 337.
Также исходя из высказываний великих имамов читатель увидит, что не только Ибн аль-Къайим считал музыку запретной, опираясь на хадисы, но и многие другие имамы, которые были задолго до него.
[8] «Та‘ликъ», «муаллякъ» – означает «подвешенный». В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в иснаде которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом людей со стороны передатчика хадиса. В качестве довода такие хадисы неприемлемы. Однако, если хадис «му’аллякъ» приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, как например в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения. Ученые занимались исследованием хадисов му‘аллякъ, приводящихся в «Сахих» аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. См. “Шарх ан-нухба” 42.
[9] В этих словах шейхуль-Ислама опровержение тем, кто считает совершение какого-либо греха указанием на то, что он дозволяет это. А также опровержение и тем, кто не считает неправильное понимание и толкование (тауиль) оправданием для обвинения в неверии!
[10] В предисловии своей книги «Фатхуль-Бари» хафиз Ибн Хаджар говорил, что те хадисы, достоверность которых он умолчал, он считал хорошими.
[11] Речь идет о запретном виде пения, а не о пении вообще, о чем подробно с соизволения Аллаха пойдет речь далее.
[12] Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал колокольчик свирелью шайтана, то что же можно сказать о всевозможных музыкальных инструментах?!
[13] Барбат – персидский музыкальный инструмент, который арабы переняли от них. Он похож на грудь утки, что на персидском “бар”, и по этой причине был назван “барбат”. ‘Али ибн аль-Хусайн говорил: “Не будет праведной община, в которой есть барбат (лютня)!” См. “Лисан аль-‘араб” 7/258.
[14] Любые слова и дела, которые были совершены в присутствии пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно которых он не высказал своего порицания, указывают на дозволенность этого. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет никакой вещи, которая бы вас приближала к Раю, которую бы я вам не повелел! И нет такой вещи, которая бы вас приближала к Аду, которую бы я вам не запретил!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2866.
[15] Дозволенный бубен – это бубен без колокольчиков, подобный простому барабану, но открытый с одной стороны.
[16] Некоторые имамы также дозволяли играть на бубнах женщинам при любых радостных событиях, при этом они опирались на сообщение от Мухаммада ибн Сирина, который рассказывал: “Когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб слышал звук бубна, он спрашивал: “Что это?!” И если ему говорили, что это свадьба или кому-то сделали обрезание, то он умолкал”. См. «Масаляту-ссама’» 133.
Однако это сообщение Ибн Сирина недостоверное, поскольку он не застал ‘Умара в живых и соответственно не мог слышать от него хадисов.
[17] О том, что Ибн ‘Умар был в числе сподвижников дозволявших песни в сопровождении духовных инструментов, ссылаясь на имама аз-Зухайли пишет Шамиль Аляутдинов в своей книге “Путь к вере и совершенству” стр. 361.
[18] Следует отметить, что определение слова «пение» в арабском языке и русском не совсем одинаковы.
[19] Под «аль-джама’а» в данном случае подразумевается истина. Ибн Мас’уд говорил: “Аль-Джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!” аль-Лялякаи, Ибн ‘Асакир. Иснад достоверный. См. “аль-Мишкат” 1/61, шейха аль-Альбани.
[20] Обратите внимание на то, что говорящий это имам аш-Шатыби жил около семиста лет назад.
[21] О том, что нашиды являются нововведением в Исламе и что они недозволенны, говорили многие большие ученые, среди которых аль-Альбани, Ибн ‘Усаймин, ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, Салих аль-Фаузан, Ахмад ан-Наджми, ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, Хамуд ат-Тууайджири, Салих ас-Сухайми, Бакр Абу Зайд, Ибн Джибрин, ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи, ‘Абдур-Рахман аль-Баррак, Салих Али Шейх и др. Слушайте и читайте подробно фатауа этих ученых по поводу нашидов на кассете «Акъуалюль-‘уляма филь-анашид уа-ттамсиль», а также в книгах «аль-Къаулюль-муфид фи хукми анашид» Усамы ‘Абдуль-Мун’има, и «аль-Адилляту-шшар’ия фи хукмиль-анашид аль-ислямия» ‘Абдуль-‘Азиза ар-Райса, а также фатауа «Хукму ма юсамма билль-анашид аль-ислямия».